"Формула длины окружности. Урок-практикум."
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему
Урок предназначен для учащихся 6 класса.
Тип урока: интегрированный.
Презентация: «Формула длины окружности. Урок-практикум»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_po_teme_dlina_okruzhnosti.doc | 294 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики.
Класс: 6.
Тема: «Формула длины окружности. Урок практикум»
Цели урока: изучить формулу длины окружности и показать ее применение при решении задач.
Задачи:
Образовательные:
- составление формулы, выражающей зависимость между величинами (вывод формулы длины окружности) ;
- вычисление по формулам;
- совершенствование вычислительных навыков;
- обучение решению задач практического содержания
- знакомство с историей возникновения новых понятий;
- приобретение навыков исследовательской работы.
Воспитательные:
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
- воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе;
- показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.
Коррекционно-развивающие:
- развитие и коррекция представлений об окружающем мире;
- расширение и обогащение словаря учащихся через ведение новых слов и понятий;
- формирование целенаправленных видов деятельности;
- развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету;
- формирование опыта работы в малых группах;
- развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
Тип урока: интегрированный.
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, инструменты для измерения и построения (линейка, угольник, карандаш, ластик), карточки с заданиями, наборы для детского конструирования «Конструктор», верёвка.
ЦОР: презентация «Формула длины окружности. Урок-практикум»
Ход урока.
I. Организационный момент.
А знаете ли вы, что наша планета Земля имеет всего один спутник, который именуется Луна, что диаметр Земли почти в 13 раз больше диаметра ее спутника – Луны?! А знаете ли вы, какие научные орбитальные станции были запущены в космос для его освоения?!
Ответить сегодня на эти вопросы мы можем вместе.
Сегодня у нас урок – практикум по теме «Длина окружности» (слайд №1). Мы посвятим его освоению человеком космоса. Назовем урок «космическим», так как задачи, которые мы будем решать, тем или иным образом связаны с темой освоения космоса. Это будут задачи практического содержания, при решении их используются ваши знания по изученной теме (слайд №2).
II. Устный счёт.
Заполни «солнышко» (слайд №2)
III. Объяснение нового материала.
- Актуализация ранее изученного материала.
Повторение теоретического материала по теме «Окружность».
Слайд №3. Задание учащимся. Найдите соответствие между понятием и определением.
Ответы:
Окружность – множество точек плоскости равноудалённых от некоторой точки.
Радиус окружности – отрезок, соединяющий точку окружности с её центром.
Диаметр окружности – отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через её центр.
Круг – часть плоскости, ограниченная окружностью.
- Приближённая формула для вычисления длины окружности.
Учащиеся выполняют работу в парах по плану. Для измерений используются деревянные цилиндры из набора для детского конструирования «Конструктор». Цилиндры имеют разный диаметр.
Учитель. Если опоясать цилиндр ниткой, а затем измерить её длину, то она приближённо будет равна длине окружности банки. Перед вами стоит задача – выполнить необходимые измерения и сделать выводы. Работу проделываем по плану.
Практическая работа в парах (слайд №4)
План работы.
1. Обернуть цилиндр ниткой.
2. Измерить длину нитки.
3. Измерить диаметр цилиндра.
4. Найти отношение длины окружности С к длине диаметра d, округлив число до сотых.
5. После измерений внести полученные данные в таблицу.
После выполнения измерений представитель от каждой пары выходит к доске и заносит полученные данные в таблицу (учитель вставляет данные прямо в таблицу презентации) (слайд №5)
Когда таблица будет заполнена, учащимся предлагается сделать вывод об отношении длины окружности к её диаметру (слайд №4).
- Число π.
Сообщение о числе ПИ проводится с использованием слайдов №6 - №16
Слайд №6. Великий древнегреческий ученый Архимед, выполнив множество измерений установил, что длина окружности примерно в три целых одну седьмую раза больше диаметра окружности.
В трактате «Измерение круга» Архимед предлагает метод определения числа π , который использовался до конца 17 в., и указывает две удивительно точные границы числа π : 310/71< π < 31/7. Число π называют Архимедово число
Слайд №7. Обозначение π происходит от первой буквы греческого слова περιφέρεια «окружность». Впервые обозначение π появилось у английского математика Уильяма Джонса (1706г)
Слайд №8. Немного истории.
Изучением числа π занимались многие математики всех времен и народов, т.к. это число играет важную роль в математике, физике, астрономии, технике и т.д. Можно даже утверждать, что по характеру и полноте знаний о числе π возможно судить о научно техническом уровне развития данного общества.
Слайд. 9. Из древнеегипетских и вавилонских источников известно, что потребности того времени вполне удовлетворяло число, равное трем. Позже римляне принимали π равное 3,12.
В Древнем Египте π считали равным 256/81=3,1604…
В истории математики известно, что первое вычисление на основе строгих теоретических рассуждений было выполнено выдающимся математиком древности Архимедом.
Дальнейшая история числа связана с его вычислением.
Китаец Цзу Чунчжи в 5 веке нашел восемь правильных знаков.
В 15 веке иранский математик ал-Каши нашёл значение «ПИ» с 16 верными знаками
Слайд №10. Французский математик Франсуа Виет вычислил в 1579 году «ПИ » с 9 знаками.
Голландский математик Лудольф Ван Цейлен в 1596 году публикует результат своего десятилетнего труда – число ПИ, вычисленное с 35 знаками.
Леонард Эйлер в 1736 году опубликовал работу, в которой было вычислено 153 цифры числа «ПИ»
Слайд №11. Постепенно увеличивая точность значений…
При помощи суперкомпьютера число ПИ в наши дни вычислили с точностью до 2 триллионов 699 миллионов 990 тысяч знаков, а мы знаем всего первые три…
Слайд №12. 14 марта в мире отмечается один из самых необычных праздников — Международный день числа «Пи». Впервые День был отмечен в 1988 году в научно-популярном музее Эксплораториум в Сан-Франциско.
Слайд 13. Памятники числу ПИ.
Учитель предлагает учащимся несколько различных способов запоминая величины числа ПИ.
Способ 1. Слайд №14.
«ЧТО Я ЗНАЮ О КРУГЕ» (количество букв в каждом слове указывает на цифру в составе числа ПИ)
Способ 2. Слайд№15.
Чтобы нам не ошибаться,
Надо правильно прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Ну и дальше надо знать,
Если мы вас спросим -
Это будет пять, три, пять,
Восемь, девять, восемь.
Способ 3. Слайд №16. В учебнике Магницкого для закрепления в памяти этого выражения приведена рифмованная шутка:
Двадцать две совы скучали
На больших сухих суках.
Двадцать две совы мечтали
О семи больших мышах,
О мышах довольно юрких,
В аккуратных серых шкурках.
Слюнки капали с усов
У огромных серых сов
- Вывод формулы длины окружности.
Слайд №17. Формулы длины окружности. C = 2 π r C = π d
Слайд №18. Физкультминутка.
IV. Формирование умений и навыков.
- Решение задач на вычисление длины окружности.
Слайд №19.
Задача 1. Диаметр Солнца равен 1392000км. Найдите длину солнечного экватора (с точностью до тысяч километров).
Решение:
С=πd; С=3,14×1392000≈4370880≈4371000 км
Ответ: 4371000 км.
Слайд №20.
Задача 2. Диаметр Луны приблизительно равен 3476км. Найдите длину лунного экватора (с точностью до сотен километров).
Решение:
С=πd; С=3,14×3476≈10914,64≈10900 км
Ответ: 10900 км.
Слайд №21.
Задача 3. Длина земного экватора приблизительно 40 тыс.км. Найдите диаметр и радиус земного экватора (с точностью до сотен километров).
Решение:
С=πd, отсюда d=C/π=40000/3,14≈12738,85≈12700км.
Значит r=d/2≈12700/2≈6350км.
Ответ: 12700км и 6350км.
Справка (учитель): Луна – это спутник Земли, ее ближайший сосед в космосе. Она представляет собой каменистый шар размером с четверть Земли и является самым большим небесным телом в нашем ночном небе. Солнце – центр нашей Солнечной системы, огромный массивный шар, представляющий собой сгусток раскаленного газа. Солнце – мощный источник излучения света и теплоты. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. Земной шар имеет послойное строение. Внешний слой – оболочку – представляет земная кора.
- Решение задач на вычисление диаметра и радиуса окружности.
Слайд №22.
Задача 4. Длина орбиты автоматической станции «Салют – 2» равна 41500км. Считая орбиту станции круговой, вычислите радиус орбиты.
Решение. Если считать орбиту круговой, то ее длину можно вычислить по формуле С=2πrорбиты, откуда rорбиты=С/2π=41500/6,28≈6608км.
Ответ: 6608км.
Справка (учитель после решенной и продемонстрированной задачи): Третья орбитальная космическая станция (ОКС) «Салют – 2» массой 18,5т была выведена на орбиту ракетой – носителем «Протон – К» 4 апреля 1973 года с космодрома Байконур. Перигей (минимальное удаление от Земли) орбиты составлял 216км, апогей (максимальное удаление от Земли) – 248км, наклонение – 51,6°. На 13-е сутки произошла разгерметизация отсеков ОКС, а 25 апреля перестала поступать телеметрическая информация. Станция, пробыв на орбите 54 дня, закончила свою работу и 28 мая 1973 года в результате естественного торможения в верхних слоях атмосферы упала в океан около Австралии. 28 мая сообщили, что «программа полета завершена» (не сказав «успешно»). Анализ причин аварии позволил предположить нештатную работу двигательной установки, что привело к прогоранию корпуса станции.
- Тестовая работа на закрепление изученного материала.
Если интернет в классе работает бесперебойно, тестирование можно проводить в режиме онлайн. Тест выводится на экран, учащиеся отвечают на вопросы в тетради (слайд №23)
Если есть опасения, что будут технические неполадки, можно предложить модифицированный вариант теста (слайды №24 – №27).
V. Итоги урока.
Вопросы учащимся:
- Чему примерно равно отношение длины окружности к её радиусу?
- Назовите точную формулу длины окружности
- Является ли π рациональным числом?
- Каким рациональным числом может быть приближённо выражено число π ?
- Назовите, чему равно число π с точностью до сотых, до десятитысячных.
- Как найти радиус окружности, если известна её длина?
Выставление отметок.
Домашнее задание. Выучить формулы для вычисления длины окружности, диаметра и радиуса окружности. Стр. 256 № 1134, № 1135, стр.257 №1141.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Длина окружности и длина дуги окружности"
Презентация для интерактивной доски по геометрии в 9 классе...
методическая разработка урока тема Длина окружности и площадь круга. Связь формул с правильным многоугольником.
урок формирование новых знаний: различные способы доказательства формул площади круга, длины окружности. Проведение самостоятельной исследовательской работы...
"Формула длины окружности. Урок-практикум." (часть 1, часть 2, часть 3)
Презентация разбита на три части из-за невозможности сжать её до необходимого размера....
Физминутка к уроку по теме "Формула длины окружности"
презентация...
Длина окружности. Формула длины окружности
Проект урока по математикев 6 классе с применением элементов технологии критического мышления...
План-конспект урока математики "Формулы длины окружности и площади круга", 6 класс
В разработке представлен сценарий урока математики по теме: "Формулы длины окружности и площади круга" для обучающихся 6 класса. УМК "Сферы"...
Презентация к уроку математики по теме: "Формулы длины окружности и площади круга", 6 класс
В данной разработке представлена учебная презентация для проведения урока математики по теме: "Формулы длины окружности и площади круга" для обучающихся 6 класса, УМК "Сферы"...