Проектная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время по ФГОС
опыты и эксперименты (5 класс) по теме

Кулакова Наталья Александровна

В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований - к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные, предметные. Особая роль выделена универсальным учебным действиям.

У педагогов - практиков особое место занимает «метод проектов».

Актуальность данного вопроса определяется наличием противоречия:

между существующими требованиями к результатам образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и отсутствием практических, методических рекомендаций в адрес учителя по технологическому обеспечению процесса обучения.

Выявленное противоречие позволили сформулировать проблему исследования: какие педагогические условия должны быть созданы в образовательном учреждении, чтобы обеспечить внедрение в педагогическую практику технологию проектного обучения, направленного на развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы.

Объектом исследования является процесс внедрения технологии проектного обучения на уроках математики, направленного на развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы.

Задачи исследования:

  •  рассмотреть психолого-педагогические аспекты ФГОС общего образования;
  •  обосновать необходимость внедрения технологии проектного обучения в основной школе;
  •  описать основные результаты освоения основной образовательной программы;
  •  выделить отличительные особенности характеристик УУД учащихся начальной и основной школы;
  •  раскрыть сущность технологии проектного обучения;
  •  описать приёмы, методики, технологии, используемые при ТПО;
  •  разработать технологическую карту развития УУД учащихся 5,6 класса;
  •  разработать проектное задание по математике для учащихся 5,6 класса.

 

Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.

Проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, приводит к определенным результатам.

Получили развитие общие умения учащихся: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата.

Учащиеся получают представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы. Уроки с применением проектов детей более интересны и познавательны для учащихся. Проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.  Метод проектов ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества.

Поэтому нынче как никогда актуальны слова писателя Кларка:

“Мало знать, надо и применять.

Мало очень хотеть, надо и делать!”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx664.42 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ «Солнечная СОШ»

Вышневолоцкого района

Тверской области


Наша школа является пилотной, участвует в эксперименте по внедрению ФГОС ООО.

Организация проектной деятельности учащихся в школе является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, спецкурс поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Проектный метод связан с практической деятельностью. Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается уже в 5 классе. Большая роль отводится  информационно-коммуникационным технологиям.  И мне, учителю математики и информатики, это осуществить гораздо легче.

Программа внеурочной деятельности  по математике 5 класса «Математика вокруг нас» предусматривает создание проектов по основным темам учебника математики программной линии И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича.

Одним из сложных этапов проектной деятельности с детьми является момент первичного включения учащихся в собственную проектную деятельность.

На этом этапе обучаю учащихся выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определения понятиям и т. п.

Когда детям даётся задание, они начинают думать, размышлять, спорить, находить новые идеи. Учеников необходимо разделить на группы, объяснив, что работа в группах организуется таким образом, что в группе нет лидеров, но есть координатор и все должны проявлять активность и вносить свой вклад в  общее дело.

В результате, школьники глубоко погружаются в изучаемую тему, в решение рассматриваемой проблемы, т.е. пополняют свои знания и при этом воспринимают окружающий мир во всем его многообразии. Моя роль – это роль организатора познавательной, исследовательской деятельности учеников. При осуществлении проекта ценны не только его результаты, но и сам процесс, который позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями, лучше понимающими друг друга.

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

На завершающем этапе подводятся итоги работы учеников, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта.  Оценивая работу над проектом, я учитываю любой уровень достигнутых результатов, выбираю рейтинговый критерий оценивания, включая промежуточный контроль на всех этапах проекта. Критерий самооценки работы в группе способствует утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.  Критерии оценки проекта должны быть понятны ученикам и оцениваться должно именно качество работы в целом, а не только презентация.

При организации проектной деятельности стараюсь включить в проекты задания прикладной направленности. Например, в проектах по теме: «Натуральные числа» и «Десятичные дроби» каждая группа получила свою задачу из ЕГЭ типа В1 и В4. Ученики оформили  решение своей задачи в презентации.

Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Для меня радость заниматься математикой, но еще большая радость, если удастся воспитать ученика, любящего математику или хотя бы такого, который с интересом учит математику.

Мои ученики… Какие же они разные!.. И какие разные у них глаза: думающие, веселые, сияющие… А еще напряженные, равнодушные… Как помочь таким ребятам?

Каждому ученику от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира, поэтому я организовываю учебную деятельность так, чтобы развивать у школьников необходимые для этого умения и навыки. На уроках и во внеурочное время я прививаю учащимся вкус к исследованию и вооружаю их методами научно – исследовательской и проектной работы.

Мои ученики принимают активное участие в интеллектуальных конкурсах, проектах, предметных математических олимпиадах.

Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.

Проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, приводит к определенным результатам.

Получили развитие общие умения учащихся: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата.

Учащиеся получают представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы. Уроки с применением проектов детей более интересны и познавательны для учащихся. Проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.  Метод проектов ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества.

Поэтому нынче как никогда актуальны слова писателя Кларка:

“Мало знать, надо и применять.

Мало очень хотеть, надо и делать!”.

2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"

                Содержание: Информация об опыте………………………….......…....………….4Технология опыта………………………................………....………7Результативность...

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.

В статье рассматриваются особенности проектной деятельности,возможные этапы проектов, их влияние на познавательную активность учащихся. Приводятся примеры проектов, используемых на уроках биологии и э...

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность... Бернард Шоу...

«Проектная деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время»

В статье рассказывается  об опыте  использования проектной деятельности в школе,на предметах естественно - экологического цикла...

Выступление на педагогическом совете «Проектная деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время»

Большие возможности для развития творческой личности создаетактуальная и востребованная в современной педагогике проектно-исследовательская деятельность учащихся....

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время

Обмен опытом «Организация проектной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время» Ведущее место среди  методов новой школы  принадлежит сегодня исслед...