Конспект урока математики в 5 классе по теме: "Доли. Обыкновенные дроби"
план-конспект занятия по математике (5 класс)
Урок разработан к учебнику автора: Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_5_klass.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике в 5классе по теме: «Доли. Обыкновенные дроби»
Ход урока
Мотивационная беседа.
- Ребята прослушайте отрывок из рассказа В. Драгунского про Дениску с Мишкой. Прочитайте его и обсудите в парах.
- Вот, папа, послушай, какую я Мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить их среди нас поровну? Мишка сейчас же надулся и стал думать. Папа не надулся, но тоже задумался. Они думали долго. Я тогда сказал:
- Сдаешься, Мишка?
Мишка сказал:
- Сдаюсь!
Я сказал:
- Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот. - И
стал хохотать……
– А как, по-вашему, ребята? Это единственное решение данной задачи?
Учитель делит два яблока на три доли. Наглядно показывая, что каждый из мальчиков получит по две доли от каждого яблока. Учащиеся определяют сами тему урока.
И так тема сегодняшнего урока: ( Дети пытаются сформулировать сами тему урока и его цель).
«Доли. Обыкновенные дроби»
Ребята, что мы еще можем поделить на доли? Где еще мы можем применить такое деление? (Отвечают на вопросы все вместе)
2.Послушайте задачу: Мама купила арбуз и разделила его на 6 равных частей и дала по одной части бабушке, дедушке, папе, двум детям и себе. Посмотрите, на сколько частей мама поделила арбуз? (Мама разрезала на 6 частей, потому что в семье 6 человек, и чтобы арбуз достался каждому)
Мы можем сказать, что одна часть арбуза, тоже называется доля, так как арбуз поделили на равные части. Что же такое доля? Доля – это каждая из равных частей единицы. Так как арбуз разделили на 6 равных частей, значит, его разделили на 6 долей и каждый получил “одну шестую” долю арбуза, или, короче “одну шестую арбуза”.
Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Пишут: арбуза – т. е. каждому члену семьи досталась одна доля арбуза.
Вопрос классу: Что показывает число под чертой?
Число под чертой показывает, на сколько равных частей (долей) разделили одно целое или единицу. (целое разделили на 6 равных частей) Что показывает число над чертой? (Число над чертой показывает, сколько равных долей взяли)
Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Самая известная из долей – это, конечно. Половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: (приведите примеры: полчаса, полкилометра, полтинник). Разделили на три части - “треть”. Долю называют “треть”.
Если целое разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят “четверть”. Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)
А как же называются другие доли, как будет называться доля, если целое разделить на пять равных частей неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”? Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы назвать доли пользуются словами “пятая”, “шестая”.
Например: - одна седьмая;- одна девятая;- одна восемнадцатая
Физическая минутка:
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Раз – поднялись, потянулись,
Два – нагнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
Выполните задание: Прочитайте дроби
Разгадайте ребус и узнаете, с чем мы сейчас познакомимся. (Дроби)
Внимание на экран (рассказывает учитель)
– Какое определение можно дать дроби в этом случае? (Дробь – это одна или несколько долей)
– А теперь ребята, у меня к вам такой вопрос? К какому выводу мы с вами пришли? Что же такое дробь?
Вот такое стихотворение позволяет запомнить правильно, как называются компоненты дроби:
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.
В математике очень важно уметь правильно читать дроби. При чтении дробей надо помнить: числитель дроби — количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель — порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая, и т. д.)
Например: - одна сорок пятая; - три тридцать четвертых ;- одна восьмая; - шестнадцать семнадцатых;- девять сотых.
Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем: хлопаем в ладоши над головой, если я правильно употребляю термин – числитель или знаменатель – в обыкновенной дроби, которую показываю. Если называю неправильно, то руками хлопаем перед собой.
- 2 это числитель?; - 11 это знаменатель? - 11 это знаменатель? – 7 это числитель? - 10 это числитель? - 6 это знаменатель?
Математический диктант. Запишите в виде обыкновенной дроби:
а) три шестых;
б) одна треть;
в) половина;
г) три четверти;
д) семь десятых;
е) одиннадцать сотых;
Игра «Доли» (слайд №28)
Работа индивидуально и затем в парах. У каждого из учащихся на столе три квадрата из картона. Задание: поделить квадрат на четыре равные доли тремя способом. Затем в парах обсудите полученный результат.
Вопросы к учащимся:
а) Покажите четверть квадрата;
б) Покажите 3/4 квадрата;
в) Покажите половину квадрата
- Стадия рефлексии
– Ребята вы большие молодцы! Мне сегодня было очень приятно с вами работать. А теперь давайте вспомним, что мы сегодня изучали. А зачем нам нужны дроби? (…)А как вы думаете, нужно ли нам ещё что-нибудь знать про дроби? (Нам нужно научиться их складывать, вычитать, умножать и делить)
Конечно, ребята вы абсолютно правы. На последующих уроках вы ещё очень многое узнаете про дроби, научитесь их складывать, вычитать, умножать и делить. А сегодня я бы хотела урок закончить притчей:
Каждый из учащихся себя оценивает.
«Лист самооценки предметных достижений»
(выдается каждому ученику)
1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….
2. Я с заданием справился, / не справился.
3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …
4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…
5. Моя работа мной оценена так (слова-характеристики): превосходно, отлично, хорошо, нормально.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики. 5 класс. Тема: «Обыкновенные дроби».
Тип урока: урок выработки умений и навыковЦели урока:Образовательная: закрепить знания, выработать умения и навыки, научить применять ЗУН в новых условиях....
Урок математики 5 класс "Все действия с обыкновенными дробями"
К учебнику Г.В. Дорофеева...
Урок математики 5 класс «Сложение и вычитение обыкновенных дробей»
Филиал МОУ « Ерышовская сош» в селе Каменка.Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитение обыкновенных дробей» Подготовила и провела:учитель математики II категорииНебоженко Л.Г....
Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...
Технологическая карта урока математики 5 класс " Повторение по теме : «Обыкновенные дроби».."
Технологическая карта урока математики 5 класс по теме : "Повторение по теме "Обыкновенные дроби""...
материалы к уроку по теме "Доли и обыкновенные дроби"
Урок математики по теме "Доли и обыкновенные дроби". Материал содержит план-конспект урока с подробной детализацией каждого момента урока, презентацию к уроку, а так же самоанализ, п...
Конспект урока математики 5 класс «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цель: Создание условий для конструирования алгоритма сложения и вычитания десятичных дробейЗадачи:Активизировать знания учащихся о проблемах сохранения окружающей среды.Побудить учащихся к открыт...