РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Творческие мастерские для обучающихся 5 классов
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Развитие логического мышления,интереса к предмету математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_5_klass.docx | 32.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 57
Приморского района Санкт-Петербурга
«РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО» Педагогическим советом Протокол от _________ № _____ | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ от «__ »августа 20__ г. №_____ Директор школы ___________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Творческие мастерские
для обучающихся 5классов
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель программы:
учитель высшей категории
Волкова Ирина Георгиевна
Санкт-Петербург
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус программы
Программа Творческие мастерские разработана на основании:
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
• Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/
• [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения)
• Учебного плана ГБОУ школа № 57 Приморского района Санкт – Петербурга на 2018-2019 учебный год.
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Юный математик» в 5 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.
Программа курса Творческие мастерские для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем: «Логические задачи» и «Занимательная математика». Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в , 6 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Цель курса:
- развитие математических способностей и логического мышления;
- развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;
- расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;
Цель программы:
- Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование творческого мышления, приобретение знаний и умений учащимися посредством проектирования исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
- наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
- решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
- формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
- специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;
- работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкур
Принципы обучения
- Важнейшими дидактическими принципами обучения являются: сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация. Систематичность, последовательность, прочность.
- Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям.
- Принцип активности предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно осуществлять тактические решения. Активность достигается четкой организацией тренировки и живым, интересным её проведением.
- Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, образцовое, доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий.
- Принцип доступности и индивидуальности предусматривает постановку посильных задач и подборку средств для их решения.
- Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность в обучении, регулярные занятия, логическую связь предыдущего учебного материала с последующим, постепенное увеличение нагрузки.
- Принцип прочности предусматривает усвоение знаний, умений, навыков. Основным условием реализации этого признака является многократное повторение упражнений, приемов, действий.
- При обучении все изложенные выше принципы применяются во взаимосвязи.
Методы обучения
Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания:
• диалоги, элементы дискуссий
• игры-практикумы;
• проблемные ситуации;
• сюжетно-ролевые игры;
• конкурсы, викторины;
• беседы.
Формы проведения
При проведении занятий предлагаются следующие формы работы:
• построение алгоритма действий;
• фронтальная, когда ученики работают синхронно под управлением учителя;
• работа в парах, взаимопроверка;
• самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные занятия в течение занятия;
• постановка проблемной задачи и совместное ее решение;
• обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах;
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часа в год, 2 часа в неделю.
Содержание курса
Программа предполагает изложение и обобщение теории, решение задач, самостоятельную работу. Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных задач.
При разработке программы внеурочной деятельности основными являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Предметные:
- Знают особые случаи устного счета
- Решают тестовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»;
- Решают нестандартные задачи разрезание.
- Решают неопределенные уравнения и уравнения под знаком модуля.
- Знают определения основных геометрических понятий
- решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- Измеряют геометрические величины, выражают одни единицы измерения через другие.
- Вычисляют значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов).
Мета предметные
- Могут построить алгоритм действия, применяют некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач.
- Находят наиболее рациональные способы решения логических задач
- Выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и окружающих предметах.
- Имеют навыки работы с измерительными и чертежными инструментами
- Взаимопроверка в парах. Умеют работать с текстом. умеют составлять занимательные задачи;
- Распознают плоские геометрические фигуры, умеют применять их свойства при решении различных задач;
- Имеют навыки работы с измерительными и чертежными инструментами.
- Решать несложные практические задачи на построение
- Могут устно прикидывать и оценивать результаты.
Регулятивные.
- Учитывают правила в планировании и контроле способа решения.
- Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
- Различают способ и результат действия.
- Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.
- Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок
- Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели
- Могут проводить сравнительный анализ
- Умеют планировать пути достижения целей.
Познавательные.
- Используют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы
- Проводят несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач.
- Владеют общими приемами решения задач.
- Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве
- Владеют общим приемом решения задач.
- Умеют применять изученные свойства и формулы
- Устанавливают связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметами.
- Умеют анализировать свойства геометрических фигур
Коммуникативные
- Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Контролируют действия партнера
- Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению
- Приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов
- Могут участвовать в диалоге
- Могут аргументировать свою точку зрения
- Умеют строить монологическое контекстное высказывание
- Могут аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, приводить примеры.
- Личностные
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
КОНТРОЛЬ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Контроль осуществляется, в основном, при проведении зачета в конце курса, математических игр, математических праздников.
Творческие работы учащихся по темам.
Примерные темы.
- Системы счисления. Мифы, сказки, легенды.
- Софизмы и парадоксы.
- Математические фокусы.
- Математика и искусство.
- Математика и музыка.
- Лабиринты.
- Палиндромы.
- Четыре действия математики.
- Древние меры длины.
- Возникновение чисел.
- Счёты.
- Старинные русские меры.
- Магические квадраты.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Изучаемый материал | кол-во часов |
1 | Занимательная арифметика | 10ч |
2 | Занимательные задачи | 18ч |
3 | Логическая задача | 22ч |
4 | Геометрические задачи | 8ч |
6 | Проектные работы | 3ч |
5 | Математическая шкатулка | 7ч |
итого | 68ч |
Краткое содержание разделов.
- Занимательная арифметика
Тема 1.Запись цифр и чисел у других народов
Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская нумерация.
Тема 2. Числа - великаны и числа- малютки
Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами.
Тема3. Упражнения на быстрый счёт
Некоторые приёмы быстрого счёта.
Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . ., 99.
Умножение и деление на 25,75,50,125.
Умножение и деление на 111,1111 и т.д.
Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые.
Умножение чисел, близких к 100.
Умножение на число, близкое к 1000.
Умножение на 101,1001 и т.д.
- Занимательные задачи
Тема 1. Магические квадраты.
Отгадывание и составление магических квадратов.
Тема 2. Математические фокусы.
Математические фокусы с «угадыванием чисел». Примеры математических фокусов.
Тема 3. Математические ребусы.
Решение заданий на восстановление записей вычислений.
Тема 4. Софизмы.
Понятие софизма. Примеры софизмов.
Тема 5. Задачи с числами.
Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр.
Тема 6. Задачи – шутки.
III. Логические задачи
Тема 1.Задачи, решаемые с конца.
Решение сюжетных, текстовых задач методом «с конца».
Тема 2.Круги Эйлера.
Решение задач с использованием кругов Эйлера.
Тема 3.Простейшие графы
Понятие графа. Решение простейших задач на графы.
Тема 4.Задачи на переливания
Решение текстовых задач на переливание
Тема 5. Взвешивания.
Решение задач на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь.
Тема 6. Задачи на движение.
Решение текстовых задач на движение: на сближение, на удаление, движение в одном направлении, в противоположных направлениях, движение по реке.
Тема 7.Старинные задачи Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.
IV. Геометрические задач
Тема 1.Задачи на разрезания.
Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино».
Тема 2. Задачи со спичками.
Решение занимательных задач со спичками.
Тема 3.Геометрические головоломки.
Танаграм.
V. Проекты
Тема 1.Выбор тем и выполнение проектных работ.
Примерные темы проектов: Системы счисления. Мифы, сказки, легенды Софизмы и парадоксы Математические фокусы Математика и искусство. Математика и музыка. Лабиринты. Палиндромы. Четыре действия математики. Древние меры длины. Возникновение чиселСчёты.Старинные русские меры. Магические квадраты
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Приложение1.
№ занятия | Раздел | Тема | Сроки проведения | |
По плану | фактически | |||
1-2 | Занимательная арифметика | Запись цифр и чисел у других народов | ||
3-4 | Числа великаны и числа малютки | |||
5-6 | Числа великаны и числа малютки | |||
7-8 | Приемы быстрого счета | |||
9-10 | Приемы быстрого счета | |||
11-12 | Занимательные задачи | Магические квадраты | ||
13-14 | Математические фокусы | |||
15-16 | Математические фокусы | |||
17-18 | Математические ребусы | |||
19-20 | Математические ребусы | |||
21-22 | Софизмы | |||
23-24 | Задачи с числами | |||
25-26 | Задачи шутки | |||
27-28 | Старинные задачи | |||
29-30 | Логические задачи | Задачи, решаемые с конца | ||
31-32 | Круги Эйлера | |||
33-34 | Круги Эйлера | |||
35-36 | Простейшие графы | |||
37-38 | Простейшие графы | |||
39-40 | Переливание | |||
41-42 | Переливание | |||
43-44 | Взвешивание | |||
45-46 | Взвешивание | |||
47-48 | Движение тел | |||
49-50 | Движение тел | |||
51-52 | Геометрические задачи | Разрезание | ||
53-54 | Примеры со спичками | |||
55-56 | Головоломки | |||
57-58 | Головоломки | |||
59-60 | Составление математической шкатулки | |||
61-62 | Проектные работы | |||
63-64 | Проектные работы | |||
65-66 67-68 | Проектные работы |
4. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2015-18г.. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
- Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
- Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
- Т.Д. Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
- Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы»,
- «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
- И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.
- А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»
- Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ,
- С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
- Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
- О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.
- «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа повнеурочной деятельности по биологии 6 класс на 2016-2017 учебный год
рабочая программа...
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс на 2017-2018 учебный год...
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс на 2018-2019 учебный год...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мир Класс:0- 1В Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР
Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мирКласс:0- 1ВВид программы: АООП обучающегося с ТМНР...
Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс ФГОС уч. Виленкин
Рабочая программа по математике составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) расчитана на 5 часов в ...
Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта 8 класса
Рабочая программа по математике составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), Эк В. В....