рабочая программа по кружку ФГОС "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (6 класс)
Программа разработана с учетом требований ФГОС для 6 класса по математике 2 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tarakanova_zanimatelnaya_matematikakruzhok_6_g_klass.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №7
имени маршала авиации А. Н. Ефимова
РАССМОТРЕНО Методическим Объединением «Внеурочная деятельность» МБОУ лицея №7 Протокол №1 от 28.08.2019 г. | ПРИНЯТО Педагогическим Советом МБОУ лицея №7 Протокол № 1 от 29.08.2019 г. |
УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ лицея №7 № 252 от 29.08 .2019 г. __________________ /В. А. Жириков/ |
Рабочая программа
по курсу «Занимательная математика»
6 «Г» класс
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель:
О.И.Тараканова
учитель первой
квалификационной категории
г. Миллерово
2019 г.
Пояснительная записка
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Решить эти задачи позволяет программа математического курса «Занимательная математика», рассчитанного на 68 часов (2 часа в неделю).
Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.
Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Для занятий математического курса «Занимательная математика» предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, порешать интересные задачи.
Уровень сложности этих заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны учащимся, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития.
Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Цель:
Привитие интереса учащимся к математике, систематизация и углубление знаний по математике.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
- развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- повышение математической культуры ученика;
- воспитание настойчивости, инициативы.
В основу составления программы математического кружка положены следующие педагогические принципы:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Общая характеристика курса
Основное содержание курса математики составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль в данном курсе отведена решению текстовых задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического курса рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Такие задания содержатся в разделе “Логические задачи”. В разделе “Мир чисел” начинается изучение новой содержательной линии “Анализ данных”. Здесь предлагается естественный и доступный детям этого возраста метод решения комбинаторных задач, заключающийся в непосредственном переборе возможных вариантов (комбинаций). Этот материал нашел отражение в разделах “Задачи на разрезание” и “Дележи в затруднительных обстоятельствах”. Большую роль при обучении математики играет геометрический материал, поэтому на занятиях курса он отражен в разделе “Задачи на разрезание”, где развивается представление о симметрии фигур, и в разделе “Олимпиадные задачи”. Материал темы “Обыкновенные дроби и действия с ними” рассматривается в разделе “Мир дробей”, где развиваются навыки решения задач с дробями. Решение примеров и задач на смекалку. Использование занимательной математики. Углубление учебного материала. Сообщение сведений из истории математики.
Методы работы и формы работы с учащимися
- упражнения;
- беседа;
- самостоятельная работа;
- парная работа;
- групповые занятия;
- индивидуальные занятия
- тестовые задания.
Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.
Планируемые результаты освоения курса в соответствии с требованиями ФГОС
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
- понимание роли математических действий в жизни человека;
- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
- понимание причин успеха в учебе;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
- ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
- общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о значении математики для познания окружающего мира.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Ученик научится:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- выполнять действия в устной форме;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
Ученик научится:
- использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
- на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
- строить небольшие математические сообщения в устной форме;
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
- проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
- в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Ученик получит возможность научиться:
- под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
- работать с дополнительными текстами и заданиями;
- соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
- моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
- устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
- строить рассуждения о математических явлениях;
- пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные:
Ученик научится:
- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
- допускать существование различных точек зрения;
- стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости;
- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
- использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
- корректно формулировать свою точку зрения;
- проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
- контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.
Содержание
Название темы | Изучаемые в теме вопросы |
1.Числа и вычисления | Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические квадраты. |
2.Геометрические фигуры. | Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры. |
3.Ребусы. Кроссворды. | Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды. |
4.Логические задачи. | Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле. |
5.Решение задач. | Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение. |
Учебно-тематическое планирование
Название темы | К-во часов |
1.Числа и вычисления | 16 часов |
2.Геометрические фигуры. | 10 часов |
Ребусы. Кроссворды. | 10 часов |
4.Логические задачи. | 16 часов |
5.Решение задач. | 16 часов |
Итого: | 68ч |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | № урока | Тема урока | Планируемые результаты | Дата план | Дата факт | ||
личностные | метапредметные | предметные | |||||
I. | Числа и вычисления. | ||||||
1 | 1 | Греческая и римская нумерация. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; | Умение делать анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов | Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. | 02.09.2019 | |
2 | 2 | Греческая и римская нумерация. | 04.09.2019 | ||||
3 | 3 | Индийская и арабская система исчисления. | 09.09.2019 | ||||
4 | 4 | Индийская и арабская система исчисления. | 11.09.2019 | ||||
5- | 5 | Древнерусская система исчисления. | 16.09.2019 | ||||
6 | 6 | Древнерусская система исчисления | 18.09.2019 | ||||
7 | 7 | Правила и приемы быстрого счета. | 23.09.2019 | ||||
8 | 8 | Правила и приемы быстрого счета. | 25.09.2019 | ||||
9- | 9 | Конкурс «Кто быстрее сосчитает». | 30.09.2019 | ||||
10 | 10 | Конкурс «Кто быстрее сосчитает». | 02.10.2019 | ||||
11 | 11 | Знакомство с числовыми ребусами. | 07.10.2019 | ||||
12 | 12 | Числовые ребусы. | 09.10.2019 | ||||
13 | 13 | Решение числовых ребусов. | 14.10.2019 | ||||
14 | Решение числовых ребусов. | 16.10.2019 | |||||
15 | 15 | Составление числовых ребусов | 21.10.2019 | ||||
16 | 16 | Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел». | 23.10.2019 | ||||
II. | Геометрические фигуры.10 | ||||||
17 | 17 | Треугольник, | Формирование готовности учащихся целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта). выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения | Развивать умения делать анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей моделирование | различать такие понятия, как, треугольник, симметричные фигуры; применять все наиболее известные меры длины для вычислений; измерять высоту окружающих предметов;решать геометрические головоломки; измерять площадь области, используя различные методы | 28.10.2019 | |
18 | 18 | Задачи с треугольниками. | 30.10.2019 | ||||
19 | 19 | Четырехугольники. | 11.11.2019 | ||||
20 | 20 | Геометрические головоломки. | 13.11.2019 | ||||
21 | 21 | Знакомство с пространственными фигурами. | 18.11.2019 | ||||
22 | 22 | Пространственные фигуры. | 20.11.2019 | ||||
23 | 23 | Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. | 25.11.2019 | ||||
24 | 24 | Конструирование фигур. | 27.11.2019 | ||||
25 | 25 | «Занимательная геометрия». | 02.12.2019 | ||||
26 | 26 | Заключительное занятие «Занимательная геометрия». | 04.12.2019 | ||||
III | Ребусы. Кроссворды.10 | ||||||
27 | 27 | Знакомство с принципами их составления. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; | установление причинно-следственных связей, моделирование выделение из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством; умение слушать и вступать в диалог | Решение разных видовребусов. Воспроизведение способа решения ребусов. Выбор наиболее эффективных способов решения. | 09.12.2019 | |
28 | 28 | Принципы составления. | 11.12.2019 | ||||
29 | 29 | Решение ребусов. | 16.12.2019 | ||||
30 | 30 | Составление ребусов | 18.12.2019 | ||||
31 | 31 | Знакомство с кроссвордами. | 23.12.2019 | ||||
32 | 32 | Виды кроссвордов. | 25.12.2019 | ||||
33 | 33 | Составление и решение кроссвордов. | 13.01.2020 | ||||
34 | 34 | Решение кроссвордов. | 15.01.2020 | ||||
35 | 35 | Конкурс на лучший ребус . | 20.01.2020 | ||||
36 | 36 | Конкурс на лучший кроссворд. | 22.01.2020 | ||||
IV | Логические задачи.16 | ||||||
37 | 37 | Знакомство с числовыми мозаиками. | развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. | понимают причины неуспеха,– делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач умеют критично относиться к своему мнению | Решение нестандартных методов решения различных математических задач; логические приемы, применяемые при решении задач. | 27.01.2020 | |
38 | 38 | Числовые мозаики. | 29.01.2020 | ||||
39 | 39 | Составление и решение числовых мозаик. | 03.02.2020 | ||||
40 | 40 | Решение числовых мозаик. | 05.02.2020 | ||||
41 | 41 | Решение задач со спичками. | 10.02.2020 | ||||
42 | 42 | Составление задач со спичками. | 12.02.2020 | ||||
43 | 43 | Головоломки со спичками. | 17.02.2020 | ||||
44 | 44 | Головоломки | 19.02.2020 | ||||
45 | 45 | Знакомство с принципом Дирихле. | 26.02.2020 | ||||
46 | 46 | Знакомство с принципом Дирихле. | 02.03.2020 | ||||
47 | 47 | Решение задач на принцип Дирихле. | 04.03.2020 | ||||
48 | 48 | Решение задач | 11.03.2020 | ||||
49 | 49 | Решение упражнений по теме «принцип Дирихле» | 16.03.2020 | ||||
50 | 50 | Решение упражнений по теме «принцип Дирихле» | 18.03.2020 | ||||
51 | 51 | «Математический КВН». | 30.03.2020 | ||||
52 | 52 | Заключительное занятие «Математический КВН». | 01.04.2020 | ||||
V | Решение задач.16 | ||||||
53 | 53 | Решение занимательных задач. | Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; дают положительную самооценку и оценку результатов УД; осознают и принимают социальную роль ученика | работают по составленному плану, используют дополнительную литературу, строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи, умеют слушать других; принимать точку зрения другого | Исследуют ситуации, требующие сравнения, их упорядочения, используют разные приемы проверки правильности ответа, действуют по самостоятельно выбранному алгоритму решения задач | 06.04.2020 | |
54 | 54 | Решение занимательных задач. | 08.04.2020 | ||||
55 | 55 | Решение шутливых задач. | 13.04.2020 | ||||
56 | 56 | Решение шутливых задач. | 15.04.2020 | ||||
57 | 57 | Задачи от противного. | 20.04.2020 | ||||
58 | 58 | Задачи от противного. | 22.04.2020 | ||||
59 | 59 | Задачи на движение. | 27.04.2020 | ||||
60 | 60 | Задачи на движение. | 29.04.2020 | ||||
61 | 61 | Задачи на движение по реке. | 06.05.2020 | ||||
62 | 62 | Задачи на движение по реке. | 13.05.2020 | ||||
63 | 63 | Задачи на бассейны. | 18.05.2020 | ||||
64 | Задачи на бассейны. | ||||||
65 | 64 | Старинные задачи. | 20.05.2020 | ||||
66 | 65 | Старинные задачи. | 25.05.2020 | ||||
67 | 66 | Конкурс «Занимательная математика». | 27.05.2020 | ||||
68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа математического кружка "Математика абитуриенту" в 11-ых классах .
Рабочая программа математического кружка" Математика абитуриенту "в 11-ых классах...
Рабочая программа математического кружка "Юный математик"
Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.Преподавание данного курса строится на изуче...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА математического кружка «Занимательная математика» для 6 класса
Аннотация к программе математического кружка 6 классаКурс направлен на формирование математического мышления учащихся, на понимание...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА математического кружка «Занимательная математика» для 7 класса основного общего образования
Аннотация к программе математического кружка 7 классаНастоящая программа кружка по математике для учащихся 7 класса создана на основе федерального государственного образовательного стандар...
рабочая программа по кружку ФГОС "Занимательная математика"
рабочая программа ФГОС по кружку "Занимательная математика" 1 час в неделю 6 класс...
Рабочая программа по кружку внеурочной деятельности по математике "Избранные вопросы математики" 9б класс (2024-2025)
Рабочая программа по кружку внеурочной деятельности по математике "Избранные вопросы математики" 9б класс (2024-2025)...
Рабочая программа по кружку внеурочной деятельности по математике "Математика "С" 11б класс (профильный уровень (2024-2025))
Рабочая программа по кружку внеурочной деятельности по математике "Математика "С" 11б класс (профильный уровень (2024-2025))...