Рабочая программа по математике А.Г.Мерзляк, Математика 5+ Н.А. Ерганжиев ,Наглядная геометия ( 7 часов в неделю)
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Рабочая программа рассчитана на преподавание математики в классе с углубленным изучением математики, 7 часов в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5g_mat.docx | 52.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 13
«Утверждаю»
Директор МБОУ Одинцовской гимназии №13
_________________________Полякова Л.В.
« 30 » августа 2018
№ приказа 365
Рабочая программа
по математике в 5 «Г» классе, разработана на основе авторской программы под редакцией А.Г. Мерзляка
учителя математики
Дьякова Т.В.
г.Одинцово
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, в соответствии с авторской программой А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программы : 5–9 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М. :Вентана-Граф, 2016. — 112 с.) и авторской программой Л.Н.Ерганжиевой, О.В.Муравиной ( Математика. Наглядная геометрия. 5-6 классы. И.Ф.Шарыгина, Л.Н.Ерганжиева. -М.: Дрофа, 2014. – 126с.) и УМК:
Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015-2016
«Наглядная геометрия 5-6» /И.Ф.Шарыгина, Л.Н.Ерганжиевой (М.: Дрофа), 2014.
Согласно федеральному базисному учебному плану в 5 классе основной школы 7ч в неделю, всего 245 часов, в т.ч. 10 контрольных работ.
Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Содержание образование по математике в 5 классе определяет следующие задачи:
- развить представления о натуральном числе, десятичной и обыкновенной дроби и роли вычислений в человеческой практике;
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных вычислений, развить вычислительную культуру;
- развить представления об изучаемых понятиях: уравнение, координаты и координатная прямая, процент, упрощение буквенных выражений, угол и треугольник, формула и методах решения текстовых задач как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
- получить представление о статистических закономерностях и о различных способах их изучения, об особенностях прогнозов , носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и речь-умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, проводить примеры, использовать словесный и символический языки математики для иллюстрации, аргументации и доказательства.
Содержание математического образования в 5 классе представлено в виде следующих содержательных разделов: «Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин», «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи», «Математика в историческом развитии».
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей.
Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» формирует знания о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладению формальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.
Содержание раздела «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин»формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве, закладывает основы формирования геометрической «речи», развивает пространственное воображение и логическое мышление.
Содержание раздела «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать информацию, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Планируемые предметные результаты
По окончании изучения курса учащийся научится:
- понимать особенности десятичной системы счисления;
- использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
- выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
- сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
- выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
- использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
Учащийся получит возможность:
- углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
- научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
По окончании изучения курса учащийся научится:
- выполнять операции с числовыми выражениями;
- решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность:
- развить представления о буквенных выражениях;
- овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
По окончании изучения курса учащийся научится:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
- строить углы, определять их градусную меру;
- распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды;
- вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность:
- научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
- углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
- научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
По окончании изучения курса учащийся научится:
- решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность:
- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Всего часов |
Натуральные числа | 23 |
Сложение и вычитание натуральных чисел | 38 |
Умножение и деление натуральных чисел | 45 |
Обыкновенные дроби | 20 |
Десятичные дроби | 55 |
Наглядная геометрия | 24 |
Повторение и систематизация учебного материала | 40 |
Всего | 245 |
Содержание курса
Арифметика
Натуральные числа
- Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел.
- Координатный луч. Шкала.
- Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.
- Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.
- Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
- Обыкновенные дроби .Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
- Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями.
- Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений
- Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
- Решение текстовых задач арифметическими способами.
Величины. Зависимости между величинами
- Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.
- Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
- Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Формулы.
- Уравнения. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
- Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
- . Решение комбинаторных задач.
Геометрические фигуры.
Измерения геометрических величин
- Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.
- Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
- Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников
- Равенство фигур. Площадь прямоугольника и квадрата. Ось симметрии фигуры.
- Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (официальный сайт) http://standart.edu.ru/
2. ФГОС (основное общее образование) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400
4. Примерные программы по учебным предметам (математика) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2629
5. Глоссарий ФГОС http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230
6. Закон РФ «Об образовании» http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2666
Список литературы
1.УМК по математике для 5-6 классов (авторы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
2.Е. В. Буцко, А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. ФГОС. Алгоритм успеха. Математика.5 класс. Методическое пособие. Москва. Издательский центр.«Вентана-Граф». 2012 (контрольные работы).
3.А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М. С. Якир. Сборник задач и заданий для тематического оценивания по математике для 5 класса. Харьков, «Гимназия», 2010
4.Программа по математике (5-6 кл.) Авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
5.
6.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | № п\п | Наименование темы | Количество часов | Дата План. | Дата факт | Примечание |
1 триместр | ||||||
Глава 1 Натуральные числа | 23+4 | |||||
1-2 | 1 | Ряд натуральных чисел | 2 | 3.09, 3.09 | ||
3-5 | 2 | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел | 3 | 4.09,5.09, 6.09 | ||
6 | Первые шаги в геометрии | 6.09 | ||||
7-11 | 3 | Отрезок. Длина отрезка | 5 | 7.09,10.09, 10.09 11.09,12.09 | ||
12, 14-16 | 4 | Плоскость. Прямая. Луч | 4 | 13.09,14.09, 17.09,17.09 | ||
13 | Пространство и размерность. | 1 | 13.09 | |||
17-19 | 5 | Шкала. Координатный луч | 3 | 18.09,19,09, 20.09 | ||
20 | Простейшие геометрические фигуры. | 1 | 20.09 | |||
21-24 | 6 | Сравнение натуральных чисел | 4 | 20.09,21.09,24.09, 24.09 | ||
25 | Повторение и систематизация | 1 | 25.09 | |||
26 | Контрольная работа № 1 | 1 | 26.09 | |||
27 | Конструирование. | 1 | 27.09 | |||
Глава 2 Сложение и вычитание | 38+6 | |||||
28-32 | 7 | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | 5 | 27.09,28.09,1.10, 1.10,2.10 | ||
33 | Куб и его свойства | 1 | 4.10 | |||
34-39 | 8 | Вычитание натуральных чисел | 6 | 3.10,4.10,5.10, 15.10,15.10.16.10 | ||
40 | Куб и его свойства | 1 | 18.10 | |||
41-43 | 9 | Числовые и буквенные выражения. Формулы | 3 | 17.10,18.10,19.10 | ||
44 | Контрольная работа № 2 | 1 | 22.10 | |||
45-47,49 | 10 | Уравнение | 4 | 22.10,23.10,24.10,25.10 | ||
48 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | 1 | 25.10 | |||
50-51 | 11 | Угол. Обозначение углов | 2 | 26.10,29.10 | ||
52-54, 56,57 | 12 | Виды углов. Измерение углов | 5 | 29.10,30.10,31.10, 1.11,2.11 | ||
55 | Треугольник | 1 | 1.11 | |||
58-60 | 13 | Многоугольники. Равные фигуры | 3 | 5.11,5.11,6.11 | ||
61,62, 64,65 | 14 | Треугольник и его виды | 4 | 7.11,8.11,9.11,12.11 | ||
63 | Правильные многогранники | 1 | 8.11 | |||
66-68 | 15 | Прямоугольник. Ось симметрии фигуры | 3 | 12.11,13.11.14.11 | ||
69 | Повторение и систематизация | 1 | 15.11 | |||
70 | Правильные многогранники | 1 | 15.11 | |||
71 | Контрольная работа № 3 | 1 | 16.11 | |||
Глава 3 Умножение и деление | 45+7 | |||||
72-76 | 16 | Умножение. Переместительное свойство умножения | 5 | 26.11,26.11,27.11,28.11, 29.11 | ||
77 | Геометрические головоломки | 1 | 29.11 | |||
78-81 | 17 | Сочетательное и распределительное свойства умножения | 4 | 30.11,3.12,3.12,4.12 | ||
82,83,85-90 | 18 | Деление | 8 | 5.12-7.12,10.12-13.12 | ||
91 | Измерение длины | 1 | 6.12 | |||
92-94 | 19 | Деление с остатком | 3 | 14.12,17.12,17.12 | ||
95-97 | 20 | Степень числа | 3 | 18.12,19.12,20.12 | ||
98 | Измерение площади и объёма | 1 | 13.12 | |||
99 | Контрольная работа № 4 | 1 | 21.12 | |||
100-104 | 21 | Площадь.Площадь прямоугольника | 5 | 24.12-27.12 | ||
105 | Измерение площади и объёма | 1 | 27.12 | |||
106-109 | 22 | Прямоугольный параллелепипед. Пирамида | 4 | 28.12,31.12,31.12,8.01 | ||
110,112-115 | 23 | Объём прямоугольного параллелепипеда | 5 | 9.01-11.01,14.01 | ||
113 | Вычисление длины, площади и объёма | 1 | 10.01 | |||
116-118,120 | 24 | Комбинаторные задачи | 4 | 14.01-17.01 | ||
119 | Вычисление длины, площади и объёма | 1 | 17.01 | |||
121-122 | Повторение и систематизация | 2 | 18.01,21.01 | |||
123 | Контрольная работа № 5 | 1 | 21.01 | |||
Глава 4 Обыкновенные дроби | 20+5 | |||||
124,125,127-130 | 25 | Понятие обыкновенной дроби | 6 | 22.01-25.01,28.01,28.01 | ||
126 | Окружность | 1 | 24.01 | |||
131,132,134 | 26 | Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | 3 | 29.01-31.01 | ||
133 | Геометрический тренинг | 1 | 31.01 | |||
135-136 | 27 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 2 | 1.02,4.02 | ||
137 | 28 | Дроби и деление натуральных чисел | 1 | 4.02 | ||
139,140,142-145 | 29 | Смешанные числа | 6 | 5.02-8.02,11.02,11.02 | ||
141 | Топологические опыты | 1 | 7.02 | |||
146 | Повторение и систематизация | 1 | 12.02 | |||
147 | Контрольная работа № 6 | 1 | 13.02 | |||
148 | Задачи со спичками | 1 | 14.02 | |||
Глава 5 Десятичные дроби | 55+2 | |||||
149-153 | 30 | Представление о десятичных дробях | 5 | 14.02,15.02,25.02, 25.02,26.02 | ||
154 | Зашифрованная переписка | 1 | 28.02 | |||
155-158 | 31 | Сравнение десятичных дробей | 4 | 27.02,28.02,1.03,4.03 | ||
159-161 | 32 | Округление чисел. Прикидки | 3 | 4.03-6.03 | ||
162 | Задачи, головоломки, игры | 1 | 7.03 | |||
163-168, 170 | 33 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 7 | 7.03,8.03,11.03.11.03 12.03,13.03,14.03 | ||
169 | Зачетный урок «Наглядная геометрия» | 1 | 14.03 | |||
170 | Контрольная работа № 7 | 1 | 15.03 | |||
171-178 | 34 | Умножение десятичных дробей | 8 | 18.03-22.03,25.03 | ||
179-188 | 35 | Деление десятичных дробей | 10 | 25.03—29.03,1.04,1.04 2.04 | ||
189 | Контрольная работа № 8 | 1 | 3.04 | |||
190-192 | 36 | Среднее арифметическое. Среднее значение величины | 3 | 4.04,4.04,5.04 | ||
193-197 | 37 | Проценты. Нахождение процентов от числа | 5 | 15.04-18.04 | ||
198-202 | 38 | Нахождение числа по его процентам | 5 | 18.04,19.04,22.04 22.04,23.04 | ||
203-204 | Повторение и систематизация | 2 | 24.04,25.04 | |||
205 | Контрольная работа № 9 | 1 | 25.04 | |||
Повторение и систематизация | 40 | |||||
206-244 | Упражнения для повторения курса | 39 | 26.04-31.05 | |||
245 | Контрольная работа № 10 | 1 | 22.05 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Нормативные документы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Примерные программы основного общего образования. Математика. (Стандарты второго поколения. )- М.: Просвещение, 2010.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий/ А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова.- М.: Просвещение, 2010.
Информационные средства
1.Коллекция медиаресурсов, электронные базы данных.
2. Интернет.
Технические средства обучения
- Компьютер.
- Мультимедиа проектор.
- Интерактивная доска.
Формы промежуточной аттестации
Для оценки учебных достижений обучающихся используется: текущий контроль в виде проверочных, самостоятельных работ и тестов; тематический контроль в виде контрольных работ, зачётов; итоговый контроль в виде контрольной работы или теста.
Контрольных работ – 10 .
Тема Контрольной работы | Дата |
Натуральные числа | 28.09 |
Числовые и буквенные выражения | 24.10 |
Отрезок, луч и треугольники | 28.11 |
Умножение , деление и их свойства | 26.12 |
Площади и объемы. Комбинаторные задачи | 25.01 |
Действия с дробями | 27.02 |
Сложение и вычитание десятичных дробей | 22.03 |
Умножение и деление десятичных дробей. | 23.04 |
Среднее арифметическое. Проценты | 13.05 |
Итоговая контрольная работа | 28.05 |
Темы проектов
Из истории возникновения обыкновенных дробей.
Из истории мер длины
Из истории числа 0.
Искусство отгадывать числа.
Комбинаторика в лоскутной технике.
Комбинаторные задачи
Королевство десятичных дробей.
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей математики «___» ______________ 2018 г. _______________________Л.В.Штейнфельд | «Согласовано» Заместитель директора по НМР ___________________Л.В.Меркурьева |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку На 2012/2013 учебный год 4 класс ( 4 часа в неделю) УМК « Английский язык» Авторы И.И. Верещагина, О.В.Афанасьева
Рабочая программа составлена на основе:· Федерального компонента государственного образовательного стандарта;·...
Рабочая программа по информатике 10-11 класс по учебнику Н.Д. Угринович (2 часа в неделю)
Рабочая программа по информатике 10-11 класс по учебнику Н.Д. Угринович (2 часа в неделю)...
Рабочая программа "Решение нестандартных задач по алгебре и началам анализа" (профильный курс 3 часа в неделю) 11 класс
Для тех, кто предполагает получить в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой и социально-экономическими дисциплинами, математическая подготовка носит более фундамент...
Рабочая программа по физике 9 класс, А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник, 2 часа в неделю
Рабочая программа соответствует учебникам, изданым в 2009-2013 годах в соответствии со стандартом ООО первого поколения....
Рабочая программа по истории для 7 классов на 2016 - 17 учебный год 3 часа в неделю (всего 102 часа)
Рабочая программа по истории для 7 класса общеобразовательной школы составлена в соответствтт с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)
Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...
Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...