Технологическая карта урока "Окружность и круг"
план-конспект урока по математике
Цели урока:
-обучающие: ознакомить учащихся с понятием окружность и круг, «видеть» радиус, диаметр и хорду, уметь находить их; научить пользоваться циркулем для построения окружности любого радиуса; применять изученные понятия для решения задач практического характера.
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
- воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учебник Н.Я. Виленкин «Математика 5» мультимедиа проектор, компьютер, индивидуальные листы, стакан, блюдце с краской, салфетки, кружки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhnost_i_krug.doc | 637 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.
v строят гипотезу,
v намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
v аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.
Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.
Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.
Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.
Тема: «Окружность и круг»
Цели урока:
-обучающие: ознакомить учащихся с понятием окружность и круг, «видеть» радиус, диаметр и хорду, уметь находить их; научить пользоваться циркулем для построения окружности любого радиуса; применять изученные понятия для решения задач практического характера.
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
- воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учебник Н.Я. Виленкин «Математика 5» мультимедиа проектор, компьютер, индивидуальные листы, стакан, блюдце с краской, салфетки, кружки.
Технологическая карта урока математики в 5 классе
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у Вас, А сердце умным будет. (С.Я.Маршак) слайд 1 - тихо садитесь. Улыбнитесь друг другу и мы начинаем урок. -как Вы думаете, почему я начала урок с этих строк? | Включаются в деловой ритм урока. Анализируют стихотворение и высказывают свое мнение | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Закрепить навык выполнения действий с натуральными числами; знание геометрических фигур. | Организовать фронтальную работу 1.по выполнению действий с натуральными числами 1)60*6 2) 200: 20 -120 *25 :80 +110 *30 :60 ? ? слайд 2 -с какими числами работали? -какие действия выполняли? -перечислите свойства этих действий? 2. по узнаванию геометрических фигур. Слайд 3 -Какие фигуры изображены? | Работают с информацией представленной в виде цепочки. Формулируют собственное мнение и аргументируют его | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Постановка проблемы. Открытие нового Давайте выполним следующее задание: слайд 4 Задание № 1 (стакан и краска) - какая геометрическая фигура у вас получилась? -почему вы так считаете? А может это круг? -о чём мы будем говорить сегодня на уроке? -сформулируйте цель урока | Цель урока: мы будем говорить об окружности и круге. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: окружность и круг | -Итак, тема нашего урока созвучна цели урока -как называется тема нашего урока? Записываем в тетрадь тему урока. -давайте вернёмся к нашим фигурам. Уточним понятие окружности и круга. Слайд 6 -какие знакомые предметы имеют форму круга, а какие окружность? Слайд 7 Практическое задание № 2 (сгибание круга) Вводит понятия центр окружности, радиус Слайд 8 -проведите самостоятельное исследование задание №3. Слайд 9-10 Постройте окружность с радиусом 3 см и отметьте её центр. Соедините две точки окружности таким образом. Чтобы данный отрезок проходил и через центр окружности. -какой отрезок получили? -сформулируйте определение диаметра. Вводит понятие хорда. Слайд 11 По данному рисунку перечислите все диаметры, хорды и радиусы окружности. Слайд 12 Практическое задание №4 ,слайд 13 Используя циркуль постройте две окружности с одинаковым радиусом, равном 3 см, закрасьте внутреннюю область одной окружности. -чем можно объяснить, что первая фигура называется кругом, а не окружностью? Задание : назовите все точки лежащие во внутренней и внешней областях. Слайд 14 | Тема урока: «окружность и круг». Сравнивают окружность и круг Объясняют свой выбор и дают определение окружности и круга Перечисляют предметы Формулируют понятие радиус и диаметр круга. Выявляют соотношение между диаметром и радиусом окружности Делают соответствующие записи в индивидуальных листах Выполняют задания в индивидуальных листах, делают вывод, затем проверяют и исправляют свои ошибки, используя слайд. 10 Делают соответствующие записи в тетрадях Устно выполняют задание Выполняют построение и называют получившиеся фигуры. -первая фигура закрашена, т.е. ей принадлежат все точки, находящиеся внутри этой фигуры и она называется кругом. Устно выполняют задание | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, умение вступать в диалог. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство; умение строить модель и преобразовы вать в случае необходимости Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
5.Первичное закрепление | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Даёт задание и оказывает консультативную помощь учащимся, у которых возникли затруднения Задание №5 слайд 15 Измерь радиусы окружностей и кругов, имеющихся у вас. Запишите, чему равны диаметры каждой из фигур. Запишите, какие выводы сделали? Задание №6 Нарисуйте окружность произвольного радиуса. Изобразите все изученные вами элементы окружности и подпишите их. Исследовательская работа в парах Задание №7 Нарисуйте две окружности, которые не пересекаются. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод. Задание №8 Нарисуйте две окружности, которые имеют одну общую точку. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод. Задание №9 Нарисуйте две окружности, которые пересекаются в двух точках. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод. | Ребята работают в парах, результаты обсуждают с соседом. Делают предположения и обосновывают свои ответы. r1=0,7 см; r2= 1,2 см; r3=2 см d1=1,4 см; d2= 2,4 см;d3= 4 см. d= 2 r Выполняют работу в парах. Делают выводы | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение сотрудничать с другими людми в поиске необходимой информации. |
6. Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Предлагает проверить свои знания с помощью теста. Слайд 16 Самопроверка. | Самостоятельное решение теста Самопроверка. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
7. Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | -Какова была цель нашего урока? -Кто желает сформулировать, что называют кругом? -С какими новыми терминами вы познакомились? -Как радиус зависит от диаметра? Оценить отдельных учащихся | -Плоскость, которая лежит внутри окружности вместе с самой окружностью. Дают определение радиуса, диаметра и хорды. R=d/2 | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Дать характеристику предложенным заданиям | Записывают задание в дневник П.22 учебника изучить, решить №850,852. | |
9. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Выскажите свои впечатления об уроке закончив предложение:
Не забудь нарисовать нашему «солнышку» улыбку или огорчение! | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
Попова З. М. учитель математики МКОУ «Семидесятская СОШ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики "Круг и окружность. Длина окружности" 8 класс 8 вид программы обучения
Данная технологическая карта посвященаформированию представлений обучающихся с нарушением интеллекта о нахождении длины окружности. Урок первый в разделе изучаемой темы. Уровень сложности...
технологическая карта урока математики по теме "Длина окружности. Площадь круга"
Урок объяснения нового материала по теме "Длина окружности. Площадь круга" - математика, 6 класс. Урок с применением ЭОР....
Технологическая карта урока по информатике и 7 классе "Решение задач с помощью кругов Эйлера"
Технологическая карта урокаФИО учителя: Дзлиева Залина ХасанбековнаМесто работы: МБОУ СОШ №1 с.ОктябрьскоеДолжность: учитель информатикиПредмет: информатикаТема: «Решение задач с помощью кругов Эйлера...
Технологическая карта урока Окружность и круг
Тема урока:«Окружность и круг».Тип урока: закрепление изученного материала.Цели урока:создание условий для закрепления учащимися:понятий окружности, круг, центр круга (окружности) радиус, диаметр, их ...
Урок литературы с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока.. Поэты пушкинского круга.
Урок литературы в 8 классе с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока. Учитель: Шапинская И. А...
технологическая карта по теме "Окружность.Круг" 5 класс
технологическая карта урока...
Технологическая карта бинарного урока биология-физика "Сердце. Круги кровообращения".
Изучая биологию, нередко приходится обращаться к тем или иным физическим законам. Мной представлена технологическая карта урока по ФГОС по биологии с элементами физики....