Рабочая программа по математике 5 класс (Дорофеев)
рабочая программа по математике (5 класс)
Рабочая программа по математике 5 класс УМК Дорофеев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5kl_matematica.docx | 39.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Карачуринская ООШ»
Чебоксарского района Чувашской Республики
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО, Зам директора по УВР Директор школы
протокол № _______ Гаврилова Е.В. _________ Виноградов С.В.
от «__»__________ 2018г. «____»_______ 2018г. Приказ № ________
от «___»________ 2018 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Математика»
(5 класс)
на 2018-2019 уч. год
Составитель: учитель математики
и физики
Раскин К.В.
Д. Большие Карачуры
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» для 5 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
- Примерной образовательной программы основного общего образования;
- Авторская программа по математике Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина, С.Б.Суворовой т др. (Сборник рабочих программ. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений ФГОС. - 3-е изд. /Сост. Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2014. – 83 с.)
- Основной образовательной программы МБОУ «Карачуринская ООШ» Чебоксарского района Чувашской Республики.
Цели и задачи изучения предмета:
Цели:
- формирование представлений о математике как универсальном языке;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
- воспитание средствами математики культуры личности;
- понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.
Задачи:
- предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
- обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
- обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
- сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
- выявить и развить математические и творческие способности;
- развивать навыки вычислений с натуральными числами;
- учить выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями;
- дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;
- развивать навыки решения текстовых задач различной направленности;
- продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
- развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Рабочая программа реализуется на основе УМК Г.В. Дорофеева и др.:
- Сборник рабочих программ. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений ФГОС. /Сост. Бурмистрова Т.А.: 3-е изд– М.: Просвещение, 2014. – 83 с.
- Математика. 5 класс. Учебник ФГОС для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина: 11-е изд. – М.: Просвещение, 2014. - 288 с.
В соответствии с учебным планом «МБОУ Карачуринская ООШ» на изучение математики в 5 классе отводится 5 часов в неделю, 175 часов в год (35 учебных недель).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Математика»
При изучении математики в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения учащимися 5 класса по предмету «Математика» в основной школе отражают:
- ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные результаты освоения учащимися 5 класса по предмету «Математика» в основной школе отражают:
- способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- первоначальное представление об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
- развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные результаты освоения учащимися 5 класса по предмету «Математика» в основной школе отражают:
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
- умение выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- умение пользоваться изученными математическими формулами;
- знание основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
- умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Содержание учебного предмета «Математика»
1. Линии. (6 ч)
Линия на плоскости. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Окружность.
Основная цель раздела: развитие представления о линии, продолжить формирование графических навыков и измерительных умений.
- Натуральные числа (7 ч)
Натуральные числа и нуль. Сравнение. Округление. Перебор возможных вариантов.
Основная цель раздела: систематизирование и развитие знания учащихся о натуральных числах, умение читать и записывать большие числа, сравнивать и округлять их, изображать числа точками на координатной прямой, сформировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач с помощью перебора возможных вариантов.
3. Действия с натуральными числами. (31 ч)
Арифметические действия с натуральными числами. Свойства сложения и умножения. Квадрат и куб числа. Числовые выражения. Решение задач.
Основная цель раздела: закрепление и развитие навыки арифметических действий с натуральными числами, ознакомить с элементарными приемами «прикидки» и оценки результатов вычислений, углубить навыки решения текстовых задач арифметическим способом.
4. Использование свойств действий при вычислениях. (12ч)
Свойства арифметических действий.
Основная цель раздела: расширение представление учащихся о свойствах арифметических действий, продемонстрировать возможность применения свойств для преобразования числовых выражений.
5. Многоугольники. (7 ч)
Угол. Острые, прямые и тупые углы. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Многоугольники.
Основная цель раздела: ознакомление учащихся с новой геометрической фигурой - углом, ввести понятие биссектрисы угла, научить распознавать острые, тупые и прямые углы, строить и измерять углы с помощью транспортира, оценивать величину угла на глаз, развить представление о многоугольнике.
6. Делимость чисел. (17 ч)
Делители числа. Простые и составные числа. Признаки делимости. Таблица простых чисел. Разложение числа на простые множители.
Основная цель раздела: ознакомление учащихся с понятием делимости чисел (делитель, простое число, разложение на множители, признаки делимости)
7. Треугольники и четырёхугольники. (8 ч)
Треугольники и их виды. Прямоугольник. Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника. Равенство фигур.
Основная цель раздела: ознакомление учащихся с классификацией треугольников по сторонам и углам, развить представление о прямоугольнике, сформировать понятие равных фигур, площади фигуры, научить находить пощади прямоугольников и фигур, составленных из прямоугольников, ознакомить с единицами измерения площадей.
8. Дроби. (19 ч)
Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к новому знаменателю. Сравнение дробей.
Основная цель раздела: сформирование понятие дроби, ознакомление учащихся с основным свойством дроби и научить применять его для преобразования дробей, научить сравнивать дроби, сформировать на интуитивном уровне начальные вероятностные представления.
9. Действия с дробями. (35 ч)
Арифметические действия над обыкновенными дробями. Нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Решение арифметических задач.
Основная цель раздела: обучение учащихся сложению, вычитанию, умножению и делению обыкновенных и смешанных дробей. Сформировать умение решать задачи на нахождение числа по его дроби.
10. Многогранники (11 ч)
Многогранники. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Пирамида. Развертки.
Основная цель раздела: ознакомление учащихся с такими телами, как цилиндр, конус, шар, сформировать представление о многограннике, ознакомить со способом изображения пространственных тел, в том числе научить распознавать многогранники и их элементы по проекционному чертежу, научить изображать параллелепипед и пирамиду, ознакомить с понятием объема и правилом вычисления объема прямоугольного параллелепипеда.
11. Таблицы и диаграммы. (7 ч)
Чтение таблиц с двумя входами. Использование в таблицах специальных символов и обозначений. Столбчатые диаграммы.
Основная цель раздела: формирование умений извлекать необходимую информацию из несложных таблиц и столбчатых диаграмм.
12. Итоговое повторение и обобщение. (15 ч)
Содержание раздела «Математика в историческом развитии» вводится по мере изучения других вопросов. История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Старинные системы мер.
Тематическое планирование предмета с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 | Линии | 6 |
2 | Действия с натуральными числами | 31 |
3 | Использование свойств действий при вычислениях | 12 |
4 | Многоугольники | 7 |
5 | Натуральные числа | 7 |
6 | Делимость чисел | 17 |
7 | Треугольники и четырёхугольники | 8 |
8 | Дроби | 19 |
9 | Действия с дробями | 35 |
10 | Многогранники | 11 |
11 | Таблицы и диаграммы | 7 |
12 | Итоговое повторение и обобщение | 15 |
Итого |
Поурочный план
№ урока | Раздел, тема урока | Кол-во часов |
Линии 6 ч | ||
1 | Разнообразный мир линий | 1 |
2 | Прямая. Части прямой. Ломаная. | 1 |
3 | Прямая. Части прямой. Ломаная. | 1 |
4 | Длина линии | 1 |
5 | Окружность | 1 |
6 | Окружность | 1 |
Натуральные числа 7 ч | ||
7 | Как записывают и читают числа | 1 |
8 | Сравнение чисел | 1 |
9 | Числа и точки на прямой | 1 |
10 | Округление натуральных чисел | 1 |
11 | Подбор возможных вариантов | 1 |
12 | Подбор возможных вариантов | 1 |
13 | Контрольная работа №1 | 1 |
Действия с натуральными числами 31 ч | ||
14-20 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 7 |
21-31 | Умножение и деление натуральных чисел | 11 |
32 | Контрольная работа №2 | 1 |
33 | Порядок действий в вычислениях | 1 |
34-39 | Степень числа | 6 |
40-43 | Задачи на движение | 4 |
44 | Повторение темы «Действия с натуральными числами» | 1 |
Использование свойств действий при вычислениях 12 ч | ||
45 | Свойства сложения и умножения | 1 |
46-49 | Распределительное свойство | 4 |
50 | Задачи на части | 1 |
51-53 | Задачи на части | 3 |
54, 55 | Задачи на уравнивание | 2 |
56 | Контрольная работа №3 «Использование свойств действий при вычислениях» | 1 |
Многоугольники 7 ч | ||
57 | Как обозначают и сравнивают углы | 1 |
58 | Как обозначают и сравнивают углы | 1 |
59-61 | Измерение углов | 3 |
62, 63 | Углы и многоугольники | 2 |
Делимость чисел 17 ч | ||
64, 65 | Делители и кратные. | 2 |
66 | Простые и составные числа | 1 |
67, 68 | Делимость суммы и произведения | 2 |
69,70 | Признаки делимости | 2 |
71-73 | Деление с остатком | 3 |
74-76 | Ещё раз о простых числах | 3 |
77 | Разные арифметические задачи | 1 |
78 | Повторение. Делимость чисел | 1 |
79 | Подготовка к контрольной работе | 1 |
80 | Контрольная работа №4 «Делимость чисел» | |
Треугольники и четырехугольники 8 ч | ||
81, 82 | Треугольники и их виды | 2 |
83, 84 | Прямоугольники | 2 |
85 | Равенство фигур | 1 |
86, 87 | Площадь прямоугольника | 2 |
88 | Единицы площади | 1 |
Дроби 19 ч | ||
89, 90 | Доли | 2 |
91-93 | Что такое дробь | 3 |
94-97 | Основное свойство дроби | 4 |
98, 99 | Приведение дробей к общему знаменателю | 2 |
100-102 | Сравнение дробей | 3 |
103, 104 | Натуральные числа и дроби | 2 |
105, 106 | Случайные события | 2 |
107 | Контрольная работа №5 «Обыкновенные дроби» | 1 |
Действия с дробями 35 ч | ||
108-111 | Сложение дробей | 4 |
112-114 | Сложение смешанных дробей | 3 |
115-120 | Вычитание дробных чисел | 6 |
121 | Контрольная работа №6 «Сложение и вычитание дробей» | 1 |
122-126 | Умножение дробей | 5 |
127-132 | Деление дробей | 6 |
133-137 | Нахождение дроби от числа и числа по его дроби | 5 |
138-141 | Задачи на совместную работу | 4 |
142 | Контрольная работа № 7 «Умножение и деление дробей» | 1 |
Многогранники 11 ч | ||
143, 144 | Геометрические тела и их изображение | 2 |
145, 146 | Параллелепипед | 2 |
147-150 | Объем параллелепипеда | 4 |
151 | Пирамида | 1 |
152, 153 | Развертки | 2 |
Таблицы и диаграммы 7 ч | ||
154-156 | Чтение и составление таблиц | 3 |
157, 158 | Чтение и построение диаграмм | 2 |
159,160 | Опрос общественного мнения | 2 |
161-175 | Итоговое повторение и обобщение | 15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике 5, 6 классы (Дорофеев)
Учебных недель - 34Количество часов в неделю - 5...
Рабочие программы по математике 7-9 классы (Дорофеев, Атанасян)
Количество часов в неделю:7 класс - 6 ч8 класс - 5 ч9 класс - 5 чКоличество учебных недель - 34...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Рабочая программа по математике для 6 класса. Учебник "Математика-6". Автор Г.В. Дорофеев, И.В. Шарыгин и др.
Содержание рабочей программы позволяет достичь планируемых результатов обучения, предуссмотренных ФГОС основного общего образования....
Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс
Рабочая программа учебного курса по математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...