Рабочая программа математического кружка "Математика абитуриенту" в 11-ых классах .
методическая разработка по алгебре по теме
Рабочая программа
математического кружка
" Математика абитуриенту "
в 11-ых классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Согласовано Утверждаю
зам. дир. по ВР Директор МОБУ СОШ №15
МОБУ СОШ №15 г. Нефтекамска
_______________ ________________
В.Г. Муллаярова И.Т.Файрушина
«___»_______2009г «___»_______2009г
Рабочая программа
математического кружка
" Математика абитуриенту "
в 11-ых классах
на 2011-2012 учебный год
(1 ч в неделю, 32 ч в год)
Пояснительная записка
Пояснительная записка.
С каждым годом все шире и шире проводятся различные математические олимпиады, появился ЕГЭ. Это, безусловно, повышает интерес к математике, но к олимпиадам и ЕГЭ надо готовить, так как ученику недостаточно знать только то, что разобрано на урока математики, чтобы успешно выступить на олимпиаде или сдать экзамены.
Материал математического кружка содержит занимательные задачи, уравнения в целых числах, задачи на смеси, сплавы, задачи с параметром, олимпиадные задачи по арифметике, принцип Дирихле, конструктивные задачи и другой материал, способствующий повышению интереса к математике.
Состояние математической подготовки учащихся характеризуется в первую очередь умением решать задачи. С другой стороны, задачи – это основное средство развития математического мышления обучающихся. Занимательны задачи на переливание, нестандартны сложные задачи, познавательны решения задач с помощью систем уравнений. Они развивают любознательность, сообразительность, интуицию, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей.
Подготовка к ЕГЭ требует от учащихся повторения материала программы основной и средней школы, что и достигается при преобразовании алгебраических выражений, в решении неравенств, построении графиков функций, при решении задач на проценты и т.д.
Этот кружок, рассчитанный на 62 часа (2 ч в неделю) дополняет базовую программу, способствует развитию познавательной активности, интереса к математике, повышению математической культуры. Математический кружок позволяет ученикам утвердиться в своих способностях.
Актуальность данной программы – создание условий для успешной сдачи ЕГЭ, оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Математическая подготовка на занятиях кружка призвана решить следующие цели:
- Развить математическое мышление школьников и их творческие способности;
- Углубить знания, умения и навыки, полученные за курс средней школы;
- Научить самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы,
- разностороннее развитие личности.
Задачи:
- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении задач ЕГЭ, олимпиадных задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.
В ходе проведения занятий кружка следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
- решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;
- поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Контроль знаний, умений и навыков включает практические работы, игры состязания, олимпиады.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики на занятиях кружка ученик должен знать/понимать:
- способы решения уравнений в целых числах;
- принцип Дирихле;
- способы решения конструктивных задач;
- принцип решения задач с параметром.
Уметь:
- записывать ответ в виде десятичной дроби;
- выполнять все задания части В из ЕГЭ;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами; решать логические и практические задачи;
- решать неопределенные уравнения и уравнения, содержащие переменную под знаком модуля
- применять теоретические знания на практике.
Учебно-тематический план (1ч в неделю, всего 32 ч)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Форма проведения | Образовательный продукт | Дата проведения | Примечание |
1 | Инварианты и их применения | 1 | Викторина | Результаты викторины | ||
2 | Свойства чётности | 1 | Практикум | Алгоритмы решения | ||
3 | Решение задач на чёредование | 1 | Беседа, практикум | Решенные задачи | ||
4 | Решение задач на разбиение пары | 1 | Проблемно-поисковая беседа | Запись полученных результатов | ||
5 | Игры – шутки | 1 | Практикум-игра | Решенные задачи | ||
6 | Математический бой по задачам домашнего задания | 1 | Практикум-состязание эрудитов | Опорный конспект | ||
7 | Представление о процентах как об одном из видов дробей | 1 | Практикум | Алгоритмы решения | ||
8 | Задачи на проценты | 1 | Мастерская | Конспекты | ||
9 | Задачи на составление уравнений | 1 | Консультация | Алгоритмы решения | ||
10 | «Банковские проценты» | 1 | Практикум | Символьная запись | ||
11 | Понятие о принципе Дирихле | 1 | Лекция | Результаты работы | ||
12 | Задачи на принцип Дирихле | 1 | практикум | Способы решения | ||
13 | Принцип Дирихле в задачах с «геометрической» направленностью | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
14 | Делимость и принцип Дирихле | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
15 | Равновеликие равносоставленные фигуры | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
16 | Геометрические головоломки | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
17 | Задачи на построение примера | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
18 | Задачи на переливания | 1 | лекция | Опорный конспект | ||
19 | Знакомства с параметром | 1 | беседа | Алгоритмы | ||
20 | Параметр и поиск решений уравнений, неравенств и их систем | 1 | лекция | Опорный конспект | ||
21 | Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем | 1 | Мастерская | Алгоритмы решения | ||
22 | Параметр и свойства решений уравнений, неравенств и их систем | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
23 | Параметр как равноправная переменная | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
24 | Свойства функций в задачах с параметрами | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
25 | Графические приёмы | 1 | лекция | Опорный конспект | ||
26 | Решение линейных уравнений с двумя переменными | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
27 | Решение нелинейных уравнений с несколькими переменными | 1 | Мастерская | Алгоритмы решения | ||
28 | Логические задачи | 1 | Практикум-игра | Копилка по математике | ||
29 | Нестандартные уравнения и неравенства | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
30 | Олимпиадные задачи по арифметике | 1 | Мастерская | Алгоритмы решения | ||
31 | Олимпиадные задачи по алгебре | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
32 | Текстовые (сюжетные) задачи | 1 | лекция | Опорный конспект | ||
33 | Олимпиадные задачи по геометрии | 1 | практикум | Решенные задачи | ||
34 | Эстетика – математическая конференция | 1 | Лекция, практикум | Портфель достижений |
Содержание
- Четность (5 занятий). Инварианты и их применения. Свойства чётности. Решение задач на чёредование. Решение задач на разбиение пары. Игры – шутки. Математический бой по задачам домашнего задания.
- Задачи на проценты и части (3 занятий). Представление о процентах как об одном из видов дробей. Задачи на проценты Задачи на составление уравнений. «Банковские проценты»
- Принцип Дирихле как приложение свойств неравенств(4 занятий) Понятие о принципе Дирихле. Задачи на принцип Дирихле. Принцип Дирихле в задачах с «геометрической» направленностью. Делимость и принцип Дирихле.
- Конструктивные задачи (4 занятий). Равновеликие равносоставленные фигуры. Геометрические головоломки. Задачи на построение примера. Задачи на переливания.
- Параметр (6 занятий). Знакомства с параметром Параметр и поиск решений уравнений, неравенств и их систем. Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем. Параметр и свойства решений уравнений, неравенств и их систем. Параметр как равноправная переменная. Свойства функций в задачах с параметрами. Графические приёмы.
- Уравнения в целых числах и методы их решений (4 занятий). Решение линейных уравнений с двумя переменными. Решение нелинейных уравнений с несколькими переменными.
- Олимпиадные задачи (6 занятий). Логические задачи .Нестандартные уравнения и неравенства. Олимпиадные задачи по арифметике. Олимпиадные задачи по алгебре. Текстовые (сюжетные) задачи. Олимпиадные задачи по геометрии. Эстетика – математическая конференция.
Литература
- Воробьева Е.А. Математика. Тренировочные варианты ЕГЭ. – Саратов, «Лицей», 2009.
- Денищева О.Л. ЕГЭ-2009. – М.:Просвещение, 2009.1987.
- Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. – М.: Просвещение, 1972.
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1984.
- Перельман Я.И. Занимательная алгебра; Занимательная геометрия. – М.: АСТ, 1999.
- Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике. – М.; Экзамен, 2006.
- Сборники заданий для подготовки к ЕГЭ различных авторов: Лысенко Ф.Ф., КузбековаТ.Т., Цыганова Ш.И., изд. ФИПИ и т.д.
- Олимпиадные задания по математике (500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.-Волгоград: Учитель, 2006.
- Рурукин А.Н. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по математике. М., «ВАКО», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/16/picture-94863-1655402480.jpg)
Рабочая программа кружка "Математика для любознательных"
Прграмма рассчитана для учащихся 5-х классов. Прививает интерес к предмету, развивает матекматические способности....
Учебная рабочая программа кружка «Математика для всех»
курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзамена....
Учебная рабочая программа кружка «Математика для всех»
курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзамена....
Рабочая программа кружка "Математика и медицина"
В программе приводится тематическое планирование, формы организации работы, сроки реализации,форма подведения итогов.Программа предназначена ддя студентов I,II курсов специальностей: 31.02.01Лечебное ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-566054-1421431070.jpg)
рабочая программа кружка "Математика для всех" (9 класс)
рабочая программа кружка "Математика для всех" (9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-566054-1421431070.jpg)
рабочая программа кружка "Математика для всех" (7 класс)
рабочая программа кружка "Математика для всех" (7 класс)...
Рабочая программа кружка "Математика для увлечённых" 8 класс
Рабочая программа кружка "Математика для увлечённых" 8 класс...