ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ тема занятия: «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»
план-конспект по химии
Технологическая карта учебного занятия по теме «Строение электронных оболочек атомов
химических элементов с 1 по 20»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский коллеж №1»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
тема занятия: «Строение электронных оболочек атомов
химических элементов с 1 по 20»
преподаватель
Диденко Изабелла Владимировна
Москва
2020
Технологическая карта учебного занятия.
Преподавателя химии Медицинского колледжа № 1 г. Москва Диденко И.В.
Предмет | химия | Курс/группа |
Тема учебного занятия | «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20» | 1 |
Тип учебного занятия | Занятие по изучению и закреплению новых знаний и способов деятельности | |
Цели |
| |
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
научиться составлять электронные формулы атомов элементов первых трех периодов ПСХЭ; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания; самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания | -регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении электронных формул; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одногруппников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил; -познавательные: выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды; -коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; | проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или проблемность и способы их корректировки, руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы |
проявлять инициативу в ситуации общения; | ||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Электронная формула, электронное облако, s-электроны, р-электроны, орбиталь. |
Организационная структура занятия | ||||
№ эта па | Этап занятия | УУД | Деятельность преподавателя | ЭОР студентов |
1 | Организацион ный момент | Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества преподавателя и студентов. | Приветствие | Приветствуют преподавателя |
2 | Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личнос тные: действие осмысление процесса. | Что мы изучали на прошлом занятии? Вспомним основные понятия. Фронтальный опрос.
количество электронов в атоме?
уровень?
энергетических уровней?
Понимание темы занятия, мы проверим при выполнении теста. | Отвечают на вопросы оценивают свою готовность к занятию. Выполнение теста. Оценивание теста. |
3 | Самоопредел ение к деятельности | Познавательная-анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: целепол агание как постановка учебной задачи, прогнозирование. Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества преподавателя и студентов. | В химии, как и в любой другой науке существует свой язык, с помощью которого мы можем описать состав веществ, их свойства. Например, качественный и количественный состав веществ можно записать в виде ... (химических формул). Предположите, можно ли записать особенности расположения электронов в атоме, используя специальные обозначения? Как бы вы назвали такую запись? (Электронная формула) Вы научитесь в ходе этого занятия. Попытайтесь сформулировать тему нашего занятия (постановка темы занятия). Какие цели вы ставите перед собой на этом занятии? (постановка целей занятия: | Обучаемые ставят цель занятия, уточняют и согласовывают тему занятия. |
научиться составлять электронные формулы атомов химических элементов). На занятии вы научитесь описывать особенности расположения электронов в атоме с помощью электронных формул. | ||||
4 | Работа по теме занятия • Усвоение и осмыслени е обучающи мися нового материала | Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. коммуникативные- сотрудничество в поиске информации регулятивные - планирование, прогнозирование. |
| Работа с презентацией (работа в группе) Работа с учебником (работа в группах) Составление алгоритма работы по теме занятия |
• Первичная проверка понимания | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция, коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные - построение логической цепи рассуждений, доказательств. | Составьте эл. формулы для элементов 3 периода. Сравните результаты друг с другом. Взаимоконтроль, поправьте друг друга. Сравните результаты записей с контрольными. | Работа в группах. Проверка выполненной работы. | |
5 | Первичное закрепление | Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: умение выражать свои мысли познавательные - выбор оснований и критериев для сравнения. | Работа в группах (парах) Проверка выполненной работы | |
6 | Рефлексия | Регулятивные - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные- самоопределение. | Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале занятия. Сделайте вывод, достигли ли мы ее. | Индивидуальна я работа. |
7 | Итоги занятия | Познавательные - рефлексия. Личностные - смыслообразование, целеполагание. Коммуникативные - умение. | Трудности, испытываемые при выполнении заданий? Составить эл. формулы атомов элементов 4 периода К и Са? Какие данные об особенностях строения атома отражает электронная формула? Причина сходства элементов, находящихся в одной группе? | Доводы отдельных обучающихся оценки своей деятельности. Выполнение задания Выводы |
8. | Домашнее задание | Поработать с текстом учебника, изучить его, стр.19-24 задание 1 и 2 (в тетради). |
Тема занятия «Строение электронных оболочек атомов химических элементов». Цель: сформировать у студентов представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;
рассмотреть электронное строение атомов элементов первых трех периодов.
Планируемые результаты:
- предметные: научиться составлять электронные формулы атомов элементов первых трех периодов ПСХЭ; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов; анализировать, обобщать полученные знания, делать выводы,; самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания;
- метапредметные:
-регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении электронных формул; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одногруппников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
-познавательные: выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;
-коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения;
- личностные: проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, уважительно относиться к людям и результатам их деятельности; руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы.
Ресурсы и оборудование:
- источники информации: учебник О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, Учебник 11 класса, М., Дрофа, 2013; рабочая программа, технологическая карта занятия, презентация к занятию;
- оборудование: компьютер, проектор.
- дидактическое сопровождение: ПСХЭ.
• материалы для познавательной деятельности обучающихся: карточки для самостоятельной работы, задания для выполнения на занятии, задания для самопроверки.
Ход занятия:
- Организационный момент: здравствуйте, дорогие студенты!
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом занятии? Основные понятия.
- Фронтальный опрос.
- Чему равно общее количество электронов в атоме? (Порядковому номеру элемента)
- Что такое энергетический уровень? (Слой, на котором располагаются электроны с определенным запасом энергии)
- Как определить число энергетических уровней? (По номеру периода)
- Как определить число электронов на внешнем уровне? (На внешнем уровне число электронов равно номеру группы, в которой расположен элемент)
2. Индивидуальные задания.
Вашу готовность к занятию мы проверим с помощью теста (преподаватель раздает карточки с заданиями).
Ответы занесите в таблицу
Задания | Ответы |
Задание 1 | а) ____ б) _____ в) ____ г) ______ |
Задание 2 | а) ____ б) _____ |
Задание 3 | |
Задание 4 |
Проверьте себя и поставьте оценку, равную количеству правильных ответов в оценочный лист.
3. Самоопределение к деятельности:
Известно, что в химии, как и в любой другой науке существует свой язык, с помощью которого мы можем описать состав веществ, их свойства.
Например, качественный и количественный состав веществ можно записать в виде ... (химических формул). Каково ваше мнение, можно ли записать особенности расположения электронов в атоме, используя специальные обозначения? Как бы вы назвали такую запись? (Электронная формула).
Вот о них и пойдет речь на занятии. Давайте сформулируем тему нашего занятия (постановка темы занятия).
Определимся с целю, которую мы должны достичь на занятии (Научиться составлять электронные формулы атомов химических элементов).
На занятии вы научитесь описывать особенности расположения электронов в атоме с помощью электронных формул.
4. Работа по теме занятия:
Объяснение. Электрон вращается вокруг ядра атома с невообразимой скоростью. Электрон образует объемное облако, форма и размер которого зависят от энергии электрона.
Их называют электронные облака или орбитали.
Орбитали могут иметь разную форму. Каждый новый энергетический уровень начинается с одной s-орбитали, которая имеет сферическую форму. На втором и последующих уровнях после одной s-орбитали появляются три р-орбитали гантелеобразной формы. Рассмотрите их схематические изображения на рис.3 стр 8 учебника. S орбиталь занимают не более двух электронов, следовательно, а на трех р-орбиталях — не более шести электронов. Познакомьтесь с записью электронных формул атомов элементов 1 и 2 периодов на стр 16-23 учебника и составьте алгоритм (порядок действий), которым будете руководствоваться при записи электронных формул. Проверьте себя.
(1. Записываем знак химического элемента и заряд ядра его атома — он равен порядковому номеру элемента.
2. Определяем количество энергетических уровней — оно равно номеру периода.
3. Определяем количество электронов на каждом уровне.
3. Составляем электронную формулу, учитывая порядок заполнения электронами каждого энергетического уровня — сначала s-электроны, затем р-электроны. Записываем номер уровня, затем вид орбитали и количество электронов на ней, учитывая их общее количество на энергетическом уровне.)
(Вводится дополнительная информация о графических формулах)
Работа в парах. Теперь поработаем самостоятельно. Составьте электронные формулы для элементов 3 периода. Сравните результаты друг с другом. Если у вас есть расхождения, поправьте друг друга. Если вы в чем -то не уверены, попросите помощи. Сравните результаты записей с контрольными. (Взаимо- и самопроверка).
Какие затруднения вы испытывали при составлении электронных формул?
6.Закрепление изученного материала
Выигрышный путь составляют формулы электронных слоев атомов элементов:
а) одного и того же периода,
1s²2s²2p1 | 1s²2s1 | 1s²2s²2p6 3s1 |
1s²2s²2p² | 1s²2s²2p6 3s² | 1s²2s²2p4 |
1s²2s²2p5 | 1s²2s²2p3 | 1s² |
б) одной и той же главной подгруппы,
1s²2s² | 1s²2s22p4 | 1s12s²2p6 |
1s²2s²2p6 | 1s²2s1 | 1s²2s²2p1 |
1s²2s²2p63s1 | 1s²2s²2p5 | 1s²2s²2p3 |
в) расположенных рядом в таблице периодической системы
1s²2s1 | 1s² | 1s²2s²2p2 |
1s²2s²2p5 | 1s²2s2 | 1s²2s²2p4 |
1s²2s²2p6 | 1s²2s²2p3 | 1s²2s²2p1 |
Проверьте правильность выполнения задания. Поставьте себе оценку.
7. Рефлексия. Какую цель мы поставили перед собой в начале занятия. Сделайте вывод, достигли ли мы ее?
8. Подведение итогов занятия
- Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий?
- Попробуйте составить электронные формулы атомов элементов 3 периода Al и S?
- Какие данные об особенностях строения атома отражает электронная формула?
- В чем заключается причина сходства элементов, расположенных в одной группе.
9.Домашнее задание:
Учебник стр.12-23 задание 1,2 письменно
Инд задания. Заполните графы в таблице в соответствии с приведенными данными. Сумма цифр третьего, четвертого и пятого столбцов равна относительной молекулярной массе азотной кислоты.
Название химического элемента | Электронные формулы | Порядковый номер | Номер периода | Номер группы |
19 | ||||
1s²2s²2p6 | ||||
4 | II | |||
1s²2s²2p6 3s²3р4 |
Вычислите относительную массу азотной кислоты (HNO3) и проверьте себя.
Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/28/picture-112826-1372412154.jpg)
Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"
В технологической карте учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...
Технологическая карта учебного занятия по теме «Who does what»
Коспект занятия представлен в виде технологической карты. Цели урока: - формирование знаний об образовании вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем простом времени.- формир...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-580218-1424147804.jpg)
план-конспект урока Тема урок: Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20
Тема: Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20Цель: сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;рассмотреть электронное строение...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/26/picture-713646-1656230582.jpg)
Технологическая карта учебного занятия "Бактерии: строение и жизнедеятельность"
Урок разработан на основе программы ФГОС современного обучения в 5 классе.Целью урока является формирование представлений о Царстве «Бактерии» как живых организмах, населяющих все среды жизни, о...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/09/picture-1067667-1539112441.jpg)
Технологическая карта учебного занятия по теме "Элементы математической статистики"
Технологическая карта учебного занятия по теме "Элементы математической статистики" общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 "Математика: алгебра и начала математического анализа, ...
Технологическая карта по химии к уроку "Распределение электронов в атомах элементов больших периодов" 11 класс
Технологическая карта по химии к уроку "Распределение электронов в атомах элементов больших периодов" 11 класс Рудзитис, Фельдман...