Урок математики в 6 классе: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел".
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему
Урок математики в 6 классе:
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока: совершенствовать умения складывать и вычитать рациональные числа, записывать данные выражения в виде алгебраической суммы и находить ее значение.
Задачи урока:
- Образовательные:
- закрепление правил сложения и вычитания рациональных чисел;
- формирование умений и навыков работы с операциями сложения и вычитания чисел
- Развивающие:
- развитие познавательного интереса;
- развитие логического мышления, внимания
- Воспитательные:
- воспитание активности;
- привитие учащимся навыков самостоятельной работы и самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhenie_i_vychitanie_chisel_s_raznymi_znakami.doc | 463.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 6 классе:
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока: совершенствовать умения складывать и вычитать рациональные числа, записывать данные выражения в виде алгебраической суммы и находить ее значение.
Задачи урока:
- Образовательные:
- закрепление правил сложения и вычитания рациональных чисел;
- формирование умений и навыков работы с операциями сложения и вычитания чисел
- Развивающие:
- развитие познавательного интереса;
- развитие логического мышления, внимания
- Воспитательные:
- воспитание активности;
- привитие учащимся навыков самостоятельной работы и самоконтроля.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока:
Закрепляют умения и навыки сложения и вычитания рациональных чисел.
Необходимое оборудование и материалы:
Мультимедийная система, компьютер, раздаточный материал, лист самоконтроля.
На уроке использовались методы:
Индивидуальный, фронтальный; письменный, устная работа.
Ход урока:
- Организационный момент.
1. Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас с вами повторительно-обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание чисел с разными знаками» .
Наша цель с вами: Повторить и закрепить всё, что проходили по этой теме. Выяснить, что недоучили, чтобы вы дома могли доучить, повторно разобрать недопонятый вами материал.
(слайд 2) (в столбик записаны слова: хочу, могу, умею, делаю) показывая на каждое из этих слов, даю расшифровку.
ХОЧУ: я хочу пожелать вам, ребята, увеличить объём своих знаний; хочу пожелать вам «Ни пуха, ни пера!».
МОГУ: сообщаю, что на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.
УМЕЮ: мы умеем применять с вами рациональные способы для решения задач.
ДЕЛАЮ: делаем каждый себе установку «Понять и быть тем первым, который увидит ход решения», а вместе с вами сегодня мы движемся только вперед.
- Актуализация знаний учащихся.
2. Итак, ребята, тема нашего урока (слайд 3)
Открыли тетради и записали сегодняшнее число и тему урока.
3. Фронтальный опрос.
Проведем разминку. Она состоит из двух частей.
Теоретическая: (слайд 4).
- Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками
- Сформулируйте правило сложения чисел с одинаковыми знаками.
- Сформулируйте правило вычитания рациональных чисел
- Как найти длину отрезка на координатной прямой?
- Какие числа называют противоположными?
Практическая.
- Сравните выражения: (слайд 5)
- -3,02 … -3,03
- 32,7 - 62,9 … 62,9 + 32,7
- 15,5 – (- 3,4) … 15,6 – 3,4
- -18,2 – 20,8 … -18,2 + 20,8
- -8 – (- 7,4) … -8 + 7,4
- -(28 + 13) … -28 - 13
- Подберите такое число, чтобы получилось верное равенство (слайд 6)
- -4,5 + … = -3,5
- … + 3 = -2,9
- -13,1 + … = -13,1
- -7,2 + … = 4,2
- … + (- 4,9) = -2,9
- 0,48 + … = 0
- Восстанови квадрат (вставьте в квадрат такие числа, чтобы суммы их в каждой строке, столбце и диагонали были равными) (слайд 7)
8 | -14 | ||
2 | -8 | -4 | |
-6 | -2 | ||
4 | -18 |
- Кто прав? (слайды 8 и 9)
Маша: |x| = -6 х=3 и х=-3 | Миша: |x| = -6 Нет решения! |
Маша: |x – 2| = 5,4 х-2 = 5,4 и х-2 = -5,4 х = 5,4 +2 х = -5,4+2 Х =7,4 х = -3,4 | Миша: |x – 2| = 5,4 |x| = 5,4 + 2 |x| =7,4 х =7,4 и x = -7,4 |
- Математический диктант (верное утверждение обозначить +, ложное -) (слайд 10)
- Сумма двух отрицательных чисел может быть числом натуральным
- Разность двух натуральных чисел является натуральным числом
- У противоположных чисел всегда одинаковые модули
- Сумма двух чисел с разными знаками может быть положительным числом.
- Разность двух отрицательных чисел не может быть положительным числом
- Если уменьшаемое меньше вычитаемого, то разность отрицательна
- Сумма двух отрицательных чисел меньше каждого из слагаемых
Проверка (слайд 11).
Нет ошибок «5», 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки «3»
4. Физкульт минутка. (слайд12)
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
- Актуализация практического опыта учащихся.
5. Актуализация практического опыта учащихся
(слайд 13)Складывать и вычитать отрицательные числа научились древнекитайские ученые еще до нашей эры. Широко использовали отрицательные числа индийские математики, они представляли себе положительное число как «имущество», а отрицательное число как «долг». Вот как индийский математик в 7 веке излагал правила сложения и вычитания: «Сумма двух имуществ есть имущество», «Сумма двух долгов есть долг», «Сумма имущества и долга равна их разности». А имя этого математика мы сейчас узнаем, решив №610, и сопоставив ответ соответствующим буквам и слогам. Задания выполняем в алфавитном порядке.
(слайд 14) Выполните действия:
№603. Найди значение выражения (слайд 15)
а) |-8| + (-4) -7 –(-15) = 8 -4 -7 + 15 = 23-11=12
в) -19,8 - |-4| + |-5|-(-16) = -19,8-4+5+16 = -23,8 + 21 = -2,8
д) 15-|-8| - |-5| -(-3) = 15 -8 -5 +3 = 18-13=5
ж) 15 –(-8) –(-5) -|-3| = 15 +8 +5 -3 =25
Дополнительное задание: №618
Найди расстояние между точками А(а) и В(b), если:
a) а= 5,8; b =9,2 AB = 9,2-5,8 = 3,4
б) a= -31,4; b= -60 AB = -31,4 – (-60) = 28,6
в) a= -3,4; b= 2,1 AB = 2,1-(-3,4)= 5,5
г) a= -60; b= 0 AB = 0-(-60) = 60
Проверка (слайд 16)
- Самостоятельная работа (тестирование).
6.Самостоятельная работа – тест
Вариант 1
1. Чему равна сумма чисел: -7 и -3 | |||
А) -4 | Б) 4 | В) -10 | Г) 10 |
2. Чему равна сумма чисел: -2,5 и 5 | |||
А) -7,5 | Б) -2,5 | В) 2,5 | Г) 7,5 |
3. Чему равна сумма чисел: -36 и 36 | |||
А) 0 | Б) -72 | В) 72 | Г) 1 |
4. Найдите значение выражения: -7-8 | |||
А) 1 | Б) -1 | В) 15 | Г) -15 |
5. Найдите значение выражения: 4 - 9 | |||
А) 5 | Б) -5 | В) 13 | Г) -13 |
6. Найдите значение выражения: -12-(-20) | |||
А) -32 | Б) 32 | В)8 | Г) -8 |
7. Найдите значение выражения: |-25 |+|-18 | | |||
А) -43 | Б) 43 | В) -7 | Г) 7 |
8. Найдите значение выражения: |-25+18 | | |||
А) -43 | Б) 43 | В) -7 | Г) 7 |
9. Решите уравнение: |х |=6 | |||
А) 6 | Б) -6 | В) 6; -6 | Г) 0 |
10. Найти наименьшее число из чисел: 2; -300; -30; -29; -7; -9; 0; 1; -1 Ответ:__________________ | |||
11. Вычислите: -15+0+15-(-28)+28 Ответ:__________________ | |||
12. Решите уравнение: -х=-42-(-6) Ответ:__________________ |
Вариант 2
1.Чему равна сумма чисел: -6 и -5 | |||
А) -11 | Б) 11 | В) -1 | Г) 1 |
2. Чему равна сумма чисел: -29 и 29 | |||
А) -58 | Б) 58 | В) 1 | Г) 0 |
3. Чему равна сумма чисел: -0,5 и 3 | |||
А) 1,5 | Б)-3,5 | В) 2,5 | Г) 0,5 |
4. Найдите значение выражения: -3-8 | |||
А) 5 | Б) -5 | В) 11 | Г) -11 |
5. Найдите значение выражения: 5-10 | |||
А) 5 | Б)-5 | В) 15 | Г) -15 |
6. Найдите значение выражения: -13-(-30) | |||
А) -33 | Б) 33 | В) 17 | Г) -7 |
7. Найдите значение выражения: |-34 |+|-28 | | |||
А) -62 | Б) 62 | В) -6 | Г) 6 |
8. Найдите значение выражения: |-34+28 | | |||
А) -64 | Б) 64 | В) -6 | Г) 6 |
9. Решите уравнение: |х |=9 | |||
А) 9 | Б) -9 | В) 9; -9 | Г) 0 |
10. Найти наименьшее число из чисел: -555; 4; -50; -49; -12; -2; 0; 61; -6 Ответ:__________________ | |||
11. Вычислите: -19+0+19-(-16)+16 Ответ:__________________ | |||
12. Решите уравнение: -х=-18-(-34) Ответ:__________________ |
Бланк тестирования по математике в 6 классе
Тема: "Действия с рациональными числами"
Вариант №___________________ Класс__________________
Фамилия_____________________ Имя___________________
Тестовый балл________________ Отметка________________
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Буква ответа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перевод баллов в отметку:
Менее 7 баллов | 7 - 10 баллов | 11 - 19 баллов | 20 - 23 балла |
" 2 " | " 3 " | " 4 " | " 5 " |
Ключ к тесту
Вариант № 1
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Буква ответа |
Вариант № 2
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Буква ответа |
Взаимопроверка (слайд 17)
Выставление оценок (слайд 18)
- Итог урока.
Итог урока (слайд 19)
Учащиеся подсчитывают количество баллов и ставят себе оценку.
№ п/п | Вид работы | Количество баллов |
1 | Блиц-опрос |
|
2 | Работа в парах |
|
3 | Взаимопроверка д/з |
|
4 | Решение задач |
|
5 | Отгадай слово |
|
6 | Тест |
|
7 | Кросс-опрос |
|
| Всего баллов |
|
Оценка «5» – 23 балла и более «4» – 22-19 баллов «3» – 14-18 баллов |
|
- Рефлексия (слайд 20).
- Спасибо за урок (слайд 21).
Лист самоконтроля: _________________________(Ф.И.), учащегося____класса
№ | ||
1 | Мое настроение в начале урока (обведи нужное) | |
2 | Моя отметка за диктант | |
3 | Моя отметка за самостоятельную работу | |
4 | Мое настроение в конце урока (обведи нужное) | |
5 | Почему оно поменялось? | |
6 | У меня пока не получается, но я обязательно научусь… |
Используемые источники информации
- Математика 6 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкин и др. Составитель Д.Ф. Айвазян. Волгоград: Учитель, 2005 год.
- Математические диктанты 6 класс: Пособие для учителей и учащихся к учебнику математика Н.Я. Виленкин и др. Автор Жохов В.И., М: ООО «Издательство РОСМЭН-ПРЕСС», 2004г
- Математика: обыкновенные и десятичные дроби: Рабочая тетрадь для 6 класса общеобразовательных учреждений. Авторы Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2007
- Уроки математики: 6 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации: пособие для учителей /Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с применением ЦОР по математике по теме: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"
Урок- обобщение с применением ЦОР содержит:Конспект урокаПрезентацию к урокуЦОР...
Интегрированный урок математики и биологии по теме "Умножение положительных и отрицательных чисел. Некоторые экологические проблемы города вокруг нашей школы"
Данный урок направлен на закрепление умений умножать положительные и отрицательные числа, поможет применить знания по решению эколоческих проблем и познакомит обучающихся с экологическими проблемами м...
Урок математики в 6 классе "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел".
Данный урок является заключительным в теме “Сложение, вычитание положительных и отрицательных чисел”. Цель устного счёта – подготовить учащихся к продуктивной работе на протяжении всего урока. В ходе ...
Урок-путешествие по теме:«Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
Умение выполнять действия сложения и вычитания чисел с разными знаками...
Методическая разработка урока по математике на тему: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"
Урок с презентацией для 6-го класса по математике на тему: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"...
Зачетный урок «Вертушка» по теме: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»(6 класс)
Главное отличие зачета, организованного таким способом в том, что экзаменаторы не только проверяют и оценивают знания, но и обучают тех учащихся, которые по каким- либо причинам не усвоили пройденный ...
Открытый урок в 6 классе по математике на тему «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
Открытый урок в 6 классе по математике на тему «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» ...