Конспект урока математики в 5 классе по теме: "Доли. Обыкновенные дроби"
план-конспект занятия по математике (5 класс)

Урок разработан к учебнику автора: Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5_klass.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике в 5классе по теме:                                   «Доли. Обыкновенные дроби»

Ход урока

Мотивационная беседа.

  1. Ребята прослушайте отрывок из рассказа В. Драгунского про Дениску с Мишкой. Прочитайте его и обсудите в парах.

- Вот, папа, послушай, какую я Мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить их среди нас поровну? Мишка сейчас же надулся и стал думать. Папа не надулся, но тоже задумался. Они думали долго. Я тогда сказал:

- Сдаешься, Мишка?

Мишка сказал:

- Сдаюсь!

Я сказал:

- Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот. - И

стал хохотать……

– А как, по-вашему, ребята? Это единственное решение данной задачи?

Учитель делит два яблока на три доли. Наглядно показывая, что каждый из мальчиков получит по две доли от каждого яблока. Учащиеся определяют сами тему урока.

 И так тема сегодняшнего урока: ( Дети пытаются сформулировать сами тему урока и его цель).

 «Доли. Обыкновенные дроби»

Ребята, что мы еще можем поделить на доли? Где еще мы можем применить такое деление? (Отвечают на вопросы все вместе) 

2.Послушайте задачу: Мама купила арбуз и разделила его на 6 равных частей и дала по одной части бабушке, дедушке, папе, двум детям и себе. Посмотрите, на сколько частей мама поделила арбуз? (Мама разрезала на 6 частей, потому что в семье 6 человек, и чтобы арбуз достался каждому)

Мы можем сказать, что одна часть арбуза, тоже называется доля, так как арбуз поделили на равные части. Что же такое доля? Доля – это каждая из равных частей единицы. Так как арбуз разделили на 6 равных частей, значит, его разделили на 6 долей и каждый получил “одну шестую” долю арбуза, или, короче “одну шестую арбуза”.

Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Пишут: арбуза – т. е. каждому члену семьи досталась одна доля арбуза.

Вопрос классу: Что показывает число под чертой?

Число под чертой показывает, на сколько равных частей (долей) разделили одно целое или единицу. (целое разделили на 6 равных частей) Что показывает число над чертой? (Число над чертой показывает, сколько равных долей взяли) 

Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Самая известная из долей – это, конечно. Половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: (приведите примеры: полчаса, полкилометра, полтинник). Разделили на три части - “треть”. Долю называют “треть”.

Если целое разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят “четверть”. Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)

А как же называются другие доли, как будет называться доля, если целое разделить на пять равных частей неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”? Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы назвать доли пользуются словами “пятая”, “шестая”.

Например: - одна седьмая;- одна девятая;- одна восемнадцатая

Физическая минутка:  

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Раз – поднялись, потянулись,

Два – нагнулись, разогнулись,

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

Выполните задание: Прочитайте дроби  

           

Разгадайте ребус и узнаете, с чем мы сейчас познакомимся. (Дроби)


Внимание на экран (рассказывает учитель)

– Какое определение можно дать дроби в этом случае? (Дробь – это одна или несколько долей)

– А теперь ребята, у меня к вам такой вопрос? К какому выводу мы с вами пришли? Что же такое дробь?

Вот такое стихотворение позволяет запомнить правильно, как называются компоненты дроби:

Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой –
числитель, знайте,
Под чертою –
знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать
обыкновенной.

В математике очень важно уметь правильно читать дроби. При чтении дробей надо помнить: числитель дроби — количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель — порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая, и т. д.)

Например: - одна сорок пятая; - три тридцать четвертых ;- одна восьмая; - шестнадцать семнадцатых;- девять сотых.

Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем: хлопаем в ладоши над головой, если я правильно употребляю термин – числитель или знаменатель – в обыкновенной дроби, которую показываю. Если называю неправильно, то руками хлопаем перед собой.

 - 2 это числитель?;  - 11 это знаменатель?  - 11 это знаменатель?  – 7 это числитель?  - 10 это числитель?  - 6 это знаменатель?

Математический диктант. Запишите в виде обыкновенной дроби:

а) три шестых;

б) одна треть;

в) половина;

г) три четверти;

д) семь десятых;

е) одиннадцать сотых;

Игра «Доли» (слайд №28)

Работа индивидуально и затем в парах. У каждого из учащихся на столе три квадрата из картона. Задание: поделить квадрат на четыре равные доли тремя способом. Затем в парах обсудите полученный результат.

Вопросы к учащимся:

а) Покажите четверть квадрата;

б) Покажите 3/4 квадрата;

в) Покажите половину квадрата

рис.1

  1. Стадия рефлексии

– Ребята вы большие молодцы! Мне сегодня было очень приятно с вами работать. А теперь давайте  вспомним, что мы сегодня  изучали. А зачем нам нужны дроби? (…)А как вы думаете, нужно ли нам ещё что-нибудь знать про дроби? (Нам нужно научиться их складывать, вычитать, умножать и делить)

Конечно, ребята вы абсолютно правы. На последующих уроках вы ещё очень многое узнаете про дроби, научитесь их складывать, вычитать, умножать и делить. А сегодня я бы хотела урок закончить притчей:

 

Каждый из учащихся себя оценивает.

 «Лист самооценки предметных достижений»

(выдается каждому ученику)

1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….

2. Я с заданием справился, / не справился.

3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …

4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…

5. Моя работа мной оценена так (слова-характеристики): превосходно, отлично, хорошо, нормально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики. 5 класс. Тема: «Обыкновенные дроби».

Тип урока: урок выработки умений и навыковЦели урока:Образовательная: закрепить знания, выработать умения и навыки, научить применять ЗУН в новых условиях....

Урок математики 5 класс «Сложение и вычитение обыкновенных дробей»

Филиал МОУ « Ерышовская сош» в селе Каменка.Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитение обыкновенных дробей» Подготовила и провела:учитель математики II категорииНебоженко Л.Г....

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...

Технологическая карта урока математики 5 класс " Повторение по теме : «Обыкновенные дроби».."

Технологическая карта урока математики 5 класс по теме : "Повторение по теме "Обыкновенные дроби""...

материалы к уроку по теме "Доли и обыкновенные дроби"

Урок  математики по теме "Доли и обыкновенные дроби". Материал содержит  план-конспект урока с подробной детализацией каждого момента урока, презентацию к уроку, а так же самоанализ, п...

Конспект урока математики 5 класс «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Цель: Создание условий для конструирования алгоритма сложения и вычитания десятичных дробейЗадачи:Активизировать знания учащихся о проблемах сохранения окружающей среды.Побудить учащихся к открыт...