Проблемно модульная технология как средство повышения эффективности образования
статья по математике на тему
На современном эттапе выпускник школы, в полной мере овладевший знаниями только в пределах учебной программы, не считается конечной целью образовательного процесса. В центре внимания - способность детей к самообразованию. На мой взгляд, одной из технологий, выполняющей эту задач, является проблемно-модульное обучение. Как я применяю ее в учебном процессе и рассказано в данном материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemno_modulnaya_tehnologiya.docx | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемно-модульная технология как средство повышения эффективности учебного процесса.
Изменения, происходящие сегодня в образовании, направлены на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Они требуют от учителя перехода от традиционных методов обучения к новым. В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является технология проблемно-модульного обучения, которая позволяет мне проводить уроки математики на качественно новом уровне. Проблемно – модульное обучение представляет интеграцию модульного и проблемного обучения, позволяющую использовать достоинства обеих технологий.
Модульное обучение зародилось и приобрело большую популярность в вузах США, Германии, Англии в 60-70 годах XX века. В отечественной педагогике модульному обучению посвящено немало работ. В области высшей и средней профессиональной школы получили известность труды П.А. Юцявичене, Н.Е. Эрганова, М.А. Чошанова. В рамках общеобразовательной школы изучением реализации технологии модульного обучения занимались учёные П.И. Третьяков, А.Н. Курбатова, С.В. Рудницкая
Модульное обучение – такая организация процесса обучения, при которой учащийся работает с учебной программой составленной из модулей. Проблемное обучение – это организация учебного занятия, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей
Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, организацию работы с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле всё заранее запрограммировано: и последовательность изучения учебного материала, и уровень его усвоения.
Модуль - это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа.
В модуль входят:
1) план действий с указанием конкретных целей;
2) банк информации;
3) методическое руководство по достижению указанных целе
Одной из важных задач в технологии проблемно-модульного обучения является конструирование учебных элементов, из которого состоят блоки проблемного модуля. Каждый из блоков модуля выполняет определённую функцию.
Систему уроков по теме обычно представляю в форме целостного блока, включающего 6 этапов. Так изучение темы «Степень с натуральным показателем и ее свойства» строю следующим образом:
Тема урока:
«Степень с натуральным показателем и ее свойства».
7 класс (9 часов)
- Урок "погружение", на котором излагается весь теоретический материал темы (2ч.);
- Урок "Невероятное - очевидное", посвященный решению на первый взгляд невероятных проблем,
- Урок - консультация, на котором учитель отвечает на заранее подготовленные вопросы учащихся,
- Урок - эксперимент, направленный на отработку экспериментальных умений (1ч.);
- Урок коррекции знаний (2 ч);
- Урок-зачет (2ч.)
На уроках с применением проблемно-модульной технологии использую такие методы и приемы, как
- Метод проектов
- Исследовательский
- Метод обучения на ошибках
- самоконтроля
- Приём «провокационных" вопросов
На этих уроках ребята работают индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава.
Свою роль стараюсь свести к роли организатора: управляющего процессом обучения, консультанта.
На мой взгляд, важным условием совершенствования преподавания математики является усиление ее практической направленности. Поэтому большое внимание уделяю лабораторным, лабораторно-графическим и практическим работам. Кроме того, проведение подобного вида работ вносит разнообразие в уроки математики; повышает активность и самостоятельность обучающихся; способствует повышению качества знаний; делает абстрактные теоретические положения понятными. Так одним из уроков, проведённых 7 классе с использованием проблемно-модульного обучения, был урок по теме «Свойство медианы в равнобедренном треугольнике».
Цель данного урока: установление свойств равнобедренного треугольника.
Оборудование: чертежные инструменты, транспортир.
Ход работы:
I. Построение равнобедренного треугольника ABC (AB=BC).
1. Проведение медианы из вершины B к стороне AC.
2. Проведение высоты из вершины B к стороне AC.
3. Проведение биссектрисы ÐB.
III. формулировка вывода: Медиана в равнобедренном треугольнике является высотой и биссектрисой.
Идеи и принципы технологии проблемно-модульного обучения требуют адекватной системы контроля и оценки учебных достижений обучающихся.
В своей работе использую рейтинговую систему оценки учебных достиже-
ний, основная особенность которой заключается в передаче «нитей контроля» от учителя к ученику.
Проводить модульные уроки, а главное - готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа. Но и отдача велика. То, чему научились ребята самостоятельно или друг у друга, хорошо усваивается, следовательно, создается ситуация «успеха», а это приводит к активизации познавательной деятельности, к повышению качества знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фитнес технологии как средство повышение эффективности занятий физической культурой в начальной школе.
В данной работе содержатся основные определения и возможности применения фитнес технологий в начальной школе....
игровые технологии как средство повышения эффективности позновательного процесса
Выступление на методическом семинаре.«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса»...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА
Рекомендации по использованию информационно- коммуникационных технологий на уроках физики ФНовые ИКТ в процессе обучения физике позволяют осуществить следующие задачи: сделать урок сов...
Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе
Данный материал представлен как обобщение опыта над темой самообразования "Информационно-коммуникационные технологии"....
Здоровьесберегающие технологии как средство повышения эффективности урока
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских детей вызывает серьезную тревогу специ...
Выступление на методическом семинаре в рамках конкурса «Лучший учитель». Тема: КВЕСТ - технология как средство повышения эффективности образования
Тема моего выступления: КВЕСТ – технология как средство повышения эффективности образования.Требования Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной об...