ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ тема занятия: «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»
план-конспект по химии

 Диденко Изабелла Владимировна

Технологическая карта учебного занятия  по теме «Строение электронных оболочек атомов

химических элементов с 1 по 20»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uchebnogo_zanyatiya_v_kolledzhe1.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский коллеж №1»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
тема занятия: «Строение электронных оболочек атомов
химических элементов с 1 по 20»

преподаватель

Диденко Изабелла Владимировна

Москва
2020


Технологическая карта учебного занятия.

Преподавателя химии Медицинского колледжа № 1 г. Москва Диденко И.В.

Предмет

химия

Курс/группа

Тема учебного занятия

«Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»

1

Тип учебного занятия

Занятие по изучению и закреплению новых знаний и способов деятельности

Цели

  • сформировать у обучающихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;
  • рассмотреть электронное строение атомов элементов первых трех периодов.

Планируемые образовательные

результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

научиться составлять электронные формулы атомов элементов первых трех периодов ПСХЭ; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания; самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания

-регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении электронных формул; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одногруппников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;

-познавательные: выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;

-коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;

проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или проблемность и способы их корректировки, руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы


проявлять инициативу в ситуации общения;

Основные понятия, изучаемые на уроке

Электронная формула, электронное облако, s-электроны, р-электроны, орбиталь.


Организационная структура занятия

№ эта па

Этап занятия

УУД

Деятельность преподавателя

ЭОР студентов

1

Организацион

ный момент

Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества преподавателя и студентов.

Приветствие

Приветствуют преподавателя

2

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Регулятивные: волевая саморегуляция. Личнос тные: действие осмысление процесса.

Что мы изучали на прошлом занятии? Вспомним основные понятия.

Фронтальный опрос.

  • Чему равно общее

количество электронов в атоме?

  • Что такое энергетический

уровень?

  • Как определить число

энергетических уровней?

  • Как определить число электронов на внешнем уровне?

Понимание темы занятия, мы проверим при выполнении теста.

Отвечают на вопросы оценивают свою готовность к занятию.

Выполнение теста.

Оценивание теста.

3

Самоопредел ение к деятельности

Познавательная-анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: целепол агание как постановка учебной задачи, прогнозирование. Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества преподавателя и студентов.

В химии, как и в любой другой науке существует свой язык, с помощью которого мы можем описать состав веществ, их свойства.

Например, качественный и количественный состав веществ можно записать в виде ...

(химических формул). Предположите, можно ли записать особенности расположения электронов в атоме, используя специальные обозначения?

Как бы вы назвали такую запись? (Электронная формула)

Вы научитесь в ходе этого занятия. Попытайтесь сформулировать тему нашего занятия (постановка темы занятия).

Какие цели вы ставите перед собой на этом занятии? (постановка целей занятия:

Обучаемые ставят цель занятия, уточняют и согласовывают тему занятия.


научиться составлять электронные формулы атомов химических элементов).

На занятии вы научитесь описывать особенности расположения электронов в атоме с помощью электронных формул.

4

Работа по теме занятия • Усвоение и осмыслени е обучающи мися нового материала

Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. коммуникативные- сотрудничество в поиске информации

регулятивные - планирование, прогнозирование.

  1. Объяснение по теме занятия, знакомство с видами электронных облаков и энергетических уровней.
  2. Используя текст учебника на стр. 7-11 и 13-20, составьте алгоритм, которым будете руководствоваться при записи электронных формул.

Работа с презентацией (работа в группе)

Работа с учебником (работа в группах) Составление алгоритма работы по теме занятия

• Первичная проверка понимания

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция, коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные - построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Составьте эл. формулы для элементов 3 периода. Сравните результаты друг с другом. Взаимоконтроль, поправьте друг друга. Сравните результаты записей с контрольными.

Работа в группах. Проверка выполненной работы.

5

Первичное закрепление

Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: умение выражать свои мысли познавательные - выбор оснований и критериев для сравнения.

Работа в группах (парах) Проверка выполненной работы

6

Рефлексия

Регулятивные - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные- самоопределение.

Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале занятия. Сделайте вывод, достигли ли мы ее.

Индивидуальна я работа.

7

Итоги занятия

Познавательные - рефлексия. Личностные - смыслообразование, целеполагание. Коммуникативные - умение.

Трудности, испытываемые при выполнении заданий?

Составить эл. формулы атомов элементов 4 периода К и Са? Какие данные об особенностях строения атома отражает электронная формула? Причина сходства элементов, находящихся в одной группе?

Доводы отдельных обучающихся оценки своей деятельности. Выполнение задания Выводы

8.

Домашнее задание

Поработать с текстом учебника, изучить его,

стр.19-24 задание 1 и 2 (в тетради).

Тема занятия «Строение электронных оболочек атомов химических элементов». Цель: сформировать у студентов представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;

рассмотреть электронное строение атомов элементов первых трех периодов.

Планируемые результаты:

  • предметные: научиться составлять электронные формулы атомов элементов первых трех периодов ПСХЭ; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов; анализировать, обобщать полученные знания, делать выводы,; самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания;
  • метапредметные:

-регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении электронных формул; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одногруппников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;

-познавательные: выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;

-коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения;

  • личностные: проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, уважительно относиться к людям и результатам их деятельности; руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы.

Ресурсы и оборудование:

  • источники информации: учебник О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, Учебник 11 класса, М., Дрофа, 2013; рабочая программа, технологическая карта занятия, презентация к занятию;
  • оборудование: компьютер, проектор.
  • дидактическое сопровождение: ПСХЭ.

материалы для познавательной деятельности обучающихся: карточки для самостоятельной работы, задания для выполнения на занятии, задания для самопроверки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент: здравствуйте, дорогие студенты!
  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом занятии? Основные понятия.

  1. Фронтальный опрос.
  • Чему равно общее количество электронов в атоме? (Порядковому номеру элемента)
  • Что такое энергетический уровень? (Слой, на котором располагаются электроны с определенным запасом энергии)
  • Как определить число энергетических уровней? (По номеру периода)
  • Как определить число электронов на внешнем уровне? (На внешнем уровне число электронов равно номеру группы, в которой расположен элемент)

2. Индивидуальные задания.

Вашу готовность к занятию мы проверим с помощью теста (преподаватель раздает карточки с заданиями).

Задания

Вариант 1

Вариант 2

1. По данным определить, какой это элемент

а) 1s22s22p63s23p1

б)2e 8e 3е

в)2e 8e 8e

г) 2e 8e 8e 2е

а) 1s22s22p63s23p5

б)2e 8e 1e

в) 2e 8e

г) 2e 8e 8e 1е

2. Определить элемент по его положению в ПСХЭ

а)2период 3 группа главная подгруппа

б)5 период 1 группа побочная подгруппа

а)4 период 3 группа побочная подгруппа

б)2 период 6 группа главная подгруппа

3.Определите количество неспаренных электронов в атоме

Количество неспаренных электронов в атоме хлора равно:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

Количество неспаренных электронов в атоме серы равно:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

4.Составьте схему электронного строения, электронную и электронно-графическую формулы

атома кальция

атома кислорода

Ответы занесите в таблицу

Задания

Ответы

Задание 1

а) ____ б) _____ в) ____ г) ______

Задание 2

а) ____ б) _____  

Задание 3

Задание 4

Проверьте себя и поставьте оценку, равную количеству правильных ответов в оценочный лист.

3. Самоопределение к деятельности:

 Известно, что в химии, как и в любой другой науке существует свой язык, с помощью которого мы можем описать состав веществ, их свойства.

Например, качественный и количественный состав веществ можно записать в виде ... (химических формул). Каково ваше мнение, можно ли записать особенности расположения электронов в атоме, используя специальные обозначения? Как бы вы назвали такую запись? (Электронная формула).

Вот о них и пойдет речь на занятии. Давайте сформулируем тему нашего занятия (постановка темы занятия). 

Определимся с целю, которую мы должны достичь на занятии (Научиться составлять электронные формулы атомов химических элементов). 

        На занятии вы научитесь описывать особенности расположения электронов в атоме с помощью электронных формул.

4. Работа по теме занятия:

Объяснение.  Электрон вращается вокруг ядра атома с невообразимой скоростью. Электрон образует объемное облако, форма и размер которого зависят от энергии электрона. 

Их называют электронные облака или орбитали.

Орбитали могут иметь разную форму. Каждый новый энергетический уровень начинается с одной s-орбитали, которая имеет сферическую форму. На втором и последующих уровнях после одной s-орбитали появляются три р-орбитали гантелеобразной формы. Рассмотрите их схематические изображения на рис.3 стр 8 учебника. S орбиталь занимают не более двух электронов, следовательно, а на трех р-орбиталях — не более шести электронов. Познакомьтесь с записью электронных формул атомов элементов 1 и 2 периодов на стр 16-23 учебника и составьте алгоритм (порядок действий), которым будете руководствоваться при записи электронных формул. Проверьте себя. 

(1. Записываем знак химического элемента и заряд ядра его атома — он равен порядковому номеру элемента.

2. Определяем количество энергетических уровней — оно равно номеру периода.

3. Определяем количество электронов на каждом уровне.

3. Составляем электронную формулу, учитывая порядок заполнения электронами каждого энергетического уровня — сначала s-электроны, затем р-электроны. Записываем номер уровня, затем вид орбитали и количество электронов на ней, учитывая их общее количество на энергетическом уровне.)

(Вводится дополнительная информация о графических формулах) 

Работа в парах. Теперь поработаем самостоятельно. Составьте электронные формулы для элементов 3 периода. Сравните результаты друг с другом. Если у вас есть расхождения, поправьте друг друга. Если вы в чем -то не уверены, попросите помощи. Сравните результаты записей с контрольными. (Взаимо- и самопроверка).

Какие затруднения вы испытывали при составлении электронных формул?  

6.Закрепление изученного материала

Выигрышный путь составляют формулы электронных слоев атомов элементов:

а) одного и того же периода,

1s²2s²2p1

1s²2s1

1s²2s²2p6 3s1

1s²2s²2p²

1s²2s²2p6 3s²

1s²2s²2p4

1s²2s²2p5

1s²2s²2p3

1s²

б) одной и той же главной подгруппы,

1s²2s²

1s²2s22p4

1s12s²2p6

1s²2s²2p6

1s²2s1

1s²2s²2p1

1s²2s²2p63s1

1s²2s²2p5

1s²2s²2p3

в) расположенных рядом в таблице периодической системы

1s²2s1

1s²

1s²2s²2p2

1s²2s²2p5

1s²2s2

1s²2s²2p4

1s²2s²2p6

1s²2s²2p3

1s²2s²2p1

Проверьте правильность выполнения задания. Поставьте себе оценку.

7. Рефлексия. Какую цель мы поставили перед собой в начале занятия. Сделайте вывод, достигли ли мы ее?

8. Подведение итогов занятия

  • Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий?
  • Попробуйте составить электронные формулы атомов элементов 3 периода Al и S?
  • Какие данные об особенностях строения атома отражает электронная формула?
  • В чем заключается причина сходства элементов, расположенных в одной группе.

9.Домашнее задание:

Учебник стр.12-23 задание 1,2 письменно

Инд задания. Заполните графы в таблице в соответствии с приведенными данными. Сумма цифр третьего, четвертого и пятого столбцов равна относительной молекулярной массе азотной кислоты.

Название химического элемента

Электронные формулы

Порядковый номер

Номер периода

Номер группы

19

1s²2s²2p6

4

II

1s²2s²2p6 3s²3р4

Вычислите относительную массу азотной кислоты (HNO3) и проверьте себя.

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"

В технологической карте  учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных  игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...

Технологическая карта учебного занятия по теме «Who does what»

Коспект занятия представлен в виде технологической карты. Цели урока:  - формирование знаний об образовании вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем простом времени.-   формир...

план-конспект урока Тема урок: Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20

Тема: Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20Цель: сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;рассмотреть электронное строение...

Технологическая карта учебного занятия "Бактерии: строение и жизнедеятельность"

Урок разработан на основе программы ФГОС современного обучения в 5 классе.Целью урока является  формирование представлений о Царстве «Бактерии» как живых организмах, населяющих все среды жизни, о...

Технологическая карта учебного занятия по теме "Элементы математической статистики"

Технологическая карта учебного занятия по теме "Элементы математической статистики" общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 "Математика: алгебра и начала математического анализа, ...

Технологическая карта по химии к уроку "Распределение электронов в атомах элементов больших периодов" 11 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Распределение электронов в атомах элементов больших периодов" 11 класс Рудзитис, Фельдман...