Внеурочная деятельность «За страницами учебника математики»
рабочая программа по математике (8 класс)
Внеурочная деятельность по математике «За страницами учебника математики» направлена на помощь учащимся для коррекции знаний и для отработки практических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneuroch.deyat_.8kl.docx | 35.93 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Маршальская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике для обучающихся 8 класса
на 2018-2019 учебный год
Разработчик:
Шилова Любовь Юрьевна,
учитель математики
пос. Маршальское
1.Пояснительная записка
«За страницами учебника математики» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с:
-федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- основной общеобразовательной программой основного общего образования (ФГОС ООО 5-7 классы) МБОУ «Маршальская СОШ» на 2018-2019 учебный год, утверждённой С.Е. Корниенко, директором МБОУ «Маршальская СОШ», от 9.06.2018 г., приказ № 52;
- авторских программ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.В.Буцко (М.: Вентана-Граф,2017) «Алгебра 8» ,Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2011, «Геометрия 7-9».
Внеурочная деятельность по математике «За страницами учебника математики» направлена на достижение следующих целей:
- в направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Внеурочная деятельность по математике «За страницами учебника математики» направлена на помощь учащимся для коррекции знаний и для отработки практических навыков.
В основе построения внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики» лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемая внеурочная деятельность по математике позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
3. Описание место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа для 8 класса рассчитана на 1 часа в неделю, всего 35 часов (35 учебных недель) согласно учебного плана МБОУ «Маршальская СОШ» на предмет «Математика» и согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.
Предлагаемая внеурочная деятельность по математике позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания курса математики.
Личностными результатами изучения курса «За страницами учебника математики» являются формирование следующих умений и качеств:
- развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
- креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;
- выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно;
- стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
- Познавательные УУД:
- формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;
- использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- даватьопределенияпонятиям.
- Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты.
- Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
- Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
- Решать логические задачи.
- Работать в коллективе и самостоятельно.
- Расширить свой математический кругозор.
- Пополнить свои математические знания.
- Научиться работать с дополнительной литературой.
5.Содержание учебного предмета, курса.
Числа и вычисления. (3ч)
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа. Действительные числа.
Алгебраические выражения. (4ч)
Буквенные выражения. Многочлены. Алгебраические дроби. Преобразование рациональных выражений.
Линейные уравнения. Неравенства. (3ч)
Линейные уравнения с одной переменной. Рациональные уравнения. Решение систем линейных уравнений. Линейные неравенства с одной переменной. Решение систем неравенств.
Графики и функции (4ч)
Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. Чтение графиков функций. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы. Функция, описывающая прямую пропорциональную зависимость, её график. Линейная функция, её график, геометрический смысл коэффициентов.
Геометрические фигуры и их свойства. (10ч)
Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника; точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан, высот или их продолжений. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника
Длина отрезка, длина ломаной, периметр многоугольника. Расстояние от точки до прямой. Длина окружности. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. Площадь и её свойства. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма. Площадь трапеции. Площадь треугольника. Площадь круга, площадь сектора. Формулы объёма прямоугольного параллелепипеда, куба, шар.
Практико-ориентированные задачи. (11ч)
Решение текстовых задач. Представление зависимостей между величинами в виде формул. Прикладные задачи геометрии. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Вероятность. Решение комбинаторных задач: перебор вариантов. Решение комбинаторных задач: комбинаторное правило умножения.
6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ урока | § Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Числа и вычисления (3ч) | |||
1 | Натуральные числа. | 1 | выполнение, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с рациональными числами, сравнивание действительные числа; нахождение в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; вычисление значения числовых выражений; переход от одной формы записи чисел к другой |
2,3 | Рациональные числа. Действительные числа | 2 | |
Алгебраические выражения(4ч) | |||
4 | Буквенные выражения. Многочлены | 1 | выполнение, сочетая устные и письменные приёмы, арифметических действия с одночленами и многочленами, нахождение значения буквенных выражений; преобразовывать рациональные выражения |
5,6 | Алгебраические дроби. Преобразование рациональных выражений | 2 | |
7 | Интересные приёмы устных вычислений. Числа - великаны и числа- малютки | 1 | |
Линейные уравнения. Неравенства. (3ч) | |||
8 | Линейные уравнения с одной переменной Рациональные уравнения | 1 | решение линейных уравнений с одной переменной, рациональных уравнений, решение систем линейных уравнений, линейных неравенств с одной переменной. Решение систем неравенств. |
9 | Решение систем линейных уравнений Линейные неравенства с одной переменной. Решение систем неравенств | 1 | |
10 | Математические ребусы. Математические фокусы. | 1 | |
Графики и функции(4ч) | |||
11,12 | Функция. Область определения функции. Способы задания функции. Чтение графиков функций. | 2 | - определение координат точки плоскости, строить точки с заданными координатами; - определение определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции, решать обратную задачу; - определение свойства функции по её графику; - построение графиков изученных функций, описание их свойства. |
13 | Линейная функция, её график, геометрический смысл коэффициентов. | 1 | |
14 | Софизмы. | 1 | |
Модуль «Геометрия» Геометрические фигуры и их свойства. (10ч) | |||
15,16 | Высота, медиана, биссектриса. Средняя линия треугольника Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. | 2 | - решениепланиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей); - распознавание геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображеие геометрические фигуры; - выполнение чертежей по условию задачи. |
17,18 | Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. | 2 | |
19 | Длина отрезка, длина ломаной, периметр многоугольника. Расстояние от точки до прямой. Длина окружности | 1 | |
20 | Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. | 1 | |
21,22 | Площадь прямоугольника, параллелограмма, трапеции, треугольника. Площадь круга, сектора | 2 | |
23 | Формулы объёма прямоугольного параллелепипеда, куба, шар. Геометрия в пространстве. | 1 | |
24 | Геометрические головоломки. Задачи – шутки. Задачи на разрезания. Старинные задачи. | 1 | |
Модуль «Реальная математика» Практико-ориентированные задачи. (11ч) | |||
25,26 | Решение текстовых задач | 2 | -решениенесложные практические расчётные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; -интерпретирование результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов; -осуществление практических расчётов по формулам, составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами; - анализирование реальных числовыехданные, представленных в таблицах, на диаграммах, графиках; - решение практических задач, требующих систематического перебора вариантов; сравниваниешансы наступления случайных событий, оценивание вероятности случайного события, сопоставление и исследование модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики. |
27,28 | Представление зависимостей между величинами в виде формул | 2 | |
29 | Задачи на переливания. | 1 | |
30 | Прикладные задачи геометрии | 1 | |
31,32 | Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков | 2 | |
33 | Вероятность | 1 | |
34 | Решение комбинаторных задач: перебор вариантов | 1 | |
35 | Решение комбинаторных задач: комбинаторное правило умножения | 1 |
7.Описание учебно – методического и материально – технического
обеспечения образовательного процесса.
1.Алгебра.8кл.: учебник для уч-ся общеобразовательных учреждений/
А.Г.Мерзляк,В.Б.Полонский и др. – М.: Вентана-Граф,2015
2. Алгебра.8кл.:дидактические материалы: пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений/ А.Г.Мерзляк,В.Б.Полонский и др. – М.: Вентана-Граф,2017
3. Алгебра.8кл.: методическое пособие/ А.Г.Мерзляк,В.Б.Полонский и др. – М.: Вентана-Граф,2017
4. Л.С.Атанасян, В .Ф.Бутузов и др. Геометрия.Учебник для 7-9классов;
5. Б.Г.Зив. Дидактические материалы.8 класс;
6. Б.Г.Зив. Задачи по геометрии для 7-11 классов;
7. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. Изучение геометрии в 7-9 классах.
Методические рекомендации к учебнику.
5.Энциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika
6.Энциклопедияпоматематикеhttp://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html
7.Справочник по математике для школьниковhttp://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm
8.Педсовет, математика http://pedsovet.su/load/135
9.Учительский портал. Математика http://www.uchportal.ru/load/28
10.Уроки. Нет. Для учителя математики, алгебры, геометрииhttp://www.uroki.net/docmat.htm
8. Планируемые результаты изучения внеурочной деятельности.
Результатами изучения предмета «Математика» являются следующие умения:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для внеурочной деятельности «За страницами учебника математики»
Данная программа предназначена для обучающихся 5 класса, проявляющих интерес и склонность к изучению математики. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» (10-11 класс)
Предлагаемая программа «За страницами учебника математики» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким ка...
Рабочая программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики"
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельност...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«За страницами учебника математики» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов...
Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности "За страницами учебника математики", 7 класс.
Для развития познавательного интереса к математике, творчества, любознательности, организуется данный курс внеурочной деятельности. Разнообразный дидактический материал и со...
Рабочая программа внеурочной деятельности "За страницами учебника математики"
Рабочая программа внеурочной деятельности "За страницами учебника математики"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "За страницами учебника математики"
Рабочая программа является частью основной общеобразовательной программы,расчитана на 1 час в неделю. Есть пояснительная записка, общая характеристика курса внеурочной деятельности,место курса в учебн...