Рабочая программа по физике 9 класс, А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник, 2 часа в неделю
рабочая программа по физике (9 класс) по теме
Рабочая программа соответствует учебникам, изданым в 2009-2013 годах в соответствии со стандартом ООО первого поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fizika_9_2013.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования.
Общая характеристика учебного предмета.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Физика изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Цели изучения физики.
Изучение физики в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Приоритетами для школьного курса физики в 9 классе являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 часов)
Механические явления (38 ч)
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.
Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.
Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.
Механические волны. Длина волны. Звук.
Электромагнитное поле (13 ч).
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор.
Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет – электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Квантовые явления (15 ч)
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.
Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Физика и физические методы изучения природы (2 ч)
В основе отбора содержания учебного материала лежат следующие принципы:
- Научность (ознакомление школьников с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями, с перспективами развития физики, раскрытие современных достижений науки)
- Генерализация (фундаментальность) знаний (объединение учебного материала на основе научных фактов, фундаментальных понятий и величин, теоретических моделей, законов и уравнений, теорий)
- Целостность (формирование целостной картины мира с его единством и многообразием свойств)
- Преемственность и непрерывность образования (учитывание предшествующей подготовки учащихся)
- Систематичность и доступность (изложение учебного материала в соответствии с логикой науки и уровнем развития школьников)
- Гуманитаризация образования (представление физики как элемента общечеловеческой культуры
- Экологичность содержания (обсуждение социальных и экономических аспектов охраны окружающей среды, рассмотрения влияния на живой организм факторов природной среды)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля–Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жёсткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернет), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля исправности электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
- рационального применения простых механизмов;
- оценки безопасности радиационного фона.
Реализация программы обеспечивается
учебно-методическим комплектом (учебник включён в Федеральный перечень):
Физика. 9 класс: Учебник. для общеобразовательных. учреждений/ А.В.Пёрышкин.-М.: Дрофа, 2013.
Учебник включает весь необходимый материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличается простотой и доступностью изложения материала. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять законы физики на практике.
Сборник задач по физике. 7-9 класс/ А.В. Пёрышкин. – М.: Экзамен, 2013.
Задачник переработан в соответствии с «Обязательным минимумом», полностью обновлен иллюстративный материал. Предлагаемые задачи интересны по содержанию и дают возможность дифференцированно провести любой урок: для каждого учащегося можно подобрать задачу по способностям, интересам и успеваемости. В сборник также вошли вопросы, с помощью которых учащиеся глубже осознают физические явления, увидят межпредметные связи.
- Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Метод. пособие / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. - М.: Дрофа, 2013.
- О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов. «Физика. Тесты». 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2013.
Особенности курса, отличающие его от Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования.
- данный курс, как в теоретической, так и фактологической части является практикоориентированным: понятия, законы, теории и процессы рассматриваются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в природе и производстве
- широкое применение интегративного подхода. Это способствует формированию единой естественнонаучной картины мира.
- пересмотрены подходы к проведению демонстрационного и лабораторного эксперимента, включены элементы исследовательского характера, проблемный подход к постановке и результатам
- высокий теоретический уровень, который позволяет сделать процесс обучения максимально развивающим.
Для реализации поставленных целей и отличительных особенностей данного курса выбраны следующие подходы к его преподаванию:
- Теория поэтапного формирования умственных действий. Для полноценного формирования знаний необходима определённая последовательность этапов, которая должна соблюдаться при формировании любого нового знания.
- Теория опережающего обучения. Чем больше число вовлечений элемента знаний в учебную деятельность, тем выше процент учащихся, освоивших этот элемент. Таким образом, знакомство учащихся с новыми понятиями, законами, учебными действиями проходят в несколько этапов: первичный (дается первоначальное представление, контроль не осуществляется), основной (раскрывается основной смысл понятия, закона, учебного действия, контроль осуществляется), вторичный (продолжается раскрытие содержания закона, понятия, учебного действия при осуществлении внутри и межпредметных связей).
- Идея системного подхода. Рассматриваемые объекты представляют собой различные системы. Например, атом-система состоящая из элементарных частиц; молекула-система атомов; вещество-система атомов, молекул. Таким образом, рассмотрение объектов с позиции системного подхода позволяет выйти на дедуктивный метод познания, который заключается в прогнозировании свойств физических систем.
- Принцип интегративного подхода в образовании. Основным механизмом и средством интеграции выступают межпредметные связи. Установление межпредметных связей должно способствовать развитию системных теоретических знаний по предмету, расширению научного кругозора учащихся, приобретению опыта построения и применения этих связей при решении проблемных задач
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) | |
Лабораторные, практические работы | Контрольные работы | |||
Кинематика. | 11 | 1 | 1 | |
Динамика. | 8 | - | 1 | |
Механика. Законы сохранения. | 8 | - | 1 | |
Механические колебания и волны. | 11 | 1 | 1 | |
Электромагнитное поле. | 13 | 2 | 1 | |
Квантовые явления. | 15 | 2 | 1 | |
Физика и физические методы изучения природы. | 2 | - | - | |
ИТОГО: | 68 | 6 | 6 |
Литература для учителя.
- Физика. 9 класс: Учебник. для общеобразовательных. учреждений/ А.В.Пёрышкин.-М.: Дрофа,2013.
- Физика. 9 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Пёрышкина «Физика. 7 класс» / Е.М.Гутник, Е.В.Рыбакова. – М.: Дрофа, 2013.
- Сборник задач по физике. 7-9 класс/ А.В. Пёрышкин. – М.: Экзамен, 2013.
- Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. – М.: Просвещение, 2011.
- А.Е. Марон, С.В Позойский, Е.А. Марон. Сборник вопросов и задач по физике 7-9. – М.: Просвещение, 2011.
- Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Метод. пособие / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. - М.: Дрофа, 2011.
- О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов. «Физика. Тесты». 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2011.
- Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2011.
- О. Ф. Кабардин. Физика. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1991
Литература для обучающихся.
- Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Пёрышкин.-М.: Дрофа, 2013.
- Сборник задач по физике. 7-9 класс/ А.В. Пёрышкин. – М.: Экзамен, 2013.
- О. Ф. Кабардин. Физика. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 2013
- Энциклопедия для детей. Физика, ч.1,ч.2, М, Мир энциклопедий Аванта +, 2007 г.
Цифровые образовательные ресурсы.
- Интерактивный курс « Физика, 7-11 классы». CD диск. ООО « Физикон», 2005
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики 9 класс. CD диск.ООО «Кирилл и Мефодий», 2005.
Образовательные ресурсы Интернет.
sdamgia.ruzavuch. info
pedsovet.ru
rusedu.ru
it-n.ru
window.edu.ru
school-collection.edu.ru
festival.1 september.edu.ru
fipi.ru
www1.ege.ru
college.ru
Период | Контрольные работы | Лабораторные работы |
1 четверть | 1 | 1 |
2 четверть | 2 | 1 |
3 четверть | 1 | 2 |
4 четверть | 2 | 2 |
Год | 6 | 6 |
Поурочное планирование учебного материала по физике
в 9 классе (2 часа в неделю, 68 часов в год)
№ урока | Тема урока | Материал для изучения | Обучающийся должен знать | Обучающийся должен уметь (основные умения и навыки) |
Тема 1. Кинематика. 11 часов | Глава 1 | |||
Механическое движение. | § 1 | Знать: что изучает механика, две основные части этой науки, механическое движение, его описание с помощью СО. | Уметь: определять, в каких случаях можно считать тело математической точкой. | |
Путь и перемещение. | § 2 | Знать: определения перемещения, траектории, пути. | Уметь: строить вектор перемещения, его проекции, определять знак проекции и определять координаты движущегося тела. | |
Векторы и их характеристики. | § 3 | Знать: понятие вектора, проекции вектора, модуля вектора. | Уметь: находить и различать проекцию вектора на выбранную ось и модуль вектора. | |
Прямолинейное равномерное движение. Средняя скорость. Уравнение прямолинейного равномерного движения. | § 4 | Знать: скорость – векторная величина. | Уметь: описывать движение графическим и координатным способами; решать задачи на совместное движение нескольких тел. | |
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | § 5 | Знать: характеристики равноускоренного движения, определение ускорения, его единицы. | Уметь: в приведённых ситуациях определять направление ускорения, вычислять числовое значение ускорения, скорости, перемещения. | |
Мгновенная скорость. Уравнение скорости. | § 6 | Знать: понятие мгновенной скорости и ее уравнение. | Уметь: применять уравнение скорости. | |
Уравнение прямолинейного равноускоренного движения. | § 7 | Знать: вид уравнения, вид графика. | Уметь: строить график скорости от времени и решать теоретические задачи и по графикам, приведённым учителем; оформлять решение по образцу. | |
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Решение задач. | § 8 | Знать: различные типы задач и особенности их решения. | Уметь: строить график скорости от времени и решать теоретические задачи и по графикам, приведённым учителем; оформлять решение по образцу. | |
Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения» | Стр. 269 | Знать: правила ТБ, использования оборудования, порядок выполнения работы. | Уметь: применять на практике полученные знания. | |
Система отсчета и относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. | § 9 | Знать: значение выбора системы отсчета. Различие в применении систем отсчета. | Уметь: характеризовать различие описания движения при различии в выборе системы отсчета. | |
Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика». | Знать: Методы решения основных задач. | Уметь: решать задачи по теме. | ||
Тема 2. Динамика. 8 часов | Глава 1 | |||
Инерция. Первый закон Ньютона. Сложение сил. Равнодействующая сила. | § 10 | Знать: понятия инерциальной системы отсчёта, инерции, массы тела; формулировку первого закона Ньютона; условие, позволяющее считать инерциальной СО. | Уметь: приводить примеры ИСО, пояснять, какое отношение имеет ИСО к первому закону Ньютона. | |
Второй закон Ньютона. | § 11 | Знать: что сила есть причина изменения скорости, а значит, и ускорения; что второй закон Ньютона – установление связи между ускорением, силой и массой тела; формулировку закона; что в случае действия на тело нескольких сил ускорение определяется их равнодействующей; что ускорение и вызывающая его сила сонаправлены, что сила – векторная величина. | Уметь: использовать закон для решения задач, находить равнодействующую сил; определять числовое значение ускорения при известной массе тела, движущегося под действием двух противоположно направленных сил. | |
Третий закон Ньютона. | § 12 | Знать: формулировку закона; силы взаимодействия всегда приложены к разным телам, а потому не имеют равнодействующей. | Уметь: в приведённых примерах выделять взаимодействующие тела, определять силы взаимодействия. | |
Свободное падение. Невесомость. | § 13 | Знать: понятия свободного падения, ускорения свободного падения; экспериментальный факт – ускорение свободного падения всех тел одинаково. | Уметь: решать задачи на нахождение ускорения, скорости движения тела, брошенного вертикально вверх и свободно падающего. | |
Движение тел под действием силы тяжести. | § 14 | Знать: особенности движения тел вблизи поверхности Земли. | Уметь: применять известные формулы и законы в измененной ситуации. | |
Закон всемирного тяготения. | § 15 | Знать: понятия всемирного тяготения, гравитационных сил; формулировку закона тяготения; три случая, при которых формула закона даёт точный результат. | Уметь: рассчитывать силу тяготения в зависимости от расстояния между телами, ускорение свободного падения для тела, поднятого над Землёй, в разных широтах, находящегося на других планетах, объяснять приливы, отливы и другие подобные явления. | |
Закон всемирного тяготения. Решение задач. | § 16 | Знать: формулировку закона, границы его применимости, особенности величин, входящих в математическую запись закона. | Уметь: решать задачи на нахождение ускорения свободного падения на других планетах, силы тяготения в различных условиях. | |
Контрольная работа № 2 по теме «Динамика» | § 17 | Знать: Методы решения основных задач. | Уметь: решать задачи по теме. | |
Тема 3. Механика. Законы сохранения. 8 часов | Глава 1 | |||
Криволинейное движение. | § 18 | Знать: понятия криволинейного движения, причины такого движения. | Уметь: характеризовать различные виды движения в зависимости от направления силы, действующей на тело. | |
Движение по окружности. | § 19 | Знать: понятие центростремительного ускорения; почему равномерное движение по окружности считается равноускоренным; формулу центростремительного ускорения. | Уметь: решать расчётные и качественные задачи на движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью | |
Искусственные спутники Земли. | § 20 | Знать: ИСЗ, условия их запуска на круговую и эллиптическую орбиты. | Уметь: использовать формулу 1-й космической скорости, понимать её назначение и роль при планировании запуска ИСЗ; пояснять требования к высоте ИСЗ над Землёй, приводить примеры конкретных запусков, иметь представление о 2-й и 3-й космических скоростях и соответствующих орбитах; проводить расчёты по формулам. | |
Импульс. Закон сохранения импульса. | § 21 | Знать: понятие импульса, его обозначение, факт совпадения направления импульса с направлением скорости, формулировку закона сохранения импульса, примеры применения закона. | Уметь: определять общий импульс системы до и после взаимодействия тел. | |
Реактивное движение. Реактивный двигатель. Решение задач. | § 22 | Знать: принцип реактивного движения, устройство реактивного двигателя, особенности решения задач. | Уметь: решать качественные и расчётные задачи на закон сохранения импульса. | |
Закон сохранения механической энергии. | § 23 | Знать: формулировку закона сохранения механической энергии и его математическую запись, границы его применимости, виды механической энергии. | Уметь: применять закон сохранения механической энергии для решения задач. | |
Закон сохранения механической энергии. Решение задач. | § 23 | Знать: различные способы записи закона, особенности применения. | Уметь: решать качественные и расчётные задачи на закон сохранения энергии различными способами. | |
Контрольная работа № 3 по теме «Механика. Закон сохранения импульса». | Знать: Методы решения основных задач. | Уметь: решать задачи по теме. | ||
Тема 4.Механические колебания и волны. 11 часов | Глава 2 | |||
Механические колебания. Свободные колебания. Маятник. | § 24,§ 25 | Знать: понятия колебательной системы, свободных колебаний и условия их существования; математический маятник, гармонические колебания, величины, характеризующие колебания. | Уметь: объяснять причины затухания свободных колебаний, решать задачи на нахождение величин, характеризующих колебательные движения. | |
Период, частота, амплитуда, фаза колебаний. | § 26 | Знать: характеристики колебательного движения. | Уметь: решать задачи на нахождение величин, характеризующих колебательные движения, вычислять координату и скорость, период и частоту колебаний тела. | |
Лабораторная работа № 2 «Исследование колебаний маятника» | Знать: правила ТБ, использования оборудования, порядок выполнения работы. | Уметь: применять на практике полученные знания. | ||
Гармонические колебания. Энергия колебательных систем. | § 27, § 28 | Знать: понятие гармонических колебаний; превращения энергии при колебательных движениях | Уметь: применять закон сохранения механической энергии для решения задач. | |
Вынужденные колебания. Резонанс. | § 29, 30 | Знать: причины возникновения резонанса. | Уметь: объяснять причины затухания свободных колебаний, приводить примеры, показывающие вред и пользу резонанса. | |
Механические волны. Продольные и поперечные волны. | § 31, § 32 | Знать: понятия волны, поперечной и продольной волн, длины и скорости волны; формулы связи между скоростью, длиной и частотой волны. | Уметь: объяснять принцип распространения волн в различных средах. | |
Длина волны. | § 33 | Знать: определение длины волны и различные способы ее нахождения. | Уметь: решать задачи на нахождение величин, характеризующих механические волны. | |
Звук. Громкость звука и высота тона. | § 34, 35, 36 | Знать: определение звука и различать его характеристики. | Уметь: характеризовать звук, как продольную механическую волну. | |
Распространение звука. Скорость звука. | § 37, 38 | Знать: причины распространения звуковых волн в среде; их отражение; возникновение эха, практическое применение этого явления. | Уметь: объяснять различие скоростей распространения звука в различных средах, приводить примеры явлений, связанных с распространением звука в различных средах, применять на практике полученные знания. | |
Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. | § 39, 40 | Знать: принципы возникновения эхо, причины возникновения звукового резонанса. | Уметь: характеризовать явление отражения звука и резонанса. | |
Контрольная работа № 4 по теме «Механические колебания и волны» | Знать: Методы решения основных задач. | Уметь: решать задачи по теме. | ||
Тема 5. Электромагнитное поле. 13 часов | Глава 3 | |||
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Неоднородное и однородное магнитное поле. | § 42, 43 | Знать: источники и индикаторы магнитного поля; суть гипотезы Ампера; понятия магнитных линий, однородного и неоднородного магнитных полей. | Уметь: объяснять опыт Эрстеда, изображать магнитное поле при помощи магнитных линий. | |
Направление линий магнитного поля. | § 44 | нать: направление линий магнитного поля можно определить по направлению тока в проводнике при помощи правила буравчика. | Уметь: применять правило правой руки при решении задач. | |
Действие магнитного поля на проводник с током. | § 45 | Знать: магнитное поле создаётся электрическим полем и обнаруживается по его действию на электрический ток. | Уметь: применять правило левой руки при решении задач. | |
Вектор индукции магнитного поля | § 46 | Знать: понятие магнитных линий; магнитная индукция – векторная характеристика магнитного поля; единицы магнитной индукции. | Уметь: рассчитывать магнитную силу по формуле магнитной индукции, изображать магнитное поле при помощи линий магнитной индукции. | |
Лабораторная работа № 3 «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током» | Знать: правила ТБ, использования оборудования, порядок выполнения работы. | Уметь: применять на практике полученные знания. | ||
Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. | § 47, 48 | Знать: понятие магнитного потока, характеристики магнитного потока, единицы, суть явления электромагнитной индукции, опыты Фарадея. | Уметь: отвечать на вопросы типа: «Как меняется магнитный поток при увеличении в n раз магнитной индукции, если ни площадь, ни ориентация контура не меняются?» Объяснять важность явления электромагнитной индукции. | |
Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции» | § 49, Стр. 278 | Знать: правила ТБ, использования оборудования, порядок выполнения работы. | Уметь: применять на практике полученные знания. | |
Переменный ток. Электрогенератор. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. | § 51 | Знать: определение переменного тока, устройство и принцип работы электромеханического индукционного генератора. | Уметь: применять полученные знания в решении графических задач. | |
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | § 52, 53, 58 | Знать: понятия электромагнитного поля, вихревого поля, электромагнитной волны и её характеристик; диапазоны шкалы электромагнитных волн. | Уметь: объяснять причину возникновения электромагнитного поля и электромагнитной волны. | |
Колебательный контур. Электромагнитные колебания. | § 54, 55 | Знать: особенности возникновения электромагнитных колебаний в колебательном контуре. | Уметь: изображать элементы колебательного контура на схеме электрической цепи, описывать процессы, происходящие в нем. | |
Принципы радиосвязи и телевидения. | § 56 | Знать: знать процесс модуляции и детектирования. | Уметь: определять характеристики радиоволн. | |
Свет – электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. | § 58, 60 | Знать: электромагнитную природу света, понятие фотона, дисперсии света. | Уметь: характеризовать влияние электромагнитных излучений на живые организмы. | |
Контрольная работа № 5 по теме «Электромагнитное поле» | Знать: Методы решения основных задач. | Уметь: решать задачи по теме. | ||
Тема 6. Квантовые явления. 15 часов | Глава 4 | |||
Радиоактивность, α, β, γ – излучения. | § 65 | Знать: числовое значение заряда электрона, состав радиоактивного излучения и его компонентов, их свойства; планетарная модель атома, размер ядра атома сравнительно с размерами электронной оболочки. | Уметь: по таблице Менделеева определять заряды ядер атомов химических элементов, описывать ход опыта Резерфорда. | |
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. | § 66 | Знать: схему проведения опытов Резерфорда и полученных на их основе выводов. | Уметь: объяснять выводы из опытов Резерфорда. | |
Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. | § 62-64 | Знать: типы оптических спектров, метод спектрального анализа, постулаты Бора. | Уметь: формулировать постулаты Бора, применять метод спектрального анализа. | |
Радиоактивные превращения атомных ядер. Методы исследования частиц. | § 67, 68 | Знать: правило смещения Содди; определения массового числа, зарядового числа. | Уметь: применять правило Содди для определения взаимного положения в таблице Менделеева исходного элемента и элемента, образующегося в результате его распада. | |
Открытие протона и нейтрона. | § 69, 70 | Знать: электроны, протоны, нейтроны, атомные ядра, атомы нельзя увидеть непосредственно, но только с помощью специальных приборов и установок. | Уметь: приводить исторические факты об открытиях элементарных частиц. | |
Состав атомного ядра. Изотопы. α и β - распад. | § 71 | Знать: состав атомного ядра, изотопы. | Уметь: приводить примеры применимости изотопов в народном хозяйстве. | |
Ядерные силы, энергия связи атомных ядер. | § 72,73 | Знать: новый вид взаимодействия (ядерное) и его особенности; смысл словосочетания «дефект масс». | Уметь: находить энергию связи по формуле Эйнштейна, дефект масс. | |
Деление ядер урана. Ядерные реакции. | § 74,75 | Знать: новый способ получения энергии, открытый при наблюдении деления ядер урана | возможные неуправляемые последствия этого явления. | |
Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. | § 76,77 | Знать: факт «укрощения» ядерной энергии. | Уметь: объяснять принцип действия ядерного реактора; применять полученные знания при решении задач. | |
Лабораторная работа № 5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков» | Стр. 280 | Знать: правила ТБ, использования оборудования, порядок выполнения работы. | Уметь: применять на практике полученные знания. | |
Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.Закон радиоактивного распада. Период полураспада. | § 78 | Знать: о проблемах атомной энергетики в Курской области и в России в целом. | Уметь: приводить неоспоримые факты о необходимости использования ядерной энергии и соблюдении правил техники безопасности при её использовании. | |
Источники энергии Солнца и звезд. Термоядерная реакция. | § 79 | Знать: определение термоядерной реакции; неразрешимые (пока!) проблемы «укрощения» этого явления. | Уметь: приводить примеры, где протекают термоядерные реакции. | |
Элементарные частицы. Античастицы. | § 80 | Знать: закон превращения элементарных частиц, понятие антивещества. | Уметь: характеризовать различные элементарные частицы. | |
Лабораторная работа № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | Стр.281 | Знать: правила ТБ, использования оборудования, порядок выполнения работы. | Уметь: применять на практике полученные знания. | |
Контрольная работа № 6 по теме «Квантовые явления» | Знать: Методы решения основных задач. | Уметь: решать задачи по теме. | ||
Тема 7. Физика и физические методы изучения природы. 2 часа | ||||
Физические законы и границы их применимости. | Знать: все физические законы за курс основной школы. | Уметь: применять законы на практике. | ||
Роль физики в формировании научной картины мира. | Знать: значение метода моделирования в построении научной картины мира. | Уметь: характеризовать роль физики как науки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Компьютерное делопроизводство (в рамках предмета Технология) 2 часа в неделю, 11 класс
Программа курса составлена на основе авторской программы (автора учебника) М.В.Кирсановой. Программа курса предусматривает изучение в рамках предмета технологии основ современного делопроизводства. Дл...
Рабочая программа по физике (уч.А.В.Пёрышкин)
МБОУ Верхличская СОШ...
Рабочая программа по физике (уч.А.В.Пёрышкин)
МБОУ Верхличская СОШ...
Рабочая программа по физике (уч.А.В.Пёрышкин)
МБОУ Верхличская СОШ...
Рабочая программа "Химия. 9 класс" по учебнику А.А. Журина (2 часа в неделю)
Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования ...
Рабочая программа по учебнику К.Ю. Полякова 10класс профильный уровень (2 часа в неделю)
рабочая программа по предмету...