№ этапа | Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Компетенции, УУД |
I | Организационный. Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу
| Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Сегодня среда, 8 февраля. Урок сегодня необычный, но ритм работы вам привычный. Слушаем меня внимательно, на вопросы отвечаем замечательно. Всё, ребята, подмечайте, ничего не забывайте! Сегодня мы продолжим раскрывать секреты интереснейшей науки- математики.
| Включаются в деловой ритм урока Настраиваются на урок , проверяют готовность своего рабочего места | Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
II | Мотивация к учебной деятельности. Цель: включить учащихся в учебную деятельность
| Но прежде, я расскажу вам притчу. Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под палящим солнцем тележки с камнями. Мудрец остановился и спросил каждого « Что ты сегодня делаешь?» Первый ухмыльнулся и ответил, что целый день вожу проклятые камни, второй ответил, что добросовестно выполняю свою работу, а третий с улыбкой сказал: « А я принимаю участие в строительстве храма!» Скажите, почему ответы были такими разными? Сегодня на уроке, мы с вами будем выполнять различные задания. И главное, правильно оценить свою работу, увидеть в ней важность для себя. Ребята, на партах лежат листы самооценки, подпишите их пожалуйста. По окончанию решения каждого задания, вы будете ставить себе отметку: "+" - справился с заданием без затруднений, "-" - справился с заданием, но возникали затруднения, "?" - не справился с заданием, ничего непонятно.
| Слушают учителя
Отвечают на поставленный вопрос. | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
III
| Актуализация знаний Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, числителями.
| Скажите, пожалуйста, что вы узнали на предыдущих уроках? Сегодня мы продолжим изучать обыкновенные дроби. Но, чтобы новых знаний набраться, нужно на старые опираться! Возьмите карточку № 1 и, работая в паре, выполните задание. Карточка № 1. Заполните пропуски. Дробь – это ________________________. Числитель стоит _______ чертой и означает, сколько равных частей _________________ от целого. Знаменатель стоит ______ чертой и показывает, на сколько равных частей _____________________ целое. Дробь называется правильной, если числитель ______ знаменателя. Дробь называется _______________, если числитель больше или равен знаменателю. Сократить дробь, значит ____числитель и знаменатель на ______.
Проверим, как вы справились с этим заданием.
Спросить 1-го ученика к доске.
Оценим свою работу, поставим отметку в листах самооценки.
| Учащиеся отвечают. (Мы узнали, что такое доли и обыкновенные дроби, как записать и как прочитать дробь, как изобразить дробь на координатном луче.)
Выполняют задание в карточке № 1.
Карточка № 1 Дробь – это часть целого. Числитель стоитнадчертой и означает, сколько равных частей взялиот целого. Знаменатель стоит подчертой и показывает, на сколько равных частей разделилицелое. Дробь называется правильной, если числитель меньше знаменателя. Дробь называется неправильной, если числитель больше или равен знаменателю. Сократить дробь, значит разделить числитель и знаменатель на одно и то же число.
| Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь формулировать и аргументировать собственные суждения, уметь слушать учителя и других учащихся.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, уметь ставить цели и находить пути решения.
Личностные: уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи. |
IV | Целеполагание и проблематизация Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: отсутствие правила сравнения дробей; 2) согласовать цель и тему урока: правила сравнения дробей. | Перед вами записаны числа. Прочитайте их в порядке возрастания: 679,504,398,276,985,414. А теперь в порядке возрастания прочитайте дроби: , , .
-? Можем? Нет . А почему?
Вот сегодня мы с вами и займемся этим. Так кто же сформулирует тему урока? Тема урока «Сравнение дробей», запишите в тетради дату и тему. Какова же цель нашего урока?
Скажите, какова же цель нашего урока, чему новому мы сегодня должны научиться?
| Отвечают на вопросы учителя: 276, 398, 414, 504, 679, 985. Нужно сравнивать , а мы не умеем – как.
Тема урока: Сравнение дробей. Записывают число и тему урока.
Научиться сравнивать обыкновенные дроби.
| Регулятивные: уметь ставить новые цели, преобразовывать практические задачи в познавательные.
Познавательные: уметь ставить цели и находить пути решения. |
V | Изучение (открытие) нового материала. Цель: организовать выводправил сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и одинаковыми числителями, правильных и неправильных дробей на имеющихся знаниях. | У вас на партах карточка № 2, в течение всего урока она будет заполняться. И вы получите правила сравнения дробей. 1 задание: С помощью двух одинаковых квадратов сравните две дроби с одинаковыми знаменателями. Например, и
Сделаем вывод: Из двух дробей с одинаковым _________меньше та, у которой __________, и больше та, у которой ________.
2 задание: С помощью двух одинаковых кругов сравните две дроби с одинаковыми числителями. Например, и Сделаем вывод: Из двух дробей с одинаковыми _________меньше та, у которой ________и больше та, у которой ________.
3 задание: Построим координатный луч с единичным отрезком 4 клетки, и отметим дроби; . Сравните правильную дробь с единицей и неправильную дробь с единицей. Сделаем вывод: Правильная дробь всегда _________единицы. Неправильная дробь _________или, _________единице.
4 задание: Сравните две дроби, одна из которых правильная, а другая - неправильная.
Сделаем вывод: правильная дробь всегда _________ неправильной.
Итак, какие правила сравнения обыкновенных дробей мы сформулировали? Спросить 1-го ученика прочить правила. Оцените свою работу в листах самооценки.
| Выполняют задания, находят ответы на поставленные вопросы. Заполняют карточку № 2
Обучающиеся повторяют все четыре правила сравнения дробей: 1. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, у которой числитель меньше; и больше та, у которой числитель больше. 2. Из двух дробей с одинаковыми числителями меньше та, у которой знаменатель больше; и больше та, у которой знаменатель меньше. 3. Правильная дробь всегда меньше единицы. Неправильная дробь больше или равна единице. 4. Правильная дробь всегда меньше неправильной.
| Предметные: уметь изображать дроби на геометричеких фигурах и на координатном луче.
Познавательные: уметь вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование, выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать.
Регулятивные: уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами и временем.
Личностные: уметь развивать интеллектуальные способности в процессе решения задач. |
|
Физкультминутка Цель: сменить вид деятельности. | Немного отдохнем. Мы писали и устали, Все мы дружно тихо встали. Ножками потопали, раз, два, три. Ручками похлопали, раз, два, три. Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели Мы немножко отдохнем И опять писать начнем Руки выше, шире плечи, Раз, два, три, дыши ровнее. От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильнее | Выполняют разминку |
|
VI | Первичное закрепление Цель : 1) обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание детьми правил сравнения дробей; 2) организовать первичное применение нового знания.
| Продолжим работу. Открываем учебники на стр. 181,183 и выполняем задания № 701, № 709.
Обменяйтесь тетрадями, проверьте выполненные задания и оценивают результаты работы одноклассника. Если выполнено без ошибок – «+», одна или две ошибки – «-»
Кто получил «+» поднимите руки, кто получил «-» поднимите руки. Молодцы изученный материал вами усвоен. Поставим отметку в листах самооценки.
| Выполняют задания № 701, № 709.
Обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга.
| Предметные: применять правила сравнения дробей в ходе выполнения заданий из учебника.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
VII | Обучающая самостоятельная работа. Цель: закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели. | Включение в систему знаний. − Расположите дроби в порядке возрастания
Какое слово получили? (УЧАЩИЕСЯ.) Расположите дроби в порядке убывания:
− Какое слово получили? (МОЛОДЦЫ.) − К каким учащимся можно отнести это определение?
Оцените свою работу, поставьте отметку в листах самооценки.
| Выполняют самостоятельную работу. Сравнивают с эталоном
(Учащимся нашего класса.) | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение. |
VIII | Первичное осмысление. Цель: мотивировать учащихся к деятельности, создание дальнейшей перспективы развития. | А теперь вернемся в начало урока и вспомним задание, с которого все началось. Прочитать дроби в порядке возрастания : , , , Предлагаю поработать в группах. Какие правила надо выполнять, чтобы работа в группах была успешной? Сейчас в группах проанализируйте правила, которые мы сегодня получили и подумайте, сможем ли мы выполнить задание? Все ли варианты примеров сравнения дробей мы рассмотрели на уроке? Предложите от каждой группы свой пример, который бы отличался от тех, которые мы сегодня рассматривали. В чем отличие предложенных примеров? Тогда, давайте сформулируем цель следующего урока. | Предлагают свои примеры.
(В группе должен быть организатор, все должны работать на конечный результат, если что-то не понял, переспроси, несогласие высказывай вежливо, один говорит, остальные слушают.) (Учащиеся от каждой группы записывают свой пример на доске.) Дроби с разными знаменателями. Научиться сравнивать дроби с разными знаменателями.
| Познавательные: наблюдать и делать самостоятельные выводы; уметь устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
|
IX | Итог урока. Домашнее задание. Цель: оценить результаты собственной деятельности на уроке. | Прошу вас оценить свою работу на уроке. Подсчитайте количество «+»: За 3 «+» ставим себе «5» За 2 «+» ставим себе «4» Если меньше, то не ставим оценку, но задуматься следует серьезно.
Домашнее задание: п.8.5 (стр.180-181), № 702(а), № 706. Творческое задание: приготовить сообщение на тему «Почему дроби назывались «ломаные числа»?» | Записывают домашнее задание |
|
X | Рефлексия Цель: инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
| Давайте подведём итог нашей работы на уроке. Какова была тема урока? Остались ли у вас вопросы по данной теме? Вспомним, какую цель мы с вами ставили? Достигли цели? Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на партах лежат разноцветные круги. Поднимите один из них. Я работал на уроке с желанием. Я хорошо понял тему урока.
| Я работал на уроке с желанием, но чувствовал себя не очень уверенно. Я не до конца понял тему урока.
| Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу. Я плохо понял тему урока. |
Спасибо, ребята, вам всем за урок, Пусть все эти знания будут вам впрок. Теперь говорю я вам всем “до свидания”, Окончен урок. Спасибо за внимание!
| Отвечают на поставленные вопросы.
| Личностные: самоопределение.
Регулятивные: уметь оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|