Технологическая карта бинарного урока биология-физика "Сердце. Круги кровообращения".
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Крамаренко Александра Ивановна

Изучая биологию, нередко приходится обращаться к тем или иным физическим законам. Мной представлена технологическая карта урока по ФГОС по биологии с элементами физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_uroka_serdtse.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока

«Сердце. Круги кровообращения.»

ФИО учителей: Крамаренко Александра Ивановна и Томишинец Галина Ивановна

Класс: 9 класс   

Дата: 14 ноября 2018                 

Предмет: биология - физика

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: образовательная: рассмотреть строение сердца; сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца; раскрыть особенности регуляции сердечных сокращений; объяснить работу сердца со стороны физики; развивающая: развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца; воспитательная: продолжить формирование научно-атеистического мировоззрения: на конкретных примерах научных открытий, успехов медицины.

Оборудование: Разборная модель сердца, презентация, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Характеристика этапов урока 

Название, содержание и цель этапа урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы работы на уроке

Результаты

Организационный момент

Приветствует класс, проверяет готовность к занятию. Мотивирует учащихся к действию, объясняет о том, как работать с раздаточным материалом:

 - Ребята, у каждого ученика на парте лист самооценивания (приложение 1), в котором вы будете за каждый этап урока ставить оценки. На каждой парте лист для работы в группах и для индивидуальной работы. 

Приветствуют педагога. Выполняют оценку готовности к уроку, настрой на урок. Подписывают раздаточный материал.

Фронтальная

Личностные: имеют положительную мотивацию к изучению предмета; проявляют познавательный интерес.

Мотивационный этап (подготовка к активному осознанному восприятию темы).

Цель: определить тему урока, сформировать цели и зачади урока.

Раздается звук “сердца” (проекция на компьютере).

Учитель читает отрывок стихотворения Э. Межелайтиса “Сердце”.

Камень твердый?

Яблоко с багрово – красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой,

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.

Вопрос:

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

- Какие цели мы должны с вами поставить при изучении этой темы?

- Самым активным ученикам в течение урока я буду раздавать дополнительно сердечки, которые в конце урока каждый у себя подсчитает и запишет в лист оценивания.

Дети делают предположения по теме урока. Ставят цели и задачи:

- изучить строение сердца человека,

- познакомиться с принципом его работы, объяснить работу с точки зрения физики,

- охарактеризовать круги кровообращения.

Фронтальная

Познавательные:

Высказывают свои предположения, подводят к теме урока.

Регулятивные:

Принимают учебные задачи, сформированные вместе с учителем.

Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: воспринимают речь учителя, выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют внимание, желание больше узнать.

Актуализация пройденного материала

Учитель поводит блиц-опрос по пройденному материалу, используя маркер.

1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – …

2. Жидкая соединительная ткань – …

3. Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – …

4. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – …

5. Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – …

6. Человек, дающий свою кровь для переливания, – …

7. Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – …

8. Культура ослабленных микробов, вводимых в организм человека, – …

9. Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – …

10. Группа крови, в которой присутствует белок А и белок Б

11. Универсальным реципиентом является человек, имеющий группу крови …

Учитель ставит проблемный вопрос

1. В одной популярной книге по физиологии образно сказано: “в каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушения и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание”. Что подразумевается под “кораблями” и “гаванями”.

2. И.П. Павлов сказал: “в организме имеется “чрезвычайная” реакция, при которой организм жертвует какой то частью для спасения целого”. Про что это сказано?

Демонстрируют уровень подготовки домашнего задания.

Учащиеся передают маркер и на ком он останавливается – отвечает на вопрос, дают ответы:

1. внутреннюю среду организма

2. кровь

3. фибриноген

4. эритроциты

5. анемия

6. донор

7. иммунитет

8. вакцина

9. антитела

10. IV группа

11. IV группа, резус положительный.

На проблемные вопросы учащиеся отвечают:

1. Корабли – эритроциты, Гавани – красный костный мозг.

2. Фагоцитоз.

Фронтальная

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи.

Коммуникативные: формируют  умение излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Изучение нового материала:

Цель – изучить:

1) строение сердца

(5 минут)

2) работа сердца

(10 минуты)

3) круги кровообращения

(5 минут)

1. Учитель дает задание, (работа в группах):

 -  В учебнике страница 90-91, изучаете строение сердца, заполняете задание в  карточках (слайд 2).  (Приложение 1)

Проверяем правильность заполнения (слайд №3)

2. Учитель демонстрирует  видеоролик о работе сердца.

 (Слайд 4)

3. Объяснение работы сердца с точки зрения физики. Учитель рассказывает некоторые интересные факты (Приложение 2) (слайд 5,6)

4. Особенности строения кровеносных сосудов (слайд 7). Учитель задает вопросы:

- Что такое артерии?

- Что такое вены?

- В каких сосудах давление больше?

5. Учитель дает индивидуальное задание на карточках (Приложение 3)

- Необходимо заполнить таблицу по кругам кровообращения, используя стр. 92 – 94 учебника. 

- Проверяем правильность заполнения таблицы друг у друга (слайд 8). Таблицу вы можете вклеить себе в тетрадь, которая вам обязательно пригодится.

Читают текст учебника, заполняют карточки в группах.

Проверяют правильность заполнения карточки, ставят оценки в лист оценивания.

Смотрят ролик, формируют представление о фазах работы сердца.

Учащиеся слушают физические факты о сердце, участвуют в дискуссии.

Учащиеся используют знания, полученные в 8 классе об артериях и венах.

- Сосуды, идущие от сердца

- Сосуды идущие к сердцу

- В артериях.

Заполняют таблицу на карточках.

Осуществляют взаимопроверку таблиц, ставят оценки в лист оценивания.

Групповая

Фронтальная

Самостоятельная

Познавательные:

Высказывают свои предположения, осуществляют поиск информации в различных источниках: текст учебника, иллюстрации, интернет; выявляют особенности строения сердца, осуществляют анализ его работы, кругов кровообращения.

Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее решение, анализируют собственную работу.

Коммуникативные: самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе (определяют общие цели, распределяют роли, договариваются друг с другом); используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологические высказывания, владеют монологической формой речи.

Личностные: применяют правила делового сотрудничества, считаются с мнением другого человека, проявляют терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Физкультминутка - первичная проверка понимания изученного

(2 минуты)

Учитель проводит физкультминутку:

- Я сейчас буду называть какие-либо отделы сердца, либо сосуды. Если по ним течет артериальная кровь, насыщенная кислородом, вы поднимаете руки вверх, если венозная, насыщенная углекислым газом – вниз:

  • Левое предсердие
  • Аорта
  • Легочная артерия
  • Левый желудочек
  • Верхняя полая вена
  • Правое предсердие
  • Правый желудочек
  • Легочные вены

Выполняют физкультминутку, используя полученные знания. 

Фронтальная

Закрепление

Проводит фронтальный опрос:

- Давайте подведем итог и вспомним особенности строение сердца, которые мы сегодня изучили, фазы сердечной деятельности, круги кровообращения.

Активным ученикам за ответы выдает сердечки.

Подводят итоги урока.

Предполагаемые выводы:

  • Сердце человека четырехкамерное;
  • Три фазы сердечной деятельности: систола предсердий, систола желудочков, диастола;
  • Два круга кровообращения
  • Артерии – несут кровь от сердца;
  • Вены – несут кровь к сердцу.

Фронтальная

Познавательные: структурируют полученные знания.

Коммуникативные:

излагают свою точку зрения, отстаивают свою позицию;

формируют  умение излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные: формируют экологическое сознание; понимают  красоту и гармонию в природе.

Подведение итогов урока, рефлексия

Читает стихотворение (слайд 11):

Сердце – это душа, настроение, взгляд,
Это ум, это мысль, это Света заряд;
Избегайте тоски и чрезмерных волнений!
Берегите сердца от любых поражений!

Определяют свое отношение к уроку.

Подсчитывают сердечки, заполняют лист самооценивания, сдают учителю.

Фронтальная

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозируют способы самореализации и сотрудничества.

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта бинарного урока по информатике и истории "Становление индустриального общества"

Технологическая карта бинарного урока по информатике и истории "Становление индустриального общества"...

Технологическая карта бинарного урока "Мировые религии: история и география"

Данный урок представляет собой интеграцию двух учебных дисциплин - истории и географии....

Технологическая карта бинарного урока по физической культуре и литературе в 5б классе

Формирование УУД  у учащихся средствами новых способов действия  физической культуры и литературы по творчеству И.К. Айвазовского...

Сборник технологических карт бинарных уроков в рамках реализации проекта ЕНКО

Данный методический сборник предназначен для педагогов общеобразовательных учреждений. В нем представлены технологические карты бинарных учебных занятий и занятий внеурочной деятельности Муниципальног...

Технологическая карта бинарного урока "Утилизация мусора" (Обществознание+математика)

Учитель: Попова А.Р.Классы: 6, 7, 8 классы.                       Предметы: обществознание...

Технологическая карта бинарного урока по английскому языку/изобразительному искусству в 7 классе.

Комбинированный урок  должен актуализировать лексику по теме «фильмы, комиксы», а так же должен сформировать умение составлять комиксы в технике «коллаж»...

Технологическая карта бинарного урока по английскому языку и обществознанию в 6 классе по теме «Межличностное общение»

Технологическая карта бинарного урока по английскому языку и обществознанию в 6 классе по теме «Межличностное общение»...