Рабочая программа математического кружка "Математика абитуриенту" в 11-ых классах .
методическая разработка по алгебре по теме
Рабочая программа
математического кружка
" Математика абитуриенту "
в 11-ых классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_programma11_klass.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Согласовано Утверждаю
зам. дир. по ВР Директор МОБУ СОШ №15
МОБУ СОШ №15 г. Нефтекамска
_______________ ________________
В.Г. Муллаярова И.Т.Файрушина
«___»_______2009г «___»_______2009г
Рабочая программа
математического кружка
" Математика абитуриенту "
в 11-ых классах
на 2011-2012 учебный год
(1 ч в неделю, 32 ч в год)
Пояснительная записка
Пояснительная записка.
С каждым годом все шире и шире проводятся различные математические олимпиады, появился ЕГЭ. Это, безусловно, повышает интерес к математике, но к олимпиадам и ЕГЭ надо готовить, так как ученику недостаточно знать только то, что разобрано на урока математики, чтобы успешно выступить на олимпиаде или сдать экзамены.
Материал математического кружка содержит занимательные задачи, уравнения в целых числах, задачи на смеси, сплавы, задачи с параметром, олимпиадные задачи по арифметике, принцип Дирихле, конструктивные задачи и другой материал, способствующий повышению интереса к математике.
Состояние математической подготовки учащихся характеризуется в первую очередь умением решать задачи. С другой стороны, задачи – это основное средство развития математического мышления обучающихся. Занимательны задачи на переливание, нестандартны сложные задачи, познавательны решения задач с помощью систем уравнений. Они развивают любознательность, сообразительность, интуицию, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей.
Подготовка к ЕГЭ требует от учащихся повторения материала программы основной и средней школы, что и достигается при преобразовании алгебраических выражений, в решении неравенств, построении графиков функций, при решении задач на проценты и т.д.
Этот кружок, рассчитанный на 62 часа (2 ч в неделю) дополняет базовую программу, способствует развитию познавательной активности, интереса к математике, повышению математической культуры. Математический кружок позволяет ученикам утвердиться в своих способностях.
Актуальность данной программы – создание условий для успешной сдачи ЕГЭ, оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Математическая подготовка на занятиях кружка призвана решить следующие цели:
- Развить математическое мышление школьников и их творческие способности;
- Углубить знания, умения и навыки, полученные за курс средней школы;
- Научить самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы,
- разностороннее развитие личности.
Задачи:
- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении задач ЕГЭ, олимпиадных задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.
В ходе проведения занятий кружка следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
- решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;
- поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Контроль знаний, умений и навыков включает практические работы, игры состязания, олимпиады.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики на занятиях кружка ученик должен знать/понимать:
- способы решения уравнений в целых числах;
- принцип Дирихле;
- способы решения конструктивных задач;
- принцип решения задач с параметром.
Уметь:
- записывать ответ в виде десятичной дроби;
- выполнять все задания части В из ЕГЭ;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами; решать логические и практические задачи;
- решать неопределенные уравнения и уравнения, содержащие переменную под знаком модуля
- применять теоретические знания на практике.
Учебно-тематический план (1ч в неделю, всего 32 ч)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Форма проведения | Образовательный продукт | Дата проведения | Примечание |
1 | Инварианты и их применения | 1 | Викторина | Результаты викторины | ||
2 | Свойства чётности | 1 | Практикум | Алгоритмы решения | ||
3 | Решение задач на чёредование | 1 | Беседа, практикум | Решенные задачи | ||
4 | Решение задач на разбиение пары | 1 | Проблемно-поисковая беседа | Запись полученных результатов | ||
5 | Игры – шутки | 1 | Практикум-игра | Решенные задачи | ||
6 | Математический бой по задачам домашнего задания | 1 | Практикум-состязание эрудитов | Опорный конспект | ||
7 | Представление о процентах как об одном из видов дробей | 1 | Практикум | Алгоритмы решения | ||
8 | Задачи на проценты | 1 | Мастерская | Конспекты | ||
9 | Задачи на составление уравнений | 1 | Консультация | Алгоритмы решения | ||
10 | «Банковские проценты» | 1 | Практикум | Символьная запись | ||
11 | Понятие о принципе Дирихле | 1 | Лекция | Результаты работы | ||
12 | Задачи на принцип Дирихле | 1 | практикум | Способы решения | ||
13 | Принцип Дирихле в задачах с «геометрической» направленностью | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
14 | Делимость и принцип Дирихле | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
15 | Равновеликие равносоставленные фигуры | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
16 | Геометрические головоломки | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
17 | Задачи на построение примера | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
18 | Задачи на переливания | 1 | лекция | Опорный конспект | ||
19 | Знакомства с параметром | 1 | беседа | Алгоритмы | ||
20 | Параметр и поиск решений уравнений, неравенств и их систем | 1 | лекция | Опорный конспект | ||
21 | Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем | 1 | Мастерская | Алгоритмы решения | ||
22 | Параметр и свойства решений уравнений, неравенств и их систем | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
23 | Параметр как равноправная переменная | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
24 | Свойства функций в задачах с параметрами | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
25 | Графические приёмы | 1 | лекция | Опорный конспект | ||
26 | Решение линейных уравнений с двумя переменными | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
27 | Решение нелинейных уравнений с несколькими переменными | 1 | Мастерская | Алгоритмы решения | ||
28 | Логические задачи | 1 | Практикум-игра | Копилка по математике | ||
29 | Нестандартные уравнения и неравенства | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
30 | Олимпиадные задачи по арифметике | 1 | Мастерская | Алгоритмы решения | ||
31 | Олимпиадные задачи по алгебре | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
32 | Текстовые (сюжетные) задачи | 1 | лекция | Опорный конспект | ||
33 | Олимпиадные задачи по геометрии | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
34 | Эстетика – математическая конференция | 1 | Лекция, практикум | Портфель достижений |
Содержание
- Четность (5 занятий). Инварианты и их применения. Свойства чётности. Решение задач на чёредование. Решение задач на разбиение пары. Игры – шутки. Математический бой по задачам домашнего задания.
- Задачи на проценты и части (3 занятий). Представление о процентах как об одном из видов дробей. Задачи на проценты Задачи на составление уравнений. «Банковские проценты»
- Принцип Дирихле как приложение свойств неравенств(4 занятий) Понятие о принципе Дирихле. Задачи на принцип Дирихле. Принцип Дирихле в задачах с «геометрической» направленностью. Делимость и принцип Дирихле.
- Конструктивные задачи (4 занятий). Равновеликие равносоставленные фигуры. Геометрические головоломки. Задачи на построение примера. Задачи на переливания.
- Параметр (6 занятий). Знакомства с параметром Параметр и поиск решений уравнений, неравенств и их систем. Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем. Параметр и свойства решений уравнений, неравенств и их систем. Параметр как равноправная переменная. Свойства функций в задачах с параметрами. Графические приёмы.
- Уравнения в целых числах и методы их решений (4 занятий). Решение линейных уравнений с двумя переменными. Решение нелинейных уравнений с несколькими переменными.
- Олимпиадные задачи (6 занятий). Логические задачи .Нестандартные уравнения и неравенства. Олимпиадные задачи по арифметике. Олимпиадные задачи по алгебре. Текстовые (сюжетные) задачи. Олимпиадные задачи по геометрии. Эстетика – математическая конференция.
Литература
- Воробьева Е.А. Математика. Тренировочные варианты ЕГЭ. – Саратов, «Лицей», 2009.
- Денищева О.Л. ЕГЭ-2009. – М.:Просвещение, 2009.1987.
- Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. – М.: Просвещение, 1972.
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1984.
- Перельман Я.И. Занимательная алгебра; Занимательная геометрия. – М.: АСТ, 1999.
- Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике. – М.; Экзамен, 2006.
- Сборники заданий для подготовки к ЕГЭ различных авторов: Лысенко Ф.Ф., КузбековаТ.Т., Цыганова Ш.И., изд. ФИПИ и т.д.
- Олимпиадные задания по математике (500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.-Волгоград: Учитель, 2006.
- Рурукин А.Н. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по математике. М., «ВАКО», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Математика для любознательных"
Прграмма рассчитана для учащихся 5-х классов. Прививает интерес к предмету, развивает матекматические способности....
Учебная рабочая программа кружка «Математика для всех»
курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзамена....
Учебная рабочая программа кружка «Математика для всех»
курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзамена....
Рабочая программа кружка "Математика и медицина"
В программе приводится тематическое планирование, формы организации работы, сроки реализации,форма подведения итогов.Программа предназначена ддя студентов I,II курсов специальностей: 31.02.01Лечебное ...
рабочая программа кружка "Математика для всех" (9 класс)
рабочая программа кружка "Математика для всех" (9 класс)...
рабочая программа кружка "Математика для всех" (7 класс)
рабочая программа кружка "Математика для всех" (7 класс)...
Рабочая программа кружка "Математика для увлечённых" 8 класс
Рабочая программа кружка "Математика для увлечённых" 8 класс...