Система творческих заданий по подготовке к ЕГЭ по теме «Множество значений функции»
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему
Система творческих заданий по подготовке к ЕГЭ
по теме «Множество значений функции»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_tvorcheskikh_zadaniy_po_podgotovke_k_ege.docx | 54.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Система творческих заданий по подготовке к ЕГЭ
по теме «Множество значений функции»
Множество значений функции.
Множеством (областью) значений Е(y) функции y=f(x) называется множество всех таких чисел , для каждого из которых найдется число, такое что: .
Напомним области значений основных элементарных функций.
Областью значений всякого многочлена четной степени является промежуток [m,+, где m – наименьшее значение этого многочлена, либо промежуток [–], где n – наибольшее значение этого многочлена.
Областью значений всякого многочлена нечетной степени является R.
1.У любой функции y=f(x) есть множество значений, которое обозначается E(y) или E(f).
Как найти множество значений? Проще всего это сделать если построить эскиз графика заданной функции. А это проще всего сделать, если уметь строить графики элементарных функций и их композиций (сложных функций).
Пример 1.: Найдите множество значений функции y=sin x, x;]
Решение.
Функция не является монотонной на заданном промежутке. Можно, например, посмотреть множество значений на тригонометрическом круге. Видно (рис.1), что при изменении x от до синус изменяется от до 1, а при изменении х от до синус изменяется от 1 до >. Отсюда следует, что синус принимает все значения от до 1, т.е.
(sinx; x;)=[ ;1]
Ответ: [ ;1]
у
1
-1 1 х
-1
Пример 2.:Найдите множество значений функции
Решение.
Основной способ решения таких задач известен: надо построить график функции и с его помощью найти E(f). Но чтобы построить график заданной функции, следует провести ее исследование на экстремум с помощью производной, если учащиеся пока не знают. То поступим по-другому: выясним, при каких значениях параметра а уравнение имеет корни. Множество таких значений а совпадает с множеством значений функции.
Имеем: Уравнение имеет корни, если Значит, E(f)=
2. Пусть f(x) является сложной функцией, в которой можно выделить «подфункцию» t=t(x). Тогда y=f(t)=f(t(x)).Сначала мы находим E(t), потом E(f).
Пример 1.: Найдите множество значений функции
(6-x-)
Решение. В задачах, если это возможно, лучше перейти к основанию, большему 1. (с ним работать проще)
(6-x-)(6-x-)=(6,25-(х+)
Квадратный трехчлен
f(x)=6-x- = - (x+ принимает все значения из промежутка (∞;].
Логарифмы существуют только у положительных чисел, поэтому
(∞;] тогда ( - (x+ принимает все значения из промежутка (-∞;]. Отсюда следует, что (6-x-) принимает все значения из промежутка [-;+∞), т.е. =[; +∞)
Пример 2.:Найдите множество значений функции
y=()
Решение.
Найдем сначала область определения Д(y)
↔
Из найденной области определения следует, что
х+2>0 и х-4<0, поэтому |х+2|+|х-4|=х+2-х+4=6, тогда =2 и =1
Поэтому в области определения
y(x)=()==
квадратный трехчлен f(x)=8-(x- принимает все значения из промежутка
(-∞;8], логарифм f(x) существует для всех значений f(x)∊(0;8]. Но логарифм стоит в знаменателе – поэтому необходимо разбить промежуток на два, исключив значение f(x)=1.
Итак,
[⇒[
Поэтому ℇ(y)=(-∞;0)[;+∞)
Ответ: (-∞;0)[;+∞)
Пример 3. Найдите наименьшее целое значение функции:
y=
Решение.
y=. Пусть y=,где t0 монотонно возрастает. , если t наименьшее, то выражение т.е. при - наибольшее значение принимает;- - наибольшее, если x=0, то =13. =16-13=3.=1,7. Наименьшее целое число y=2.
Ответ: 2.
Примеры для решения:
1). y=.
2).y=7∙
3).y=9∙
4).y=
Пример 4. Найдите наибольшее целое значение функции:
Решение.
Рассмотрим функцию:
Найдем E(y) и выберем наибольшее целое:
выражение
Ответ:3.
Примеры для решения:
1).
Пример 6.Найдите наибольшее целое значение функции:
Решение:
,преобразуем показатель степени по формуле сложения тригонометрических функций. y=4∙ Найдем множество значений выражения, –2Наибольшее значение 2sin(x-3) –3=–1, то наибольшее значение , . Наибольшее целое равно 1.
Ответ: 1.
Пример для решения:
Пример 7. Найдите наибольшее целое значение функции:
Решение:
Областью определения данной в условии функции является интервал (0;+∞). На этой области определения, то есть при x >0 выражение пробегает все множество действительных чисел. Следовательно, –1 при x >0. Тогда в силу монотонности функции ( на всем множестве действительных чисел, при x >0 выполняется неравенство. Поэтому
Значит, наибольшим целым значением функции является 21.
Ответ: 21.
Пример для решения:
Пример 8. Найдите наибольшее целое значение функции:
Решение: D(y)=R при x∊R.
Преобразуем дробь,т.е. представим в виде суммы целой и дробной части
Наибольшее целое y= –1.
Ответ: –1.
Пример 9. Найдите наибольшее целое значение функции:
Решение:
Чтобы ответить на поставленный вопрос задания, найдем множество значений данной функции. Для этого найдем множество неотрицательных значений функции
Так как функция является квадратным трехчленом с отрицательным старшим коэффициентом, то наибольшее значение этой функции достигается в абсциссе вершины параболы, соответствующей этому трехчлену. Указанная абсцисса вершины параболы вычисляется по формуле:
(a и b – старший и второй коэффициенты трехчлена). Значит, наибольшее значение y(1)=152∙(1=16. Таким образом, отрезок [0;16] является множеством неотрицательном значений этой функции. Так как функция является возрастающей, то множеством значений исходной функции
является отрезок []. Этот отрезок содержит единственное целое число, равное 3, которое и будет наибольшим целым значением данной в условии функции.
Ответ: 3.
Пример 10.
Найдите длину отрезка, которой является областью значений для функции
заданной на промежутке [2;5].
Найдем область определения E(y) данной функции. Рассмотрим данную функцию как произведение двух функций: и . Обе эти функции возрастают на отрезке [2;5]. Однако, каждая из функций и меньше нуля на [2;3], равна нулю при нули на (3;5]. Поэтому функция убывает на [2;3] и возрастает на [3;5]. Значит, минимальное значение функции на отрезке [2;5] – это =0, а максимальное значение равняется max=maxследовательно, E(y)=[0;64].
Ответ: 64.
Пример 11.
Найдите наибольшее целое число, входящее в область значений функции
Решение:
Для ответа на вопрос задания найдем множество значений функции
. На множестве действительных чисел функция
принимает любое значение из отрезка [–1;1]. Поэтому функция
принимает любое значение из отрезка [0;1]. Найдем множество значений функции на отрезке [0;1]. Функция является непрерывной и убывающей на всей числовой оси и, в частности, на отрезке [0;1]. Поэтому множеством ее значений на отрезке [0;1] является отрезок [arcctg1;arcctg0]= . Учитывая коэффициент 6, получаем, что отрезок – область значений функции , заданной на всей числовой оси. Наибольшее целое число из отрезка – 9.
Ответ: 9.
Примеры для решения:
1).Найдите длину отрезка, которой является областью значений для функции
заданной на промежутке [–2;3].
2).Найдите наибольшее целое число, входящее в область значений функции
.
3).Найдите наименьшее целое число, входящее в область значений функции
.
4).Найдите наименьшее целое число, входящее в область значений функции
.
5).Найдите количество целых чисел, входящих в область значений функции
6).Найдите количество целых чисел, входящих в область значений функции
Пример 12.
Найдите разность между наибольшим целым и наименьшим целым значениями функции
Решение .
, .
.
Наибольшее целое y=4, наименьшее целое y=4. Разность равна 0.
Ответ: 0 .
Пример 13.
Найдите количество целых значений функции
Решение.
Согласно равенству о среднем арифметическом и среднем геометрическом,
,
. Следовательно, . С другой стороны, при x∊ обе функции определены, неотрицательны и множество значений функции на этом интервале совпадает с интервалом (0;+∞), следовательно их сумма может принимать любое значение из промежутка [2; +∞). Поэтому ,0 значит количество целых значений функции равно 8.
Ответ: 8.
Пример 14.Найдите количество целых значений функции
Решение.
Количество целых значений 5.
Ответ:5
Пример 15.
Сколько нечетных целых чисел входит в область определения функции
?
Решение.
Область определения функции является множество решений неравенства . Решим его, для чего определим корни трехчлена
Решений неравенства , а соответственно и областью определения исходной функции. Найденный промежуток содержит целые числа с 1 по 12, среди которых 6 нечетных чисел.
Ответ: 6.
Примеры для решения:
1).Сколько нечетных целых чисел входит в область определения функции
?
2).Сколько целых чисел входит в область определения функции
?
3).Сколько целых чисел входит в область определения функции
?
Пример 16.
Найдите разность между наибольшим и наименьшим значениями функции
Решение.
Разность между наибольшим и наименьшим значением равна 8-4=4.
Ответ: 4.
Пример для решения:
Найдите разность между наибольшим и наименьшим значениями функции
Пример 17.Найдите наименьшее и наибольшее значения функции на отрезке [-1;a].
Решение.
У этой задачи только одна трудность – наличие параметра a.
Найдем абсциссу вершины параболы , получим –x=2. Значит, при x функция убывает, а при x2 – возрастает. Дальнейшие рассуждения зависят от того, попала ли точка 2 в заданный отрезок или нет.
Если -1 a, то на [-1;a] функция убывает, следовательно
Если a то Что касается наибольшего значения, то его функция достигает либо в точке , и тогда это значение равно 5, либо в точке , и тогда это значение равно . Сравним эти значения, выясним, когда наибольшим значением функции является первое из них. Решив неравенство 5, получим: -15. Поскольку мы рассматриваем случай, то получаем 2, в этом случае .
Если то 5. В этом случае
Если, наконец,то 5= В этом случае
Итак, если -1, то ,; если 2 то
; если 5, то.
Пример 18. При каком значении параметра наибольшее значение функции равно наименьшему значению функции:
Решение. Поскольку , выражение можно преобразовать к виду , где вспомогательный аргумент. Значит, а потому для функции получаем: +24. Так как далее , то для функции получаем: Осталось решить уравнение
Ответ: -23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Функция. Область определения и множество значений функции
Презентация к уроку...
Конспект урока математики (по новым ФГОС), по теме:Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции.
Конспект урока математики по новым ФГОС.Тема урока: Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции....
Мастер-класс по теме «Множество значений функции». (9 класс)
1.Проверка домашнего задания.2.Игра «Испорченный телефон».3.Определение свойств функции по заданному графику.4.Устно5.Самостоятельная работа в парах на 6 вариантов различной сложности.6.Новый ма...
Закрепляющий материал по теме «Множество значений функции». (9 класс)
1.Для нахождения множества значений функции в простейших случаях достаточно следующих утверждений:2.Примеры, сводящиеся к замене переменных и исследованию получившейся функции на заданном промежутке.3...
Функция, область определения. множество значений функции.
Функция, область определения функции, множество значений функции....
Урок алгебры в 11 классе по теме Множество значений сложной функции
Конспект урока алгебры в 11 классе по теме "Множество значений сложной функции"...
Система творческих заданий по подготовке к ЕГЭ по теме «Множество значений функции»
Система творческих заданий по подготовке к ЕГЭпо теме «Множество значений функции»...