статья "Из опыта работы с одаренными и талантливыми детьми по математике в общеобразовательной школе"
статья по теме

Бижова Татьяна Васильевна

Данная статья предназначена, в первую очередь,  преподавателям школ, занимающихся развитием одаренных и талантливых детей. В ней рассматриваются некоторые приемы,  методы  работы с детьми, проявляющими интерес к математике и интеллектуально развитыми. Статья представлена в формате "Из опыта работы", где автор предлагает различные формы работы с учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта  работы с одаренными и талантливыми детьми по математике в общеобразовательной школе

В настоящее время школы России оказались в парадоксальной ситуации. С одной стороны, в  отечественной педагогической практике очень мало образовательных программ для одаренных детей; отсутствует базовая теоретическая подготовка специалистов по психологии и педагогике детской одаренности, в педагогических вузах нет такой профессии «педагог по работе с одаренными детьми». С другой стороны, увеличивается количество одаренных и талантливых детей.

Раннее выявление, поддержка и развитие одаренных детей – приоритетная задача современного общества. Считается, что всего 1% людей в течение своей жизни реализуют на практике свои творческие возможности и способности.  Некоторые исследователи связывают это с тем, что любой успех состоит из 10% способностей и 90% труда. Поэтому очень важно научить детей учиться (трудиться), но для самих обучающихся очень важно видеть результат своего труда. И речь, конечно же, не о школьной отметке.

Первоочередной и наиболее трудной задачей любого педагога, в частности учителя математики, является выявление одаренных детей. И здесь на помощь приходит такая форма работы  как факультативное занятие по математике. Именно здесь раскрываются творческие способности ученика, который предлагает нестандартные способы решения задач, интересные подходы к ее решению. Ученики, посещающие такие занятия, заинтересованы в применении своих знаний в дальнейшем и становятся активными участниками всевозможных олимпиад. Таким детям значительно легче выполнять задания заочного тура олимпиады по математике, который проводится накануне проведения школьного тура. Увидев свои результаты, дети с большим удовольствием принимают участие в школьном этапе олимпиады, а  затем, показав отличные результаты, выходят на муниципальный уровень.

По окончании 9 класса ребенок может сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного изучения математики. И здесь на помощь приходит система дистанционного обучения школьников: обучение в заочной математической школе и т.д. Учащиеся под руководством учителя – предметника начинают изучать дополнительную литературу, присылаемую обучающемуся, выполнять задания повышенного уровня сложности, соответствующие возрасту ребенка, готовиться к сдаче Единого государственного экзамена и принимать активное участие в вузовских олимпиадах. Безусловно, на педагога ложится большая нагрузка и ответственность за таких детей, но вместе с ними учимся и мы, педагоги.

Ежегодно в школе проводится «Неделя естественно – математических наук», которая завершается большим математическим праздником – игрой типа «Своя игра». Все больше детей принимает участие в международной олимпиаде «Кенгуру». Немалый интерес ребята проявляют к турниру «Математических боев».

При работе с одаренными детьми большое внимание уделяется применению мультимедийных технологий. Наша школа  на 100% оснащена компьютерной техникой. Оборудованы АРМ учителя. В школе есть в наличии несколько интерактивных досок. В каждом кабинете математики в наличии имеются диски с мультимедийными программами. Учителя самостоятельно  разрабатывают  различные презентации к урокам, а также используют различные Электронные образовательные ресурсы Интернет- сообществ. Учащиеся принимают активное участие в проектной деятельности. Ими реализуются, в основном, проекты исследовательской направленности. На протяжении нескольких лет, по инициативе заинтересованных, талантливых педагогов,  в нашей школе проводятся  научно – исследовательские конференции.  А после того, как школе было присвоено звание имени академика  Бориса Васильевича Литвинова, в 2011 году, такие конференции стали традиционными, приобрели статус муниципального уровня и носят название «Шаги будущего». Победителям и призерам этой конференции предоставляется возможность представить свою работу на городской научно – исследовательской конференции  молодых участников городов ЗАТО в различных номинациях, где судьями выступают ведущие ученые – атомщики, академики, профессора ВУЗов и научные руководители градообразующего предприятия. Ребята работают самоотверженно. Несмотря на свою занятость, много времени проводят в библиотеке, изучая дополнительную литературу,  проводят исследования в лабораториях, решают очень трудные задачи.  Но никто из  них не разочаровывается, не бросает исследование, а наоборот, старается найти применение результатам своей работы. Благодаря Интернет – технологиям, исследуемый материал ярко представляется в виде различных носителей: слайдов, видеофрагментов, компьютерной анимации и т.д.

Уже несколько лет подряд учащиеся младших классов среднего звена активно участвуют во Всероссийском конкурсе «Познание и творчество». В нашей школе осуществляется  преемственность в обучении: еще в начальной школе дети,  участвующие в этом конкурсе, стараются участвовать в нем и на других ступенях обучения. Это творческий, увлекающий процесс, в котором можно импровизировать, придумывать различные способы и методы решения задач.

У разных школ разный состав учащихся, разный уровень оснащенности, разные возможности, разная материальная база. Но, при всех этих различиях,

заинтересованность самого педагога, его желание развивать талантливых и одаренных детей  - залог успеха в преподавании предмета, а значит, дальнейшего развития ребенка как личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными и талантливыми детьми на уроках биологии и во внеурочное время.

Данная статья предназначена для педагогов,но полезна будет и родителям. В ней излагаются отдельные моменты работы с талантливыми детьми на уроках биологии и внеурочное время. У каждого учителя есть оп...

О РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №14 г. Иркутска является образовательным учреждением, ориентированным н...

Работа с одаренными и талантливыми детьми на уроках технологии

Работа с одаренными и талантливыми детьми – одно из ведущих направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающих разветвленную систему поиска и поддержки талантливых ...

Система работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направ...

Тезисы выступления на педсовете. "Работа с одаренными и талантливыми детьми на уроках математики"

Тезисы выступления на педсовете. "Работа с одаренными и талантливыми детьми на уроках математики"...

Статья «Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в дополнительном образовании"

Цели работы:Развитие способностей и талантов ученика, достижение успехачерез повышение его мотивации к изучению предметаАлгоритм работы с одаренными детьми:Составление учащимся самостоятельно листа ин...