Открытый урок "Язык геометрических фигур"
методическая разработка по математике (5 класс)

Доментьева Зоя Геннадьевна

На уроках математики 5-6 классов учащиеся получают понятия простейших и основных геометрических фигур. Данный урок позволит сформировать начальные геометрические понятия, способствовать развитию познавательной активности, математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, воспитывать культуру поведения при групповой, фронтальной и индивидуальной деятельности. Ученик получит возможность проявить навыки самостоятельной работы и расширит свои познания в применении, сформирует представление о новой для него науки -Геометрии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Тема урока:  «Язык геометрических фигур»                  Класс: 5                     Учитель: Доментьева Зоя Геннадьевна

Цели для ученика: ; ученик получит возможность проявить навыки самостоятельной работы расширить свои познания в применении;

Сформирует представление о новой для него науки геометрии.

Цели для учителя: формировать начальные геометрические понятия; способствовать развитию познавательной активности, математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: соравновательно-игровая

Опорные понятия, термины: простейшие (точка, прямая, отрезок, луч) и основные геометрические фигуры.

Новые понятия: Планиметрия и стереометрия. Объёмные фигуры. Тэтраэдр

Формы контроля: устный счёт, тестирование, карточки.

Домашнее задание: Рисунок с геометрическими фигурами на тему «Дом. Сад. Огород.» , «Птицы и звери» или сочинить сказку, написать стихотворение.

Этапы урока

Цели этапов уроков

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1 этап.

Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

-актуализировать тему урока и требования к ученику с позиций учебной деятельности;

-создание условий для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность;

1-2 мин

«Предмет математики такой серьёзный, что не стоит пренебрегать возможностью сделать его немного интересным» (Блез Паскаль)

-Есть такая область математики, которая, по-моему, делает её интересной и живой- это ГЕОМЕТРИЯ – одна из самых древних наук. Как отдельный предмет, мы с вами начнём его изучать в 7 классе.

Мне хочется, чтобы вы полюбили этот предмет также, как и я. И тогда на экзаменах в 9 классе у вас не будет проблем с геометрическими заданиями.

Слайд №1 Язык геометрических фигур

Слушают учителя.

Коммуникативные:

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

2 этап.

Актуализация знаний

Цели:

-повышение познавательного интереса учащихся;

-повторить и закрепить начальные геометрические понятия;

-способствовать развитию наглядно-действенного мышления;

-воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

5 мин

-Мы с вами чуть-чуть знакомы с этой наукой  Геометрия и кое-что знаем. Отгадайте мои геометрические загадки:

1.Мы все малы и неприметны

   Но тем не менее важны

   Мы-основа геометрии!

   Мы – начало и конец,

   Назови нас наконец!  

 

2.Без начала и без края

Это линия такая.

Хоть 100 лет по ней идти

Не найдёшь конца пути!

3.О новой фигуре разносится весть

 Конца пусть в ней нет, начало-то есть!

 И Солнце, тихонько взойдя из-за туч,

 Сказало: «Друзья, назовём его луч!»

4. Ребята, а кто помнит сказку про    точек-подружек, прямую и злого колдуна? В кого  он их заколдовал?

-Итак, ребята, вы знакомы с простейшими фигурами науки ГЕОМЕТРИИ. Мы с вами научились их не только строить, но и изображать. Давайте вспомним.

Встали дружно, встали в ряд,

Вышли ТОЧКИ на парад!

А точно в след за ними-

Тянутся ПРЯМЫЕ.

А ОТРЕЗКИ прыг да скок,

Не отставай и ты, дружок!

Появилось Солнышко

Улыбнулись ЛУЧИКИ!

Отгадывают загадки

Изображают фигуры

Познавательные:

Умение ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Познавательные: логический  анализ объектов с целью выделения признаков

 Самоопределение к деятельности

1 мин

А сейчас каждый ряд выберет себе имя из этих основных понятий ГЕОМЕТРИИ- точки, прямые, лучи, отрезки.

Мы с вами будем оценивать как вашу групповую, так и индивидуальную работу.

Наш девиз:

Думать- коллективно!

 Решать – оперативно!

Отвечать – доказательно!

Учиться – старательно!

 И успех к нам придёт обязательно!

Распределяются по группам (по рядам)

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 3 этап.

Активизация учебной деятельности

Цели:

-повышение познавательного интереса учащихся;

-создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия.

10 мин

-Ребята, существует особый математический язык – ЯЗЫК ИЗОБРАЖЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР, в котором соблюдаются некоторые правила. Чтобы уметь читать геометрические рисунки, надо знать эти правила. Вот, например, чтобы знать, о какой фигуре идёт речь, условились им добавить  «имена» - буквенные обозначения. Буквы латинского алфавита.

Слайд №2

ЗАДАНИЕ         (парно-групповое) 

Дать имена трём лучам так, чтобы:

На рис.1 не было точек пересечения;

На рис.2 была одна точка пересечения;

На рис.3 было как можно больше точек пересечения.

Обозначайте лучи теми буквами, которые вам понравились.

Кто отличился?(фишка)

Изучают буквы латинского алфавита

Парно-групповая работа

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логический  анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

Умение  оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Познавательные:

Уметь использовать знако-символические средства.

Всякий раз, когда мы прикасаемся к поверхности бумаги карандашом, мы отмечаем точку, а если мы ведём карандашом по поверхности, то рисуем линию. Мир линий очень разнообразен. С некоторыми из них мы ознакомимся на рис.45 стр.33

По учебнику знакомятся в разделе «Когда сделаны уроки» с различными линиями:

А) окружность; б) эллипс;

в) парабола;

г) спираль  («спира» - виток);

д) леминиската (леминискус-бант

е)кардиоида («кардио»-сердце)

ж)астроида («астрон»-звезда)

з)циклоида («киклоидес»- круго-

                                      образный)

и)клофоида   («клофо» - прясть)

Познавательные:

Умение ориентироваться в своей системе знаний;

Отличать новое от уже известного.

-Ребята, вы знете, что значит обвести линию одним росчерком? То есть не отрывая карандаша от листа бумаги и не проходя по одной и той же части линии более одного раза.

Как можно нарисовать таким

 образом звезду?

ЗАДАНИЕ: (парно-групповое)

Обведите таким образом следующие фигуры, поставив стрелки по направлению движения.

Слайд№3

Кто отличился?(фишка)

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации;

4 этап: Проблемно-поисковая и исследовательская деятельность.

Цели: -повысить познавательную активность;

-формировать начальные и новые геометрические понятия;

-способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, нагляднодейственного мышления;

-воспитывать культуру поведения при фронтальной групповой и индивидуальной раб.

15 мин

-У вас на партах есть геометрическая фигура. Какая?

-Мне хочется узнать, каковы S и Р этого прямоугольника? Но как же это сделать?

- Как при помощи ножниц разрезать прямоугольник на 2 части так, чтобы получились 2 равных треугольника?

-Каким образом наглядно можно доказать, что они равны?

-Что можно сказать о площади одного треугольника?

- Можно ли то же самое сказать о периметре треугольника?

-Какие новые треугольники можно составить из этих двух?

-Какие четырёхугольники можно получить?

Кто отличился?(фишка)

Парная практическая                               работа:                                           Измерение длины и ширины прямоугольника.

Вычисление  периметра и площади.

Парная исследовательская работа

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

А вот для решения следующего проблемного задания нам потребуется много мозгов, поэтому работаем  группами по 4 в каждой.

ЗАДАНИЕ: (групповое)

Из 6 спичек и кусочков пластилина сконструировать 4 треугольника.

Кто отличился?(фишка)

Групповая поисковая работа

Коммуникативные: инициативное сотрудничество  со сверстниками в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск способов решения проблем, сбор и анализ , выделение информации;

 

ЗАДАНИЕ: (индивидуальное)

Расшифруйте  название этой фигуры, выполнив задание №3 по вашей карте.

Слайд №4

Кто отличился?(фишка)

Решают устные примеры на все действия.

24

96

24

43

60

15

25

43

Т

Е

Т

Р

А

Э

Д

Р

Такие фигуры, ребята, называются объёмными фигурами. Вы ознакомитесь с ними в старших классах.

Слайд №5

Показать модели объёмных фигур.

http://mypresentation.ru/documents/ba3069d2260056b3bbeca580015c78bd/img12.jpg

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

5 этап: Контроль знаний, умений и навыков

Цель:организовать проверку умения применять знания в типовых условиях.

10 мин

Задание1: Устно отгадать кроссворд

 Слайд №6

                Задание 2: Проверочный тест

                Слайд №7     Слайд №8(ответы)

Устно отвечают

                                                                            Отвечают письменно

Оценивают свои работы

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации;

VIII. Рефлексия Подведение итогов урока

2 мин

А теперь подытожим наш урок. Сначала узнаем сколько фишек получили наши победители. У кого одна, две, три, четыре,…В каком ряду фишек больше?

Перед уроком я поставила перед собой цель – заинтересовать вас удивительным, многообразным миром геометрических фигур.  

-Как по вашему, достигла ли я своей цели?

-Какой этап урока вам больше всего понравился?

-Что нового или интересного вы узнали на уроке?

-А что бы ещё вам хотелось узнать про язык геометрических фигур?

Слайд № 9

Выявляют победителя и призёров.

Участвуют в рефлексии, выражают свое настроение с помощью разноцветных сигнальных фишек и устно оценивают содержание урока.

Выделяют  для себя предложение, которое подходит к каждому в отдельности сегодня на уроке:

1.Урок полезен, всё понятно

2.Лиш кое-что чуть-чуть неясно

3.Ещё придётся потрудиться

4.Да-а-а, трудно всё-таки учиться!

Коммуникативные: Умение оценивать свои силы и знания ;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: оценка, самооценка


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике "Геометрические фигуры"

Конспект урока математики в 1 классе школы VIII вида, по теме "Геометрические фигуры"PS для желающих подготовить презентацию, есть подписанные места для слайдов....

Открытое интегрированное занятие с детьми с ТМНР по теме "Геометрические фигуры. Счет в пределах трёх".

Занятие интегрированное,  проводят учитель и дефектолог. Группа детей с ТМНР третий год обучения....

Открытый урок по математике в 5 классе "Конструирование на основе геометрических фигур"

Урок-проект по математике "Конструирование на основе геометрических фигур" 5 класс...

Конспект открытого урока «Путешествие в страну геометрических фигур» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема занятия: «Путешествие в страну геометрических фигур».Цель занятия: закрепить, систематизировать элементарные представления о геометрических фигурах и обеспечить обучающимся возможност...

Конспект открытого урока "В гостях у геометрических фигур"

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Продолжать закреплять навык узнавания геометрических фигур...

Открытое коррекционно-развивающее занятие с использование балансиров для обучающихся по АООП вариант 7.2 3 класс на тему "Геометрические фигуры"

Коррекционно-развивающее занятие с использованием балансиров.Тема «Плоские геометрические фигуры. Тип занятия: закрепление и обобщение знаний.Коррекционно-образовательные цели:Учить со...