Урок математики в 5 классе. Разработка к уроку "Треугольник и его виды" (А.Г. Мерзляк) с технологической картой, презентацией и самоанализом
методическая разработка по математике (5 класс) на тему
Разработка к уроку "Треугольник и его виды" (А.Г. Мерзляк) с технологической картой, презентацией и самоанализом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_5_klasse.docx | 21.33 КБ |
prezentatsiya_vidy_treugolnikov.pptx | 2.03 МБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 14.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Треугольник и его виды
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели: Предметные: научить учащихся классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон.
Личностные: вызвать интерес к изучению темы и желание применить приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.
Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон и изображать треугольники.
Основный понятия: треугольник, остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник, периметр треугольника.
Оборудование: презентация, транспортир, линейка, карточки с заданиями, вырезанные из цветной бумаги треугольники разных видов, размеров;
таблички-треугольники для заполнения схем (приложение 3), магниты.
Оформление доски:
1.Заготовки для схем (приложение 1)
2.С обратной стороны доски - таблица (приложение 2)
Методы и формы организации обучения: работа в группах, практическая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Ход урока
- Организационный этап
Необычен день у нас
И гостями полон класс
Что гостям сказать нам надо? - (видеть вас мы очень рады)
Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей.
Включаются в деловой ритм урока. Желают соседу по парте удачи, жмут руки.
Пожелайте друг другу удачного урока.
2. Актуализация знаний
- Что такое угол?
- Какие виды углов вы знаете? Слайд №1
- Слайд №2
- Что такое многоугольник?
- Какой из многоугольников имеет меньшее количество углов и сторон? –треугольник. - Самым простым многоугольником является треугольник. Но простым не значит не интересным.
3. Введение в тему урока
Слайд №3
- Что такое треугольник? –это геометрическая фигура, которая имеет 3 угла и 3 стороны. У треугольника 3 вершины, 3 стороны, 3 угла.
-Что умеете находить в треугольнике? - мы умеем измерять стороны и вычислять периметр треугольника.
В тетрадях записывают число, классная работа.
Начертите произвольный треугольник. Назовите его. Вычислите его периметр.
- Все ли треугольники одинаковые?
- Чем они отличаются? –цветом
-Да, действительно, здесь вы и у меня видите треугольники нескольких цветов. Но разве цвет является признаком геометрических фигур? (Нет!) Значит, такой вариант нам не подходит.
- Как еще можно попробовать? -(По размеру, потому, что здесь есть большие и маленькие треугольники).
- Действительно, здесь представлены треугольники разных размеров, но существует ли граница между большими и маленькими величинами?
-Выходит, мы с вами пока не можем, не знаем, по каким признакам их можно классифицировать?
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Треугольник и его виды). Запишите тему урока в тетради. (Открыть тему урока на доске).
Цель урока: научиться различать треугольники.
4. Изучение нового материала
Итак, наша задача — выяснить, по каким видам можно различать треугольники. Об этом мы узнаем, изучив материал учебника.
- Откройте страницу учебника 90, читаем до примера 1
Ответы на вопросы стр.92. Слайд №4-виды треугольников
Работаем фронтально.
-Классификация по количеству равных сторон. Какой треугольник называется равнобедренным:
Ответ. Если две стороны треугольника равны, то его называют равнобедренным.
-Какой треугольник называется равносторонним:
Ответ. Если три стороны треугольника равны, то его называют равносторонним.
-Какой треугольник называется разносторонним:
Ответ. Треугольник, у которого три стороны имеют различную длину, называют разносторонним треугольником.
-Классификация по виду углов. Какой треугольник называется остроугольным:
Ответ. Если все углы треугольника острые, то его называют остроугольным треугольником.
-Какой треугольник называется прямоугольным:
Ответ. Если один из углов треугольника прямой, то его называют прямоугольным треугольником.
-Какой треугольник называется тупоугольным:
Ответ. Если один из углов треугольника тупой, то его называют тупоугольным треугольником.
5. Практическая работа
- Сегодня на уроке вы будете исследовать виды треугольников и учиться их классифицировать. Любому треугольнику можно присвоить два названия (по одному согласно каждой из этих классификаций).
- 1. С помощью линейки и транспортира исследуйте желтый треугольник. Обвести в тетрадь фигуру. Работаем в парах. Я предлагаю одному измерять углы, а другому стороны. И записать в тетрадь рядом с треугольником вывод (2 слова)
Вывод: треугольник разносторонний, остроугольный.
- 2. С помощью линейки и транспортира исследуйте зеленый треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.
Вывод: треугольник разносторонний, прямоугольный.
- 3. С помощью линейки и транспортира исследуйте оранжевый треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.
Вывод: треугольник равнобедренный, остроугольный.
-4. С помощью линейки и транспортира исследуйте коричневый треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.
Вывод: треугольник тупоугольный, равнобедренный.
- 5. С помощью линейки и транспортира исследуйте красный треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.
Вывод: треугольник разносторонний, тупоугольный.
- 6. С помощью линейки и транспортира исследуйте розовый треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.
Вывод: треугольник прямоугольный, равнобедренный.
- 7. С помощью линейки и транспортира исследуйте синий треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.
Вывод: треугольник равносторонний, остроугольный.
- По каким признакам мы сейчас классифицировали треугольники?
(по количеству равных сторон и по видам углов)
А давайте попробуем построить такие домики, чтобы одновременно учесть оба названия. Для этого работаем с таблицей на обратной стороне доски (Приложение 3). «Место жительства» треугольника, определяем вместе, еще раз повторяем его признаки, прикрепляем его в соответствующую ячейку.
После заполнения таблицы обращаем внимание, что остались пустые домики (равносторонний прямоугольный и равносторонний тупоугольный) — таких треугольников не существует.
6. Физминутка
Рисуй глазами треугольник
Теперь его переверни вершиной вниз
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди
И на бочок ее клади
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись!
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась, ты молодец!
7. Закрепление
В учебнике стр. 93 № 341 (найти периметр)
Решают задачу в тетради с последующей проверкой у доски.
Найти периметр треугольника со сторонами 15 см, 23 см и 27см. Определить вид треугольника по сторонам. Слайд №5
Найти периметр треугольника со сторонами 12 см, 15 см и 15 см. Определить вид треугольника по сторонам. Слайд №6
8. Индивидуальная работа
- Перед вами тест с заданием «Треугольник и его виды».
Взаимопроверка.
Ответы на доске. Критерии оценивания: 6 правильных ответов-«5», 5 правильных ответов-«4», 4 правильных ответов-«3», менее 4-«2»
Слайд №7
9. Рефлексия
-Назовите тему урока.
-Какие цели урока мы поставили в начале урока? -научиться различать треугольники.
-Достигнуты ли они?
-Что на уроке у вас хорошо получилось?
-Над чем ещё надо поработать?
10. Итог урока
В листе самооценки поставь себе оценку по пятибалльной шкале. (Пройти по рядам прокомментировать оценки).
Активно на уроке работали …
Старались …
Жду большей активности от …
Молодцы…
Хорошо поработали…
Еще подтянутся и покажут себя на следующем уроке…
11. Домашнее задание
стр.90-91; №342, №345, рабочая тетрадь №1 задание 147
По желанию: Сообщение "Треугольник в нашей жизни", изготовить игрушку «Флексагон».
Урок окончен. Спасибо!
Слайд №1-виды углов
Слайд №2-многоугольники
Слайд №3-треугольник
Слайд №4-виды треугольников
Слайд №5-задача
Слайд №6-задача
Слайд №7-ответы на тест
На доске:
Число
Тема урока-скрыто
Печатные определения у учителя
Схема классификация треугольников
Таблица-ее заполняем вместе с детьми
Решение задач
д/з
Приложения:
Лист с заданиями и самоооценки (приложение 1),
С обратной стороны доски — таблица (приложение 2),
Треугольники для практической работы и заполнения схем (приложение 3).
Вариант №1
Задача
Найти периметр треугольника со сторонами 15 см, 23 см и 27см. Определить вид треугольника по сторонам.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: _________, ___________________________.
Тест
1.Если все углы треугольника острые, то его называют ___________________________треугольником.
2. Если один из углов треугольника прямой, то его называют __________________________треугольником.
3.Если один из углов треугольника тупой, то его называют __________________________треугольником.
4 Треугольник, у которого три стороны имеют различную длину, называют __________________________треугольником.
5.Если три стороны треугольника равны, то его называют______________________________________ треугольником.
6. Если две стороны треугольника равны, то его называют ______________________________________треугольником.
Критерии оценивания:
6верных ответов-«5», 5верных-«4», 4верных-«3», менее 4-«2»
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Практическая работа | |
Решение задач | |
Тест | |
Итоговая оценка |
Вариант №2
Задача
Найти периметр треугольника со сторонами 12 см, 15 см и 15 см. Определить вид треугольника по сторонам.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: _________, ___________________________.
Тест
1. Если один из углов треугольника прямой, то его называют ________________________________треугольником.
2.Если один из углов треугольника тупой, то его называют ________________________________треугольником.
3.Если все углы треугольника острые, то его называют _______________________________треугольником.
4. Если две стороны треугольника равны, то его называют ______________________________треугольником.
5. Треугольник, у которого три стороны имеют различную длину, называют ______________________________треугольником.
6.Если три стороны треугольника равны, то его называют_____________________ треугольником.
Критерии оценивания:
6верных ответов-«5», 5верных-«4», 4верных-«3», менее 4-«2»
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Практическая работа | |
Решение задач | |
Тест | |
Итоговая оценка |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Треугольники B A C E F D
Задача P=15 см +23 см +27 см=65см Так как у треугольника все стороны имеют различную длину, то этот треугольник разносторонний. Ответ: 65 см, разносторонний. P=1 2см + 15см + 15см=42см Так как у треугольника две стороны имеют одинаковую длину, то этот треугольник равнобедренный. Ответ: 42см , равнобедренный .
Ответы на тест 1 вариант 1. остроугольный 2.прямоугольный 3.тупоугольный 4 .разносторонний 5 .равносторонний 6.равнобедренный 2 вариант 1.прямоугольный 2.тупоугольный 3.остроугольный 4.равнобедренный 5.разносторонний 6.равносторонний
Домашнее задание стр.90-91; №342, № 345, рабочая тетрадь №1 задание 147 По желанию: Сообщение "Треугольник в нашей жизни", изготовить игрушку « Флексагон ».
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: Треугольник и его виды
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели: Предметные: научить учащихся классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон.
Личностные: вызвать интерес к изучению темы и желание применить приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.
Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон и изображать треугольники.
Основный понятия: треугольник, остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник, периметр треугольника.
Организационная структура урока
Этапы проведения урока | Фор-ма орга-низа-ции УД | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | ||
Учебник | Рабочая тетрадь № 1 | Дидакти- ческие материалы | ||
1. Организационный этап | ||||
2. Актуализация знаний | ||||
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | ||||
4. Изучение нового мате- риала | ф | Теоретический материал § 14 (до примеров) | ||
5. Практичес-кая работа | П | |||
6.Физминутка | ||||
7. Первичное закрепление нового материала | Ф | № 343 | ||
И | № 148, 149 | |||
8. Индивиду-альная работа | И | Тест | ||
9-10. Рефлексия. Итоги урока | Ф | Вопросы 1-6 | ||
11. Информация о домашнем задании | П.14 стр.90-91; №342, №345, рабочая тетрадь №1 задание 147 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики. 1 класс. Тема: Закрепление полученных знаний;примеры вида:□+-2. Нахождение суммы в пределах 10.
Программа «Школа России». Для детей, обучающихся по программе V вида.Тип урока: закрепление знаний....
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Урок математики 6 класс МОУ специальная (коррекционная)школа 8 вида тема"Сложение и вычитание чисел,полученных при измерении"
Урок в слайдах по учебнику Г.М.Капустиной,М.Н.Перовой для коррекционных школ по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении." Урок имеет практическую направленность и способствует социа...
Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев,И.Ф.Шарыгин и др.
Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организац...
Технологическая карта урока математики 5 класс по теме "Степень" учебник А.Г. Мерзляк
Актуальность работы обусловлено тем, что современный урок трудно представить без использования ИКТ. Использование презентаций и мультимедийных программ на уроке математики создает условия для эфф...
Технологическая карта урока. Математика, 5 класс, УМК Мерзляка А.Г.
Цели (задачи) урокаОбразовательные: актуализировать знания учащихся об уравнениях, полученные в начальной школе, дать понятие корня уравнения, познакомить учащихся с алгебраическим способом решения за...
Технологическая карта + презентация к уроку в 5 классе на тему «Виды симметрии. Зеркальная симметрия. Чертеж вазы с осью симметрии» в 5 классе
Технологическая карта + презентация к уроку в 5 классе на тему «Виды симметрии. Зеркальная симметрия. Чертеж вазы с осью симметрии» в 5 классе...