статья:"из опыта работы с одаренными детьми"
статья по математике на тему
система работы с одаренными детьми и их развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_s_odarennymi_detmi_2moy.doc | 50.5 КБ |
iz_opyta_raboty_s_odarennymi_detmi_2moy.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы с одаренными детьми
В современном мире резко возрастает значимость творческой деятельности и одаренных людей. Требования к человеку непрерывно растут. Личностный и творческий потенциал становится одним из основных ресурсов развития общества. Поэтому, перед системой образования все более актуальной становится задача раскрытия и развития задатков творческой деятельности детей; удовлетворение их познавательных потребностей и, по возможности, максимального развития их индивидуальных способностей.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
Несмотря на многозначность подхода к сфере одаренности, центральным понятием всегда является понятие "способности" - то, что обеспечивает успешную деятельность, т.е. индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешности выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. В том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Под "одаренностью" мы будем понимать повышенный уровень развития способностей.
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
∙ интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
∙ креативности;
∙ настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.
Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. . Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
∙ выявление одаренных детей;
∙ развитие творческих способностей на уроках;
∙ развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
∙ создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.
Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант - это 1 % способностей, а 99% потения».
В пятом классе дети, придя от одного учителя к множеству, изучают нас, пытаются угадать, какой ответ на вопрос мы хотим от них услышать. Я считаю важным давать задания, в которых может проявиться интеллектуальная индивидуальность ученика.
Способным учащимся очень важно быть услышанными и понятыми в классе, поэтому так часто они обращаются к дополнительной литературе и пытаются донести свои "открытия" до всего класса. Я предлагаю учащимся самостоятельно работать с книгами и заинтересовавшие их задачи выносить на общее обсуждение. Решение некоторых из этих задач превращаются в настоящее исследование. На уроках учащимся постоянно предлагаются необязательные задания.
Чтобы психологически приучить детей работать в условиях математических соревнований, я провожу математические бои, математические драки, олимпиады, интеллектуальные марафоны. В результате они учатся ценить время, правильно записывать и грамотно формулировать решение заданий, достойно относиться к соперникам, избирать игровую стратегию, корректно относиться к победам и поражениям.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Виноградова Лидия- призер районной математической олимпиады 2008г. В этом году Щербаков Илья (6кл) участвовал в межрегиональной заочной математической олимпиаде «Авангард», набрал 15 баллов из 20 возможных. Пригласили обучаться в заочной физико-математической школе.
Работу с одаренными учащимися, иногда обманчиво относят к "легкой". Но работа с такими детьми показывает, что к ним нельзя идти просто с отличным знанием материала и сводить изучение материала к схеме: "посмотри - повтори - запомни". Эти учащиеся приучены наблюдать, анализировать, читать дополнительную литературу, строить гипотезы, отстаивать свою точку зрения, оперировать не только маленькими порциями материала, но и всеми своими знаниями в целом. Для поддержания интереса способных детей к математике необходим высокий уровень заданий, так как наивысшую радость и удовлетворение такие учащиеся испытывают от работы позволяющей им открывать себя: свои способности и возможности. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому нужно следить, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался.
Рассмотрим основные компоненты системы работы с одаренными по математике детьми
1. Качественное преподавание школьного курса математики. Основная задача учителя - это раскрытие и развитие познавательных способностей учащихся: ощущений, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления и внимания. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
2. Эффективно организованная внеклассная работа по предмету, включающая проведение математических олимпиад, кружковых и факультативных занятий по математике, различных дидактических игр по математике и математических соревнований. Любая математическая задача, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Вся работа организуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Ребенку предлагается вид деятельности ориентированный на уровень его умственного и нравственно-волевого развития. Интерес к математике становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. Поэтому необходима организация разнообразных форм деятельности: соревнований, конкурсов на лучшую задачу, вечеров досуга, математических развлечений и т.д.
3. Обеспечение единства воспитательно-образовательных задач на занятиях по математике и вне их. Важно поддерживать непрерывность в работе с одаренными по математике детьми. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности, с тем чтобы на первом этапе заинтересовать учащихся математикой. Для этого широко используются математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результатов. На втором этапе у учащихся нужно поддерживать устойчивый интерес к занятиям математикой. В занятиях должны быть широко представлены математические игры и задачи, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения решения как правило необходим предварительный анализ условий, по ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. На третьем этапе роль учителя состоит в создании проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребенком деятельности. В это время учитель привлекает ребенка к оценке своих действий, просит подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ученик занимает активную позицию в организованной подобным образом деятельности, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков. Так же на этом этапе уместно объединение в совместной деятельности детей, в разной степени освоивших ее, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
4. Использование возможностей учреждений дополнительного образования. Учащиеся посещают математические кружки, , участвуют в очных и заочных предметных олимпиадах.
5. Использование творческого потенциала родителей.
Работу с родителями и детьми следует вести одновременно. Очень важно приобщение детей к занимательному математическому материалу в условиях семьи, это помогает решить ряд педагогических задач, обеспечивает разностороннее воздействие на учащихся. Формы и методы работы с родителями по этой проблеме разнообразны. Учитель знакомит родителей с занимательным математическим материалом, вызывающим интерес у детей и взрослых, играми с математическим содержанием, которые могут послужить основой совместного досуга родителей и их детей, а также для организации целенаправленных их совместных занятий математикой.
Литература:
1. Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961
2. Интернет-материалы.
3. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.
Предварительный просмотр:
Из опыта работы с одаренными детьми
В современном мире резко возрастает значимость творческой деятельности и одаренных людей. Требования к человеку непрерывно растут. Личностный и творческий потенциал становится одним из основных ресурсов развития общества. Поэтому, перед системой образования все более актуальной становится задача раскрытия и развития задатков творческой деятельности детей; удовлетворение их познавательных потребностей и, по возможности, максимального развития их индивидуальных способностей.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
Несмотря на многозначность подхода к сфере одаренности, центральным понятием всегда является понятие "способности" - то, что обеспечивает успешную деятельность, т.е. индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешности выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. В том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Под "одаренностью" мы будем понимать повышенный уровень развития способностей.
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
∙ интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
∙ креативности;
∙ настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.
Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. . Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
∙ выявление одаренных детей;
∙ развитие творческих способностей на уроках;
∙ развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
∙ создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.
Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант - это 1 % способностей, а 99% потения».
В пятом классе дети, придя от одного учителя к множеству, изучают нас, пытаются угадать, какой ответ на вопрос мы хотим от них услышать. Я считаю важным давать задания, в которых может проявиться интеллектуальная индивидуальность ученика.
Способным учащимся очень важно быть услышанными и понятыми в классе, поэтому так часто они обращаются к дополнительной литературе и пытаются донести свои "открытия" до всего класса. Я предлагаю учащимся самостоятельно работать с книгами и заинтересовавшие их задачи выносить на общее обсуждение. Решение некоторых из этих задач превращаются в настоящее исследование. На уроках учащимся постоянно предлагаются необязательные задания.
Чтобы психологически приучить детей работать в условиях математических соревнований, я провожу математические бои, математические драки, олимпиады, интеллектуальные марафоны. В результате они учатся ценить время, правильно записывать и грамотно формулировать решение заданий, достойно относиться к соперникам, избирать игровую стратегию, корректно относиться к победам и поражениям.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Виноградова Лидия- призер районной математической олимпиады 2008г. В этом году Щербаков Илья (6кл) участвовал в межрегиональной заочной математической олимпиаде «Авангард», набрал 15 баллов из 20 возможных. Пригласили обучаться в заочной физико-математической школе.
Работу с одаренными учащимися, иногда обманчиво относят к "легкой". Но работа с такими детьми показывает, что к ним нельзя идти просто с отличным знанием материала и сводить изучение материала к схеме: "посмотри - повтори - запомни". Эти учащиеся приучены наблюдать, анализировать, читать дополнительную литературу, строить гипотезы, отстаивать свою точку зрения, оперировать не только маленькими порциями материала, но и всеми своими знаниями в целом. Для поддержания интереса способных детей к математике необходим высокий уровень заданий, так как наивысшую радость и удовлетворение такие учащиеся испытывают от работы позволяющей им открывать себя: свои способности и возможности. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому нужно следить, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался.
Рассмотрим основные компоненты системы работы с одаренными по математике детьми
1. Качественное преподавание школьного курса математики. Основная задача учителя - это раскрытие и развитие познавательных способностей учащихся: ощущений, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления и внимания. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
2. Эффективно организованная внеклассная работа по предмету, включающая проведение математических олимпиад, кружковых и факультативных занятий по математике, различных дидактических игр по математике и математических соревнований. Любая математическая задача, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Вся работа организуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Ребенку предлагается вид деятельности ориентированный на уровень его умственного и нравственно-волевого развития. Интерес к математике становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. Поэтому необходима организация разнообразных форм деятельности: соревнований, конкурсов на лучшую задачу, вечеров досуга, математических развлечений и т.д.
3. Обеспечение единства воспитательно-образовательных задач на занятиях по математике и вне их. Важно поддерживать непрерывность в работе с одаренными по математике детьми. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности, с тем чтобы на первом этапе заинтересовать учащихся математикой. Для этого широко используются математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результатов. На втором этапе у учащихся нужно поддерживать устойчивый интерес к занятиям математикой. В занятиях должны быть широко представлены математические игры и задачи, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения решения как правило необходим предварительный анализ условий, по ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. На третьем этапе роль учителя состоит в создании проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребенком деятельности. В это время учитель привлекает ребенка к оценке своих действий, просит подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ученик занимает активную позицию в организованной подобным образом деятельности, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков. Так же на этом этапе уместно объединение в совместной деятельности детей, в разной степени освоивших ее, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
4. Использование возможностей учреждений дополнительного образования. Учащиеся посещают математические кружки, , участвуют в очных и заочных предметных олимпиадах.
5. Использование творческого потенциала родителей.
Работу с родителями и детьми следует вести одновременно. Очень важно приобщение детей к занимательному математическому материалу в условиях семьи, это помогает решить ряд педагогических задач, обеспечивает разностороннее воздействие на учащихся. Формы и методы работы с родителями по этой проблеме разнообразны. Учитель знакомит родителей с занимательным математическим материалом, вызывающим интерес у детей и взрослых, играми с математическим содержанием, которые могут послужить основой совместного досуга родителей и их детей, а также для организации целенаправленных их совместных занятий математикой.
Литература:
1. Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961
2. Интернет-материалы.
3. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы с одаренными детьми
формы работы и приемы работы с одаренными детьми....
Из опыта работы с одаренными детьми
формы работы и приемы работы с одаренными детьми....
«Из опыта работы с одаренными детьми»
«Из опыта работы с одаренными детьми»...
Из опыта работы с одаренными детьми
Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, любой ученый, исследователь...
"Из опыта работы с одаренными детьми"
Методические рекомендации "Из опыта работы с одаренными детьми"...
статья "Из опыта работы с одаренными и талантливыми детьми по математике в общеобразовательной школе"
Данная статья предназначена, в первую очередь, преподавателям школ, занимающихся развитием одаренных и талантливых детей. В ней рассматриваются некоторые приемы, методы работы с деть...
Из опыта работы с одаренными детьми
Статья...