Открытый урок математики в 6 классе "Сравнение рациональных чисел"
план-конспект урока по математике (6 класс)
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель: Развивать представление о числах, изучить правила сравнения положительных и отрицательных чисел; учить сравнивать числа.
Задачи урока:
- Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.
- Метапредметные: развивать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
- Предметные: развивать понятие изображения чисел на координатной прямой; выведение правил сравнения положительных и отрицательных чисел; формировать умение сравнивать числа, приводить примеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_29.01_seminar_zauchey-_kopiya2.docx | 79.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Сравнение чисел
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель: Развивать представление о числах, изучить правила сравнения положительных и отрицательных чисел; учить сравнивать числа.
Задачи урока:
- Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.
- Метапредметные: развивать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
- Предметные: развивать понятие изображения чисел на координатной прямой; выведение правил сравнения положительных и отрицательных чисел; формировать умение сравнивать числа, приводить примеры.
Основные понятия: координатная прямая, модуль числа, положительные и отрицательные числа, противоположные числа.
Ресурсы урока: проектор, экран, презентация «Сравнение чисел», карточки для работы в группах, карточки с практическими заданиями по новой теме, смайлики для рефлексии.
Ход урок
1.Организационный момент.
Добрый день, дорогие ребята!
Сели ровно, оглянулись.
Друг другу улыбнулись
И в работу окунулись.
А девизом нашего урока будут такие слова:
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Бороться - старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
Прежде чем начать работу, я хочу узнать ваше настроение в данный момент. Для этого вам нужно всего лишь поднять карточку со стилизованным рисунком, которая соответствует вашему настроению. У каждого на столе лежат 3 карточки с разными стилизованными рисунками».
2.Мотивация к учебной деятельности
Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: (текст на доске)
- Я всё знаю,
- Я всё умею,
- Я буду стараться,
- У меня всё получится!
3.Проверка д/з. №909,917,918*. За 3номера –4б, за 2 номера –3б, за 1 номер- 2б. (выставляем в оценочный лист)
4.Актуализация знаний. У вас на столах оценочные листы.
(За каждый правильный ответ 1бал).
-На улице какая погода? (холодно) А в классе тепло?
– Какими числами, мы обозначаем теплую температуру воздуха? (положительными)
– Сразу возникает вопрос: А – холодную? (Отрицательными)
– А как такие числа называются? (противоположные)
А где наглядно мы можем увидеть все эти числа? (при измерении температуры, обозначении глубин и вершин) Межпредметная связь - связь с географией и физикой.
«Высота гор измеряется с помощью положительных чисел». «Глубина воды измеряется с помощью отрицательных чисел». «Положительно заряженные частицы - протоны. Отрицательно заряженные частицы – электроны». Ребята, физику будете изучать с 7 класса, где вы подробно ознакомитесь с этими понятиями.
Чем отличаются друг от друга положительные и отрицательные числа?
(-знаками)
- Что можно сказать про число 0? (число, которое не относится ни к положительным, ни к отрицательным.)
- Какие числа называются противоположными? Приведите примеры.
(Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют противоположными числами)
- Что называется модулем числа а? (Модулем числа а называют расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А (а.))
- Чему равен модуль положительного числа? Пример. (Модуль положительного числа равен самому числу)
- Чему равен модуль отрицательного числа? (равен положительному числу)
- Чему равен модуль нуля?
- Назовите координаты точек, изображенных на координатной прямой
- Назовите точки, которые лежат левее нуля, правее нуля.
- Где на координатной прямой расположена точка с меньшей координатой?
- Где на координатной прямой расположена точка с большей координатой?
- Какие координаты точек которые лежат левее нуля, правее нуля?
2.Между какими целыми числами на координатной прямой расположено число: а) 2,6 б) -3 в) 0 г) -0,8
5.Подготовка к усвоению нового материала. Создание проблемной ситуации.
Выдающийся французский философ, ученый Блез Паскаль утверждал: «Величие человека в его способности мыслить».
Устная работа:
- Вычислите:
│8│ + │-4│ = 12
│-5│- │-3│ = 2
│-15│- │12│ = 3
│-4│ • │25│ = 100
│48│ : │-8│ = 6
│75│ : │-3│ = 25
│-52│ • │-2│ = 104
│27│+ │44│ = 71
- Сравните числа :
15 и 28
13,7 и 8,6
12,3 и 12,29
80 и 79
125 и 0
-12 и 20
-12 и -15
-15 и 0
Обсуждение проблемной ситуации Почему не смогли сравнить последние пары чисел?
(Не умеем сравнивать отрицательные числа между собой и числа с разными знаками.)
6. Постановка учебной задачи
-Как вы думаете, какую тему мы будем изучать? (Сравнение отрицательных чисел и чисел с разными знаками.)
-Запишите число и тему урока (Записывают в тетрадях число и тему урока.)
-Какие цели поставим на сегодняшний урок, чему вы хотели бы сегодня научиться? (Вместе с детьми формулируются цели урока).
Определяют учебные задачи урока.
1. Вывести правила сравнения чисел.
2. Научиться применять эти правила при сравнении чисел.
А где нам это пригодится? Зачем нам нужно изучать?( в географии, физике, для к/р и конечно ЕГЭ).
Какие знаки мы используем для сравнения? Ребята, а знаете ли вы , что «Современные знаки неравенств появились лишь в 17-18в. В 1631 г. английский математик Томас Гарриот ввел для отношений «больше» и «меньше» знаки неравенства < и >, употребляемые поныне».
(По мере постановки учащимися учебных задач появляются на слайде)
7. Открытие новых знаний (сам. работа, работа в паре)
- Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? (сообща конечно)
- Сейчас вы выступите в роли исследователей и попробуйте сформулировать правило сравнения чисел с разными знаками.
– Сегодня на уроке мы постараемся разработать и защитить мини - проекты по теме «Сравнение чисел» . А какие числа мы можем сравнить? (отв уч)
– Поэтому вы разделены на 3 группы.
I. группа II. группа III. группа (НА ДОСКУ)
Защита мини – проектов
Исследование осуществляется по алгоритму ( приложение). 8-10минут.
– Капитаны групп пройдите к доске и доведите до нашего сведения результат вашего исследования.
( На доске записывает в столбик 3неравенства, формулирует правило, а все остальные ребята записывают в своих тетрадях)
– На сколько вы нас убедили, проверим сейчас на примере. Каждой группе задание приведите свой пример. Запишите его на доске.
Аналогично выходят члены других групп к доске
Примерный ответ учащегося : выполнив задание, мы пришли к выводу,
что 3 >0; 5>0;… Значит любое положительное число больше нуля.
Алгоритмы исследования
Группа 1
1. Отметьте точки на координатной прямой : А(3), В( 5), С(2), D(1,5), O(0).
2. Объясните, как расположены точки относительно нуля?
3. Сравните с помощью координатной прямой числа:
3 и 0 5 и 0 2 и 0 1,5 и 0
4. Сформулируйте правило сравнения любого положительного числа и нуля.
5. Отметьте на координатной прямой точки: А(-3), В( -5), С(-2), D(-1,5), O(0).
6. Объясните, как расположены точки относительно нуля?
7. Что говорят про координату точки, которая расположена левее.
8.Сравните с помощью координатной прямой числа:
-3 и 0 -5 и 0 0 и -2 0 и -1,5
9. Сделайте вывод о сравнении любых отрицательных чисел с нулем. Приведите свои примеры.
Группа 2
1 .Отметьте на координатной прямой точки: А(-3), В( -2).
2. Точка с какой координатой лежит левее ?
3. Найдите модули этих чисел.
4. Сравните модули. Какой из двух модулей больше?
5. Сравните числа -3 и -2. Какое число будет меньше?
6. Какое из двух отрицательных чисел будет меньше?
7. Сделайте вывод.
8. Отметьте на координатной прямой точки: С(-5), D(-1).
9. Точка с какой координатой лежит правее ?
10. Найдите модули этих чисел.
11. Сравните модули. Какой из двух модулей меньше?
12. Сравните числа -3 и -2. Какое число будет больше?
13. Какое из двух отрицательных чисел будет больше?
14. Сделайте вывод. Приведите свои примеры.
Группа 3
1.Отметьте на координатной прямой точки: А(-5), В( 2), С(-0,5), D(4), O(0).
2. Точки с какими координатами лежат левее точки О(0), какие правее О(0)?
3.Выполните сравнение: -5 и 2 -0,5 и 2 4 и -0,5 -5 и 4 -0,5 и 4
4. Какое больше из чисел положительное или отрицательное?
5. Сформулируйте правило сравнения отрицательных и положительных чисел. Приведите свои примеры.
- И так, результатом нашего исследования стали правила сравнения.
Давайте, сравним с учебником на с 196 п33.Прочитйте и выучите к следующему уроку. (на слайде).
8.Физминутка. (1 мин) Устали? Сделаем перерыв
Молодцы! Передохнули, продолжим. Я хотела бы напомнить о том, как важно следить за осанкой. Правильная осанка не только делает фигуру стройной, но и придаёт человеку бодрость, уверенность в себе. Рене Декарт, который дал геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел, был не только математиком и физиком, но и философом. Одно из его изречений на доске: « Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ум работал правильно». Давайте примем правильную осанку и продолжим работу.
9. Закрепление материала1) Работа с учебником
- “Недостаточно овладеть премудростью, нужно так же уметь пользоваться ею”(Цицерон) Делают вывод: недостаточно знать правила, надо уметь их применять.
А сейчас закрепим правила на практике, выполним № 919, 921. ).
( по два ученика у доски выполняет по одному неравенству, опираясь на правила).
ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЮТ В группе. (на листочках,на слайде)
Средняя месячная годовая температура воздуха (С)
(по данным Л.М.Вознесенской)
Название метеостанции | МЕСЯЦЫ | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Астрахань | -5,6 | -5,2 | 0,2 | 10,9 | 18,2 | 22,9 | 25,7 | 23,7 | 17,4 | 9,5 | 2,7 | -2,1 |
В Баскунчак | -8,5 | -8,6 | -2,2 | 10,0 | 18,0 | 22,4 | 25,5 | 23,5 | 16,5 | 7,8 | 0,7 | -4,6 |
Досанг | -7,0 | -6,7 | -0,3 | 10,7 | 18,3 | 22,9 | 25,8 | 23,8 | 17,0 | 8,7 | 1,8 | -3,3 |
Зеленга | -5,7 | -5,2 | 0,0 | 10,2 | 17,9 | 22,4 | 24,0 | 23,0 | 17,0 | 9,4 | 2,7 | -2,1 |
Лиман | -4,7 | -4,4 | 0,6 | 10,8 | 18,3 | 22,7 | 25,3 | 23,6 | 17,6 | 9,9 | 3,5 | -1,2 |
Харабали | -7,4 | -7,3 | -0,9 | 10,7 | 18,2 | 22,7 | 25,0 | 23,6 | 16,8 | 8,7 | 1,6 | -3,5 |
Черный яр | -8,0 | -8,6 | -2,6 | 9,8 | 17,6 | 21,5 | 23,6 | 22,4 | 15,9 | 8,1 | 1,1 | -4,2 |
1гр: в каком населенном пункте Астраханской области самая низкая темапература воздуха в декабре.
2гр: в каком населенном пункте Астраханской области самая высокая темапература воздуха в январе.
3гр: какая температура была в Лимане в феврале.
Общее: найдите среднюю температуру воздуха в Астраханской области в январе и среднюю температуру воздуха в Астрахани за год.
Задание из ЕГЭ выполняют в паре Задание 2 № 27518
На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Екатеринбурге (Свердловске) за каждый месяц 1973 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали — температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме наибольшую среднемесячную температуру во второй половине 1973 года. Ответ дайте в градусах Цельсия.
Задание 2 № 27516
На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Санкт-Петербурге за каждый месяц 1999 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали — температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме наименьшую среднемесячную температуру во второй половине 1999 года. Ответ дайте в градусах Цельсия.
10. Самостоятельная работа. Проверим, как вы усвоили новый материал, выполнив небольшое тестирование. Ребята на столе у вас лежат тестовые задания, выполните их. Каждый сам рассчитывает только на свои силы.
Выберите прав ответ.
1.Укажите верное неравенство.
а)-5>2; б)-20<-40; в)-48<-36; г)0<-15;
2. Укажите неверное неравенство а )4>0; б)-5>-4; в)7>-12; г)0>-9;
3.Расположите числа -100, -200 и 50 в порядке возрастания
1)-100, -200,50;
2)50, -100, -200;
3)-200, -100,50;
4)50, -200,-100;
4.Укажите наименьшее число.
1) -13,97;
2) 6,3;
3) 53,8;
4) 0;
5.Сколько целых чисел удовлетворяют неравенству-8 < х< 4?
1)12; 2)10; 3)9; 4)11;
Проверяем по слайдам. За каждый правильный ответ 1 бал.
Максим кол-во 5балов.
10) Расшифруй слово. В паре - Для того , чтобы расшифровать слово вам необходимо расставить числа в порядке возрастания. Затем заменить каждое число буквой .У вас получится слово. Что означает это слово, мы узнаем из следующего слайда.
2,52 | -1 | - | -11 | 15,75 | -14 | -9 | 0 | 25 | 100 | |
У | Г | Х | М | Р | П | Б | А | А | Т | А |
Расшифрованное слово запишите в тетради. Ответ: БРАХМАГУПТА
Историческая справка.
Брахмагупта – индийский математик, который жил в VII веке.
Одним из первых он начал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа он называл «имущество», отрицательные – «долги».
11. Рефлексия учебной деятельности
Фалес Милетский великий философ и мудрец Греции сказал:
Что больше всего на свете— пространство. (ибо оно вмещает все).
Что быстрее всего — мысль. ( ибо она бежит без остановки. )
Что мудрее всего — время. (ибо оно обнаруживается во всем)
Что приятнее всего – достичь желаемого. Достигли ли вы сегодня желаемого? - Какую цель ставили на уроке? - Достигли ли вы этой цели?
-Каким способом?
- Закончите предложение:
«Я знаю по теме…»
«Я знаю, что любое положительное число…..»
«Я знаю, что нуль больше….»
«Я знаю, что из двух отрицательных чисел меньше то…..»
«Я умею по теме..»
Давайте вернемся к заданию, которое не могли выполнить в начале урока:
-12 и 20
-12 и -15
-15 и 0
12. Д/з. «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы» - сказал Демократ. В этом нам помогут номера из учебника
№920,922,938*.
Подсчитали кол-во балов в оценочном листе. Поставили оценки за урок.
11-15б-«3», 16-19б-«4», 20-22б-«5» дети озвучивают только баллы, а учитель оценку. Оценку «2» не озвучивать!
- Каково ваше настроение?
хорошее среднее плохое
Урок сегодня завершён, но каждый должен знать! Познанье, упорство и труд к прогрессу в жизни приведут!
Спасибо за урок, я рада за ваши успехи, я рада за результат вашей деятельности на уроке. Было очень приятно с вами сегодня общаться. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок математики в 6 классе «Рациональные числа»
Обучающие цели: 1. Способствовать развитию навыков и умений в представлении обыкновенных дробей в виде приближённого значения десятичной дроби. 2. Повторить все свойства раци...
Урок по теме "Сравнение рациональных чисел" по учебнику Бунимовича "Сфера" Математика 6класс
Урок проверки и закрепления знаний по теме "Сравнение рациональных чисел", отработка сравнения отрицательных чисел с помощью модуля. Урок проводится в игровой форме, в конце урокаработ...
Открытый урок математики в 5 классе по теме "Умножение натуральных чисел. Переместительное свойство умножения" по учебнику Математика 5 класс А.Г. Мерзляк и др.
Конспект урока по теме "Умножение натуральных чисел. Переместительное свойство умножения." Урок открытия новых знаний и их первоначальное закрепление....
Открытый урок по теме: «Сложение рациональных чисел», 6 класс
Тхнологическая карта урока по ФГОС по теме: «Сложение рациональных чисел», 6 класс...
презентация к открытому уроку математики в 6 класс по теме "Сравнение рациональных чисел"
Презентация к открытому уроку математики в 6 класс по теме "Сравнение рациональных чисел" с элементами исследовательской и проектной деятельности учащихся...
Технологическая карта открытого урока математики в 6 классе на тему: "Сложение рациональных чисел".
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС к УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир.Место и роль урока в изучаемой теме: урок закрепления полученных знаний (№4)Дидактическая це...
Методическая разработка открытого урока математики Технологическая карта «Сложение чисел с помощью координатной прямой»
Урок изучения нового материала. Сложение чисел с помощью координатной прямой....