материалы к уроку по теме "Доли и обыкновенные дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Сахарова Наталья Геннадиевна

 Урок  математики по теме "Доли и обыкновенные дроби". Материал содержит  план-конспект урока с подробной детализацией каждого момента урока, презентацию к уроку, а так же самоанализ, проведенного урока по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс

Тема: «Доли и обыкновенные дроби»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

- ввести понятия: «доля», «обыкновенная дробь», «числитель», «знаменатель».

- формировать умение решать задачи с данными понятиями.

Воспитательные:

-создание условий для развития мышления, логики, познавательного                                                                                               интереса, способности к конструктивному творчеству.

- воспитание целеустремленности при достижении поставленной цели, ответственности за результаты своего труда, уважения к мнению товарищей, доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки.

Развивающие:

- создание условий для развития интереса к предмету;

- развитие математического мышления, математической речи;

- умение анализировать, сравнивать, оценивать свою деятельность.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты.

Познавательные:

  • сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о числе и числовых системах;
  • умение работать с различными источниками информации, включая цифровые;
  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

  • понимание смысла поставленной задачи;
  • умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативные:

  • сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
  • умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
  • умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Предметные результаты:

  • правильное чтение и запись обыкновенных дробей;
  • применение новых знаний в новой ситуации;
  • объяснение того, что показывает обыкновенная дробь.

Учебное оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.

Ресурсы: презентация. «Доли. Обыкновенные дроби».

Физминутка.

1.Организационный момент (5 минут).

Цель: настроить учащихся на работу в классе через задачи устной работы. (слайд 2, 3,4). По слайду 3 учащиеся делают записи в рабочих тетрадях, выполняют самопроверку (слайд 4).

2. Актуализация знаний. (5 минут).

Цель: научить школьников:

  • видеть математическую задачу в реальной жизненной ситуации;
  • приводить примеры долей из повседневной жизни;
  • понимать сущность алгоритмических предписаний по правильному чтению обыкновенных дробей и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Учитель. Слышали ли вы когда-нибудь раньше слово доля? С чем ассоциировалось это слово? Использовали ли вы его в своей речи?

(Обращение к опыту учащихся, мнения учащихся выслушиваются.)

Учитель. Вот как объясняется понятие «доля» в толковом словаре:

1. Часть чего-нибудь.

2. Часть, полученная при дележе, распределении.

3. Участь, судьба.

4. Русская единица массы, употреблявшаяся до введения метрической системы мер, равная 1/96 золотника или 44 мг.

В словаре приведено несколько значений слова доля. Для математики важнее первое и второе значения: часть чего-нибудь и часть, полученная при дележе, распределении. Но не менее важным в математике является и четвёртое.

3.Изучение нового материала. (8 минут).

Задание 1. Нарисуйте в тетради отрезок длиной 12 см. Отметьте середину отрезка точкой. Как можно назвать части, на которые мы разделили отрезок поставленной точкой?

(Пол-отрезка, половинки)

Учитель. А еще эту половину можно назвать «вторая доля». Половина — это самая известная из долей. Слова с приставкой пол можно услышать часто. Назовите, пожалуйста, такие слова.

(Полчаса, полкилометра, полбатона, полдня  и т.д.)

Задание 2. Далее каждую долю разделите пополам. На сколько частей разделили отрезок? Заштриховать одну часть. Как мы ее назовем?

(Четвертая доля, четвертая часть)

Учитель. А как нам эту долю записать? Как обозначить на письме, что это — одна вторая доля, а это — одна четвертая доля?

В математике половину записывают так:  (слайд 5).

число 1 — числитель дроби;

число 2 — знаменатель дроби.

Задание 3. Нарисуйте квадрат. Разделите его на 4 равные части. Закрасьте три его части. Напишите дробью заштрихованную часть квадрата. Сделайте вывод о том, как записывают дробь. Что обозначают числитель и знаменатель дроби.

Учитель: Посмотрите на экран (слайд 6), назовите части закрашенных фигур.

4.Первичное закрепление новых знаний. (10 минут).

Задание 4. (слайд 7).

- Прочтем текст на экране.

- Какой фрукт делили звери? Из чего он состоит? Сколько была зверей?

- На сколько надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну?

- Сколько долей составляет весь апельсин?

- Какую часть получит каждый?

- Назовите числитель дроби?

- Назовите знаменатель дроби?

- Что показывает знаменатель дроби? Числитель дроби?

Учитель: обобщим все понятия, которыми мы сейчас оперировали (слайд8) (в результате просмотра слайда вводится понятие обыкновенной дроби).

Учитель: разгадав ребус мы еще раз сформулируем тему нашего урока (слайд 9).

Задание 5: (Слайды 10,11,12,13).

Задание 6: диктант.( двое учащихся работают на закрытых досках).

Запишите в виде обыкновенной дроби.

1. Три шестых.

2. Одна треть.

3. Половина.

4. Семь десятых.

5. Одиннадцать сотых.

6. Три четверти.

7. Одиннадцать сорок восьмых.

8. Две четвертых.

Форма работы.

Ученики работают в тетрадях.

После диктанта учащиеся меняются тетрадями и в соответствии с указанными на доске критериями выставляют оценку своему товарищу по парте (0 ошибок – «5», 1 ошибка- «4», 2 ошибки – «3»). Проверяются работы учащихся у доски. Во время проверки учитель задает вопросы: Как Вы понимаете каждую дробь? Как записана дробь, обозначающая половину? Есть ли здесь еще дробь, которая тоже обозначает половину?

Учитель: А интересно ли вам откуда возникло понятие дроби?  Историческая справка (слайд 14,15)

5. Физкультминутка (2 минуты).

«Физкультминутка». Презентация.

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,8136/Itemid,118/

или слайд 16.

Задание 7. Работа над задачей № 889. (10 минут).

 Учитель: Прочитайте задачу.

Сколько ткани купили?

Какую часть ткани израсходовали?

Как Вы это понимаете?

Где в задаче целое?

Что нужно сделать перед решением задачи?

(Учитель показывает запись решения на доске).

Сформулируйте ответ задачи.

Задание 8. Самостоятельное решение задачи (условие задачи на доске записано заранее).

В книге 160 страниц. Вика прочитала одну восьмую часть всей книги. Сколько страниц прочитала Вика?

Учитель: Кто знает, как решить задачу?

Учащиеся работают самостоятельно после обсуждения решения задачи, с теми, кто затрудняется, учитель работает индивидуально.

6. Диагностика качества освоения темы

Цель: научить школьников:

  • понимать смысл поставленных математических задач;
  • использовать средства наглядности (рисунок) для иллюстрации предложенных задач;
  • контролировать процесс и результат своей учебной деятельности;
  • работать совместно в атмосфере сотрудничества.

 

 Учитель. Вам предлагается пройти тестирование по теме нашего урока. Фиксировать количество данных вами правильных ответов и оценивать работу будет   учитель.

Форма работы:

  • на партах у каждого ученика тест с заданиями, учащиеся внимательно читают задания, анализируют их и обводят ответ (материал теста: «Тестовые материалы для оценки качества обучения Математика 5 класс», Москва, Интеллект-центр, 2015г., Московский центр качества образования. Тест № 10).

7. Домашнее задание (2 минуты).

П.23, выучить определения, № 925, 926,932.

Творческое задание – историческое путешествие в страну дроби(сказка, рассказ и т.д.)

Учитель: Просмотрите условия заданных номеров, есть ли у Вас вопросы по домашнему заданию?

8. Рефлексия ( 3 минуты).

Цель: научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- адекватно определять уровень усвоения нового материала;

 -оценивать результат учебной деятельности.

Учитель: Что сегодня мы узнали на уроке? Какие новые математические термины нами использовались? Что они означают? Как Вы оцениваете свою работу на уроке?

Спасибо за урок. Молодцы! (слайд 17).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доли. Обыкновенные дроби Мой университет – www.moi-mummi.ru

Слайд 2

Устные упражнения 52:2 +24 :25 · 36 :18 72:24 · 12 +34 :5 +56 95:5 +56 :3 -8 · 3 96:3 +28 :4 · 5 :25 84:28 · 18 +46 :20 · 3 4 · 14 +40 :48 · 35 :5

Слайд 3

Самостоятельная работа 1 вариант 2 вариант 1) Запишите, используя рисунок, какие точки принадлежат кругу: M N S T P O E D C B A O 2) Запишите, используя рисунок, какие точки принадлежат окружности: E D C B A O M N S T P O

Слайд 4

Проверьте себя: 1 вариант 2 вариант 1) Запишите, используя рисунок, какие точки принадлежат кругу: M N S T P O T S N P O E D C B A O B C D E O 2) Запишите, используя рисунок, какие точки принадлежат окружности: E D C B A O M N S T P O B C E S N P

Слайд 5

1 2 − обыкновенная дробь числитель знаменатель 1 2 − половина; 1 3 − треть; 1 4 − четверть

Слайд 6

Слайд 7

Число, которое показывает, сколько равных частей взято, называется _числитель. Число, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется _ знаменатель. Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель , знайте Под чертою – знаменатель . Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной. 4 3 2 1 ?

Слайд 8

, , , ь Расшифруйте ребус:

Слайд 9

9 16 8 16 11 16 8 16

Слайд 10

24 36 36 36

Слайд 11

4 7 Сколько? Каких? (Какая?) Прочитайте следующие дроби. Назовите числитель и знаменатель выделенных дробей?

Слайд 12

В русском языке слово дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби назывались – «ломанные числа». Умение оперировать дробями воспринималось как чудо. Поэтому всегда и везде знание дробей пользовалось особым почётом и уважением.

Слайд 13

Современная система записи дробей с числителем и знаменателем была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дроби в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке. 13 14 13 14

Слайд 14

Дроби всякие нужны, Дроби всякие важны . Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача. Если будешь дроби знать, Точно смысл их понимать, Станет легкой даже трудная задача. Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО теме «Доли и обыкновенные дроби».

Сегодняшний урок по теме «Доли. Обыкновенные дроби» - первый  урок  в системе уроков по теме  «Обыкновенные дроби».

Его цель – познакомить уч-ся с понятием обыкновенных дробей, числителем, знаменателем дроби, сформировать умение решать задачи с данными понятиями.

 К обучающим задачам урока я отнесла:

  • образовательные ( формирование познавательных УУД):

научить в процессе реальной ситуации использовать новые понятия, изученные в процессе урока;

     -     воспитательные ( формирование  коммуникативных и личностных УУД)

умение  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность;

  • развивающие  ( формирование регулятивных УУД)

умение  отрабатывать информацию, ранжировать по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать  способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

В данном классе 27 обучающихся, из них 6 сильных, 12 средних и 9 слабых учеников,

 поэтому я  осуществляю в течение всего урока дифференцированный подход.

Данный урок -  урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности, на котором должно быть первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний.  Основным этапом была  работа по теме урока, задачи этого этапа – познакомить учащихся с понятием обыкновенных дробей, а на  этапе первичного закрепления – проверить уровень усвоения темы.  

Чтобы достичь цель урока своими вопросами направляю деятельность детей в нужное русло. Классическая схема: сначала обсуждаем, подводим итоги и переходим к следующему вопросу.

Урок,  на мой взгляд, получился хорошим, в нем сочетаются разные виды учебной деятельности и форм работы: устно-письменно, вычисления-рассуждения, в группе-самостоятельно. Материал урока оказался  интересным для учащихся, на уроке учащимся было не скучно, это же пятиклашки- непоседы. Учащиеся ушли с урока с самооценкой приобретенных знаний, а это формирует личность.

На уроке я использовала  сочетание следующих методов обучения -метод диалогического  изложения знаний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности; метод исследовательских заданий, применение данных  приемов и средств обучения является  оптимальным для данного класса.

 В течение всего  урока  была организована  парная,  индивидуальная, фронтальная,  коллективная  работа учащихся.

Задания предложенные на уроке были ориентированы на развитие  учащихся.

Руководство учителя при выполнении учащимися заданий было  инструктирующим, потому что урок направлен на приобретение навыков самостоятельного поиска решений.

Мне  удалось уложиться по времени. Темп урока достаточно высокий.

Мне было комфортно  вести урок, ученики активно  включались в работу на всех этапах.. Меня  удивили учащиеся  поиском различных приемов работы с новыми терминами, понятиями.

Записи на доске были обязательными, так как материал новый, легче запоминать зрительно алгоритмы решения .

Наглядный материал ( презентация) были в наличии и служили средствами мотивации к успешному освоению нового материала.

Цель урока можно считать: достигнутой.   План урока и конспект к уроку составлен.  Материал подбирался, исходя из индивидуальных и возрастных  особенностей данного класса, я полагаю, что все учащиеся усвоили материал урока.

Домашнее задание не вызовет затруднения у большинства учеников, потому что полностью соответствует изученной теме. Думаю, многим учащимся будет интересно выполнить творческое задание- историческое путешествие в страну дроби (найти материал по теме и оформить его в форме сказки, рассказа, сообщения и т.д).

В целом урок можно считать   хорошим и содержательным, донести материал до учеников мне удалось, а некоторые недочеты, возникшие во время проведения урока, можно исправить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Деление обыкновенных дробей" 6кл

Урок "Деление обыкновенных дробей" 6кл...

Урок с презентацией:"Доли.Обыкновенные дроби."

Урок принимал участие в семинаре РМО "Школа молодого учителя" На уроке был также использован алгоритм "Дроби"...

Обобщающий урок -игра по теме "Обыкновенные дроби"

Данный материал содержит презентацию, разработку урока и несколько приложений. Может использоваться на последнем уроке по теме "Обыкновенные дроби". Эту разработку можно использовать и как внеклассное...

Обобщающий урок -игра по теме "Обыкновенные дроби"

Данный материал содержит презентацию, разработку урока и несколько приложений. Может использоваться на последнем уроке по теме "Обыкновенные дроби". Эту разработку можно использовать и как внеклассное...

Урок математики в 6 классе.Тема урока: «Умножение и деление обыкновенных дробей».

Представлен  конспект  урока в 6-м классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» на этапе обобщающего повторения темы. Показано применение различных  методов контроля ...

Урок-конкурс "Действия с обыкновенными дробями" (Урок посвящён году литературы).

Данный урок способствует выработке навыков и умений решать задачи, уравнения, примеры, используя правила действий с обыкновенными дробями; закрепить в ходе упражнений полученные знания. Тип урока...