Технологическая карта учебного занятия по теме "Элементы математической статистики"
план-конспект урока по теме
Технологическая карта учебного занятия по теме "Элементы математической статистики" общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 "Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия" разработана с целью обеспечения качественного конструирования/проектирования учебных занятий по общеобразовательной учебной дисциплине в соответствии с требованиями ФГОС СОО при реализации ППССЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filipenko.rar | 510.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Смоленский политехнический техникум»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по методической работе ___________ И.А. Якуненкова «_23__» января__2017__г. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
учебного занятия по теме
«Элементы математической статистики»
по общеобразовательной учебной дисциплине
ОУД. 03 Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия
Базовая подготовка по специальностям
среднего профессионального образования
Очная форма обучения
Автор-разработчик: |
| ||
СОГЛАСОВАНО с методистом ___________ Л.Н. Сулим «23» января 2017 г. | РАССМОТРЕНО Цикловой методической комиссией общеобразовательных дисциплин Протокол № 6 от 19.01.17 г. Председатель ЦМК _______________ Гмырикова С.В. |
Смоленск
2017 г.
ВВЕДЕНИЕ |
Технологическая карта учебного занятия по теме «Элементы математической статистики» общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 03 «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» разработана с целью обеспечения качественного конструирования/проектирования учебных занятий по общеобразовательной учебной дисциплине в соответствии с требованиями ФГОС СОО при реализации ППССЗ.
В основу технологической карты положен общепринятый в современной дидактике подход к понятию и структуре технологической карты. Чтобы технологическая карта общеобразовательной учебной дисциплины в полной мере соответствовала специфике обучения в образовательных организациях СПО необходимо иметь в виду, что:
- во-первых, в соответствии с требованиями ФГОС СПО, результатом освоения ОПОП ППССЗ обучающимися являются освоенные компетенции (общие и профессиональные) и умения, усвоенные знания и приобретенный практический опыт;
- во-вторых, в соответствии с требованиями ФГОС СОО ОПОП ППССЗ также должна быть ориентирована на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов;
- в третьих в соответствии с требованиями ФГОС СОО ОПОП ППССЗ должна включать в себя «Содержательный раздел», составной частью которого является программа развития универсальных учебных действий (УУД - регулятивных, познавательных, коммуникативных) и формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени СОО.
Эти аспекты нашли отражение в структуре технологической карты учебного занятия по общеобразовательной дисциплине, основная цель которой учесть специфику обучения в образовательных организациях СПО и сложившегося подхода при реализации ФГОС СОО - «школьного образования».
Основой для разработки технологических карт конкретных учебных занятий является технологическая карта изучения общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 03 «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», т.е. параметры, зафиксированные в виде требований к:
- формированию конкретных общих компетенций;
- к результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины - освоенных умений и усвоенных знаний;
- контролю и оценке результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины;
- оценке качества освоения общеобразовательной учебной дисциплины при организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;
которые должны быть конкретизированы в технологической карте при проведении конкретного учебного занятия по общеобразовательной учебной дисциплине.
Структура технологической карты учебного занятия может быть разной, но в любом случае она должна включает в себя:
- формулировку темы учебного занятия;
- планируемые результаты/цели (личностные, метапредметные, предметные знания и умения);
- особенности организации образовательного пространства (межпредметные связи, формы работы, ресурсы);
- основное содержание темы занятия, термины и понятия;
- этапы учебного занятия;
- технологию изучения указанной темы;
- контрольно-проверочные действия и организацию рефлексии;
- дидактические материалы.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ |
Учебное занятие проводится в соответствии с выбранными методами и формами обучения:
Формы работы – фронтальная, групповая, индивидуальная.
- Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки. Это может быть следующее:
1) работа по карточкам;
2) работа с картой;
3) работа у доски;
4) заполнение таблиц;
5) написание рефератов, докладов;
6) работа с учебниками и т. д.
Данная форма организации деятельности учащихся может быть применена на любом этапе урока, например, ее целесообразно использовать:
1) для закрепления полученных знаний;
2) для обобщения и повторения пройденного материала;
3) при самостоятельном изучении нового материала и т. д.
Однако у индивидуальной работы есть серьезный недостаток: способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, она несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим студентам.
- Фронтальная работа учащихся на уроке подразумевает общую, одновременную работу со всей группой студентов. Это может быть следующее:
1) беседа;
2) обсуждение;
3) сравнение;
4) диктант и т. д.
Данная форма работы позволяет:
1) установить доверительные отношения с группой, так как студент участвует в работе группы посредством своего рассказа, объяснения или беседы;
2) активизировать деятельность и познавательные интересы учащихся.
Фронтальная форма организации обучения требует от педагога большого умения организовать работу всей группы студентов, терпеливо выслушивать всех учащихся, тактично корректировать их ответы и т. д.
У данной формы учебной работы есть и ряд недостатков. Она не учитывает индивидуальные особенности учащихся, в результате чего студенты с более низким уровнем подготовки хуже усваивают материал, а сильные студенты не имеют возможности совершенствовать свои способности.
- Групповая форма работы предусматривает следующее:
1) деление на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;
2) количественный состав групп зависит прежде всего от количества студентов (примерно от трех до шести человек);
3) при этом члены группы должны выбираться преподавателем таким образом, чтобы в каждой находились учащиеся разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.
В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие учащиеся, которые не могут отвечать при всех.
Групповая форма имеет и свои недостатки:
1) преподаватель должен иметь высокий уровень педагогического мастерства, чтобы организовать групповое обучение;
2) существуют трудности в комплектовании групп, так как не всегда есть достаточное количество сильных студентов, которые могут быть лидерами группы.
Необходимо отметить, что по отдельности каждую из трех форм организации учебной деятельности учащихся применять не рекомендуется. Только сочетание этих форм – групповой, фронтальной и индивидуальной – приносит ожидаемые положительные результаты. Это сочетание определяется преподавателем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и т. п.
Методы обучения:
- по внешним признакам деятельности преподавателя и учащегося: словесный (объяснение, изложение, повествование, эвристическая беседа); практический.
Словесный
Его основой является слово, а задача учителя – преподнести информацию учащимся посредством слов. Словесный прием является ведущим в системе обучения, поскольку позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени.
Словесный метод обучения включает: рассказ, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию, а также самостоятельную работу с учебником.
В отличие от рассказа и лекции (монологические методы), беседа и дискуссия (активные методы) подразумевают включение учащихся в обсуждение материала, что развивает их интерес к познавательному процессу.
Работа с печатными материалами нацелена на развитие у учащихся внимания, памяти и логического мышления. Также работа с учебником помогает лучше запомнить пройденный материал.
Практический
Данный прием предполагает активную практическую деятельность учащихся.
Практические методы обучения могут быть представлены в виде:
- упражнений (выполнения учащимися умственных, либо практических действий, целью которых является овладение определенным навыком в совершенстве);
- лабораторных и практических работ, во время которых учащиеся изучают какие-либо явления при помощи оборудования или обучающих машин;
- дидактических игр – моделирования изучаемых процессов или явлений.
- по степени активности познавательной деятельности учащегося: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический
Объяснительно-иллюстративный
Данный метод является одним из самых экономных методов обучения, а его эффективность проверена многовековой практикой. Суть метода в том, что учитель преподносит информацию при помощи комбинированных средств: устного и печатного слова, наглядных и практических материалов.
Учащиеся воспринимают информацию и выполняют действия, необходимые для ее усвоения – слушают, смотрят, читают, сравнивают с ранее пройденным материалом и запоминают.
Эвристический
Эвристический или частично-поисковый метод обучения подразумевает постановку учителем какого-либо вопроса и поиск учащимися ответа на него. Таким образом, учащиеся не получают «готовых» знаний, но активно участвуют в поиске решения, тем самым развивая свои способности к мышлению.
Репродуктивный
Согласно этому методу, знания ученикам сообщаются уже в «готовом» виде, учитель также их поясняет. Для усвоения знаний учитель дает задания, которые учащиеся выполняют по рассмотренному ранее образцу.
Критерий усвоения знаний – способность их правильно воспроизвести. Многократное повторение материала позволяет учащимся усвоить и запомнить его.
Главным преимуществом репродуктивного метода является его практичность, но процесс обучения не должен основываться исключительно на нем.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ | ||||||||||||||
Общие положения: | ||||||||||||||
Учебная дисциплина | ОУД. 03 «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» | |||||||||||||
Раздел | 3 Комбинаторика, статистика и теория вероятностейВсего: 34 часаВ том числе:10 часов самостоятельная учебная нагрузка обучающегося (ВСР);14 часов аудиторная учебная нагрузка, из них 14 часов теоретические занятия;10 часов практические занятия; | |||||||||||||
Тема | 3.2 Элементы теории вероятностей. Элементы математической статистики. Всего: 14 часовВ том числе:4 часа самостоятельная учебная нагрузка обучающегося (ВСР);8 часов аудиторная учебная нагрузка, из них 8 часов теоретические занятия;6 часов практические занятия; | |||||||||||||
Тема учебного занятия | Элементы математической статистики. 2 часа | |||||||||||||
Тип учебного занятия | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности, контроль. | |||||||||||||
Форма/вид учебного занятия | Комбинированное (фронтальная, групповая, индивидуальная) | |||||||||||||
Педагогическая/образовательная технология | Деятельностный подход, объяснительно-иллюстративная технология, технология взаимного обучения, ИКТ | |||||||||||||
Методы обучения | По способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний; По характеру учебно-познавательной деятельности: объяснительно – иллюстративные, поисковые; По степени активности преподавателя и студента (осознанности восприятия учебного материала): активные (объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, эвристический); По логике изложения и восприятия учебного материала: дедуктивные; По источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические; | |||||||||||||
Планируемый уровень освоения (основной уровень активности) | Р/2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) | |||||||||||||
Формируемые на учебном занятии общие компетенции в соответствии с ФГОС СПО: | ||||||||||||||
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | ||||||||||||
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Грамотность самоанализа и коррекции результатов собственной деятельности. Высокая ответственность за свой труд. Правильность решения стандартных и нестандартных учебных задач в процессе освоения учебной дисциплины. | Оценка выполнения практических работ. | ||||||||||||
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | Адекватность выражения своих эмоций и терпимость к другим мнениям и позициям. Добровольность и осознанность необходимости оказания помощи участникам команды. Эффективность нахождения продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях. Результативность выполнения обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности. Эффективность и добровольность установки и поддержания хороших отношений с сокурсниками и преподавателями на толерантной основе. Добровольность обмена своими знаниями и опытом с целью помощи другим. Внимательность и заинтересованность мнением сокурсников и преподавателей и признание их знаний и навыков. Активность участия в работе других. Эффективность соблюдения норм деловой культуры. Эффективность соблюдения этических норм. | Наблюдение за ролью студентов в группе. Оценка содержания портфолио студента. | ||||||||||||
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | Адекватность самоанализа и эффективность коррекции результатов собственной работы. Осознанность проявления ответственности за работу в команде и результат выполнения заданий. Эффективность взаимодействия со студентами и преподавателями в ходе обучения | Наблюдение за ролью студентов в группе. Мониторинг развития личностных и профессиональных качеств студента. Оценка содержания портфолио студента. | ||||||||||||
Планируемые результаты /цель учебного занятия в соответствии ФГОС СОО: | ||||||||||||||
личностные результаты | основные показатели оценки результата | формы и методы контроля и оценки | ||||||||||||
ЛР1 сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики | Имеют представление о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики | Наблюдение за действиями студентов при работе над учебными задачами. | ||||||||||||
ЛР3 развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования | Развивают логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическую культуру, критичность мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования | Наблюдение за действиями студентов при работе над учебными задачами. | ||||||||||||
ЛР 5 Готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | Самостоятельно овладевают знаниями | Наблюдение за действиями студентов при работе над учебными задачами. | ||||||||||||
ЛР7 готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности | Обладают навыками коллективной работы, сотрудничества со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности | Наблюдение за действиями студентов при работе над учебными задачами. | ||||||||||||
метапредметные результаты | основные показатели оценки результата | формы и методы контроля и оценки | ||||||||||||
МР1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях | Умеют самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы | Наблюдение за действиями студентов при работе над учебными задачами. | ||||||||||||
МР2 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты | умеют продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты | Наблюдение за действиями студентов при работе над учебными задачами. | ||||||||||||
МР3 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания | Владеют навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности | Наблюдение за действиями студентов при работе над учебными задачами. | ||||||||||||
МР5 владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства, понятийный математический аппарат | Ясно, логично и точно излагают свою точку зрения, используют адекватные языковые средства, понятийный математический аппарат | Наблюдение за действиями студентов при работе над учебными задачами. | ||||||||||||
предметные результаты | основные показатели оценки результата | формы и методы контроля и оценки | ||||||||||||
ПР2 сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий | Имеют представление о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий | - взаимопроверка - фронтальный опрос - оценка освоенных умений в ходе выполнения упражнений/заданий по теме - оценка освоенных умений в ходе выполнения практического задания по теме | ||||||||||||
ПР3 владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач | Владеют методами доказательств и алгоритмов решения, умеют их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач | - взаимопроверка - фронтальный опрос - оценка освоенных умений в ходе выполнения упражнений/заданий по теме - оценка освоенных умений в ходе выполнения практического задания по теме | ||||||||||||
ПР7 сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин | Имеют представление о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умеют находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин | - взаимопроверка - фронтальный опрос - оценка освоенных умений в ходе выполнения упражнений/заданий по теме - оценка освоенных умений в ходе выполнения практического задания по теме | ||||||||||||
содержание учебного материала (дидактические единицы) | студент должен знать | студент должен уметь | ||||||||||||
I. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. 1. Организация усвоения основных понятий статистики: - статистическая совокупность - единица статистической совокупности - признак единицы совокупности - генеральная совокупность - выборка - репрезентативность выборки 2. Выполнение практического задания 1 рабочей тетради: заполнение таблицы, индивидуальная работа. 3. Выполнение практического задания 2 рабочей тетради: самостоятельные выводы по предложенной ситуативной задаче, работа в группах. 4. Работа с маршрутной картой урока. II. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. 1. Объяснение способа выполнения практической работы. 2. Выполнение практического задания 3: - выделение ранее изученных понятий в данной задаче - расчет среднего арифметического по образцу в ходе кооперативно-групповой работы - выполнение аналитического отчета. 3. Проверка выполнения целей урока. III. Первичная проверка понимания. 1. Выполнение проверки первичного усвоения материала – решения теста. 2. Взаимопроверка и оценивание решения теста. IV. Домашнее задание к следующему уроку. Выдача домашнего задания по выбору студента и дополнительного творческого задания V. Подведение итогов урока. Рефлексия 1. Самооценка психологического состояния 2. Создание благоприятного настроя на дальнейшее обучение | основные понятия математической статистики: статистическая совокупность, единица совокупности, признак единицы совокупности, генеральная совокупность, выборка, представление данных (таблица), числовая характеристика совокупности (среднее арифметическое) | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для анализа реальных числовых данных; анализа информации статистического характера. | ||||||||||||
Оценка качества освоения темы учебного занятия: | ||||||||||||||
текущий контроль успеваемости | промежуточная аттестация | |||||||||||||
Подготовка к прохождению КОМ № 48 Практическое занятие «Элементы математической статистики. Прикладные задачи», на котором проверяется учебный материал по теме занятия | Накопительная система оценивания | |||||||||||||
Содержание оценочных материалов по теме занятия в КОМ № 48: раздаточный дидактический материал, опорный конспект, презентация. | Вопросы по теме занятия: - совокупность, виды совокупности - структура совокупности - характеристика единиц совокупности - требование к выборке (принцип) - числовая характеристика (показатель) совокупности Практическое занятие № 48 «Элементы математической статистики. Прикладные задачи» | |||||||||||||
Организация образовательного пространства: | ||||||||||||||
Формы организации деятельности студентов | Виды деятельности студентов | |||||||||||||
фронтальная, групповая, индивидуальная | Заполняют маршрутную карту урока Обсуждают в группе и отвечают на вопросы преподавателя Делают самостоятельно выводы Делают записи в рабочих тетрадях Закрепляют новый учебный материал Повторяют ранее изученный материал Самостоятельно выполняют практическую работу по образцу Самостоятельно делают выводы Самостоятельно используют дополнительный источник знаний (работают с глоссарием терминов) Делают записи в рабочих тетрадях Выполняют самопроверку и взаимопроверку | |||||||||||||
Ресурсное обеспечение учебного занятия: | ||||||||||||||
Материально-техническое и дидактическое обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Электронные информационные и образовательные ресурсы | |||||||||||
Материально-техническое: компьютер, мультимедиапроектор (презентация – сопровождение урока), Дидактическое: информационно-раздаточные материалы | Математика: Учебник Башмаков М.И. Москва Издательский центр «Академия»,2011 с.217-220 | 1. Математика: Учебник Дадаян А.А. М: ФОРУМ: ИНФРА –М, 2005 с.464-470, №15.22 | 1. Физмат. школа www.phizmat.org.ua (дата обращения: 30.08.2016) |
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (технология проведения) УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ |
Модель технологической карты при реализации одноуровневой структуры учебного занятия с конкретизацией целей каждого этапа
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Деятельность преподавателя | Задания для студентов, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность студентов |
Организационный этап (3 мин.) | ||||
Организационный момент | Определение готовности обучающихся к занятию и включение их в деловой ритм | Принимает рапорт дежурного, приветствует студентов, фиксирует отсутствующих проверяет подготовленность к занятию, организует внимание студентов | - | Дежурный докладывает о готовности группы к занятию, сдает рапорт. Студенты приветствуют преподавателя, готовятся к работе на занятии |
1. Мотивационно-ориентировочный этап (7 мин.) | ||||
1.1. Актуализация знаний и умений | Актуализация субъектного опыта, опорных действий и фиксирование затруднений в пробном действии, выравнивание стартовых позиций | Организует повторение ранее изученного материала, необходимого для изучения нового в форме самостоятельной работы. Устанавливает правильность, полноту и осознанность ранее изученного учебного материала (освоенных умений и усвоенных знаний). Выявляет и устраняет в ходе актуализации обнаруженные проблемы. | Вопросы/задания Приложение 1 | Выполняют задание |
1.2. Мотивация учебной деятельности | Создание ценностного представления о занятии. Концентрация внимания на предстоящей работе. Формирование интереса к изучению нового материала. | Создает условия для постановки учебной задачи. Организовывает погружение в проблему. Создает условия для постановки учебной задачи. | Участвуют в формулировке учебной задачи | |
1.3. Целеполагание | Формулировка темы и цели занятия | Обеспечивает самостоятельную формулировку темы и цели занятия, как собственной учебной задачи | Приложение 2 | Самостоятельно формулируют тему и цель занятия, как собственной учебной задачи |
2. Операционально-исполнительский (организационно - деятельностный) этап (1 ч. 10 мин.) | ||||
2.1. Организация познавательной деятельности | Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого материала. | Представляет учебный материал одновременно в словесной и знаково-символической формах. | Приложение 3 Приложение 4 | Участвуют в обсуждении содержания учебного материала. |
2.2. Закрепление новых знаний, умений и способов деятельности | Первичный контроль понимания учебного материала. Обеспечение глубины понимания и на уровне применения знаний и умений в разнообразных ситуациях | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Выясняет пробелы и проводит их коррекцию. Организует вопросно-ответное общение и выполнение практических заданий. | Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 | Работают с маршрутной картой урока. Выполняют задание 1 рабочей тетради: заполнение таблицы, индивидуальная работа. Выполняют задание 2 рабочей тетради: самостоятельные выводы по предложенной ситуативной задаче, работа в группах. |
3. Рефлексивно – оценочный этап (10 мин.) | ||||
3.1. Обобщение и систематизация | Обеспечение формирования целостной системы ведущих знаний и умений студентов по теме занятия | Фиксирует новое содержание. Устанавливает правильность и осознанность изученного материала. Организует рефлексию действий студентов | Вопросы/задания Приложение 7 | Осознанно строят речевые высказывания. Проводят рефлексию своих действий |
3.2. Контроль, самоконтроль и коррекция | Выявление качества и уровня усвоения знаний, умений и способов деятельности. Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях, умениях и способах действия | Выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти студентов знаний, умений и способов действий | Вопросы/задания Приложение 8 | Проводят самооценку полноты и правильности усвоенной информации. |
3.3. Домашнее задание | Обеспечение понимания студентами цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Выдает три уровня домашнего задания:
| Приложение 9 | Записывают домашнее задание. Задают вопросы |
3.4. Итоговая рефлексия | Подвести итог проделанной работе на занятии | Инициирует рефлексию студентов по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с преподавателем и другими студентами (познавательную, социальную, психологическую). Подводит итоги занятия | Вопросы для рефлексии Приложение 10 | Отвечают на вопросы |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УЧЕБНОМУ ЗАНЯТИЮ
Приложение 1
Вариант 1
1. Проверяли засоренность партии семян клевера семенами сорняков. Было проверено 50 случайно отобранных проб. Получили следующие результаты: 0, 0, 2, 4, 1, 0, 0, 1, 0, 4, 3, 0, 0, 2, 1, 1, 2, 1, 1, 4, 0, 1, 0, 1, 0, 3, 1, 3, 1, 1, 0, 0, 0, 2, 0, 0, 1, 1, 2, 0, 3, 0, 0, 0, 1, 0, 2, 1, 0, 1. Составьте статистический ряд распределения, постройте его диаграмму (полигон частот и полигон относительных частот).
Вариант 2
1. Проверяли 50 контейнеров со стеклянными изделиями. Установили, что число поврежденных изделий в каждом контейнере имеет вид: 0, 0, 1, 4, 1, 0, 0, 1, 0, 1, 5, 0, 0, 1, 1, 1, 0, 0, 3, 0, 1, 0, 0, 3, 0, 0, 1, 0, 2, 1, 0, 0, 0, 2, 0, 0, 1, 1, 2, 0, 1, 0, 0, 0, 1, 0, 2, 2, 1, 2. Составьте статистический ряд распределения, постройте его диаграмму (полигон частот и полигон относительных частот).
Приложение 2
Тема: Элементы математической статистики.
Цель: Создание условий для изучения и первичного закрепления нового материала и способов деятельности по теме «Элементы математической статистики» через использование проблемной технологии и элементов информационно-коммуникативной технологии.
Задачи:
- изучение основных понятий темы «статистическая совокупность», «единица статистической совокупности», «признак единицы совокупности», «генеральная совокупность», «выборка», «репрезентативность выборки»
- развитие умения обработки и систематизации информации, расчет среднего арифметического по образцу в ходе групповой работы
Приложение 3
Рабочая тетрадь студента
по математике
Число _________
Тема урока __________________________________________________________________
_________________________________________________________________
«Золото добывают из земли, а знания – из книги.
Мир освещается солнцем, а человек — знанием»
Пословицы
«Даже в обществе двух человек
я непременно найду, чему у них поучиться.
Достоинствам их я буду подражать,
а на их недостатках я сам буду учиться.»
Конфуций
Приложение 4
Маршрутная карта урока
Совокупность
Виды
Структура
совокупности
Характеристика единиц
совокупности
Требование к выборке
(принцип)
Числовая
характеристика
(показатель)
совокупности
Приложение 5
Задания для работы на уроке
Задание 1.
Заполните таблицу, занося в неё исследуемый статистический признак единицы совокупности, статистическую совокупность и единицу совокупности для каждого из примеров исследования:
Исследование | Статистическая совокупность | Единица совокупности | Исследуемый признак |
Исследование успеваемости студентов | |||
Изучение заработной платы учителей района | |||
Проведение переписи населения |
Задание 2
В 1936 г. накануне президентских выборов в США американским журналом «Литературное обозрение» проводился опрос относительно исхода президентских выборов. Кандидатами на этих выборах были Франклин Рузвельт и Альфред Лэндон. В качестве генеральной совокупности редакция журнала использовала телефонные книги. Отобрав случайно 4 млн. адресов, она разослала открытки с вопросами об отношении к кандидатам в президенты по всей стране. Затратив огромную сумму на рассылку и обработку открыток, журнал объявил, что президентом с большим перевесом станет Лэндон. Результат выборов оказался прямо противоположным.
Почему ошиблись статистики?
Ответ: ________________________________________________________
_________________________________________________________
________________________________________________________
Задание 3.
Обработать данные опроса студентов на выявление количества времени, которое они затрачивают в среднем в неделю на чтение художественной литературы. Опрос проводился в 2016 году. Получены данные (количество часов):
1, 2, 2, 3, 1, 2, 0, 5, 2, 4, 0, 3, 1, 0, 3, 2, 1, 3, 1, 6, 2, 0, 4, 2, 0, 3, 1, 2, 0, 1.
Решение
- Определимся с понятиями:
- исследуемый признак ________________________________________
- генеральная совокупность ____________________________________
- единица совокупности ________________________________________
- объем совокупности _________________________________________
- Определим значения признака (количество часов на чтение) и подсчитаем количество каждого из значений признака (сколько раз каждое значение признака встречается в данных).
Заполним таблицу распределения признака:
Количество часов на чтение книг, xi | Всего, n | ||||||||
Число студентов, ni |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Подсчитаем количественную характеристику выборки: среднее арифметическое.
Подсказка: для таблицы распределения значений признака
Значение признака, xi | x1 | x2 | x3 | … | xi |
Число значений, ni | n1 | n2 | n3 | … | ni |
расчет среднего арифметического производится так:
Ответ: среднее арифметическое выборки _________________________
- Составим аналитический отчет.
«Результат опроса студентов-первокурсников в 2016 г. показал, что в среднем студенты тратят на чтение художественной литературы ____________ часов в неделю»
Приложение 6
Глоссарий терминов по теме
«Элементы математической статистики»
- Статистика – наука, область практической деятельности человека, которая изучает, обрабатывает и анализирует количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях в жизни.
- Математическая статистика – раздел математики, в котором разрабатываются математические методы для изучения количественных характеристик массовых явлений.
- Данные – это результаты наблюдения, опроса, опыта, испытания, т.е. все то, что и составляет статистическую информацию.
- Статистическая совокупность – совокупность (множество) объектов или явлений общественной жизни, характеризующаяся наличием некоторых общих признаков. Статистическая совокупность состоит из материально существующих объектов, например, группы работников, предприятия, страны, регионы.
- Единица совокупности – каждая единица статистической совокупности
- Признак единицы совокупности - это свойство, характерная черта единиц, объектов и явлений, которая может быть наблюдаема или измерена.
- Генеральная совокупность - вся интересующая исследователя совокупность изучаемых объектов.
- Выборочная совокупность, или выборка, - совокупность случайно отобранных из генеральной совокупности объектов, исследуемых с целью сделать вывод о генеральной совокупности в целом.
- Объем выборки – число объектов выборки, или число единиц выборочной совокупности.
- Репрезентативность (представительность) выборки – это полнота и адекватность представления генеральной совокупности.
- Среднее арифметическое – числовая характеристика (показатель) выборки, представляющая собой сумму всех наблюденных значений, деленную на их количество (объем выборки). Среднее арифметическое показывает наиболее ожидаемый результат измерений.
Для таблицы распределения значений признака
Варианта, xi | x1 | x2 | x3 | … | xi |
Кратность, ni | n1 | n2 | n3 | … | ni |
расчет среднего арифметического производится так:
- Варианта признака – это значение признака.
- Кратность варианты признака – это число повторений варианты в ряду данных.
- Размах значений признака - это разность между наибольшим и наименьшим этих значений
- Мода таблицы распределения признака – это наиболее часто встречающееся значение признака.
- Медиана признака – это серединное значение признака. Если ряд данных содержит четное количество значений признака, то медиану получают как среднее арифметическое двух средних значений.
Приложение 7
Тест
- Число объектов выборочной или генеральной совокупности - это её:
А) Частота
Б) Отбор
В) Объем
Г) Среднее арифметическое
- Совокупность объектов, процессов или явлений, из которых производится выборка, - это совокупность:
А) Серийная
Б) Бесповторная
В) Генеральная
Г) Повторная
- Полнота и адекватность представления генеральной совокупности – это
А) Репрезентативность
Б) Бесповторность
В) Ожидаемость
Г) Повторность
- Совокупность случайно отобранных из генеральной совокупности объектов, исследуемых с целью сделать вывод о генеральной совокупности в целом – это
А) Репрезентативность
Б) Отборка
В) Частота
Г) Выборка
- Числовая характеристика выборки, представляющая собой сумму всех наблюденных значений, деленную на их количество – это
А) Репрезентативность
Б) Среднее арифметическое
В) Частота
Г) Медиана
Приложение 8
Задания для самостоятельной работы
Задание 1.
Составить таблицу распределения данных измерения роста студентов группы и рассчитать среднее арифметическое:
157,165,165,168,165,161,165,160,162,169,165, 171, 165,170,170,175,173,170,177,182,186,182,160,173,162,174,177
Задание 2.
На соревнованиях по фигурному катанию судьи поставили спортсмену следующие оценки: 5,2; 5,4; 5,5; 5,4; 5,1; 5,1; 5,4; 5,5; 5,3.
Вычислить среднее арифметическое оценок.
Задание 3.
Два стрелка сделали 100 выстрелов. Первый выбил 8 очков 40 раз, 9 очков - 10 раз и 10 очков - 50 раз. Второй выбил 8, 9 и 10 очков соответственно - 10, 60 и 30 раз. Какой из стрелков стреляет лучше?
Задание 4.
Ниже указана среднесуточная переработка сахара (в тыс. ц) заводами сахарной промышленности некоторого региона
12,2 13,2 13,7 18,0 18,6 12,2 18,5 12,4 14,2 17,8
Вычислить среднее арифметическое переработанного сахара.
Задание 5.
Исследуется успеваемость студентов техникума. В ходе проведения тестирования получены данные – баллы за работу: 5, 4, 2, 3, 5, 5, 4, 3, 5, 4, 3, 3, 3, 5, 2, 4, 4, 4,3 ,5 ,4 ,3 ,
3 ,3 ,4 ,5 ,5. Составьте таблицу распределения признака: успеваемость в баллах, полученных в ходе исследования. Найдите среднее арифметическое выборки.
Приложение 9
Задача 1. Дан следующий вариационный ряд
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 1 2 2 4 4 4 5 5 5
Требуется
1) Составить статистический ряд распределения, построить его диаграмму (полигон частот и полигон относительных частот).
2) Вычислить выборочную среднюю.
Задача 2. Проведено выборочное обследование магазинов города. Имеются следующие данные о величине товарооборота для 50 магазинов города (xi – товарооборот, млн. руб.; ni – число магазинов).
xi 25-75 75-125 125-175 175-225 225-275 275-325
ni 12 15 9 7 4 3
Найти
а) среднее арифметическое выборки;
б) построить полигон частот.
Задача 3. Имеются следующие данные о результатах контрольной работы 28 студентов группы по математике: 5, 4, 4, 4, 3, 2, 5, 3, 4, 4, 4, 3, 2, 5, 2, 5, 5, 2, 3, 3, 4, 4, 3, 3, 2, 5, 5, 4.
Составьте таблицу распределения признака: успеваемость в баллах, полученных в ходе исследования. Найдите среднее арифметическое выборки. Графически изобразите его с помощью полигона распределения частот.
Задача 4. Имеются следующие данные о зарплате рабочих участка:
Профессия | Кол-во рабочих | Заработная плата каждого рабочего за сентябрь, руб. |
токари | 5 | 1700, 1208, 917, 1620, 1400 |
фрезеровщики | 2 | 1810, 1550 |
слесари | 3 | 1210, 1380, 870 |
Вычислите среднюю месячную заработную плату рабочих участка.
Дополнительное задание (по желанию): ознакомиться с помощью Интернета с результатами переписи населения 2014 г. и выписать исследуемые в ходе переписи признаки.
Приложение 10
«Рефлексивный экран».
Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно в тетради или текстовом редакторе на компьютере закончить следующие предложения:
- "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
- "Я похвалил бы себя…";
- "Особенно мне понравилось…";
- "После урока мне захотелось…";
- "Я мечтаю о …";
- "Сегодня мне удалось…";
- "Я сумел…";
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"
В технологической карте учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...
Технологическая карта учебного занятия по теме «Who does what»
Коспект занятия представлен в виде технологической карты. Цели урока: - формирование знаний об образовании вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем простом времени.- формир...
Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»
Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»...
Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью
Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью...
Технологическая карта учебного занятия английского языка в 5 классе "Учебные предметы. Расписание уроков."
Технологическая карта урока изучения нового материала по теме "Учебные предметы. Расписание уроков" в 5 классе, УМК "Английский язык" Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К....
Технологическая карта учебного занятия на учебно-опытном участке
Предметные области данной разработки -география, биология, экология, химия...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ тема занятия: «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»
Технологическая карта учебного занятия по теме «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»...