План-конспект Сказка
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Мы с вами побываем в стране сказок. Знаете ли вы сказку «Об Иване-царевиче и Кащее Бессмертном, умевшем считать только до десяти»?
Из этой сказки мы приведем только некоторые отрывки. Сказка очень занимательна, но нас интересуют возникающие в ней математические задачи. От того, как вы будете работать, будет зависеть судьба сказки. Поэтому давайте будем все плодотворно работать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_ckazka_5_klass_ob_ivane-tsareviche_i_kashchee_bessmertnom_umevshem.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-сказка (5 класс)
«Об Иване-царевиче и Кащее Бессмертном,
умевшем считать только до десяти»
Тема: Действия с десятичными дробями
Цели
- Обобщить умения, навыки учащихся выполнения действий сложения, вычитания, умножения десятичных дробей на натуральное число
- Отработка навыков сложения, вычитания десятичных дробей
- Развитие логического мышления, математической речи
Оборудования: плакат-картина к сказке, индивидуальные карточки с заданиями.
Ход:
Мы сегодня с вами побываем в стране сказок. Знаете ли вы сказку «Об Иване-царевиче и Кащее Бессмертном, умевшем считать только до десяти»?
Из этой сказки мы приведем только некоторые отрывки. Сказка очень занимательна, но нас интересуют возникающие в ней математические задачи. От того, как вы будете работать, будет зависеть судьба сказки. Поэтому давайте будем все плодотворно работать.
I. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. И было у него три сестры. Отец и мать умерли. Отдал Иван-царевич сестер своих замуж за царей Медного, Серебряного, и Золотого царств. Прожил год Иван-царевич без сестер и заскучал.
И решил … А что же он решил, мы узнаем расшифруя эту шифровку. (У вас на партах имеются карточки с заданиями).
Решить уравнения:
- у + 5,46 = 27,2
- m – 9,8 = 3,2
- 19,7 – x = 1,83
- в : 2 = 3,6
- 7х = 1,47
Ключ:
0,21 | 13 | 21,74 | 17,87 | 7,2 |
ь | п | в | у | т |
И отправился Иван-царевич в путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную, и они полюбили друг друга.
Но злой Кащей Бессмертный похитил Елену. Собрал Иван-царевич верных воинов и поехал выручать свою любимую.
Вышли они к реке, видят, огромный камень закрывает дорогу на мост. А на камне написаны примеры и под различными цветами закодированы ответы. Если вы правильно найдете ответы к ним, то камень повернется и освободит дорогу.
II. Перед вами два примера на нахождение значений выражения. Давайте быстрее приступим к выполнению этих заданий и найдем правильные ответы.
- (20 – 13,7) 74 + 1,8 : 6
6,3 74 |
252 441 |
466,2 |
Решение:
20,0 13,7 | |
6,3 | |
466,2 0,3 | |
466,5 | |
1,8 0 | 6 |
0,3 | |
18 18 | |
0 |
Ответ: 166,5
- (89,07 + 3,93) (89,07 – 3,93)
Решение:
89,65 3,93 |
85,14 |
89,65 3,93 |
93,00 |
85,14 93 |
25542 76626 |
7918,02 |
Ответ: 7918,02
Цвет | 1) (20 – 13,7) 74 + 1,8 : 6 | 2) (89,07 + 3,93) (89,07 – 3,93) |
Красный | 46,65 | 791,802 |
Зеленый | 466,5 | 79,1802 |
Желтый | 49,62 | 7918,02 |
Голубой | 46,92 | 7613,03 |
Ответ: зеленый, желтый.
III. Долго ехал Иван-царевич со своими воинами по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы-Яги. Она давно враждовала с Кащеем Бессмертным и поэтому согласилась помочь Ивану-царевичу, но только с условием, что он, в свою очередь, поможет ей, сколько драгоценных камней было в каждом сундуке.
Задача Бабы-Яги
Есть у меня два сундучка. В них 50 драгоценных камней. Когда я в первый положила 12, а из второго взяла 8, то в сундучках их стало поровну. Сколько камней было в каждом сундучке первоначально?
Решение:
1) 50 : 2 = 25 (камней) стало в каждом сундучке
2) 25 – 12 = 13 (камней) было в I сундучке
3) 25 + 8 = 33 (камней) было в II сундучке
Проверка:
12 + 13 = 25
33 – 8 = 25
Ответ: 13
– Теперь, – сказала Баба-Яга, – помогу и я вам. Чтобы войти в подземелье, где спрятана Елена Прекрасная, надо открыть три больших и три маленьких замка. А чтобы снять чары Кащеевы, нужно собрать у ворот его дворца царей трех царств: Медного, Серебряного и Золотого. Ровно в полночь должны они и ты вместе с ними произнести волшебные слова. Тогда чары спадут, и Кащей бессилен будет что-либо сделать.
Но, к сожалению, этот разговор подслушал черный ворон и рассказал обо всем Кащею.
Прощаясь с Иваном-царевичем, дала ему Баба-Яга волшебное кольцо, которое приведет их к Кащею и любой замок может отпереть или замкнуть накрепко.
IV. Кащей Бессмертный подстерег Ивана-царевича, схватил его и бросил вместе с воинами в глубокое темное подземелье.
Далее в сказке следует описание квадратного подземелья, в котором было 8 погребов, расположенных вдоль стен. Погреба сообщались между собой, а все подземелье, имевшее один выход, накрепко запиралась семью замками. Всех воинов вместе с Иваном-царевичем было 24, и Кащей разместил их в восьми погребах поровну (по три).
3 | 3 | 3 | ||
3 | 3 | |||
3 | 3 | 3 |
Каждый вечер приходил он в подземелье, издевался над Иваном-царевичем и пересчитывал своих пленников. Кащей умел считать только до десяти, поэтому он проверял число узников, находившихся в трех погребах вдоль каждой стены подземелья, находил всюду три человека и успокаивался.
Трудности не сломили Ивана-царевича, с помощью волшебного кольца отпер он все семь замков и отправил трех своих воинов гонцами к царям Медного, Серебряного и Золотого царств. А чтобы Кащей ничего не заподозрил, Иван-царевич рассадил оставшихся воинов по погребам иначе, сохранив вдоль каждой стены подземелья по 9 человек. Как всегда, вечером пришел Кащей, поворчал, что воины не сидят спокойно на месте, пересчитал их вдоль каждой стены и нечего не заподозрил.
Спустя некоторое время, гонцы добрались до царей Медного, Серебряного и Золотого царств, рассказали им всю историю и вместе с ними вернулись в подземелье Кащеева дворца. Как раз в этот момент Кащей решил осмотреть подземелье. Иван-царевич рассадил всех своих воинов и трех прибывших царей так, что опять в погребах вдоль каждой стены сидело по 9 человек. И опять ему удалось обмануть Кащея.
V. После этого в сказке повествуется, как ровно в полночь три царя вместе с Иваном-царевичем подошли к воротам Кащеева дворца и произнесли волшебные слова.
Давайте мы тоже поможем Ивану-царевичу. Волшебными словами у нас сегодня будут правила действий над десятичными дробями.
1) сложение; 2) вычитание; 3) умножение десятичной дроби на натуральное; 4) деление десятичной дроби на натуральное число.
VI. Чтобы открыть большие замки, нужно восстановить в записи запятые:
- 48 + 22 = 7 Ответы: 1) 4,8 + 2,2 = 7
- 1 + 308 = 408 2) 1 + 3,08 = 4,08
- 12 + 92 = 212 3) 12 + 9,2 = 21,2
- 945 – 545 = 4 4) 9,45 – 5,45 = 4
- 53 – 17 = 513 5) 53 – 1,7 = 51,3
Чтобы открыть маленькие замки, подберите нужное слово: например,
слагаемое – сумма
уменьшаемое – (разность)
произведение – (множитель)
делимое – (частное)
Все задания выполнены. Елена Прекрасная освобождена. В тот же день сыграли свадьбу, а потом молодые проведали сестриц, вернулись домой, и стали жить-поживать да добра наживать.
Сказка закончилась, но остался вопрос: как рассадил узников Иван-царевич?
2 | 5 | 2 | ||
5 | 4 | |||
2 | 4 | 3 |
Домашнее задание:
1) расставить 21 и 27 человек в 8 погребах так, чтобы вдоль каждой стены было по 9 человек.
4 | 1 | 4 | ||
1 | 2 | |||
4 | 2 | 3 |
2) задания из учебника.
Дополнительные задания:
1) Одна сторона треугольника равна 47,6 см, другая – на 5,9 см короче первой, а третья – составляет 40,2 см. Найдите периметр треугольника.
Решение:
47,6 5,9 | |
41,7 | (см) – II сторона |
47,6 | |
41,7 | |
40,2 | |
129,5 | (см) – периметр |
Ответ: 129,5 см
2) В первый день автомобиль проехал 238,4 км, а во второй день – на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль за два дня.
Решение:
238,4 52,6 | |
185,8 | (км) – во II день |
238,4 185,8 | |
424,2 | (км) – за два дня |
Ответ: 424,2 км.
3) Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/ч, а скорость течения реки 1,8 км/ч. Найдите скорость лодки по течению и против течения.
Решение:
- 3,2 + 1,8 = 5 (км/ч) – скорость лодки по течению реки
- 3,2 – 1,8 = 1,4 (км/ч) – скорость лодки против течения реки.
Ответ: 5 км/ч и 1,4 км/ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия "Огонь-страшная сила" по сказке "Кошкин дом"
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Огонь – страшная сила». ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Профилактика пожарной безопасности. Рассказать омерах предосторожности и предупреждении пожаров. Закрепление полученных знаний, умений ...
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...
План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....
План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»
Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....
Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)
Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша») Буровцевой Т.Р....
План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."
Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....
План- конспект урока-сказки по математике в 5 классе по теме "Проценты"
План- конспект урока-сказки по математике в 5 классе по теме "Проценты"...