Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
учебно-методическое пособие по математике (6 класс)

Никифорова Наталья Николаевна

Разрабатывая концепцию Рабочей тетради, ставила перед собой следующие задачи:

 - реализовать современные подходы к формированию у глубоко умственно отсталых обучающихся математических знаний и умений, в основе которых лежит принцип коррекционно-развивающей направленности обучения.

 - обеспечить детям овладение счётом систематически, последовательно и наглядно представляя изучаемый материал.

- обеспечить повышение познавательного интереса в изучении математики, предлагая материал, эмоционально воздействующий на ребёнка;

 - максимально учесть закономерности овладения новым материалом глубоко умственно отсталыми детьми (особенности и возможности их обучения, чувственный опыт, сюжеты и ассоциации).

Рабочая тетрадь составлена в соответствие с программой по математике для глубоко умственно отсталых детей и общей концепции коррекционно-развивающего обучения.

Тетрадь включает в себя 8 разделов:

  1. Повторение. Десяток.
  2. Устная и письменная нумерация в пределах 20.
  3. Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд.

     4. Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд (все случаи). Решение задач, содержащих понятия «На несколько больше», «на несколько меньше», «дороже - дешевле», решение задач на нахождение суммы и остатка.

     5. Меры ёмкости. Литр.

     6. Меры стоимости. Работа с монетами по 20 копеек.

     7. Меры времени. Определение времени по часам с точностью до часа.

     8. Геометрический материал.  (Повторение тем: «Квадрат», «Прямоугольник». Изучение темы: «Треугольник»).

    Пособие предполагает включение нового материала в систему уже имеющихся знаний, построено на связях изучаемого математического материала с  окружающим ребёнка реальным миром.

Система учебных заданий и практических упражнений представленная в тетради, направлена не только на формирование у учащихся математических знаний и умений, но и на коррекцию их психофизического развития. Задания характеризуются опорой на наглядно – действенное и наглядно - образное развитие мышления учащегося, ориентированы на  коррекцию ассоциативной, образной и зрительной памяти. Задания  распределены     по нарастающей степени трудности, с соблюдением принципа «от простого  к сложному». Все задания сопровождаются текстами в форме инструкции-обращения и образцами для выполнения.

В тетради используются разнообразные виды заданий и упражнений:

  • занимательные упражнения с конкретными примерами,
  • создание проблемной ситуации,
  • поиск  правильного  ответа,
  • выбор ответа из предложенных вариантов,
  • упражнения, которые способствуют развитию зрительного восприятия и запоминания материала,
  • упражнения, способствующие коррекции памяти, внимания, мышления,
  • задания с опорой на несколько анализаторов (задания следует сначала прочитать учителю, дать время детям подумать, ответить устно, а затем записать правильный ответ в тетрадь),
  • задания, предполагающие перенос только что полученных знаний на своё индивидуальное задание,
  • задания, предполагающие использование цвета, рисование и раскрашивание,
  • задания, содержащие просьбу помочь: «Помогите решить…» и т.д.

В данном пособии предлагаю образные, красочные и эмоциональные рисунки, которые выражают сущность понятий и в которых работают такие невербальные средства передачи информации как цвет, размер (крупный материал легче воспринимается), взаимное расположение объектов на странице.

            Пособие ориентировано на коррекцию ассоциативной, образной, зрительной памяти, а также на область чувств.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Н.Н. Никифорова, учитель математики МБОУ « Кузедеевская школа – интернат» МАТЕМАТИКА 6 класс Рабочая тетрадь

Слайд 2

Цели и Задачи: - реализовать современные подходы к формированию у обучающихся математических знаний и умений, в основе которых лежит принцип коррекционно-развивающей направленности обучения ; - обеспечить учащимся овладение счётом систематически, последовательно и наглядно представляя изучаемый материал; - обеспечить повышение познавательного интереса в изучении математики, предлагая материал, эмоционально воздействующий на ребёнка; - максимально учесть закономерности овладения новым материалом глубоко умственно отсталых детей (особенности и возможности их обучения, чувственный опыт, сюжеты и ассоциации).

Слайд 3

функции рабочей тетради: • обучающая; • коррекционно-развивающая; • воспитывающая; • формирующая; • контролирующая.

Слайд 4

Разделы рабочей тетради I. Повторение . Десяток. II . Устная и письменная нумерация в пределах 20. III . Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. IV . Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд (все случаи ). Решение задач, содержащих понятия «на несколько больше», «на несколько меньше», «дороже - дешевле», решение задач на нахождение суммы и остатка. V . Меры ёмкости. Литр. VI . Меры стоимости. Работа с монетами по 20 копеек. VII . Меры времени. Определение времени по часам с точностью до часа. VIII . Геометрический материал. (Повторение тем: «Квадрат», «Прямоугольник». Изучение темы: «Треугольник».)

Слайд 5

Виды заданий и упражнений • занимательные упражнения с конкретными примерами, •создание проблемной ситуации, •поиск правильного ответа, •выбор ответа из предложенных вариантов, •упражнения , которые способствуют развитию зрительного восприятия и запоминания материала, •упражнения , способствующие коррекции памяти, внимания, мышления , •задания с опорой на несколько анализаторов (задания следует сначала прочитать учителю, дать время детям подумать, ответить устно , а затем записать правильный ответ в тетрадь), •задания , предполагающие перенос только что полученных знаний на своё индивидуальное задание, •задания , предполагающие использование цвета, рисование и раскрашивание , •задания , содержащие просьбу помочь: «Помогите решить…» и т.д.

Слайд 6

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд Впиши пропущенные числа. Какого числа не хватает???

Слайд 10

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития.

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития....

Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Геометричес

Рабочая тетрадь составлена в соответствие с программой по математике для глубоко умственно отсталых детей и общей концепции коррекционно-развивающего обучения. Данная часть рабочей тетради посвящена о...

Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая тетрадь составлена в соответствие с программой по математике для глубоко умственно отсталых детей и общей концепции коррекционно-развивающего обучения. Данная часть рабочей тетради посвящена о...

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталость

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математические представления» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множест

Рабочая программа составлена на основании  Положения о рабочей программе педа­гога, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС обучающихся с умственной отс...