РАБОЧАЯ ПРОГРАММА математического кружка «Занимательная математика» для 6 класса
методическая разработка по математике (6 класс) на тему
Аннотация к программе математического кружка 6 класса
Курс направлен на формирование математического мышления учащихся, на понимание значимости математики в повседневной жизни.
Цель: Побуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике. Развитие математической логики, расширение и углубление знаний учащихся.
Задачи:
- развитие математических способностей и логического мышления учащихся;
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики;
- создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения всего коллектива;
- осуществление индивидуализации и дифференциации.
Формы проведения занятий:
- индивидуальные, групповые, коллективные;
- взаимного обучения и самообучения;
- творческие отчеты, участие в семинарах, олимпиадах, конференциях.
Занятия для учащихся включают теоретические и практические части, самостоятельную и творческую работу.
Место кружка в учебном плане 1ч в неделю, всего 35 ч в год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_6.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Зональная СОШ Зонального района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания школьного метод объединения от « 14 » августа 2017 г. № 1 Руководитель ______________Н.В.Чернова | УТВЕРЖДЕНА Директор МКОУ Зональной СОШ Зонального района Алтайского края ____________Б.В. Черноштан Приказ №___ ____ «____» августа 2017 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
математического кружка
«Занимательная математика»
для 6 класса
Количество часов - 35
Учитель – Чернова Н.В.
Зональное , 2017
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
:1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями..
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России 31 декабря 2015 года № 1577);
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, протокол заседания от 08.04.2015г № 1/15 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
5. .СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от 24.12.2015);
6. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
7. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011 №03-296,
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 января 2016 года № 389 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253».
9. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
10. Учебный план разработан в соответствии с требования ФГОС ООО, на основании 1 варианта Примерного учебного плана основного общего образования для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке и примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
11. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
12. Нормативные документы МО РФ, Министерства образования и науки Алтайского края, комитета администрации Зонального района по образованию;
13. Программа основного общего образования МОКУ Зональной СОШ
14 Устав школы и нормативные локальные акты ОУ;
1 5 Лицензия образовательного учреждения.
Курс направлен на формирование математического мышления учащихся, на понимание значимости математики в повседневной жизни.
Актуальность данной программы:
- во-первых, задачи связанные с логикой, теорией множеств, свойствами делимости часто встречаются на математических олимпиадах;
- во-вторых, решение занимательных задач является одним из важнейших для развития творческого мышления и мотивации к углубленному изучению предмета
Отличительной особенностью данной программы является то, что каждый учащийся на занятиях не просто слушатель, он участник игр, викторин, математических конкурсов.
Для решения предлагаемых содержанием курса задач достаточен базовый уровень знаний учащихся по математике, вместе с тем изучение курса поможет расширить математический кругозор и поможет в преодолении психологического барьера при решении олимпиадных задач.
Новизной данной программы является разработка интерактивных методик и развивающих технологий, полезных и интересных любому школьнику, интересующемуся математикой за рамками школьной программы.
Цель: Побуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике. Развитие математической логики, расширение и углубление знаний учащихся.
Задачи:
- развитие математических способностей и логического мышления учащихся;
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики;
- создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения всего коллектива;
- осуществление индивидуализации и дифференциации.
Формы проведения занятий:
- индивидуальные, групповые, коллективные;
- взаимного обучения и самообучения;
- творческие отчеты, участие в семинарах, олимпиадах, конференциях.
Занятия для учащихся включают теоретические и практические части, самостоятельную и творческую работу.
Творческий характер заданий и необязательность домашнего задания для всех учащихся является здоровье сберегающим условием реализации программы курса
В ходе проведения занятий следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
- решения разнообразных занимательных задач из различных разделов математики, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, проведение экспериментов, обобщения;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации и аргументации.
- поиска, систематизации, анализа, классификации информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Требования уровня подготовки учащихся:
В результате изучения курса «Занимательные задачи» учащиеся должны уметь:
- решать простейшие логические задачи;
- переводить двузначные числа из одной системы счисления в другую;
- выполнять простейшие операции над множествами: находить объединение, пересечение и разность множеств; строить круги Эйлера;
- решать простейшие задачи с помощью теории графов;
- применять правило суммы и правило произведения при решении простейших комбинаторных задач, строить дерево возможных вариантов;
- применять принцип Дирихле при решении олимпиадных задач
- проводить обобщения и открывать закономерности на основе анализа частных примеров, эксперимента, выдвигать гипотезы и делать необходимые проверки.
Формы контроля достижений учащихся и оценивание, подведение итогов реализации программы:
Результаты освоения курса определяются качеством выполненных творческих заданий учащимися; результатами участия в школьных, районных и городских олимпиадах
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
-понимание причин успеха в учебной деятельности;
-умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью одноклассников, учителя;
-представление об основных моральных нормах
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживать им
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя
Обучающийся получит возможность научиться:
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения;
- находить сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп.
- устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте основную и второстепенную информацию;
-формулировать проблему;
-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;
- устанавливать причинно- следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения, уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнёров;
- корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания;
Обучающийся получит возможность научиться:
-критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Учебно-тематический план (1ч в неделю, всего 35 ч)
№ | Название темы | Форма проведения | |
всего | |||
1. | Простейшие занимательные задачи | 2 | Викторина, решение задач |
2. | Задачи с числами | 4 | Викторина, решение задач |
3. | Геометрические задачи | 5 | Викторина, решение задач |
4. | Старинные задачи | 4 | Викторина, решение задач |
5. | Логические задачи | 4 | Викторина, решение задач |
6. | Множества | 3 | Практикум, исследовательская деятельность |
7. | Графы | 3 | Практикум, исследовательская деятельность |
8. | Комбинаторика | 3 | Практикум, исследовательская деятельность |
9. | Принцип Дирихле | 2 | Практикум, исследовательская деятельность |
10. | Системы счисления | 3 | Практикум, исследовательская деятельность |
Итоговое занятие | 2 | Круглый стол |
Содержание
№ | Название темы | дата | ||
план | факт | |||
Простейшие занимательные задачи | ||||
1 | «Метод Прокруста» | 7.09 | 1ч практикум | |
2 | Задачи - шутки | 14.09 | 1ч практикум | |
Задачи с числами | ||||
3, 4 | Числовые ребусы | 21.09 28.09 | 2ч практикум | |
5, 6 | Числовые построения | 5.10 12.10 | 2ч практикум | |
Геометрические задачи | ||||
7, 8 | Задачи со спичками | 19.10 26.10 | 2ч практикум | |
9 | Разрезания | 9.11 | 1ч практикум | |
10 | Замостите плоскость | 16.11 | 1ч практикум | |
11 | Расставьте стулья | 23.11 | 1ч практикум | |
Старинные задачи | ||||
12 | Переправы | 30.11 | 1ч практикум | |
13 | Переливания | 7.12 | 1ч практикум | |
14 | Покупки и стоимость | 14.12 | 1ч практикум | |
15 | Дележ | 21.12 | 1ч практикум | |
Логические задачи | ||||
16, 17 | Обратный ход | 28.12 11.01 | 2ч практикум | |
18, 19 | Логические задачи | 18.01 25.01 | 2ч практикум | |
Множества | ||||
20 | Множества | 1.02 | 1ч теория | |
21-22 | Множества (пересечение, объединение, разность) | 8.02 15.02 | 2ч практикум | |
Графы | ||||
23 | Графы | 22.02 | 1ч теория | |
24-25 | Графы | 1.03 15.03 | 2ч практикум | |
Комбинаторика | ||||
26 | Комбинаторика | 22.03 | 1ч теория | |
27-28 | Комбинаторика (правило суммы, правило произведения) | 5.04 12.04 | 2ч практикум | |
Принцип Дирихле | ||||
29 | Принцип Дирихле | 19.04 | 1ч теория | |
30 | Принцип Дирихле | 26.04 | 1ч практикум | |
Системы счисления | ||||
31 | Системы счисления (перевод из одной в другую и обратно) | 3.05 | 1ч теория | |
32-33 | Системы счисления (двоичная и пятеричная) | 10.05 17.05 | 2ч практикум | |
34,35 | Итоговое занятие | 24.05 | Порт-фолио, презентации |
Методика исследовательской работы
Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто
(А. Сент-Дьердьи)
Цель исследовательского метода:
«Вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения.
Школьник должен почувствовать прелесть открытия.
Исследовательский процесс – это не только логико-мыслительное, но и чувственно-мыслительное освоение знаний.
Исследовательские задания – это предъявляемые учащимся задания, содержащие проблему, решение ее потребует проведения теоретического анализа, применение одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
Основные этапы учебного исследования:
1. Мотивация исследовательской деятельности.
2. Формулирование проблемы.
3. Сбор, систематизация и анализ фактического материала.
4. Выдвижение гипотез.
5. Проверка гипотез.
6. Доказательство и опровержение гипотез.
7. Применение новых моделей
8. Представление результатов исследования.
Литература
1. Е.Л. Мардахаева, Занятия математического кружка, 6 класс, М., Мнемозина,2017
2.А.А.Гусев «Математический кружок», 6 класс, М., Мнемозина,2014
3.В.А.Гусев, Математика, Сборник геометрических задач,5-6,М.Экзамен, 2011
4.О.А.Захарова,Практические задачи по математике, 5-6, М.,Академкнига, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование математического кружка : "Занимательная математика".
Кружок по математике в 6 классе.Занимательная математика.Забатурина О.И. 1час в неделю, 34 часа в год Содержание материала:Системы счисления....
Программа математического кружка "Занимательная математика"
Программа математического кружка составлена для занятий с учащимися 5-9х классов, проявляющих повышенный интерес к математике. Программа рассчитана на 1 учебный год (1 час в неделю, ...
План математического кружка "Занимательная математика"
План математического кружка "Занимательная математика" в 5 классе....
Программа математического кружка "Занимательная математика»
Программа математического кружка "Занимательная математика»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА математического кружка «Занимательная математика» для 7 класса основного общего образования
Аннотация к программе математического кружка 7 классаНастоящая программа кружка по математике для учащихся 7 класса создана на основе федерального государственного образовательного стандар...
Программа математического кружка «Занимательная математика» для учащихся 6 класса
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время....
Программа математического кружка "Занимательная математика" (форма 6)
внеурочная работа по математике...