РАБОЧАЯ ПРОГРАММА математического кружка «Занимательная математика» для 7 класса основного общего образования
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему
Аннотация к программе математического кружка 7 класса
Настоящая программа кружка по математике для учащихся 7 класса создана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Актуальность данной программы определяется тем, что в процессе занятий учащиеся учатся разыскивать тот самый путь, которым шли великие математики. Это дает возможность ребенку почувствовать атмосферу постоянного поиска, включиться в работу коллектива, увлеченного решением проблемы, найти в себе силы и увлеченность длительное время сосредоточиться и размышлять в определенном направлении.
Цель программы кружка состоит в обучении учащихся проектированию исследовательской деятельности, освоению ими основных приемов исследовательской работы.
Задачи кружка заключаются в следующем:
• познакомить учащихся с методиками исследования и технологиями решения задач и научить их оперировать данными методиками;
• разобрать основные виды задач школьного курса математики 6-7 классов;
• проанализировать задачи по геометрии, научить воспитанников оперировать транспортиром, линейкой и циркулем;
• познакомить учащихся с элементами теории вероятности, комбинаторики, логики;
• сформировать навыки исследовательской работы при решении нестандартных задач;
• воспитывать настойчивость, инициативу, чувство ответственности, самодисциплину.
Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой, выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач, выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Программа кружка рассчитана на один год обучения (35 занятий в течения учебного года), регулярность - 1 занятие в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_7.docx | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Зональная СОШ Зонального района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания школьного метод объединения от «14» августа 2017 г. № 1 Руководитель ______________Н.В.Чернова | УТВЕРЖДЕНА Директор МКОУ Зональной СОШ Зонального района Алтайского края ____________Б.В. Черноштан Приказ №___ ____ «____» августа 2017 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
математического кружка
«Занимательная математика»
для 7 класса
основного общего образования
Количество часов - 35
Учитель – Чернова Н.В.
Зональное , 2017
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями..
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России 31 декабря 2015 года № 1577);
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, протокол заседания от 08.04.2015г № 1/15 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
5. .СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от 24.12.2015);
6. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
7. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011 №03-296,
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 января 2016 года № 389 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253».
9. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
10. Учебный план разработан в соответствии с требования ФГОС ООО, на основании 1 варианта Примерного учебного плана основного общего образования для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке и примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
11. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
12. Нормативные документы МО РФ, Министерства образования и науки Алтайского края, комитета администрации Зонального района по образованию;
13. Программа основного общего образования МОКУ Зональной СОШ
14 Устав школы и нормативные локальные акты ОУ;
1 5 Лицензия образовательного учреждения.
В наше время творческий процесс заслуживает самого пристального внимания, поскольку общество нуждается в массовом творчестве, массовом совершенствовании уже известного, в отказе от устойчивых и привычных, но пришедших в противоречие с имеющимися потребностями и возможностями форм. Ускоренный прогресс во всех областях знаний и деятельности требует появления большего числа исследователей-творцов. Вот почему так важно, чтобы дети учились не только запоминать и усваивать определенный объем знаний, но и овладели приемами исследовательской работы, научились самостоятельно добывать знания, ставить перед собой цели и упорно добиваться результатов. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как сохранить у школьников интерес к изучаемому материалу, поддержать их активность на протяжении всего занятия. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мышление обучающихся, стимулировали бы их самостоятельность в приобретении знаний. Удачным с этой точки зрения представляется применение такого вида эвристической деятельности, как математическое исследование. Математическое исследование – это поход в неизвестность, а вот на выбор направления, способов и методов решения поставленной задачи имеет право влиять каждый обучающийся.
Настоящая программа кружка по математике для учащихся 7 класса создана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Актуальность данной программы определяется тем, что в процессе занятий учащиеся учатся разыскивать тот самый путь, которым шли великие математики. Это дает возможность ребенку почувствовать атмосферу постоянного поиска, включиться в работу коллектива, увлеченного решением проблемы, найти в себе силы и увлеченность длительное время сосредоточиться и размышлять в определенном направлении.
Цель программы кружка состоит в обучении учащихся проектированию исследовательской деятельности, освоению ими основных приемов исследовательской работы.
Задачи кружка заключаются в следующем:
∙ познакомить учащихся с методиками исследования и технологиями решения задач и научить их оперировать данными методиками;
∙ разобрать основные виды задач школьного курса математики 6-7 классов;
∙ проанализировать задачи по геометрии, научить воспитанников оперировать транспортиром, линейкой и циркулем;
∙ познакомить учащихся с элементами теории вероятности, комбинаторики, логики;
∙ сформировать навыки исследовательской работы при решении нестандартных задач;
- воспитывать настойчивость, инициативу, чувство ответственности, самодисциплину.
Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой, выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач, выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Программа кружка рассчитана на один год обучения (35 занятий в течения учебного года), регулярность - 1 занятие в неделю
Формы занятий
∙ Беседы.
∙ Игра, как основная форма работы.
∙ Театрализация исторических событий становления математической науки.
∙ Конференция при подведении итогов какой-либо исследовательской работы.
∙ Работа с научно-популярной литературой
∙ Олимпиады, математические праздники, конкурсы решения задач.
∙ Фестиваль исследовательских работ.
- Конкурс на изготовление лучшей модели, лучшей исследовательской работы на заданную тему.
- Олимпиада как форма подведения итогов исследовательской работы, то есть работы кружка.
Планируемые результаты:
- Личностными результатами в работе кружка «Юный математик» является формирование следующих умений:
- • Самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
- Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
- Регулятивные УУД:
- • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
- • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- • Составлять план решения проблемы (задачи) .
- • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки .
- • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Познавательные УУД:
- • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи .
- • Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
- • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
- • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Коммуникативные УУД:
- • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- • Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
- После завершения обучения по данной программе учащиеся должны:
- • иметь понятие об элементах теории вероятности, теории множеств, логики;
- • уметь применять методику решения типичных задач курса 6-7 классов;
- • ориентироваться в понятиях геометрии, применять эти знания в различных областях обучения.
- По окончании обучения дети смогут:
- • освоить анализ и решение нестандартных задач;
- • освоить изготовление моделей пространственных фигур, работу с инструментами;
- • расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими областями жизни;
- • освоить схему исследовательской деятельности и применять ее для решения задач в различных областях деятельности;
- • познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях.
- Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе защиты практико-исследовательских работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от наличия свободного времени) и письменных работ. Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, конференциях, участие в математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание математической газеты и набора геометрических моделей, проектные работы учащихся.
Календарно-тематический план
Календарные сроки | № заня -тия | Тема ( раздел) | Количество часов | Примеч. | |
план | факт | ||||
1. Задачи и уравнения | 8 | ||||
06.09 | 1 | Как возникла алгебра | 1 | ||
13.09 | 2 | Решение старинных задач на уравнения | 1 | ||
20.09 | 3 | Решение старинных задач на уравнения | 1 | ||
27.09 | 4 | Практикум-исследование решения задач на составление уравнения. | 1 | ||
04.10 | 5 | Дроби. Их роль в истории. Клуб историко-математических задач | 1 | ||
11.10 | 6 | Практикум-исследование решения задач на движение | 1 | ||
18.10 | 7 | Решение задач на сплавы и растворы | 1 | ||
25.10 | 8 | Задачи на проценты | 1 | ||
2.Логические задачи | 7 | ||||
08.11 | 9 | Графы и их применение в решении задач | 1 | ||
15.11 | 10 | Логические задачи | 1 | ||
22.11 | 11 | Инварианты | 1 | ||
29.11 | 12 | Полуинварианты | 1 | ||
06.12 | 13 | Принцип Дирихле | 1 | ||
13.12 | 14 | Олимпиадные задачи. Оценка + пример | 1 | ||
20.12 | 15 | Танграммы. Исследование и создание своих головоломок | 1 | ||
3. Вероятность | 2 | ||||
27.12 | 16 | Задачи на случайную вероятность | 1 | ||
17.01 | 17 | Классическое определение вероятности | 1 | ||
4. Геометрические построения | 7 | ||||
24.01 | 18 | Построение золотого сечения. Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения. | 1 | ||
31.01 | 19 | Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов | 1 | ||
07.02 | 20 | Практическое занятие с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение. | 1 | ||
14.02 | 21 | Задачи на перекраивание и разрезания | 1 | ||
11.02 | 22 | Задачи на вычисление площадей. | 1 | ||
21.02 | 23 | Практикум – исследование решения задач геометрического характера | 1 | ||
28.02 | 24 | Математика растений | 1 | ||
5. Функции и графики | 5 | ||||
7.03 | 25 | Кусочный способ задания функции | 1 | ||
14.03 | 26 | Решение уравнений с помощью графиков функции | 1 | ||
21.04 | 27 | Знакомство с параметрами | 1 | ||
4.04 | 28 | Графики помогают решать задачи с параметрами | 1 | ||
11.04 | 29 | Рисуем графиками функций | 1 | ||
6. Теория чисел | 5 | ||||
18.04 | 30 | Делимость и остатки | 1 | ||
25.04 | 31 | Олимпиадные задачи на делимость | 1 | ||
16.05 | 32 | Возведение двучлена в степень | 1 | ||
23.05 | 33 | Треугольник Паскаля | 1 | ||
30.05 | 34,35 | Решение линейных уравнений в целых и натуральных числах Итоговое занятие | 2 |
Содержание учебной программы
1. Задачи и уравнения (8 ч.). Как возникла алгебра. История возникновения алгебры как науки. Решение старинных задач на уравнения. Задачи на движение, совместную работу, различные задачи. Решение задач на сплавы и растворы. Задачи на проценты. Систематизация задач по видам. Взаимосвязь некоторых видов задач, их взаимопроникновение и различие. Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов. Повтор ведется «по спирали», с обобщением и углублением знаний.
2. Логические задачи (7 ч.). Графы и их применение в решении задач. Понятие графа, определения четной вершины, нечетной вершины. Свойства графа. Решение задач с использованием графов. Знакомство с биографией Леонарда Эйлера. Понятие высказывания как предложения, о котором можно сказать – истинно оно или ложно. Построение отрицательных высказываний, особенно со словами “каждый”, “любой”, “хотя бы один” и т. д. Методы решения логических задач с помощью применения таблиц и с помощью рассуждения. Объяснение данных методов на примере решения задач. Инварианты. Полуинварианты. Понятие инварианта некоторого преобразования. В качестве инварианта рассматриваются четность (нечетность) и остаток от деления. Определение четного и нечетного числа. Применение четности при решении задач. Другие стандартные инварианты: перестановки, раскраски. Полуинварианты. Принцип Дирихле. Разбор формулировки принципа Дирихле, доказательство принципа методом от противного. Примеры различных задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Самостоятельное решение задач, обсуждение решений. Решение олимпиадных задач методом „Оценка + Пример”. Танграммы. Исследование и создание своих головоломок
3. Вероятность (2 ч.). Задачи на случайную вероятность. Классическое определение вероятности
4. Геометрические построения (7 ч.). Построение золотого сечения. Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения. Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов. Практическое занятие с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение. Задачи на перекраивание и разрезания. Задачи на вычисление площадей. Практикум – исследование решения задач геометрического характера. Математика растений.
5. Функции и графики (5 ч.). Кусочный способ задания функции. Линейная функция , функция у = х2, у = х3. Кусочное задание функций. Построение графиков и их исследование. Решение уравнений с помощью графиков функции. Знакомство с параметрами. Графики помогают решать задачи с параметрами. Рисуем графиками функций.
6. Теория чисел (6 ч.). Делимость и остатки. Олимпиадные задачи на делимость. Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля. Решения задач на составление уравнений с двумя неизвестными. Решение уравнения с двумя неизвестными в натуральных и целых числах.
7. Итоговое занятие (1 ч.). Презентация работ учащихся
Литература
1. И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин «За страницами учебника математики»/ М. «Просвещение» 1999 г.
2. Ф. Ф. Нагибин «Математическая шкатулка»/ М. «Просвещение» 1998 г.
3. В. А. Володкович «Сборник логических задач»/ М. «Дом педагогики» 1996 г. 4. Задачи международной олимпиады по математике «Кенгуру»
5. Газета «Математика» 2005-2013 г.
6. А.В.Фарков «Математические олимпиады» 5-6 классы. М. «Экзамен» 2009г.
7. И. Г. Сухин «1200 головоломок с неповторяющимися цифрами» /
М. «Астрель» 2003г.
8. «Я познаю мир» Детская энциклопедия, Математика. М. АСТ 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование математического кружка : "Занимательная математика".
Кружок по математике в 6 классе.Занимательная математика.Забатурина О.И. 1час в неделю, 34 часа в год Содержание материала:Системы счисления....
Программа математического кружка "Занимательная математика"
Программа математического кружка составлена для занятий с учащимися 5-9х классов, проявляющих повышенный интерес к математике. Программа рассчитана на 1 учебный год (1 час в неделю, ...
План математического кружка "Занимательная математика"
План математического кружка "Занимательная математика" в 5 классе....
Программа математического кружка "Занимательная математика»
Программа математического кружка "Занимательная математика»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА математического кружка «Занимательная математика» для 6 класса
Аннотация к программе математического кружка 6 классаКурс направлен на формирование математического мышления учащихся, на понимание...
Программа математического кружка «Занимательная математика» для учащихся 6 класса
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время....
Программа математического кружка "Занимательная математика" (форма 6)
внеурочная работа по математике...