Этапы урока Цели этапов уроков | время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 этап. Мотивация к учебной деятельности. Цели: -актуализировать тему урока и требования к ученику с позиций учебной деятельности; -создание условий для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность; |
1-2 мин |
«Предмет математики такой серьёзный, что не стоит пренебрегать возможностью сделать его немного интересным» (Блез Паскаль) -Есть такая область математики, которая, по-моему, делает её интересной и живой- это ГЕОМЕТРИЯ – одна из самых древних наук. Как отдельный предмет, мы с вами начнём его изучать в 7 классе. Мне хочется, чтобы вы полюбили этот предмет также, как и я. И тогда на экзаменах в 9 классе у вас не будет проблем с геометрическими заданиями.
Слайд №1 Язык геометрических фигур |
Слушают учителя. |
Коммуникативные: Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. |
2 этап. Актуализация знаний Цели: -повышение познавательного интереса учащихся; -повторить и закрепить начальные геометрические понятия; -способствовать развитию наглядно-действенного мышления; -воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
| 5 мин | -Мы с вами чуть-чуть знакомы с этой наукой Геометрия и кое-что знаем. Отгадайте мои геометрические загадки: 1.Мы все малы и неприметны Но тем не менее важны Мы-основа геометрии! Мы – начало и конец, Назови нас наконец! 2.Без начала и без края Это линия такая. Хоть 100 лет по ней идти Не найдёшь конца пути! 3.О новой фигуре разносится весть Конца пусть в ней нет, начало-то есть! И Солнце, тихонько взойдя из-за туч, Сказало: «Друзья, назовём его луч!» 4. Ребята, а кто помнит сказку про точек-подружек, прямую и злого колдуна? В кого он их заколдовал?
-Итак, ребята, вы знакомы с простейшими фигурами науки ГЕОМЕТРИИ. Мы с вами научились их не только строить, но и изображать. Давайте вспомним. Встали дружно, встали в ряд, Вышли ТОЧКИ на парад! А точно в след за ними- Тянутся ПРЯМЫЕ. А ОТРЕЗКИ прыг да скок, Не отставай и ты, дружок! Появилось Солнышко Улыбнулись ЛУЧИКИ!
| Отгадывают загадки
Изображают фигуры | Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков |
Самоопределение к деятельности
| 1 мин | А сейчас каждый ряд выберет себе имя из этих основных понятий ГЕОМЕТРИИ- точки, прямые, лучи, отрезки. Мы с вами будем оценивать как вашу групповую, так и индивидуальную работу. Наш девиз: Думать- коллективно! Решать – оперативно! Отвечать – доказательно! Учиться – старательно! И успех к нам придёт обязательно! | Распределяются по группам (по рядам) Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
3 этап. Активизация учебной деятельности Цели: -повышение познавательного интереса учащихся; -создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия. | 10 мин | -Ребята, существует особый математический язык – ЯЗЫК ИЗОБРАЖЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР, в котором соблюдаются некоторые правила. Чтобы уметь читать геометрические рисунки, надо знать эти правила. Вот, например, чтобы знать, о какой фигуре идёт речь, условились им добавить «имена» - буквенные обозначения. Буквы латинского алфавита.
Слайд №2
ЗАДАНИЕ (парно-групповое) Дать имена трём лучам так, чтобы: На рис.1 не было точек пересечения; На рис.2 была одна точка пересечения; На рис.3 было как можно больше точек пересечения. Обозначайте лучи теми буквами, которые вам понравились.
Кто отличился?(фишка)
| Изучают буквы латинского алфавита
Парно-групповая работа
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Познавательные: Уметь использовать знако-символические средства. |
|
|
Всякий раз, когда мы прикасаемся к поверхности бумаги карандашом, мы отмечаем точку, а если мы ведём карандашом по поверхности, то рисуем линию. Мир линий очень разнообразен. С некоторыми из них мы ознакомимся на рис.45 стр.33 | По учебнику знакомятся в разделе «Когда сделаны уроки» с различными линиями: А) окружность; б) эллипс; в) парабола; г) спираль («спира» - виток); д) леминиската (леминискус-бант е)кардиоида («кардио»-сердце) ж)астроида («астрон»-звезда) з)циклоида («киклоидес»- круго- образный) и)клофоида («клофо» - прясть)
| Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний; Отличать новое от уже известного. |
|
| -Ребята, вы знете, что значит обвести линию одним росчерком? То есть не отрывая карандаша от листа бумаги и не проходя по одной и той же части линии более одного раза. Как можно нарисовать таким образом звезду?
ЗАДАНИЕ: (парно-групповое) Обведите таким образом следующие фигуры, поставив стрелки по направлению движения.
Слайд№3 Кто отличился?(фишка) |
| Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные: поиск и выделение информации; |
4 этап: Проблемно-поисковая и исследовательская деятельность. Цели: -повысить познавательную активность; -формировать начальные и новые геометрические понятия; -способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, нагляднодейственного мышления; -воспитывать культуру поведения при фронтальной групповой и индивидуальной раб. | 15 мин | -У вас на партах есть геометрическая фигура. Какая? -Мне хочется узнать, каковы S и Р этого прямоугольника? Но как же это сделать? - Как при помощи ножниц разрезать прямоугольник на 2 части так, чтобы получились 2 равных треугольника? -Каким образом наглядно можно доказать, что они равны? -Что можно сказать о площади одного треугольника? - Можно ли то же самое сказать о периметре треугольника? -Какие новые треугольники можно составить из этих двух? -Какие четырёхугольники можно получить? Кто отличился?(фишка) | Парная практическая работа: Измерение длины и ширины прямоугольника. Вычисление периметра и площади.
Парная исследовательская работа | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
|
|
| А вот для решения следующего проблемного задания нам потребуется много мозгов, поэтому работаем группами по 4 в каждой.
ЗАДАНИЕ: (групповое) Из 6 спичек и кусочков пластилина сконструировать 4 треугольника.
Кто отличился?(фишка) |
Групповая поисковая работа | Коммуникативные: инициативное сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации. Познавательные: поиск способов решения проблем, сбор и анализ , выделение информации;
|
|
| ЗАДАНИЕ: (индивидуальное) Расшифруйте название этой фигуры, выполнив задание №3 по вашей карте. Слайд №4 Кто отличился?(фишка) | Решают устные примеры на все действия.
|
|
|
| Такие фигуры, ребята, называются объёмными фигурами. Вы ознакомитесь с ними в старших классах. Слайд №5 Показать модели объёмных фигур. |
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
5 этап: Контроль знаний, умений и навыков Цель:организовать проверку умения применять знания в типовых условиях. | 10 мин | Задание1: Устно отгадать кроссворд Слайд №6 Задание 2: Проверочный тест Слайд №7 Слайд №8(ответы) |
Устно отвечают Отвечают письменно Оценивают свои работы | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные: поиск и выделение информации; |
VIII. Рефлексия Подведение итогов урока
| 2 мин | А теперь подытожим наш урок. Сначала узнаем сколько фишек получили наши победители. У кого одна, две, три, четыре,…В каком ряду фишек больше?
Перед уроком я поставила перед собой цель – заинтересовать вас удивительным, многообразным миром геометрических фигур. -Как по вашему, достигла ли я своей цели? -Какой этап урока вам больше всего понравился? -Что нового или интересного вы узнали на уроке? -А что бы ещё вам хотелось узнать про язык геометрических фигур?
Слайд № 9
|
Выявляют победителя и призёров. Участвуют в рефлексии, выражают свое настроение с помощью разноцветных сигнальных фишек и устно оценивают содержание урока.
Выделяют для себя предложение, которое подходит к каждому в отдельности сегодня на уроке: 1.Урок полезен, всё понятно 2.Лиш кое-что чуть-чуть неясно 3.Ещё придётся потрудиться 4.Да-а-а, трудно всё-таки учиться!
| Коммуникативные: Умение оценивать свои силы и знания ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: оценка, самооценка |