Методическая разработка открытого урока математики Технологическая карта «Сложение чисел с помощью координатной прямой»
методическая разработка по алгебре (6 класс)

Шапирова Дауреш Нурболатовна

Урок изучения нового материала. Сложение чисел с помощью координатной прямой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта56.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка открытого урока  математики

Технологическая карта

 «Сложение чисел с помощью координатной прямой»

Учитель:

Шапирова Дауреш Нурболатовна,

 учитель высшей  категории

                                                        

                                                           Санкт-Петербург

                                                                   2021

                                 

Тема: Сложение  чисел с помощью координатной прямой.

Тип урока: Урок усвоения нового материала.

Класс: 6 класс

Цели урока:

Образовательная: научиться складывать числа с помощью координатной прямой, понять что значит к числу a прибавить число b, чему равна сумма противоположных чисел, показать важность предмета математики, научить самостоятельно оценивать результаты своей работы.

Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, внимание, память, культуру математической речи, логическое мышление; формировать  умение  наблюдать,  подмечать  закономерности,  обобщать,  проводить  рассуждения  по  аналогии делать выводы; активизировать мыслительную, познавательно- языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.

Воспитательная: воспитывать в учащихся веру в себя, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, внимание и трудолюбие; создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению  математики.

Оборудование:

- проектор,
- экран;

ЦОР:

 -презентация  PowerPoint;

Раздаточный материал:

-Рабочие листы с заготовкой координатных прямых;

- рефлексивный лист.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.

Формы: групповая, индивидуальная, работа в парах.

Уровень: базовый

Ведущая технология урока:  

информационно – компьютерная технология с  использованием   презентации к уроку, интерактивного теста;

Планируемый результат: развитие универсальных учебных действий (УУД)

математика 6 класс

Тема: Сложение чисел с помощью координатной прямой

Технологическая карта

Этап урока

Цель этапов

Деятельность учителя

Деятельность

 учащихся

УУД

контроль

Организационный.

(1-2 минуты)

Обеспечение психологического настроя  учащихся  к деятельности на уроке.

Здравствуйте ребята. Я рада  видеть вас . Мы начинаем урок, эпиграфом к которому я бы хотела взять слова, известного математика 20 векаДьёрдь Пойа:

«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.»   Слайд 1

Поэтому я  желаю вам сегодня на уроке новых открытий. Улыбнитесь мне ,друг  другу  и скажите вслух: Слайд 2                                                                                                

«Я всё умею,                     Я буду стараться,                                                                                                              У меня всё получится».

Желают себе и друг другу успеха.

Л: самоорганизация

Р: саморегуляция, умение настроить себя на работу.

Актуализация знания. Мотивационный

(7 минут)

Проверка готовности  учащихся, активизация их умственной деятельности,  создание первичной мотивации к  открытию новых знаний.

Как всегда наш урок начнем с повторения .Этот этап будет состоять из 2 частей:

Блиц-опроса по теории и математического диктанта на проверку практических навыков.

Часть 1

Опрос проходит в форме эстафеты (учитель  приглашает  ответить на вопрос билета  первого ученика, ученик  отвечает и сам  вызывает второго и т.д.)

Какая прямая называется координатной?

Что такое модуль числа?  Чему он равен?

Какие числа называются противоположными?

Как сравнить два отрицательных числа?

Как сравнить два числа с разными знаками?

Какими числами можно выразить увеличение величины и  уменьшение  величины?

Спасибо. Молодцы.

Ребята, а кто был главной героиней наших уроков?

Координатная прямая  занимает особое  место.

 С  ее помощью мы:

- определяли координаты точек;

-вводили понятие модуль;

- сравнивали  числа.

Координатной прямой посвящается математический диктант, который я вам предлагаю.                                            Слайд 3

Часть 2

1. Запиши  координату точки   D.

2. Запиши координату противоположную

    координате точки В.

3. Определи и сравни координаты

   точек  А и В.

4. Найди сумму модулей координат

    точек D и С.

5. Увеличь координату точки В на +7.

6. Уменьши координату точки С на -8.

7. Сложи координаты точек В и С.

8. Сложи координаты точек С и A.

Проверьте  свои результаты. Оцените себя по следующим критериям в рефлексивных листах.  

Cлайд 4

Я всё знаю. Мне хватило знаний для выполнения   заданий.

 Я не смог справиться со всеми заданиями.

Ребята,  каких знаний  вам не хватило при выполнении предложенных заданий?

Исходя из этого, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Формулируется тема урока                Слайд 5

Какие цели мы поставим?

Отвечают на вопросы , дают оценку ответов других

Координатная прямая

Ребята выполняют задания индивидуально.

У многих вызывает затруднение выполнение 8 задания.

Заполняют рефлексивный лист

Формулируют проблемы.

Выдвигают предположение о теме урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

Формулируют цели урока

Л: развитие мотивов учебной деятельности, рефлексия собственной деятельности.

К: слушать собеседника, взаимоконтроль.

П:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, строить речевое высказывание в устной форме.

Р: Выделение и осознание того, что уже пройдено; целеполагание, саморегуляция,соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить.

Взаимопроверка

самопроверка

Самопроверка

3. Планирование действий по достижению цели.

(7 минут)

Составление и закрепление алгоритма  сложения рациональных чисел накоординатной прямой, отработка умения делать выводы.

Слайд 6

Как мы будем выполнять эти действия? Какие у вас будут предложения?  Вспомним тему «Изменение величин».

Значит, ответ мы можем получить с помощью координатной прямой.

Попробуйте составить алгоритм выполнения заданий.

(-4)+ 7                                         Слайды 7,8,9

4+(-3)

(-2) +3+ (-5)

4+(-4)

-1 + 0

1+(-4)

Два выражения разбираются у доски,

Два выполняются комментарием,

оставшиеся ребята выполняют самостоятельно.

 А теперь вернемся к заданию, которое вы затруднились сделать в начале урока.

Слайд 10

Ребята посмотрите на выражения, которые мы только что решили, не оставьте без внимания  значения этих выражений. Попробуйте заметить некоторые закономерности и

сделать первые выводы.

Посоветуйтесь   с соседом по парте.

При затруднении учитель предлагает

закончить предложения:     Слайд 11

Прибавить к числу a число b-значит…

Любое число от  прибавления отрицательного числа…

Любое число от прибавления положительного числа …

От прибавлении нуля число…

Сумма двух противоположных чисел равна….

Мы сделали самый важный шаг сегодняшнего урока- сформулировали теоретический материал, который  надо знать.

Поэтому можем себе позволить немного отдохнуть

Перечисляют действия, которые нужно предпринять для выполнения поставленных задач. Намечают план работы, с помощью каких средств будут выполнять  действия.

обсуждают в парах, высказываются

Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование,независимость и критичность мышления;  развитие навыков сотрудничества.

Р:составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала.

К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения.

П: умение осознанно строить речевое высказывание,составление алгоритма выполнение задания.

самопроверка

4.Физкульт минутка

(1 минута)

Снятие усталости,

утомляемости ребенка, обеспечение активного отдыха и повышение умственной работоспособности учащихся.

Отдельные 2 слайда, снятия напряжения  глаз.

Выполняют упражнение

5.Первичное осмысление и закрепление знаний.

5 минут

Повышение учебной мотивации, понимание  значимости изученного материала для решения практических задач.

Ребята, давайте подумаем. Зачем нам уметь складывать отрицательные и положительные числа?

Действительно действия с рациональными числами очень важны. Знания и умения, которые вы поучили на сегодняшнем  и  дальнейших урока понадобятся  как в 6 , так и в 11 классе не только на математике при решении уравнений , неравенств и других темах , но и на физике, химии, географии.

Кроме того они  необходимы и в повседневной жизни.Слайд 13

Предлагает решить задачу.

Отопительный сезон считается законченным, если среднесуточная температура воздуха превышает  +6˚С.

Определите, исходя из показаний  термометра, были ли включены батареи  в квартирах жителей Байкалово.

Высказываются

Решают задачу вместе с доской

К:умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

П: строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь.

Л: смыслообразование

6. Постановка домашнего задания

1-2 минуты

Обеспечение понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Сообщение домашнего задания и комментарий к  его выполнению.

Записывают домашнее задание в дневниках:

Л:формирование понимания необходимости выполнения домашнего задания;

Р:самоконтроль

7. Закрепление изученного материала.

10 минут

Закрепление алгоритма сложения положительных и отрицательных чисел на координатной прямой, развитие самостоятельности и способности корректирования деятельности.

Предлагает решить интерактивный теств парах

Выбирая уровень сложности, выполняют тест, заполняют рефлексивный лист.

Л:уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления, нравственная этическая ориентация.

Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция.Соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить.

К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

П:способность к использованию выведенного алгоритма;

Самоконтроль, взаимоконтроль

8.Рефлексия.

2 минуты

Анализ и оценка собственной деятельности

  1. Какой была тема нашего урока?
  2. Чему должны были научиться на уроке?
  3. Как вы думает, чем завтра мы будем заниматься на уроке?
  4. Оцените свою работу на уроке. Всё ли удалось или над чем-то ещё надо поработать? (Учащимся выдаются картинки с изображением лиц и они оценивают себя).

img19

Отвечают на вопросы

Показывают смайлики.

Л:осознание важности полученных знаний. знаний;

Р:рефлексия и самоконтроль;

П:умение ориентироваться в своей системе знаний, адекватное  понимание причин успеха или неуспеха.

самоконтроль

САМОАНАЛИЗ УРОКА:

«Сложение чисел с помощью координатной прямой»

Я провела урок математики в 6 а классе. Класс к уроку был готов. Ребята были готовы к восприятию данной темы и имели достойный запас знаний.

Я старалась создать доброжелательную атмосферу на уроке. Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные и дружеские.

Урок проводился согласно тематическому планированию. Тема урока «Сложение чисел с помощью координатной прямой». Это первый урок. На данную тему отведено 2 часа.

Целями урока были:

Образовательная: научиться складывать числа с помощью координатной прямой, понять что значит к числу a прибавить число b, чему равна сумма противоположных чисел, показать важность предмета математики, научить самостоятельно оценивать результаты своей работы.

Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, внимание, память, культуру математической речи, логическое мышление; формировать  умение  наблюдать,  подмечать  закономерности,  обобщать,  проводить  рассуждения  по  аналогии делать выводы; активизировать мыслительную, познавательно- языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.

 Воспитательная:   воспитывать в учащихся веру в себя, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, внимание и трудолюбие;  создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению  математики.

Оборудование:

 - проектор,
- экран;

ЦОР:

 - презентация  Power Point;

Раздаточный материал:

- Рабочие листы с заготовкой координатных прямых;

- рефлексивный лист.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.

Формы: групповая,  индивидуальная, работа в парах.

Уровень: базовый

Ведущая технология урока:  

информационно – компьютерная технология с  использованием   презентации к уроку, интерактивного теста;

Планируемый результат: развитие универсальных учебных действий (УУД)

        

Тема сообщалось через создания проблемной ситуации. Я учитывала возрастные особенности обучащихся, уровень обученности и развития их при подстановке целей и задач урока. Обучающиеся  принимали участие в формировании цели и задачи урока.

- По дидактической цели – это урок новых знаний;

 - По основному способу проведения: фронтальная и индивидуальная работа в сочетании с разыми видами самостоятельной деятельности на основе компьютерной презентации содержания урока. Я использовала спектр заданий и материалов, способных вызвать интерес обучающихся к изучаемой теме.

Рассмотрим основные этапы данного урока:

1. Начало урока. Организационный момент включал в себе предварительную организацию класса, мобилизующее начало урока, мотивацию деятельности учащихся, создание психологической комфортности и подготовку учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

2. Актуализация и проверка опорных знаний началась о создания проблемной ситуации, которая подвела детей к цели и задачам урока. Используя наглядно-демонстративный метод обучения, дети имели возможность высказывать свои мнения, выслушать свои мнения, выслушать своих товарищей, проявлять познавательную активность, делать выводы. Данный этап проходит в форме диалога между мной учителем и обучащимися. Наводящие вопросы позволяли моим ученикам двигаться в правильном направлении и подойти к открытию новых знаний.

3. В открытии новых знаний от создания проблемной ситуации началась основная работа для достижении задач урока.

В ходе выполнения самостоятельной работы ребята получили достоверную информацию и достижении собственных планируемых результатов ( на этом этапе урока удалось определить уровень усвоения материала).

По окончанию самостоятельной работы с помощью готовых ответов на экране учащиеся осуществили самопроверку (работа в парах).

Следующий этап- подведение итогов. Дидактическая цель, - анализ, самоанализ, и оценка успешности достижения планируемых результатов.

В течении всего урока любой обучающийся мог реализовать себя в познавательной учебной деятельности, опираясь на свои способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.

В качестве контроля ЗУН была предложена тестовая работа с самопроверкой, задания- заполни пропуски, что  по моему позволяет сразу устранить пробелы в знаниях.

Во время урока была проведена физкультминутка, что является формой здоровье сберегающих технологий. Объем домашней работы рассчитан так, чтобы не было перегрузки.

Урок строился по принципу вариативности, т.е. разнообразие форм и содержания, позволяющее учителю управлять учебным процессом развития каждого ученика.

Во время урока не все получилось так, как хотелось.

Не удалось провести  (занимательные задания, игровой момент,….)

На данном уроке учитывались требования программы и стандарта, а также реализовывалась одна из задач школы: включение каждого обучающегося в работу на учебных занятиях в качестве активного участника образовательного процесса.

В конце урока дается домашнее задание.

Я считаю, что цели урока достигнуты. Дети активно работали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сложение чисел с помощью координатной прямой"

Урок - путешествие  в 6 классе " По островам математики". Презентация....

Урок математики "Сложение чисел с помощью координатной прямой" 6 класс

Данный урок составлен к программе В.И. Жохова. На уроке проводится изучение нового учебного материала по учебнку Н.Я.Виленкина и др. "Математика 6" п. 31 с использование дидактических материалов А.С.Ч...

Урок математике по теме "Сложение чисел с помощью координатной прямой"

Урок объяснения нового материала, используя презентацию и модель координатной прямой....

Сложение чисел с помощью координатной прямой

презентация к уроку в 6 классе...

Сложение чисел с помощью координатной прямой (урок2)

презентация к уроку в 6классе, 2 урок по теме...

Сложение чисел с помощью координатной прямой

Урок математики в 6 классеТема и номер урока в теме: Сложение чисел с помощью координатной прямой (урок № 1)Базовый учебник: Математика. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н.Я.Ви...

Сложение чисел с помощью координатной прямой .6 касс

Организационный момент,расшифровка пословицы,блиц-опрос,объяснение нового материала.математическая сказка.математический тест.домашнее задание....