Проблемно модульная технология как средство повышения эффективности образования
статья по математике на тему

На современном эттапе выпускник школы, в полной мере овладевший знаниями только в пределах учебной программы, не считается конечной целью образовательного процесса. В центре внимания - способность детей к самообразованию. На мой взгляд, одной из технологий, выполняющей эту задач, является проблемно-модульное обучение. Как я применяю ее в учебном процессе и рассказано в данном материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemno_modulnaya_tehnologiya.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно-модульная технология как средство повышения эффективности учебного процесса.

           Изменения, происходящие сегодня в образовании, направлены на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Они требуют от учителя перехода от традиционных методов обучения к новым. В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является технология проблемно-модульного обучения, которая позволяет мне проводить уроки математики на качественно новом уровне. Проблемно – модульное обучение представляет интеграцию модульного и проблемного обучения, позволяющую использовать достоинства обеих технологий.

Модульное обучение зародилось и приобрело большую популярность в вузах США, Германии, Англии в 60-70 годах XX века. В отечественной педагогике модульному обучению посвящено немало работ. В области высшей и средней профессиональной школы получили известность труды П.А. Юцявичене, Н.Е. Эрганова, М.А. Чошанова. В рамках общеобразовательной школы изучением реализации технологии модульного обучения занимались учёные П.И. Третьяков, А.Н. Курбатова, С.В. Рудницкая

 Модульное обучение – такая организация процесса обучения, при которой учащийся работает с учебной программой составленной из модулей. Проблемное обучение – это организация учебного занятия, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей

         Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, организацию работы с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле всё заранее запрограммировано: и последовательность изучения учебного материала,  и уровень его усвоения.

Модуль - это инструкция по достижению   цели   учебно-познавательной  деятельности,   индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа.

          В модуль входят:

1) план действий с указанием конкретных целей;

2) банк информации;

3) методическое руководство по достижению указанных целе

Одной из важных задач в технологии проблемно-модульного обучения является конструирование учебных элементов, из которого состоят блоки проблемного  модуля. Каждый из блоков модуля выполняет определённую функцию.

    Систему уроков по теме обычно представляю в форме целостного блока, включающего 6 этапов. Так изучение темы «Степень с натуральным показателем и ее свойства» строю следующим образом:

Тема урока:

«Степень с натуральным показателем и ее свойства».

7 класс (9 часов)

  1. Урок "погружение", на котором излагается весь теоретический материал темы (2ч.);
  2. Урок "Невероятное - очевидное", посвященный решению на первый взгляд невероятных проблем,
  3. Урок - консультация, на котором учитель отвечает на заранее подготовленные вопросы учащихся,
  4. Урок - эксперимент, направленный на отработку  экспериментальных умений (1ч.);
  5. Урок коррекции знаний (2 ч);
  6. Урок-зачет (2ч.)

   На уроках с  применением проблемно-модульной технологии использую такие  методы и приемы, как

  • Метод проектов
  • Исследовательский
  • Метод обучения на ошибках 
  • самоконтроля
  • Приём «провокационных" вопросов

На этих уроках  ребята  работают  индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава.

     Свою роль стараюсь свести к роли организатора:  управляющего  процессом обучения, консультанта.

    На мой взгляд, важным условием совершенствования преподавания математики является  усиление ее практической направленности. Поэтому большое внимание уделяю  лабораторным, лабораторно-графическим и практическим работам. Кроме того, проведение подобного вида работ  вносит разнообразие в уроки математики; повышает активность и самостоятельность обучающихся; способствует повышению качества знаний; делает абстрактные теоретические положения понятными. Так одним из уроков, проведённых 7 классе с использованием проблемно-модульного обучения, был урок по  теме «Свойство медианы в равнобедренном треугольнике».

Цель данного урока: установление свойств равнобедренного треугольника.

Оборудование: чертежные инструменты, транспортир.

Ход работы:

I. Построение равнобедренного треугольника ABC (AB=BC).

1. Проведение медианы из вершины B к стороне AC.

2. Проведение высоты из вершины B к стороне AC.

3. Проведение биссектрисы ÐB.

III. формулировка вывода: Медиана в равнобедренном треугольнике является высотой и биссектрисой.

       Идеи и принципы технологии проблемно-модульного обучения требуют адекватной системы контроля и оценки учебных достижений обучающихся.

   В своей работе использую рейтинговую систему оценки учебных достиже-

ний, основная особенность которой заключается в передаче «нитей контроля» от учителя  к ученику.

       Проводить модульные уроки, а главное - готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа. Но и отдача велика. То, чему научились ребята самостоятельно или  друг у друга, хорошо усваивается, следовательно, создается ситуация «успеха», а это приводит к активизации познавательной деятельности, к повышению качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фитнес технологии как средство повышение эффективности занятий физической культурой в начальной школе.

В данной работе содержатся основные определения и возможности применения фитнес технологий в начальной школе....

игровые технологии как средство повышения эффективности позновательного процесса

Выступление на методическом семинаре.«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса»...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА

Рекомендации по использованию информационно- коммуникационных  технологий на уроках физики ФНовые ИКТ в процессе обучения физике позволяют осуществить следующие задачи: сделать урок сов...

Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе

Данный материал представлен как обобщение опыта над темой самообразования "Информационно-коммуникационные технологии"....

Здоровьесберегающие технологии как средство повышения эффективности урока

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских детей вызывает серьезную тревогу специ...

Выступление на методическом семинаре в рамках конкурса «Лучший учитель». Тема: КВЕСТ - технология как средство повышения эффективности образования

Тема моего выступления: КВЕСТ – технология как средство повышения эффективности образования.Требования Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной об...