Урок литературы с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока.. Поэты пушкинского круга.
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Урок литературы в 8 классе с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока.
Учитель: Шапинская И. А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку. | 1.43 МБ |
Технологическая карта урока. | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Барон Анто́н Анто́нович Де́львиг — русский поэт, издатель. В 1814 г. появились в печати первые стихи, в «Вестнике Европы» («На взятие Парижа» — за подписью Русский ). Закончил Царскосельский лицей с первым выпуском лицея, в 1817 году. Основным жанром поэзии Дельвига становятся идиллии (подражания древним) и стихи в духе русских народных песен ("Соловей", "Не осенний мелкий дождичек"). Дельвиг одним из первых разрабатывал русский сонет. Лирика его, несмотря на свою камерность, сыграла большую роль в развитии поэтических форм. Пушкин высоко ценил стихи Дельвига. В 1825 - 31 издает альманах "Северные цветы" и "Литературную газету" (1830 - 31), имевшие большое значение для объединения прогрессивных поэтов пушкинского круга и защиты их позиций в литературной борьбе того времени.
Константи́н Никола́евич Ба́тюшков — русский поэт. В 16 лет в совершенстве изучил латинский язык и занялся изучением литературы древнего классического мира. В 1805 г. в журнале «Новости русской литературы» появилось стихотворение «Послание к стихам моим» — первое выступление К. Н. Батюшкова в печати. В 1815 году Батюшков был заочно выбран членом литературного общества «Арзамас» и получил имя « Ахилла », но только 27 августа 1817 года он впервые попал на его заседание. Последнее стихотворение — «Завещание Мельхисидека». Значение Батюшкова в истории русской литературы и главная заслуга его заключается в том, что он много потрудился над обработкой родной поэтической речи и придал русскому стихотворному языку такую гибкость, упругость и гармонию, каких ещё не знала до тех пор русская поэзия.
Евге́ний Абра́мович Бараты́нский — русский поэт. Рано попадает в избранный круг петербургских литераторов (Л. А. Дельвиг, П. А. Плетнев, Н. И. Гнедич, В. А. Жуковский). За развитием поэта (элегия и послания: “Финляндия”, “Разуверение”, “Признание”, “Две доли”; поэма “Бал”) внимательно следит А.С. Пушкин , пишущий о нем в тоне высшего признания, определяя область первенства Баратынского — элегию, основное качество его поэзии (“он у нас оригинален — ибо мыслит”), отмечает его самобытность и независимость от господствующих направлений и школ (“он шел своей дорогой один и независим”) и определяет его “степень” в русской поэзии — “подле Жуковского”.
Никола́й Миха́йлович Язы́ков — русский поэт эпохи романтизма, один из ярких представителей золотого века русской поэзии, называвший себя «поэтом радости и хмеля», а также «поэтом разгула и свободы». В 1819 году дебютировал в печати. Языков создает в своих стихах самобытный, яркий и праздничный мир молодого раздолья и вольнолюбия. Стихи Языкова публикуются в разных журналах и газетах. Годы, проведенные в Дерпте, - наиболее плодотворный период его творчества. Он быстро завоевал репутацию самобытного поэта, выразителя взглядов передовой дворянской молодежи. Большое распространение получили его студенческие песни "Чинов мы ищем не ползком", "Сердца - на жертвенник свободы", "Наш ум - не раб чужих умов" и др., элегии "Свободы гордой вдохновенье!", "Еще молчит гроза народа..."
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
учитель русского языка и литературы Шапинская И. А.
Предмет литература
Класс 8 класс
Тема урок: Поэты пушкинского круга
Тип урока урок объяснения нового материала
Планируемые результаты обучения:
личностные
- формулирование собственного отношения к поэтам, их оценка;
предметные
- понимание связи творчества поэтов, близость их взглядов,
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных направлений и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения
метапредметные
- умения самостоятельно подготавливать материал к уроку и презентовать его, организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умения работать с разными источниками информации, проявлять исследовательскую инициативу, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Техники и технологии - технология сотрудничества, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология.
Ресурсы (учебники, наглядные пособия, ИКТ) учебник литературы для 8 класса под ред. Г. С. Меркина;, презентация по творчеству поэтов Баратынского, Дельвига, Батюшкова, Языкова, компьютер, видеопроектор.
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | |||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | ||||
Организационный (настрой на урок)- 2мин. | Проверка настроя учащихся на урок | Отвечают на вопросы учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу. | Знание норм поведения | Самоорганизация к учебной деятельности | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Вербальное оценивание |
Мотивационный этап-3мин. | Создание учебной ситуации: необходимо предположить наличие знаний у обучающихся о поэтах пушкинского круга | Высказывают предположения, анализируя предложенный учителем материал. | Знание норм взаимодействия учителя и ученика на уроке | саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий» | владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | Выдвижение гипотез и их обоснование | Вербальное оценивание |
Постановка учебной задачи-2 мин.
| Учитель предлагает учащемуся с опорой на имеющейся опыт в изучении творчества поэтов, выделить основные задачи учебного занятия | Высказывает предположения, совместно с учителем определяет цели дальнейшей работы | Знание атмосферы эпохи начала XIX века, явлений общественной и литературной жизни, особенности романтизма как литературного направления | целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно | Установление причинно-следственных связей; анализ; выдвижение гипотез и их обоснование. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Вербальное оценивание; взаимооценивание |
Изучение нового материала.-20 мин. | Объяснение нового материала с использованием презентативного, материала. Помогает анализировать и делать выводы. | Изучение и анализ текстового и иллюстративного материала, работа с произведениями для решения поставленных задач и вопросов. | знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения | самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов | взаимооценивание |
Первичное осмысление и закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.-10 мин. | Предлагает написать резюме «Творчество наиболее запомнившегося поэта» | Записывают ответ на поставленный вопрос | составление плана и последовательности действий | постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | выбор наиболее эффективных способов решения задач | взаимооценивание | |
Подведение итогов.-2мин | Подводит итоги урока, предлагает оценить уровень освоения нового материала. | Оценивает понимание нового материала, выполняя задание-самоанализ | Выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. | рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Вербальное оценивание; самооценивание | ||
Оценка учителя Рефлексия -3 мин. | Оценивает работу учащихся | Осуществление рефлексии: что получилось, что не удалось. | выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения | управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий | Вербальное оценивание; взаимооценивание | ||
Домашнее задание-2 мин. | Выучить одно (понравившееся) стихотворение, сделать его письменный анализ. | Задаёт вопросы, выбирает задание по силам. | Формирование самостоятельности в выборе уровня задания, оценивания своих знаний. | контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Вербальное оценивание, отметка | |
Заключительный этап.-1 мин. | Благодарит за работу, прощается. Напоминает о домашнем задании | Возможные вопросы и уточнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Японское хокку. Своеобразие, идеи"
Представлен подробный конспект урока литературы с использованием инновационной технологии РКМЧП. Урок был дан в рамках Фестиваля педагогического мастерства на III городской ярмарке-выставке инно...
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что ...
Технологическая карта урока Окружность и круг
Тема урока:«Окружность и круг».Тип урока: закрепление изученного материала.Цели урока:создание условий для закрепления учащимися:понятий окружности, круг, центр круга (окружности) радиус, диаметр, их ...
Технологическая карта урока "Окружность и круг"
Технологическая карта урока "Окружность и круг"Класс5 классУМКВиленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков...
Технологическая карта урока "Окружность и круг"
Цели урока: -обучающие: ознакомить учащихся с понятием окружность и круг, «видеть» радиус, диаметр и хорду, уметь находить их; научить пользоваться циркулем для построения окружности...
Фрагмент урока литературы с использованием технологии проектной деятельности как формы сотрудничества в 5 классе
Фрагмент урока...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....