Технологическая карта урока
план-конспект урока по математике (5 класс)

Архипова Галина Сергеевна

Технологическая карта урока математика 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет

Математика

Класс

5 класс

Автор УМК

Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений Дорофеев и др.

Тема урока

«Задачи на части»

Тип урока

Закрепление изученого

Цель урока

Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков решения задач на части.

Задачи: 

Образовательные:        - научить решать задачи на части;

                        - сформировать умение применять алгоритм решения задач на части.

Развивающие:        - расширять кругозор обучающихся, повышать информационную культуру;

                                    - развивать приемы умственной деятельности, умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

                        - развивать устную речь, память, внимание;

Воспитательные:         - воспитывать умение высказывать свое мнение;

- воспитывать умение участвовать в диалоге;

                        - формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Планируемые результаты:

Личностные:           - содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;

                       - развивать самостоятельность мышления в учебной деятельности;

                       - формировать  доброжелательное отношение к иному мнению.

Метапредметные:  

регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; находить вариант решения учебной задачи;  

                                   - уметь определять цель и задачи учебной деятельности; планировать свои действия в соответствии

                                     с поставленной задачей; понимать сущности алгоритмических предписаний и уметь действовать  

                                     в соответствии  с предложенным алгоритмом;                                

                                   - оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в группе; умение точно выражать свои мысли  в соответствии

                                 с задачами коммуникации; планирование учебного сотрудничества.

познавательные УУД:    - владеть смысловым чтением;

                              - осуществлять поиск нужной информации, используя предоставленные источники;

                              - осуществлять анализ объекта, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;

Предметные:                 - изучить основные приемы решения задач на части; 

                                         - расширить знания о видах текстовых задач решаемых арифметическим способом.

№ п/п

Этап урока

Методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.  

Организационный момент

Диалог учителя с классом

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

 

Записывают тему урока, включаются в  работу.

2.

Актуализация знаний

Фронтальная работа:

устный счет

Решают примеры, применяя свойства сложения и умножения

3.

Закрепление  материала

частично-поисковый метод

Решение заданий №342 а, б

Записывают краткое условие в тетрадь

Отвечают на вопросы

Записывают решение в тетрадь

4.

Формирование умений и навыков

Репродуктивный метод

В повседневной жизни человеку нередко приходится сталкиваться с "рецептами" приготовления (или изготовления чего-либо), в составе которых указаны части.

В одной из серий мультфильма "Маша и медведь" Маша варила варенье, причем в качестве ингредиентов брала все, что попадалось ей под руку. Оказывается, что существует немало рецептов приготовления "необыкновенного" варенья.

Вот какой интересный рецепт приготовления варенья я нашла в своей "Книге рецептов".

Задача 1

"Джем из сладкого перца"

Для приготовления джема из сладкого перца на 5 частей ягод берут в 3 части  сахара. Сначала варят сироп, затем кладут ягоду. Сколько граммов сахара необходимо, если у Маши 900 граммов перца? (краткое условие записано на доске:

П - 5ч   900 г

С - 3ч     ?     )

Предлагает:

Ответить на вопросы.

  1. Сколько частей перца надо взять для приготовления джема?

2. Сколько частей сахара надо взять для приготовления джема?

3. Сколько граммов перца у Маши?

4.Сколько граммов перца приходится на одну часть? Как найти?

5. Сколько граммов сахара необходимо? Как найти?

Предлагает записать решение задачи с вопросами в тетрадь.

Оказывается, можно сварить варенье и из огурцов.

Задача  3

"Варенье из огурцов и крыжовника"

Для этого варенья берут 2 части огурцов, 3 части крыжовника и 4 части сахара. Сколько надо собрать огурцов и сколько крыжовника, если у Маши 3 килограмма сахара?

Предлагает:

  1. Записать краткое условие.
  2. Составить план решения.
  3. Записать решение задачи с вопросами.

Отвечают на вопросы учителя

1 ученик работает у доски,

записывает решение задачи с вопросами.

Решение:

1.Сколько граммов приходится на 1 часть? 900:5 =180(г);

2.Сколько граммов сахара надо взять? 180* 3 = =540(г);

Ответ: 540граммов сахара.

1 ученик работает у доски,

Записывает краткое условие, решение задачи с вопросами.

Решение:

О - 2ч   ?

К - 3ч   ?

С - 4ч   3кг = 3000г

1.Сколько граммов приходится на 1 часть? 3000:4 =750(г)

2.Сколько граммов огурцов надо взять? 750* 2 = =1500(г)=1кг 500 г

3. Сколько граммов крыжовника надо взять? 750* 3 =2250(г)=2 кг 250 г

Ответ: 1кг 500г; 2кг 250 г.

5.

Подведение итогов урока

Беседа

Цифровой диктант

С каким типом задач мы познакомились?

Помогает краткое условие при решении задачи?

Предлагает записать цифровой диктант

  1. Самая низкая отметка в школе (1).
  2. 3² (9).
  3. 1200:200 (6).
  4. Номер месяца август  (8).

1968- год основания нашей школы.

ответить на вопрос "Где мы в жизни встречаем задачи на части  и кто умеет их решать?" (область деятельности человека, профессия, "рецепт").

Отвечают на вопросы

Записывают ответы -1951- год основания школы

6

Информация о домашнем задании

Оценивание

Комментарий

придумать (или найти ) интересный рецепт блюда, составить задачу и решить ее.

Записывают домашнее задание

Анализ работы учащихся

7.

Рефлексия

Беседа

Предлагает дополнить предложения:

Мы повторили…

Мы учились …

Кто может сказать:

 Я научился…

У меня получилось …

Кто может сказать:

Было трудно…

Я смог …

Кто может сказать:

Мне захотелось…

Благодарю за урок

Определяют уровень достижений своих результатов



Предварительный просмотр:

«Натуральные числа и дроби», 5 класс.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Цель: понять, что натуральные числа являются и дробными числами.

Задачи: создать условия для овладения навыками нахождения частного любых натуральных чисел, записывать его в виде дроби

Предметные результаты

Предметные: повторить понятия дробь, основное свойство дроби, приведение дробей к общему знаменателю, сравнение дробей;

овладеть умением находить частное любых натуральных чисел, записывать его в виде дроби;

Метапредметные:

познавательные – ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

регулятивные – учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание

деятельности

учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Слушают учителя. Настраиваются на урок.

Включаются в деловой ритм урока

Мотивация учебной деятельности учащихся

Прочитайте дроби:  

Посмотрите на последнюю дробь.()

Что показывает знаменатель дроби?

Что показывает числитель дроби?

2) Сократите дробь:

3) Сравните дроби: на слайде (слайд

Выполняют задание

Отвечают на поставленные вопросы

Участие в диалоге, понимание точки зрения собеседника, подбор аргументов для ответа на поставленный вопрос

Актуализация знаний

На слайде записаны ряд числа: 1, 2, 3, 4,  

Прочитайте числа?

Назовите натуральные числа?

Прочитайте дроби? (слайд )

Как  вы думаете, о каких числах мы  будем говорить сегодня на уроке? Подумайте и сформулируйте тему урока.

(Тема: Натуральные числа и дроби) (слайд )

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Мы сегодня на уроке будем устанавливать связь между натуральными и дробными числами.  

Выполняют задание

Отвечают на вопросы

Формулируют тему

Воспроизведение изученной информации с заданной степенью свернутости подбора аргументов

Постановка цели и задач урока

Решим задачу: Имеется 9 яблок, нужно разделить их поровну между тремя братьями. Сколько достанется каждому?

Запишем решение 9:3=3

Значит, каждому достанется по 3 яблока.

Решим другую задачу:  Пусть имеется 2 яблока, и их надо разделить поровну между тремя братьями. Сколько достанется каждому?

Да 2 на 3 не делится – это проблема урока.

Сегодня на уроке мы будем выполнять деление такого вида.

Сформулируйте цель нашего урока.  

К концу урока вы научитесь находить частное любых двух натуральных чисел.

Решить такую задачу просто. Нужно 9 разделить на 3 и каждый получит по 3 целых яблока. 

Ставят цель урока:

Научиться находить частное двух натуральных чисел.

Аргументированно отвечать на поставленные вопросы, участвовать в диалоге

Изучение нового материала

Эту задачу можно решить так: разделить  каждое из 2 яблок на 3 равные части, какая это часть?

По сколько равных частей  получит каждая  мышка?

Верно,  по 2 равные части. Каждая часть равна 1\3, а всего 2/3.

А как записать решение этой задачи с помощью арифметического действия?

Вот мы и записали с помощью арифметического действия это выражение. В математике данная задача, решается тоже делением. Только ответ в этом случае выражается не натуральным числом, а дробным. И записывается он с помощью дроби.  2:3 = 2\3.

Запишите это равенство.

Итак, мы записали равенство в левой части – частное чисел, а в правой дробь.

- Кто понял, как можно записать частное любых натуральных чисел?

-Верно, частное можно записать в виде дроби.

Значит,  частное двух натуральных чисел можно представить в виде дроби, черта дроби - это и есть деление.

В виде формулы это записывается так:

(слайд )

-Повторим это правило хором

А теперь работаем в парах. Повернитесь и проговорите это правило друг к другу.

Теперь, когда нам известны дробные числа, можно разделить друг на друга любые два натуральных числа.

Запишите частное  в виде дроби  4:5, 7:8, 5:7, 6:11 (слайд )

Итак,  частное двух чисел как можно записать?

Ответы учащихся

1/3

по 2

Разделили 2:3

2/3

Ответы учащихся

Учащиеся проговаривают правило хором

Затем друг другу

в виде дроби

Аргументированно отвечать на поставленные вопросы, участвовать в диалоге

Закрепление изученного материала

Работаем устно.  (слайд)

А кто  скажет, какое важное событие происходило в спорте?

Вот мы сейчас отдохнем, физминутку проведем (слайд)

Делаем вместе со мной

Наш привет чемпионату!

Мы поклонимся гостям,

Улыбнемся и к награде

Побежим по всем снегам!

Мы присядем столько раз,

Сколько девочек у нас.

Сколько мальчиков у нас –

Мы подпрыгнем столько раз.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем –

Влево раз, и два,

Вправо раз и два–

думай, думай голова!

Чемпионат мира.

Проводить анализ данного задания, аргументировать и презентовать решения

Коррекция знаний

№727 а, в, д, ж.

№728 а, в, д, ж.

№729 а – 733 а

Учащиеся работаю в тетрадях и на доске

отражать в письменной форме свои решения, рассуждать и обобщать

Домашнее задание

П. 8.6, №№728 б, г, е, з; №729 б (слайд )

Записывают задание в дневник

Рефлексия

Убрали дневники, положили ручки, взяли карандаш и карточку, которая лежит у вас на парте, проведём игру «Верное или неверное равенство»  Если равенство верное, заштрихуйте его, если неверное, не штрихуем. Работаем самостоятельно  (слайд 12)

Покажите друг другу и мне, что у вас получилось. Что получилось? Это ваша оценка за урок (слайд)

Итак, ребята, подведем итог урока.

У вас у каждого по две карточки.

Те ребята, кто может про себя сказать: - я все понял, мне было интересно, я работал хорошо на уроке; поднимает зеленый смайлик.

Те ребята, кто может про себя сказать: - мне не все понятно, были проблемы; поднимает красный смайлик.

Мне с вами было очень интересно работать, спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...