План-конспект Сказка
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Мы с вами побываем в стране сказок. Знаете ли вы сказку «Об Иване-царевиче и Кащее Бессмертном, умевшем считать только до десяти»?

Из этой сказки мы приведем только некоторые отрывки. Сказка очень занимательна, но нас интересуют возникающие в ней математические задачи. От того, как вы будете работать, будет зависеть судьба сказки. Поэтому давайте будем все плодотворно работать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-сказка (5 класс)

 «Об Иване-царевиче и Кащее Бессмертном,

умевшем считать только до десяти»

Тема: Действия с десятичными дробями

Цели

  1. Обобщить умения, навыки учащихся выполнения действий сложения, вычитания, умножения десятичных дробей на натуральное число
  2. Отработка навыков сложения, вычитания десятичных дробей
  3. Развитие логического мышления, математической речи

Оборудования: плакат-картина к сказке, индивидуальные карточки с заданиями.

Ход:

Мы сегодня с вами побываем в стране сказок. Знаете ли вы сказку «Об Иване-царевиче и Кащее Бессмертном, умевшем считать только до десяти»?

Из этой сказки мы приведем только некоторые отрывки. Сказка очень занимательна, но нас интересуют возникающие в ней математические задачи. От того, как вы будете работать, будет зависеть судьба сказки. Поэтому давайте будем все плодотворно работать.

I. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. И было у него три сестры. Отец и мать умерли. Отдал Иван-царевич сестер своих замуж за царей Медного, Серебряного, и Золотого царств. Прожил год Иван-царевич без сестер и заскучал.

И решил … А что же он решил, мы узнаем расшифруя эту шифровку. (У вас на партах имеются карточки с заданиями).

Решить уравнения:

  1. у + 5,46 = 27,2
  2. m – 9,8 = 3,2
  3. 19,7 – x = 1,83
  4. в : 2 = 3,6
  5. 7х = 1,47

Ключ:

0,21

13

21,74

17,87

7,2

ь

п

в

у

т

И отправился Иван-царевич в путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную, и они полюбили друг друга.

Но злой Кащей Бессмертный похитил Елену. Собрал Иван-царевич верных воинов и поехал выручать свою любимую.

Вышли они к реке, видят, огромный камень закрывает дорогу на мост. А на камне написаны примеры и под различными цветами закодированы ответы. Если вы правильно найдете ответы к ним, то камень повернется и освободит дорогу.

 

II. Перед вами два примера на нахождение значений выражения. Давайте быстрее приступим к выполнению этих заданий и найдем правильные ответы.

  1. (20 – 13,7) 74 + 1,8 : 6

6,3

74

252

441

466,2

Решение:

20,0

13,7

6,3

466,2

0,3

466,5

1,8

0

6

0,3

18

18

0

Ответ: 166,5

  1. (89,07 + 3,93) (89,07 – 3,93)

Решение:

89,65

3,93

85,14

89,65

3,93

93,00

85,14

93

25542

76626

7918,02

Ответ: 7918,02

Цвет

1) (20 – 13,7) 74 + 1,8 : 6

2) (89,07 + 3,93) (89,07 – 3,93)

Красный

46,65

791,802

Зеленый

466,5

79,1802

Желтый

49,62

7918,02

Голубой

46,92

7613,03

Ответ: зеленый, желтый.

III. Долго ехал Иван-царевич со своими воинами по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы-Яги. Она давно враждовала с Кащеем Бессмертным и поэтому согласилась помочь Ивану-царевичу, но только с условием, что он, в свою очередь, поможет ей, сколько драгоценных камней было в каждом сундуке.

Задача Бабы-Яги

Есть у меня два сундучка. В них 50 драгоценных камней. Когда я в первый положила 12, а из второго взяла 8, то в сундучках их стало поровну. Сколько камней было в каждом сундучке первоначально?

Решение:

1) 50 : 2 = 25 (камней) стало в каждом сундучке

2) 25 – 12 = 13 (камней) было в I сундучке

3) 25 + 8 = 33 (камней) было в II сундучке

Проверка:

12 + 13 = 25

33 – 8 = 25

Ответ: 13

– Теперь, – сказала Баба-Яга, – помогу и я вам. Чтобы войти в подземелье, где спрятана Елена Прекрасная, надо открыть три больших и три маленьких замка. А чтобы снять чары Кащеевы, нужно собрать у ворот его дворца царей трех царств: Медного, Серебряного и Золотого. Ровно в полночь должны они и ты вместе с ними произнести волшебные слова. Тогда чары спадут, и Кащей бессилен будет что-либо сделать.

Но, к сожалению, этот разговор подслушал черный ворон и рассказал обо всем Кащею.

Прощаясь с Иваном-царевичем, дала ему Баба-Яга волшебное кольцо, которое приведет их к Кащею и любой замок может отпереть или замкнуть накрепко.

IV. Кащей Бессмертный подстерег Ивана-царевича, схватил его и бросил вместе с воинами в глубокое темное подземелье.

Далее в сказке следует описание квадратного подземелья, в котором было 8 погребов, расположенных вдоль стен. Погреба сообщались между собой, а все подземелье, имевшее один выход, накрепко запиралась семью замками. Всех воинов вместе с Иваном-царевичем было 24, и Кащей разместил их в восьми погребах поровну (по три).

3

3

3

3

3

3

3

3

Каждый вечер приходил он в подземелье, издевался над Иваном-царевичем и пересчитывал своих пленников. Кащей умел считать только до десяти, поэтому он проверял число узников, находившихся в трех погребах вдоль каждой стены подземелья, находил всюду три человека и успокаивался.

Трудности не сломили Ивана-царевича, с помощью волшебного кольца отпер он все семь замков и отправил трех своих воинов гонцами к царям Медного, Серебряного и Золотого царств. А чтобы Кащей ничего не заподозрил, Иван-царевич рассадил оставшихся воинов по погребам иначе, сохранив вдоль каждой стены подземелья по 9 человек. Как всегда, вечером пришел Кащей, поворчал, что воины не сидят спокойно на месте, пересчитал их вдоль каждой стены и нечего не заподозрил.

Спустя некоторое время, гонцы добрались до царей Медного, Серебряного и Золотого царств, рассказали им всю историю и вместе с ними вернулись в подземелье Кащеева дворца. Как раз в этот момент Кащей решил осмотреть подземелье. Иван-царевич рассадил всех своих воинов и трех прибывших царей так, что опять в погребах вдоль каждой стены сидело по 9 человек. И опять ему удалось обмануть Кащея.

V. После этого в сказке повествуется, как ровно в полночь три царя вместе с Иваном-царевичем подошли к воротам Кащеева дворца и произнесли волшебные слова.

Давайте мы тоже поможем Ивану-царевичу. Волшебными словами у нас сегодня будут правила действий над десятичными дробями.

1) сложение; 2) вычитание; 3) умножение десятичной дроби на натуральное; 4) деление десятичной дроби на натуральное число.

VI. Чтобы открыть большие замки, нужно восстановить в записи запятые:

  1. 48 + 22 = 7                        Ответы:        1) 4,8 + 2,2 = 7
  2. 1 + 308 = 408                                        2) 1 + 3,08 = 4,08
  3. 12 + 92 = 212                                        3) 12 + 9,2 = 21,2
  4. 945 – 545 = 4                                        4) 9,45 – 5,45 = 4
  5. 53 – 17 = 513                                        5) 53 – 1,7 = 51,3

Чтобы открыть маленькие замки, подберите нужное слово: например,

слагаемое – сумма

уменьшаемое – (разность)

произведение – (множитель)

делимое – (частное)

Все задания выполнены. Елена Прекрасная освобождена. В тот же день сыграли свадьбу, а потом молодые проведали сестриц, вернулись домой, и стали жить-поживать да добра наживать.

Сказка закончилась, но остался вопрос: как рассадил узников Иван-царевич?

2

5

2

5

4

2

4

3

Домашнее задание:

1) расставить 21 и 27 человек в 8 погребах так, чтобы вдоль каждой стены было по 9 человек.

4

1

4

1

2

4

2

3

2) задания из учебника.

Дополнительные задания:

1) Одна сторона треугольника равна 47,6 см, другая – на 5,9 см короче первой, а третья – составляет 40,2 см. Найдите периметр треугольника.

Решение:

47,6

5,9

41,7

(см) – II сторона

47,6

41,7

40,2

129,5

(см) – периметр

Ответ: 129,5 см

2) В первый день автомобиль проехал 238,4 км, а во второй день – на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль за два дня.

Решение:

238,4

52,6

185,8

(км) – во II день

238,4

185,8

424,2

(км) –  за два дня

Ответ: 424,2 км.

3) Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/ч, а скорость течения реки 1,8 км/ч. Найдите скорость лодки по течению и против течения.

Решение:

  1. 3,2 + 1,8 = 5 (км/ч) – скорость лодки по течению реки
  2. 3,2 – 1,8 = 1,4 (км/ч) – скорость лодки против течения реки.

Ответ: 5 км/ч и 1,4 км/ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия "Огонь-страшная сила" по сказке "Кошкин дом"

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Огонь – страшная сила». ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Профилактика пожарной безопасности. Рассказать омерах предосторожности и предупреждении пожаров. Закрепление полученных знаний, умений ...

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....

Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)

Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)  Буровцевой Т.Р....

План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....

План- конспект урока-сказки по математике в 5 классе по теме "Проценты"

План- конспект урока-сказки по математике в 5 классе по теме "Проценты"...