Урок литературы с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока.. Поэты пушкинского круга.
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Урок литературы в 8 классе с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока.
 Учитель: Шапинская И. А.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэты пушкинского круга

Слайд 2

Барон Анто́н Анто́нович Де́львиг — русский поэт, издатель. В 1814 г. появились в печати первые стихи, в «Вестнике Европы» («На взятие Парижа» — за подписью Русский ). Закончил Царскосельский лицей с первым выпуском лицея, в 1817 году. Основным жанром поэзии Дельвига становятся идиллии (подражания древним) и стихи в духе русских народных песен ("Соловей", "Не осенний мелкий дождичек"). Дельвиг одним из первых разрабатывал русский сонет. Лирика его, несмотря на свою камерность, сыграла большую роль в развитии поэтических форм. Пушкин высоко ценил стихи Дельвига. В 1825 - 31 издает альманах "Северные цветы" и "Литературную газету" (1830 - 31), имевшие большое значение для объединения прогрессивных поэтов пушкинского круга и защиты их позиций в литературной борьбе того времени.

Слайд 3

Константи́н Никола́евич Ба́тюшков — русский поэт. В 16 лет в совершенстве изучил латинский язык и занялся изучением литературы древнего классического мира. В 1805 г. в журнале «Новости русской литературы» появилось стихотворение «Послание к стихам моим» — первое выступление К. Н. Батюшкова в печати. В 1815 году Батюшков был заочно выбран членом литературного общества «Арзамас» и получил имя « Ахилла », но только 27 августа 1817 года он впервые попал на его заседание. Последнее стихотворение — «Завещание Мельхисидека». Значение Батюшкова в истории русской литературы и главная заслуга его заключается в том, что он много потрудился над обработкой родной поэтической речи и придал русскому стихотворному языку такую гибкость, упругость и гармонию, каких ещё не знала до тех пор русская поэзия.

Слайд 4

Евге́ний Абра́мович Бараты́нский — русский поэт. Рано попадает в избранный круг петербургских литераторов (Л. А. Дельвиг, П. А. Плетнев, Н. И. Гнедич, В. А. Жуковский). За развитием поэта (элегия и послания: “Финляндия”, “Разуверение”, “Признание”, “Две доли”; поэма “Бал”) внимательно следит А.С. Пушкин , пишущий о нем в тоне высшего признания, определяя область первенства Баратынского — элегию, основное качество его поэзии (“он у нас оригинален — ибо мыслит”), отмечает его самобытность и независимость от господствующих направлений и школ (“он шел своей дорогой один и независим”) и определяет его “степень” в русской поэзии — “подле Жуковского”.

Слайд 5

Никола́й Миха́йлович Язы́ков — русский поэт эпохи романтизма, один из ярких представителей золотого века русской поэзии, называвший себя «поэтом радости и хмеля», а также «поэтом разгула и свободы». В 1819 году дебютировал в печати. Языков создает в своих стихах самобытный, яркий и праздничный мир молодого раздолья и вольнолюбия. Стихи Языкова публикуются в разных журналах и газетах. Годы, проведенные в Дерпте, - наиболее плодотворный период его творчества. Он быстро завоевал репутацию самобытного поэта, выразителя взглядов передовой дворянской молодежи. Большое распространение получили его студенческие песни "Чинов мы ищем не ползком", "Сердца - на жертвенник свободы", "Наш ум - не раб чужих умов" и др., элегии "Свободы гордой вдохновенье!", "Еще молчит гроза народа..."



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

учитель русского языка и литературы Шапинская И. А.

Предмет литература

Класс 8 класс

Тема урок: Поэты пушкинского круга

Тип урока урок объяснения нового материала

Планируемые результаты обучения:

личностные

- формулирование собственного отношения к поэтам, их оценка; 

предметные

 -  понимание связи творчества поэтов, близость их взглядов,

-   умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных направлений и жанров; понимать и формулировать тему, идею,  характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 
-  определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

метапредметные

- умения самостоятельно подготавливать материал к уроку и презентовать его, организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умения работать с разными источниками информации, проявлять исследовательскую инициативу, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Техники и технологии - технология сотрудничества, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология.

Ресурсы (учебники, наглядные пособия, ИКТ) учебник литературы для 8 класса под ред. Г. С. Меркина;, презентация по творчеству поэтов Баратынского, Дельвига, Батюшкова, Языкова, компьютер, видеопроектор.

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

Организационный (настрой на урок)- 2мин.



Проверка настроя учащихся на урок

Отвечают на вопросы учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

Знание норм поведения

Самоорганизация к учебной деятельности

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 

Произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Вербальное оценивание

Мотивационный этап-3мин.





Создание учебной ситуации: необходимо предположить наличие знаний у обучающихся о поэтах пушкинского круга

Высказывают предположения, анализируя предложенный учителем материал.

Знание норм взаимодействия учителя и ученика на уроке

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий»

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Выдвижение гипотез и их обоснование

Вербальное оценивание

Постановка учебной задачи-2 мин.

 

Учитель предлагает учащемуся с опорой на имеющейся опыт в изучении творчества поэтов, выделить основные задачи учебного занятия

Высказывает предположения, совместно с учителем определяет цели дальнейшей работы

Знание атмосферы эпохи начала XIX века, явлений общественной и литературной жизни, особенности романтизма как литературного направления

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Установление причинно-следственных связей; анализ; выдвижение гипотез и их обоснование.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Вербальное оценивание; взаимооценивание

Изучение нового материала.-20 мин.




Объяснение нового материала с использованием презентативного, материала. Помогает анализировать и делать выводы.

Изучение и анализ текстового и иллюстративного материала, работа с произведениями для решения поставленных задач и вопросов.

знание моральных норм,

умение выделить нравственный аспект поведения

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов  

взаимооценивание

Первичное осмысление и закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.-10 мин.

Предлагает написать резюме «Творчество наиболее запомнившегося поэта»

Записывают ответ на поставленный вопрос

составление плана и последовательности действий

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации 

выбор наиболее эффективных способов решения задач

взаимооценивание

Подведение итогов.-2мин

Подводит итоги урока, предлагает оценить уровень освоения нового материала.

Оценивает понимание нового материала, выполняя задание-самоанализ

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Вербальное оценивание; самооценивание

Оценка учителя Рефлексия -3 мин.

Оценивает работу учащихся

Осуществление рефлексии: что получилось, что не удалось.

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

Вербальное оценивание; взаимооценивание

Домашнее задание-2 мин.

Выучить одно (понравившееся) стихотворение, сделать его письменный анализ.

Задаёт вопросы, выбирает задание по силам.

Формирование самостоятельности в выборе уровня задания, оценивания своих знаний.

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Вербальное оценивание, отметка

Заключительный этап.-1 мин.

Благодарит за работу, прощается. Напоминает о домашнем задании

Возможные вопросы и уточнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Японское хокку. Своеобразие, идеи"

Представлен подробный конспект урока литературы  с использованием инновационной технологии РКМЧП. Урок был дан в рамках Фестиваля педагогического мастерства на III городской ярмарке-выставке инно...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что ...

Технологическая карта урока Окружность и круг

Тема урока:«Окружность и круг».Тип урока: закрепление изученного материала.Цели урока:создание условий для закрепления учащимися:понятий окружности, круг, центр круга (окружности) радиус, диаметр, их ...

Технологическая карта урока "Окружность и круг"

Технологическая карта урока "Окружность и круг"Класс5 классУМКВиленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков...

Технологическая карта урока "Окружность и круг"

Цели урока: -обучающие: ознакомить учащихся с понятием окружность и круг,  «видеть» радиус, диаметр и хорду, уметь находить их; научить пользоваться циркулем для построения окружности...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....