Урок математики в 6 классе "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел".
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_ur_slozhenie_i_vychitanie_polozhitelnykh_i_otritsatelnykh_chisel.docx | 27.03 КБ |
marshrutnyy_list.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. 6-й класс
Учитель Зайцева М.В.
Цели:
- Образовательные: повторить и обобщить изучаемый материал; закрепить у обучающихся умение выполнять действия сложения и вычитания чисел с разными знаками; проверить умения и навыки ребят в работе с положительными и отрицательными числами;
- Развивающие: развитие памяти, речи, познавательного интереса за счет вовлечения обучающихся в игру; формирование представлений о математическом языке, его компонентах, историческом развитии;
- Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, умению внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников.
Об уроке: Данный урок является заключительным в теме “Сложение, вычитание положительных и отрицательных чисел”. Цель устного счёта – подготовить учащихся к продуктивной работе на протяжении всего урока. В ходе урока проводится работа по поддержанию и совершенствованию ранее сформированных знаний и умений, в частности, вычислительных навыков. Предлагаются задания, требующие сообразительности, внимания, анализа и обобщения имеющихся знаний.
Структура урока:
- Постановка цели урока
- Устный счёт
- Путешествие по планетам
- Самостоятельная работа
- Итог, домашнее задание
Оборудование урока: маршрутные листы, презентация
Ход урока
1. Организационный момент.
У: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок (слайд 1). Урок, который даст нам возможность получить новую и интересную информацию и одновременно поможет повторить все, что вы знаете о сложении и вычитании положительных и отрицательных чисел. Наш урок будет проходить в форме космического путешествия. И совершим мы этот полет вот на таком космическом корабле (слайд 2). Девиз урока (слайд 3): “ Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий”. Вы побываете на разных планетах: сделаете остановку на планете “Исторической”, посетите планету “Сложения и вычитания”, побываете на планете “Уравнения”, не останутся без внимания и другие планеты.
В начале нашего путешествия мне бы хотелось обратиться к словам известного российского математика Александра Мордковича: “Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”. Именно это потребуется нам на уроке: внимание, настойчивость, упорство, чтобы достичь поставленных целей.
2. Постановка целей и задач урока.
3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
У: Каждому из вас, как великому путешественнику, выдается звездный маршрутный лист, где указаны планеты и задания в той последовательности, в которой вам нужно их посетить. Подпишите свои звёздные маршруты и выберите то настроение, с каким вы пришли сегодня на урок (слайд 4). Итак, вы готовы к путешествию?
Чтобы запустить двигатели корабля, вам ребята нужно пройти устное испытание.
Устное испытание:
1.Сравните числа (слайд 5):
а) -58 и 145; б) 63,2 и -62,3; в) -8,58 и -8,5; г) -1\2 и -0,5
В: Какими правилами вы пользовались для сравнения чисел?
2.Вычислите (слайды 6 – 14):
- -22 + 35
- -3,7 + 2,8
- 1,5 + (-6,3)
- 8,2 + (-8,2)
- 22 – 27
- -13 – 8
- 19– (-2)
- -27 – (-3)
- -35 + (-9)
В: Какими правилами вы пользовались при сложении и вычитании положительных и отрицательных чисел?
У: Мы повторили правила, которые нам пригодятся для успешного путешествия. Я считаю, что устное испытание вы прошли, двигатели корабля запущены и наше путешествие начинается. В добрый путь друзья! Возьмите в руки звездный маршрутный лист, посмотрите, с какой планеты мы начнем свое путешествие.
О: Правильно, с планеты “Исторической” (слайд 15).
Попасть на другие планеты, минуя историческую, нельзя. Поэтому мы делаем первую остановку, здесь мы познакомимся с историей возникновения положительных и отрицательных чисел
История возникновения положительных и отрицательных чисел.
Отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н. э. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные – как долг, недостача. Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали. Лишь в VII в. индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием.
Индийские математики представляли себе положительные числа как (слайд16), “имущества”, а отрицательные числа как “долги”. Вот как индийский математик Брахмагупта излагал правила сложения и вычитания: “Сумма двух имуществ есть имущество”, “сумма двух долгов есть долг”, “сумма имущества и долга равна их разности” и т. д. Попробуйте перевести эти древнеиндийские правила на современный язык. В Европе отрицательными числами начали пользоваться с XII–XIII вв., но до XVI в., как и в древности, они понимались как долги, большинство ученых считали их “ложными”, в отличие от положительных чисел – “истинных”.
Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика и философа Рене Декарта. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую.
Складывать и вычитать отрицательные числа научились древнекитайские ученые еще до нашей эры.
У: Ребята мы познакомились с историей возникновения положительных и отрицательных чисел и продолжаем наш путь на планету «Сложения и вычитания» (Слайд 17). Воспользуйтесь маршрутным листом для выполнения задания на этой планете.
В: Какие задания ждут вас на этой планете? (Слайд 18)
О: Выполнить сложение и вычитание чисел с разными знаками.
У: Приступаем к выполнению заданий. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
У: Давайте проверим ваши решения. Занесите результат работы вашего товарища в отдельное поле в его маршрутном листе.
У: Мы покидаем планету «Сложения и вычитания» и держим свой путь к планете «Уравнения» (слайд 19).
Задания (Слайд 20):
1) х + 1,2 = -0,17
2) 14 – х = -28
3) х – 9 = – 3,1
4) -2,1 – х = -2
У: На решение каждого уравнения 2 минуты. Приступайте.
У: Ребята давайте проверим ваши решения (ответы и решения с комментариями, занесение результатов в маршрутный лист). Мы говорим планете “Уравнения” до свидания и держим наш курс к планете «Ребусная» (слайд 21).
У: Обратимся к маршрутному листу, что вам предстоит разгадать?
О: Найти ошибки в вычислениях и восстановить решение.
1-е задание: Заполните пропуски
1) -14 + … = -37
2) -4,8 + … = -8,6
3) -2,13 + … = -17
4) -3,8 + … = -4,08
2-е задание: Найдите ошибки в вычислениях
1) 25+ (-17) = -8
2) -30,5 – 12,6 = 43,1
3) 15, 73 – 20,5 = 4,77
У: Проверяем свои решения (слайды 22 – 24). Занесение результатов в маршрутный лист
У: Молодцы ребята, вы справились с испытанием, пора нам отдохнуть и поэтому мы держим курс на планету «Отдых». Физминутка (слайд 25).
Хорошо отдохнули. Мы подлетаем к планете «Мудрецов» (слайд 26)
1-е задание: Даны числа: -1, -2, -3, -4, -5, -6, -7, -8, -9, -10
Составьте из них три верных равенства, используя каждое число по одному разу.
2-е задание: Замените звездочки знаками “+” или “ – ” так, чтобы получились верные равенства:
1) -6,1 * (-2,3 ) * 3,8 = 0
2) 3,9 * 7,4 * (-9,3) = -12,8
У: Ну, что посмотрим кто у нас самый мудрый (слайды27, 28). Занесение результатов в маршрутный лист
У: Мы покидаем планету “Мудрецов” и держим курс на «Финальную планету» (слайд 29).
Задания финальной планеты (слайд 30):
Найти значение алгебраической суммы
- (-18) + 48 – 34 – (– 18) + 35 –28 =
- 30,5 – 12,4 + (-7,5) – 30,5 + 19,9 =
- (-45,56) + 66, 53 – (-13,47) + 45,56 =
- 87 – 54 + 43 – (-55) + 39 – 87 =
- Уменьшаемое 17, вычитаемое -10, найдите разность
- Запишите разность чисел 14 и 6, вычислите её.
- Число -24 уменьшите на 12
- Число -15 увеличьте на 19
4. Итог урока. Рефлексия.
У: Наше путешествие подходит к концу. Сегодня вы хорошо потрудились. И каждый из вас оценит свой труд сам. В маршрутном листе подсчитайте общее количество баллов, которые вы заработали на планетах: «Сложения и вычитания», «Уравнения», «Ребусная», «Мудрецов». Занесите результат в окошко «Итого». Рядом поставьте оценку соответствующую данной шкале (слайд 31):
22 – 26 баллов – «5»
17 – 21 баллов – «4»
10 – 16 баллов – «3»
Задания, которые вы выполняли на планете «Финальная», я проверю и выставлю оценки сама. В маршрутном листе отметьте темы, которые вы недостаточно хорошо усвоили.
Ребята, вспомните, с каким настроением вы пришли на урок и отметьте с каким уходите.
5. Домашнее задание.
Наше путешествие подошло к своему завершению, но с планетами мы не прощаемся, и домашнее задание вам будет подготовить задания для планеты «Творчество».
У: Урок хочется закончить стихами (слайд 32):
Есть, науки хороши
Для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно.
Для развития ума предназначена она –
Математика.
Это было, это будет, это вечно!
Спасибо за урок! (слайд 33)
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист путешественника
6 класса «А»_______________________________________
1.Планета «Историческая»
2.Планета «Сложения и вычитания»
Задания:
1. – 76 – 59 1.
2. - 41,5 + 55,6 2.
3. -125 – (-37) 3.
4. 39,6+ (- 15,9) 4.
5. 31,25 – (-8,75) 5.
3. Планета «Уравнения»
Задания:
1) х + 1,2 = - 0,17 2) 14 – х = -28
3) х – 9 = - 3,1 4) - 2,1 – х = -2
4. Планета «Ребусная»
1 задание: Заполните пропуски
1) - 14 + … = -37
2) -4,8 + … = -8,6
3) -2,13 + … = -17
4) -3,8 + … = -4,08
2 задание: Найдите ошибки в вычислениях
- 25+ (-17) = - 8
- – 30,5 – 12,6 = 43,1
- 15, 73 – 20,5= 4,77
5 Планета «Отдых»
6. Планета «Мудрецов»
1 задание: Даны числа: -1, -2, -3, -4, -5, -6, -7, -8, -9, -10
Составьте из них три верных равенства, используя каждое число по одному разу.
2 задание: Замените звездочки знаками «+» или « - » так, чтобы получились верные равенства: 1) - 6,1 * (- 2,3 ) * 3,8 = 0
2) 3,9 * 7,4 * ( - 9,3) = - 12,8
7. Планета «Финальная»
Найти значение алгебраической суммы
1. (-18)+ 48 – 34- (- 18)+ 35 -28=
2. 30,5- 12,4 + (-7,5) – 30,5+19,9 =
3. (-45,56) +66, 53 –(-13,47) +45,56=
4. 87-54+43- (-55)+39 – 87=
5. Уменьшаемое 17, вычитаемое -10, найдите разность
6. Запишите разность чисел -14 и 6, вычислите её.
7. Число -24 уменьшите на 12
8. Число -15 увеличьте на 19
Отметьте темы, вызывающие затруднение
- Сложение отрицательных чисел
- Сложение чисел с разными знаками
- Вычитание
- Уравнения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: " Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" и презентация к уроку.
«Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».Урок для учащихся шестого класса. Урок-турнир. Эта форма проведения урока предполагает сочетание групповой и индивидуальной работы на у...
Урок с применением ЦОР по математике по теме: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"
Урок- обобщение с применением ЦОР содержит:Конспект урокаПрезентацию к урокуЦОР...
Разработка урока математики в 6 классе "Умножение положительных и отрицательных чисел"
Цель: Вывести правило умножения положительных и отрицательных чисел и формировать умение его применять.Повторить и закрепить правила сложения и вычитания рациональных чисел, на примере решения географ...
Конспект открытого урока по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"
Конспект открытого урока по математике в 6 классе на тему "Сложение и вычитание чисел с разными знаками" с презентацией...
Урок математики в 6 классе "Сравнение положительных и отрицательных чисел"
Урок математики в 6 классе "Сравнение положительных и отрицательных чисел" является уроком обобщения. Для его проведения использована технология модульного обучения в соответствии со всеми этапами пос...
Урок по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"
Обобщение и закрепление темы “Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел ”, используя различные виды работы....
Технологическая карта урока математики в 6 классе "Умножение положительных и отрицательных чисел"
Технологическая карта урока сожержит основные этапы урока, этапы деятельности учеников и учителя и планируемые результаты на каждом из этапов деятельности....