Система творческих заданий по подготовке к ЕГЭ по теме «Множество значений функции»
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Система творческих заданий по подготовке к ЕГЭ
по теме «Множество значений функции»
Множество значений функции.
Множеством (областью) значений Е(y) функции y=f(x) называется множество всех таких чисел , для каждого из которых найдется число
, такое что:
.
Напомним области значений основных элементарных функций.
Областью значений всякого многочлена четной степени является промежуток [m,+, где m – наименьшее значение этого многочлена, либо промежуток [–
], где n – наибольшее значение этого многочлена.
Областью значений всякого многочлена нечетной степени является R.
1.У любой функции y=f(x) есть множество значений, которое обозначается E(y) или E(f).
Как найти множество значений? Проще всего это сделать если построить эскиз графика заданной функции. А это проще всего сделать, если уметь строить графики элементарных функций и их композиций (сложных функций).
Пример 1.: Найдите множество значений функции y=sin x, x;
]
Решение.
Функция не является монотонной на заданном промежутке. Можно, например, посмотреть множество значений на тригонометрическом круге. Видно (рис.1), что при изменении x от до
синус изменяется от
до 1, а при изменении х от
до
синус изменяется от 1 до
>
. Отсюда следует, что синус принимает все значения от
до 1, т.е.
(sinx; x
;
)=[
;1]
Ответ: [ ;1]
у
1
-1 1 х
-1
Пример 2.:Найдите множество значений функции
Решение.
Основной способ решения таких задач известен: надо построить график функции и с его помощью найти E(f). Но чтобы построить график заданной функции, следует провести ее исследование на экстремум с помощью производной, если учащиеся пока не знают. То поступим по-другому: выясним, при каких значениях параметра а уравнение имеет корни. Множество таких значений а совпадает с множеством значений функции.
Имеем: Уравнение имеет корни, если
Значит, E(f)=
2. Пусть f(x) является сложной функцией, в которой можно выделить «подфункцию» t=t(x). Тогда y=f(t)=f(t(x)).Сначала мы находим E(t), потом E(f).
Пример 1.: Найдите множество значений функции
(6-x-
)
Решение. В задачах, если это возможно, лучше перейти к основанию, большему 1. (с ним работать проще)
(6-x-
)
(6-x-
)=
(6,25-(х+
)
Квадратный трехчлен
f(x)=6-x- =
- (x+
принимает все значения из промежутка (∞;
].
Логарифмы существуют только у положительных чисел, поэтому
(∞;
] тогда
(
- (x+
принимает все значения из промежутка (-∞;
]. Отсюда следует, что
(6-x-
) принимает все значения из промежутка [-
;+∞), т.е.
=[
; +∞)
Пример 2.:Найдите множество значений функции
y=(
)
Решение.
Найдем сначала область определения Д(y)
↔
Из найденной области определения следует, что
х+2>0 и х-4<0, поэтому |х+2|+|х-4|=х+2-х+4=6, тогда =2 и
=1
Поэтому в области определения
y(x)=(
)=
=
квадратный трехчлен f(x)=8-(x- принимает все значения из промежутка
(-∞;8], логарифм f(x) существует для всех значений f(x)∊(0;8]. Но логарифм стоит в знаменателе – поэтому необходимо разбить промежуток на два, исключив значение f(x)=1.
Итак,
[
⇒[
Поэтому ℇ(y)=(-∞;0)[
;+∞)
Ответ: (-∞;0)[
;+∞)
Пример 3. Найдите наименьшее целое значение функции:
y=
Решение.
y=. Пусть y=
,где t
0 монотонно возрастает.
, если t наименьшее, то выражение т.е. при
- наибольшее значение принимает;
- - наибольшее, если x=0, то
=13.
=16-13=3.
=
1,7. Наименьшее целое число y=2.
Ответ: 2.
Примеры для решения:
1). y=.
2).y=7∙
3).y=9∙
4).y=
Пример 4. Найдите наибольшее целое значение функции:
Решение.
Рассмотрим функцию:
Найдем E(y) и выберем наибольшее целое:
выражение
Ответ:3.
Примеры для решения:
1).
Пример 6.Найдите наибольшее целое значение функции:
Решение:
,преобразуем показатель степени по формуле сложения тригонометрических функций. y=4∙
Найдем множество значений выражения
, –2
Наибольшее значение 2sin(x-3) –3=–1, то наибольшее значение
,
. Наибольшее целое равно 1.
Ответ: 1.
Пример для решения:
Пример 7. Найдите наибольшее целое значение функции:
Решение:
Областью определения данной в условии функции является интервал (0;+∞). На этой области определения, то есть при x >0 выражение пробегает все множество действительных чисел. Следовательно, –1
при x >0. Тогда в силу монотонности функции (
на всем множестве действительных чисел, при x >0 выполняется неравенство
. Поэтому
Значит, наибольшим целым значением функции является 21.
Ответ: 21.
Пример для решения:
Пример 8. Найдите наибольшее целое значение функции:
Решение: D(y)=R при x∊R.
Преобразуем дробь,т.е. представим в виде суммы целой и дробной части
Наибольшее целое y= –1.
Ответ: –1.
Пример 9. Найдите наибольшее целое значение функции:
Решение:
Чтобы ответить на поставленный вопрос задания, найдем множество значений данной функции. Для этого найдем множество неотрицательных значений функции
Так как функция является квадратным трехчленом с отрицательным старшим коэффициентом, то наибольшее значение этой функции достигается в абсциссе вершины параболы, соответствующей этому трехчлену. Указанная абсцисса вершины параболы вычисляется по формуле:
(a и b – старший и второй коэффициенты трехчлена). Значит, наибольшее значение
y(
1)=15
2∙(
1=16. Таким образом, отрезок [0;16] является множеством неотрицательном значений этой функции. Так как функция
является возрастающей, то множеством значений исходной функции
является отрезок [
]. Этот отрезок содержит единственное целое число, равное 3, которое и будет наибольшим целым значением данной в условии функции.
Ответ: 3.
Пример 10.
Найдите длину отрезка, которой является областью значений для функции
заданной на промежутке [2;5].
Найдем область определения E(y) данной функции. Рассмотрим данную функцию как произведение двух функций: и
. Обе эти функции возрастают на отрезке [2;5]. Однако, каждая из функций
и
меньше нуля на [2;3], равна нулю при
нули на (3;5]. Поэтому функция
убывает на [2;3] и возрастает на [3;5]. Значит, минимальное значение функции
на отрезке [2;5] – это
=0, а максимальное значение равняется max
=max
следовательно, E(y)=[0;64].
Ответ: 64.
Пример 11.
Найдите наибольшее целое число, входящее в область значений функции
Решение:
Для ответа на вопрос задания найдем множество значений функции . На множестве действительных чисел функция
принимает любое значение из отрезка [–1;1]. Поэтому функция
принимает любое значение из отрезка [0;1]. Найдем множество значений функции
на отрезке [0;1]. Функция
является непрерывной и убывающей на всей числовой оси и, в частности, на отрезке [0;1]. Поэтому множеством ее значений на отрезке [0;1] является отрезок [arcctg1;arcctg0]=
. Учитывая коэффициент 6, получаем, что отрезок
– область значений функции
, заданной на всей числовой оси. Наибольшее целое число из отрезка
– 9.
Ответ: 9.
Примеры для решения:
1).Найдите длину отрезка, которой является областью значений для функции
заданной на промежутке [–2;3].
2).Найдите наибольшее целое число, входящее в область значений функции
.
3).Найдите наименьшее целое число, входящее в область значений функции
.
4).Найдите наименьшее целое число, входящее в область значений функции
.
5).Найдите количество целых чисел, входящих в область значений функции
6).Найдите количество целых чисел, входящих в область значений функции
Пример 12.
Найдите разность между наибольшим целым и наименьшим целым значениями функции
Решение .
,
.
.
Наибольшее целое y=4, наименьшее целое y=4. Разность равна 0.
Ответ: 0 .
Пример 13.
Найдите количество целых значений функции
Решение.
Согласно равенству о среднем арифметическом и среднем геометрическом,
,
. Следовательно,
. С другой стороны, при x∊
обе функции
определены, неотрицательны и множество значений функции
на этом интервале совпадает с интервалом (0;+∞), следовательно их сумма может принимать любое значение из промежутка [2; +∞). Поэтому
,0
значит количество целых значений функции
равно 8.
Ответ: 8.
Пример 14.Найдите количество целых значений функции
Решение.
Количество целых значений 5.
Ответ:5
Пример 15.
Сколько нечетных целых чисел входит в область определения функции
?
Решение.
Область определения функции является множество решений неравенства
. Решим его, для чего определим корни трехчлена
Решений неравенства , а соответственно и областью определения исходной функции. Найденный промежуток содержит целые числа с 1 по 12, среди которых 6 нечетных чисел.
Ответ: 6.
Примеры для решения:
1).Сколько нечетных целых чисел входит в область определения функции
?
2).Сколько целых чисел входит в область определения функции
?
3).Сколько целых чисел входит в область определения функции
?
Пример 16.
Найдите разность между наибольшим и наименьшим значениями функции
Решение.
Разность между наибольшим и наименьшим значением равна 8-4=4.
Ответ: 4.
Пример для решения:
Найдите разность между наибольшим и наименьшим значениями функции
Пример 17.Найдите наименьшее и наибольшее значения функции на отрезке [-1;a].
Решение.
У этой задачи только одна трудность – наличие параметра a.
Найдем абсциссу вершины параболы , получим –x=2. Значит, при x
функция
убывает, а при x
2 – возрастает. Дальнейшие рассуждения зависят от того, попала ли точка 2 в заданный отрезок или нет.
Если -1 a
, то на [-1;a] функция убывает, следовательно
Если a то
Что касается наибольшего значения, то его функция достигает либо в точке
, и тогда это значение равно 5, либо в точке
, и тогда это значение равно
. Сравним эти значения, выясним, когда наибольшим значением функции является первое из них. Решив неравенство 5
, получим: -1
5. Поскольку мы рассматриваем случай
, то получаем 2
, в этом случае
.
Если то 5
. В этом случае
Если, наконец,то 5=
В этом случае
Итак, если -1, то
,
; если 2
то
; если
5, то
.
Пример 18. При каком значении параметра наибольшее значение функции
равно наименьшему значению функции
:
Решение. Поскольку , выражение
можно преобразовать к виду
, где
вспомогательный аргумент. Значит,
а потому для функции
получаем:
+24. Так как далее
, то для функции
получаем:
Осталось решить уравнение
Ответ: -23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/21/picture-300111-1379773117.jpg)
Конспект урока математики (по новым ФГОС), по теме:Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции.
Конспект урока математики по новым ФГОС.Тема урока: Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-427986-1396107716.jpg)
Мастер-класс по теме «Множество значений функции». (9 класс)
1.Проверка домашнего задания.2.Игра «Испорченный телефон».3.Определение свойств функции по заданному графику.4.Устно5.Самостоятельная работа в парах на 6 вариантов различной сложности.6.Новый ма...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-427986-1396107716.jpg)
Закрепляющий материал по теме «Множество значений функции». (9 класс)
1.Для нахождения множества значений функции в простейших случаях достаточно следующих утверждений:2.Примеры, сводящиеся к замене переменных и исследованию получившейся функции на заданном промежутке.3...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-481910-1410860508.jpg)
Система творческих заданий по подготовке к ЕГЭ по теме «Множество значений функции»
Система творческих заданий по подготовке к ЕГЭпо теме «Множество значений функции»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/23/picture-407136-1393145180.jpg)
Функция, область определения. множество значений функции.
Функция, область определения функции, множество значений функции....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846618-1478615334.jpg)
Урок алгебры в 11 классе по теме Множество значений сложной функции
Конспект урока алгебры в 11 классе по теме "Множество значений сложной функции"...