Урок математики в 5 классе. Разработка к уроку "Треугольник и его виды" (А.Г. Мерзляк) с технологической картой, презентацией и самоанализом
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Маленкина Светлана Алексеевна

Разработка к уроку "Треугольник и его виды" (А.Г. Мерзляк) с технологической картой, презентацией и самоанализом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Треугольник и его виды

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели: Предметные: научить учащихся классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон.

Личностные: вызвать интерес к изучению темы и желание применить приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.

Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон и изображать треугольники.

Основный понятия: треугольник, остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник, периметр треугольника.

Оборудование: презентация, транспортир, линейка, карточки с заданиями, вырезанные из цветной бумаги треугольники разных видов, размеров;

таблички-треугольники для заполнения схем (приложение 3), магниты.

Оформление доски:

1.Заготовки для схем (приложение 1)

2.С обратной стороны доски - таблица (приложение 2)

Методы и формы организации обучения: работа в группах, практическая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Ход урока

  1. Организационный этап

Необычен день у нас
И гостями полон класс
Что гостям сказать нам надо? - (видеть вас мы очень рады)

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока. Желают соседу по парте удачи, жмут руки.

Пожелайте друг другу удачного урока.

2. Актуализация знаний

- Что такое угол?

- Какие виды углов вы знаете? Слайд №1

- Слайд №2

- Что такое многоугольник?

- Какой из многоугольников имеет меньшее количество углов и сторон? –треугольник. - Самым простым многоугольником является треугольник. Но простым не значит не интересным.

3. Введение в тему урока

Слайд №3

- Что такое треугольник? –это геометрическая фигура, которая имеет 3 угла и 3 стороны. У треугольника 3 вершины, 3 стороны, 3 угла.

-Что умеете находить в треугольнике? - мы умеем измерять стороны и вычислять периметр треугольника.

В тетрадях записывают число, классная работа.

Начертите произвольный треугольник. Назовите его. Вычислите его периметр.

- Все ли треугольники одинаковые?

- Чем они отличаются? –цветом

-Да, действительно, здесь вы и у меня видите треугольники нескольких цветов. Но разве цвет является признаком геометрических фигур? (Нет!) Значит, такой вариант нам не подходит.

- Как еще можно попробовать? -(По размеру, потому, что здесь есть большие и маленькие треугольники).

- Действительно, здесь представлены треугольники разных размеров, но существует ли граница между большими и маленькими величинами? 

-Выходит, мы с вами пока не можем, не знаем, по каким признакам их можно классифицировать?

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Треугольник и его виды). Запишите тему урока в тетради. (Открыть тему урока на доске).

Цель урока: научиться различать треугольники.

4. Изучение нового материала

Итак, наша задача — выяснить, по каким видам можно различать треугольники. Об этом мы узнаем, изучив материал учебника.

- Откройте страницу учебника 90, читаем до примера 1

Ответы на вопросы стр.92. Слайд №4-виды треугольников

Работаем фронтально.

-Классификация по количеству равных сторон. Какой треугольник называется равнобедренным:

Ответ. Если две стороны треугольника равны, то его называют равнобедренным.

-Какой треугольник называется равносторонним:

Ответ. Если три стороны треугольника равны, то его называют равносторонним.

-Какой треугольник называется разносторонним:

Ответ. Треугольник, у которого три стороны имеют различную длину, называют разносторонним треугольником.

-Классификация по виду углов. Какой треугольник называется остроугольным:

Ответ. Если все углы треугольника острые, то его называют остроугольным треугольником.

-Какой треугольник называется прямоугольным:

Ответ. Если один из углов треугольника прямой, то его называют прямоугольным треугольником.

-Какой треугольник называется тупоугольным:

Ответ. Если один из углов треугольника тупой, то его называют тупоугольным треугольником.

5. Практическая работа

- Сегодня на уроке вы будете исследовать виды треугольников и учиться их классифицировать.  Любому треугольнику можно присвоить два названия (по одному согласно каждой из этих классификаций).

- 1. С помощью линейки и транспортира исследуйте желтый треугольник. Обвести в тетрадь фигуру. Работаем в парах. Я предлагаю одному измерять углы, а другому стороны. И записать в тетрадь рядом с треугольником вывод (2 слова)

Вывод: треугольник разносторонний, остроугольный.

- 2. С помощью линейки и транспортира исследуйте зеленый треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.

Вывод: треугольник разносторонний, прямоугольный.

- 3. С помощью линейки и транспортира исследуйте оранжевый треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.

Вывод: треугольник равнобедренный, остроугольный.

-4. С помощью линейки и транспортира исследуйте коричневый треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.

Вывод: треугольник тупоугольный, равнобедренный.

- 5. С помощью линейки и транспортира исследуйте красный треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.

Вывод: треугольник разносторонний, тупоугольный.

- 6. С помощью линейки и транспортира исследуйте розовый треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.

Вывод: треугольник прямоугольный, равнобедренный.

- 7. С помощью линейки и транспортира исследуйте синий треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.

Вывод: треугольник равносторонний, остроугольный.

- По каким признакам мы сейчас классифицировали треугольники?

(по количеству равных сторон и по видам углов)

А давайте попробуем построить такие домики, чтобы одновременно учесть оба названия. Для этого работаем с таблицей на обратной стороне доски (Приложение 3).  «Место жительства» треугольника, определяем вместе, еще раз повторяем его признаки, прикрепляем его в соответствующую ячейку.         

После заполнения таблицы обращаем внимание, что остались пустые домики (равносторонний прямоугольный и равносторонний тупоугольный) — таких треугольников не существует.

6. Физминутка

Рисуй глазами треугольник
Теперь его переверни вершиной вниз
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди
И на бочок ее клади
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись!
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась, ты молодец!

7. Закрепление

В учебнике стр. 93 № 341 (найти периметр)

Решают задачу в тетради с последующей проверкой у доски.

Найти периметр треугольника со сторонами 15 см, 23 см и 27см. Определить вид треугольника по сторонам. Слайд №5

Найти периметр треугольника со сторонами 12 см, 15 см и 15 см. Определить вид треугольника по сторонам. Слайд №6

8. Индивидуальная работа

- Перед вами тест с заданием «Треугольник и его виды».

Взаимопроверка.

Ответы на доске.  Критерии оценивания: 6 правильных ответов-«5», 5 правильных ответов-«4», 4 правильных ответов-«3», менее 4-«2»

Слайд №7

9. Рефлексия

-Назовите тему урока. 

-Какие цели урока мы поставили в начале урока? -научиться различать треугольники.

 -Достигнуты ли они?

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Над чем ещё надо поработать?

10. Итог урока

В листе самооценки поставь себе оценку по пятибалльной шкале. (Пройти по рядам прокомментировать оценки).

Активно на уроке работали …

Старались …

Жду большей активности от …

Молодцы…

Хорошо поработали…

Еще подтянутся и покажут себя на следующем уроке…

11. Домашнее задание

стр.90-91; №342, №345, рабочая тетрадь №1 задание 147

По желанию: Сообщение "Треугольник в нашей жизни", изготовить игрушку «Флексагон».

Урок окончен. Спасибо!


Слайд №1-виды углов

Слайд №2-многоугольники

Слайд №3-треугольник

Слайд №4-виды треугольников

Слайд №5-задача

Слайд №6-задача

Слайд №7-ответы на тест

 На доске:

Число

Тема урока-скрыто

Печатные определения у учителя

Схема классификация треугольников

Таблица-ее заполняем вместе с детьми

Решение задач

д/з

Приложения:

Лист с заданиями и самоооценки (приложение 1),

С обратной стороны доски — таблица (приложение 2),

Треугольники для практической работы и заполнения схем (приложение 3).


Вариант №1

Задача

Найти периметр треугольника со сторонами 15 см, 23 см и 27см. Определить вид треугольника по сторонам.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: _________, ___________________________.

Тест

1.Если все углы треугольника острые, то его называют ___________________________треугольником.

2. Если один из углов треугольника прямой, то его называют __________________________треугольником.

3.Если один из углов треугольника тупой, то его называют __________________________треугольником.

4 Треугольник, у которого три стороны имеют различную длину, называют __________________________треугольником.

5.Если три стороны треугольника равны, то его называют______________________________________ треугольником.

6. Если две стороны треугольника равны, то его называют ______________________________________треугольником.

Критерии оценивания:

6верных ответов-«5», 5верных-«4», 4верных-«3», менее 4-«2»

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Практическая работа

Решение задач

Тест

Итоговая оценка

Вариант №2

Задача

Найти периметр треугольника со сторонами 12 см, 15 см и 15 см. Определить вид треугольника по сторонам.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: _________, ___________________________.

Тест

1. Если один из углов треугольника прямой, то его называют ________________________________треугольником.

2.Если один из углов треугольника тупой, то его называют ________________________________треугольником.

3.Если все углы треугольника острые, то его называют _______________________________треугольником.

4. Если две стороны треугольника равны, то его называют ______________________________треугольником.

5. Треугольник, у которого три стороны имеют различную длину, называют ______________________________треугольником.

6.Если три стороны треугольника равны, то его называют_____________________ треугольником.

Критерии оценивания:

6верных ответов-«5», 5верных-«4», 4верных-«3», менее 4-«2»

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Практическая работа

Решение задач

Тест

Итоговая оценка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Треугольники B A C E F D

Слайд 5

Задача P=15 см +23 см +27 см=65см Так как у треугольника все стороны имеют различную длину, то этот треугольник разносторонний. Ответ: 65 см, разносторонний. P=1 2см + 15см + 15см=42см Так как у треугольника две стороны имеют одинаковую длину, то этот треугольник равнобедренный. Ответ: 42см , равнобедренный .

Слайд 6

Ответы на тест 1 вариант 1. остроугольный 2.прямоугольный 3.тупоугольный 4 .разносторонний 5 .равносторонний 6.равнобедренный 2 вариант 1.прямоугольный 2.тупоугольный 3.остроугольный 4.равнобедренный 5.разносторонний 6.равносторонний

Слайд 7

Домашнее задание стр.90-91; №342, № 345, рабочая тетрадь №1 задание 147 По желанию: Сообщение "Треугольник в нашей жизни", изготовить игрушку « Флексагон ».

Слайд 8

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Треугольник и его виды

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели: Предметные: научить учащихся классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон.

Личностные: вызвать интерес к изучению темы и желание применить приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.

Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон и изображать треугольники.

Основный понятия: треугольник, остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник, периметр треугольника.

Организационная структура урока

Этапы

проведения

урока

Фор-ма

орга-низа-ции

УД

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Учебник

Рабочая тетрадь № 1

Дидакти-

ческие

материалы

1. Организационный этап

2. Актуализация знаний

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

4. Изучение нового мате- риала

ф

Теоретический материал § 14 (до примеров)

5. Практичес-кая работа

П

6.Физминутка

7. Первичное закрепление нового материала

Ф

№ 343

И

№ 148, 149

8. Индивиду-альная работа

И

Тест

9-10. Рефлексия. Итоги урока

Ф

Вопросы 1-6

11. Информация о домашнем задании

П.14 стр.90-91; №342, №345, рабочая тетрадь №1 задание 147


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики. 1 класс. Тема: Закрепление полученных знаний;примеры вида:□+-2. Нахождение суммы в пределах 10.

Программа «Школа России». Для детей, обучающихся по программе V вида.Тип урока: закрепление знаний....

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Урок математики 6 класс МОУ специальная (коррекционная)школа 8 вида тема"Сложение и вычитание чисел,полученных при измерении"

Урок в слайдах по учебнику Г.М.Капустиной,М.Н.Перовой для коррекционных школ по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении." Урок имеет практическую направленность и способствует социа...

Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев,И.Ф.Шарыгин и др.

Технологическая карта урока по теме «Треугольники»  Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика.  5 класс: учеб. для общеобразоват. организац...

Технологическая карта урока математики 5 класс по теме "Степень" учебник А.Г. Мерзляк

Актуальность работы обусловлено тем, что современный урок трудно представить без использования ИКТ. Использование презентаций и мультимедийных программ на уроке математики создает условия для эфф...

Технологическая карта урока. Математика, 5 класс, УМК Мерзляка А.Г.

Цели (задачи) урокаОбразовательные: актуализировать знания учащихся об уравнениях, полученные в начальной школе, дать понятие корня уравнения, познакомить учащихся с алгебраическим способом решения за...

Технологическая карта + презентация к уроку в 5 классе на тему «Виды симметрии. Зеркальная симметрия. Чертеж вазы с осью симметрии» в 5 классе

Технологическая карта + презентация к уроку в 5 классе на тему «Виды симметрии. Зеркальная симметрия. Чертеж вазы с осью симметрии»   в 5 классе...