Технологическая карта урока математики во 2 классе «Порядок действий в выражениях без скобок».
план-конспект урока по математике

Захарова Любовь Вячеславовна

Предмет:  Математика  

Класс:  2      

Учебник (УМК):  «Перспектива», Математика Л.Г. Петерсон .2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_urok_matematiki_2klass.docx77.82 КБ
Файл prilozhenie.docx429.73 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Средняя  общеобразовательная  школа № 4 имени Героя Советского Союза В.П.Трубаченко  г. Вольска Саратовской области"

Технологическая карта урока математики во 2 классе



«Порядок действий в выражениях без скобок».

Подготовила учитель начальных классов

Захарова Любовь Вячеславовна

г. Вольск

 2019


Предмет:  Математика   

Класс:  2       

Учебник (УМК):  «Перспектива», Математика Л.Г. Петерсон .2 класс

Тема урока: «Порядок действий в выражениях без скобок».

Тип урока:ОНЗ.

Основные цели:

1) формировать умение строить правила на примере правила порядка действий в выражениях без скобок, содержащих все четыре арифметических действия, и формировать умение использовать это правило на практике;

2) тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока: порядок действий в выражениях;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Учитель открывает на доске картинки с изображением детских комнат Д-1.

  • Рассмотрите картинки на доске. Какая детская комната вам нравится больше? Почему?

-А как выглядит ваша комната? Кто поддерживает чистоту и порядок в ней?

Учитель раздает учащимся картинки с изображением Матрешек Р-1.

  • Покажите, как вы умеете наводить порядок. Нужно мысленно расставить на полку матрёшек по росту. Под фигурками поставьте соответствующие номера. (1, 5, 2, 4, 3.)
  • Математика, как вы знаете, тоже большая любительница порядка. Где в математике вы имели дело с порядком?

 

  • Какой порядок можно выявить в ряду чисел, записанных вами под матрёшками: 1, 5, 2, 4, 3?

  • Ещё вы говорили о порядке действий в выражениях. Именно этому и будет посвящён сегодняшний урок.
  • Как же будет построена работа на уроке?

-В убранной, чистой комнате приятно находиться, там легче дышать, потому, что нет пыли и в ней легко найти любую нужную вещь, т.к. всё лежит на своих местах и ничего не надо искать.

Ответы на вопросы учителя.

-В числовой последовательности; порядок действий в выражениях…

-Начиная с 1, через одно число, числа увеличиваются на 1; начиная с 5, через одно число, числа уменьшаются на 1.)

-Мы сначала поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» новое знание.)

− Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

− смыслообразование (Л);

− самоопределение (Л);

− планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. 

Цель:

1) актуализировать понятие выражения, знание порядка действий в выражениях со скобками, порядка действий в выражениях без скобок, содержащих действия одной ступени;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

1) Актуализация понятия выражения, порядка действий в выражениях со скобками.

Учитель открывает на доске задание 1 (Д-2):

  • Какие из данных записей являются выражениями?

Учащиеся отвечают по одному с места. По ходу ответов записи, не являющиеся выражениями, учитель стирает.

  • На какие группы можно разделить выражения?
  • Каков порядок действий в выражениях со скобками?

Учитель открывает на доске эталон Д-3.

  • Найдите значения выражений со скобками.
  • На сколько 18 больше 3?
  • Придумайте выражения со знаком «+» или «∙», значения которых равны 15.

Учитель может записать эти выражения на доску.

2) Актуализация порядка действий в выражениях без скобок, содержащих действия одной ступени.

Учитель открывает на доске задание 2 (Д-4):

  • Найдите значение данных выражений.

  • Какие действия были в каждом из этих выражений?

  • В каком порядке выполняли действия в этих выражениях?

-Попробуем сделать вывод. В каком порядке выполняются действия в выражениях без скобок, где есть только сложение и вычитание или только умножение и деление?

3) Пробное действие.

  • Что вы повторили?

  • Почему я выбрала именно это?

 

  • Какое следующее задание я вам предложу?

  • Зачем вы его получите?

Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия Р-2:

  • Нужно найти значение данного выражения.
  • Что нового в этом задании? Выполните это задание.

  • Итак, проверьте свои ответы. У кого нет ответа?
  • Что вы не смогли сделать?
  • У кого есть ответ?

Учитель записывает на доску варианты ответов.

  • Обоснуйте свои действия.

  • Что вы не можете сделать? Какой следующий шаг на уроке?

 

Ответы на вопросы учителя.

  • На выражения со скобками и без скобок.
  • Сначала выполняются действия в скобках, затем остальные действия по порядку.

Ответы на вопросы учителя.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют вычисления, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях.

  • В первом сложение и вычитание, во втором – умножение и деление.

  • По порядку.

-В выражениях без скобок, в которых есть только сложение и вычитание, действия выполняются по порядку.

  • Мы повторили порядок действий в выражениях со скобками, без скобок в выражениях, где есть действия сложение и вычитание или умножение и деление, потренировались в вычислениях.

-Это нам пригодится для открытия нового знания.

-Задание, в котором будет что-то новое.

  • -Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.

  •  В выражении есть все четыре действия.

Учащиеся выполняют пробное действие на карточках Р-2.

Учащиеся поднимают руки.

-Мы не смогли найти значение данного выражения.

Учащиеся в замешательстве, так как у них нет соответствующего эталона порядка действий в таких выражениях.

-Мы не можем обосновать.

-Разобраться, в чем у нас затруднение.

− Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− умение структурировать знания (П);

− извлечение необходимой информации из текстов (П);

− использование знаково−символических средств (П);

− контроль и оценка результатов деятельности (П);

− контроль, коррекция (Р);

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

− аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

− учёт разных мнений (К);

−использование критериев для обоснования своего суждения (К).

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить место и причину затруднения.

  • Какое задание вы должны были выполнить?

  • Чем это выражение отличается от предыдущих?
  • В чем затруднение?

  • Почему же возникло затруднение?

-Мы должны были найти значение выражения без скобок, в которых все арифметические действия.

-В данном выражении есть все четыре арифметических действия.

-Мы расставили по-разному порядок действия.

-У нас нет эталона порядка действий в выражениях без скобок, содержащих все четыре арифметических действия.

− Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− контроль и оценка результатов деятельности (П);

− постановка и формулирование проблемы (П);

− установление причинно-следственных связей (П).

− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

−выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

  • Какая тема сегодняшнего урока?

Учитель записывает тему на доску.

  • Что вам может помочь при «открытии» правила?
  • Почему вы можете обратиться к учебнику?

  • Как же вы будете «открывать» правило?

Учитель может зафиксировать план на доске:

1. Посмотрим правило в учебнике.

2. Сделаем вывод.

-«Открыть» порядок действия в выражениях без скобок, содержащих все четыре арифметических действия.

  • Порядок действий в выражениях без скобок.

-Учебник.

-Учебник содержит все правила, которые вывели математики, …

-Мы сначала посмотрим правило в учебнике, сделаем вывод.)

− Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П);

− самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П);

− коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия (Р);

− контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р);

− целеполагание (Р);

− планирование (Р);

−планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К).

5.Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

  • Я предлагаю вам поработать в парах. Кто в паре высказывает свое мнение?

В случае необходимости актуализируются другие правила работы в парах.

  • Выполните план в парах.

В случае возникновения затруднений у учащихся работы в парах, учитель организует подводящий диалог:

  • Какой первый шаг в плане?
  •  Откройте учебники на странице 25 и прочитайте правило.

  • Какой вывод вы можете сделать?

  • Вернемся к вашему выражению. Теперь вы можете расставить порядок действий?

Если позволяет время, то можно предложить учащимся выполнить задание из пробного действия с помощью открытого правила в группах или парах. Если есть трудности, то учитель проводит фронтальную работу. Один из учащихся расставляет порядок действий и находит значение выражения:

  • Какой следующий важный шаг вы должны сделать?
  • Попробуйте в группах составить свой эталон.

В случае необходимости учитель актуализирует правила работы в группах.

После выполнения групповой работы учитель организует защиту проектов. После того, как группы представят свои эталоны, учитель проводит анализ и оставляет наиболее удобный вариант. В случае затруднений организации групповой работы, учитель проводит беседу:

  • С каких действий вы начинаете вычисления?
  • В каком порядке?
  • А затем?
  • В каком порядке?

Учитель вывешивает на доску эталон Д-5:

  • Итак, смогли вы справиться с затруднением?
  • Что теперь вы можете?

Учитель раздает учащимся эталоны Д-5.

  • Какой следующий шаг на уроке?

-Прочитать правило в учебнике.

Один из учащихся читает правило

вслух.

-Сначала выполняются по порядку действия умножение или деление, а потом сложение или вычитание.)

В случае организации работы в парах, одна из пар озвучивает свой вывод. Остальные пары корректируют или дополняют сказанное.

-Да.

  • Составить эталон.

  • С действия умножения или деления.

-Слева направо.

-Действия сложения или вычитания.

-Также, слева направо.

  • Находить значения выражений без скобок, но содержащих все четыре арифметических действия.

-Закрепить новое знание.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи порядок действий в выражениях без скобок.

1) Фронтальная работа.

 4 (1 ст.), стр. 25

  • Найдите  4 на странице 25.

Учитель заранее выносит задание на доску.

  • Расставьте порядок действий и найдите значение выражений в первом столбике.

2) Работа в парах.

 3 (1 ст.), стр. 25

  • Найдите  3 на странице 25.
  • Расставьте порядок действий в первом столбике, работая в парах.

  • Проверьте свои результаты.

(Д-6)

  • Кто из вас ошибся?
  • В чем ошибка?
  • Исправьте ошибки.
  • Какой следующий шаг на уроке?

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием.

Учащиеся выполняют задание в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-6.

  • Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение расставлять порядок действий в выражениях без скобок.

 3 (2 ст.), стр. 25

  • Расставьте порядок действий во втором столбике, работая самостоятельно.

Д-7

  • Кто из вас ошибся?
  • В каком случае?
  • Исправьте ошибку.
  • Сделайте вывод.
  • Кто не ошибся?

Сделайте вывод.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по образцу Д-7. учитель вывешивает образец рядом с эталоном Д-5.

Ответы на вопросы учителя.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний;

2) тренировать умение решать текстовые задачи.

  • Что нужно хорошо уметь, чтобы правильно находить значения выражений без скобок?
  • Где вы можете потренировать эти умения?
  • Сейчас я предлагаю вам потренироваться в решении задач.

 7, стр. 26

  • Найдите  7 на странице 26.

Учитель проверяет отдельно у каждого ученика решение задачи. 

  • Знать порядок действий, хорошо считать.

Уч-ся решают самостоятельно по одной задаче, затем идет проверка по эталону с разбором решения и т.д.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

  • Какую цель вы перед собой ставили?

 

  • Удалось ли достичь цели?
  • Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
  • Кто встретил трудности? В чем? Почему?
  • О каком ещё порядке вы сегодня упомянули?
  • Надеюсь, вы и этому порядку будете уделять большое внимание. Как вы думаете, что проще: каждый раз делать в своей комнате генеральную уборку или поддерживать в ней порядок каждый день? Как это делать? (…)
  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

Далее идет обсуждение домашнего задания.

Дз: правило, с.25 № 4(2 ст.),10

  • «Открыть» порядок действий в выражениях без скобок, содержащих все четыре арифметических действия.

  • О порядке в вещах, в комнате.

Учащиеся оценивают себя с помощью лестницы успеха Р-4.



Предварительный просмотр:

Приложение

Д-1.Картинка с изображением детских комнат

File0001File0002

Р-1.Картинка с изображением Матрешек

        

Д-2.Задание для актуализации знаний

        

Д-3. Задание для актуализации знаний

   

        

Д-4. Задание для актуализации знаний

        

Р-2.Задание для пробного действия

        

Д-5.Эталон

        

Д-6.Эталон для проверки № 3 (1 ст.)

Д-7.Эталон для проверки № 3 (2 ст.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Технологическая карта урока в 5 классе "Порядок действий"

Технологическая карта урока в 5 классе "Порядок действий"...

Технологическая карта урока в 5 классе "Порядок выполнения действий"

Закрепляет понятие о порядке математических действий...

Технологическая карта урока математики 6 класс «Дробные выражения»

Технологическая карта урока математики 6 класс «Дробные выражения»...

Урок математики 3 класс "Порядок действий" с использованием регионального компонента (казачества)

Урок содержит презентацию для интерактивной доски смарт, ролик сделан с помощью платформы Visper/...

Технологическая карта урока математики 6 класс "Распределительное свойство для упрощения выражений"

Технологическая карта урока математики 6 класс "Распределительное свойство для упрощения выражений"...

Технологическая карта урока математики (6 класс) Тема «Значение выражений, содержащих степени»

Основной целью данной темы является накопление знаний о степенях, то есть создание своего рода фундамента для последующего изучения широкого круга тождественных преобразований различного вида и раздел...