Выступление на методическом семинаре в рамках конкурса «Лучший учитель». Тема: КВЕСТ - технология как средство повышения эффективности образования
учебно-методический материал по физкультуре
Тема моего выступления: КВЕСТ – технология как средство повышения эффективности образования.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы обуславливают поиск новых средств, методов, технологий, с помощью которых достигаются предметные результаты и формируются универсальные учебные действия. Современная школа испытывает потребность в применении инновационных педагогических технологий и расширении методического потенциала с помощью активных форм обучения.
Размышляя о том, как сделать урок физкультуры современным я определила для себя ведущую идею: необходимо изменить роль ученика - из пассивного слушателя сделать его активным участником образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kovalenko_vystuplenie_na_seminar.docx | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Выступление на методическом семинаре
в рамках конкурса «Лучший учитель».
Тема: КВЕСТ - технология
как средство повышения эффективности образования
Коваленко Марина Александровна,
учитель физической культуры
город Радужный
2018 год
Тема моего выступления: КВЕСТ – технология как средство повышения эффективности образования.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы обуславливают поиск новых средств, методов, технологий, с помощью которых достигаются предметные результаты и формируются универсальные учебные действия. Современная школа испытывает потребность в применении инновационных педагогических технологий и расширении методического потенциала с помощью активных форм обучения.
Размышляя о том, как сделать урок физкультуры современным я определила для себя ведущую идею: необходимо изменить роль ученика - из пассивного слушателя сделать его активным участником образовательной деятельности.
За годы работы в школе я пришла к выводу, что наиболее эффективным, в формировании предметных навыков, является метод круговой тренировки. Что бы обновить и сделать учебный процесс более современным, я ввела в свою практику КВЕСТ – игры, которые являются нетрадиционной формой урока и формируют положительную мотивацию, позволяют максимально раскрыться личности каждого участника квеста, вовлечь всех в поисковую и коммуникативную деятельность. Понятие «квест» обозначает командную игру, которая развивает быстроту, ловкость, эрудицию, сообразительность и нестандартное мышление.
КВЕСТ формирует универсальные учебные действия учащихся:
- личностные (стремление реализации своего творческого потенциала, готовность выражать и отстаивать свою позицию),
- регулятивные (самоорганизация времени и пространства, планирование, контроль),
- познавательные (развитие творческого, логического мышления, воображения, памяти и внимания),
- коммуникативные (умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми).
Квест на уроках физической культуры направлен на:
- развитие двигательных действий;
- развитие физических качеств;
- воспитание культурных навыков поведения;
- увеличение положительных эмоций;
- повышение интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом;
- расширение теоретических знаний по предмету.
Однако необходимо помнить, что слишком частое использование таких форм может привести к падению интереса у учащихся. Только проанализировав весь материал по предмету, можно определить, какие уроки можно провести в виде квеста или применить другие формы работы.
Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. В 2007 году в азиатских странах виртуальный компьютерный квест перенесли в реальность, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Опыт показывает – квест технология набирает обороты и становится популярной и востребованной.
Смысл квеста заключается в выполнении всевозможных заданий в команде (логических, игровых, на смекалку, предприимчивость и т.п.).
Ценность квест технологии заключается в том, что в современной школе её можно использовать в разных видах:
Образовательный веб-квест - проблемные задания с элементами ролевой игры, для выполнения которых используют информационные Интернет- ресурсы. Образовательные веб-квесты представляют собой сайты с заданиями, которые участники последовательно выполняют для достижения конечной цели. Такой целью обычно является заранее определенный учебный продукт: реферат, проект, презентация.
Живой квест в виде экскурсий или сюжетно-ролевых игр, которые можно провести в открытом пространстве. Для таких квестов в классе предварительно готовится задания для поисковой деятельности, которые просматриваются всем классом с помощью компьютерного оборудования или наглядности.
Спортивный квест как нетрадиционный урок или внеклассное мероприятие, формирующий положительную мотивацию к урокам физической культуры. Основной задачей практической части - это формирование у школьников высокой положительной мотивации и интереса к предмету через включение в активную спортивную, соревновательную и творческую деятельность. Стремление к достижению положительного результата, безусловная поддержка и доброжелательное отношение друг к другу.
Образовательный квест – это своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны реализовать образовательные задачи.
В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы: линейные, штурмовые и кольцевые.
Линейные – игра построена по цепочке: разгодав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут.
Штурмовые – игороки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.
Кольцевые – представляют собой тот же линейный квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
Как и любая технология квест имеет свою структуру, которая включает в себя: введение, задания, порядок выполнения и оценка.
При подготовке и организации квестов необходимо четко продумать цели и задачи, категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра, написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтриговать участников.
У вас на столе буклеты, в которых вы сможете ещё раз прочитать алгоритм организации, принципы построения и структуры квеста. А так же ссылки на сайты, где можно найти методические материалы по организации и проведению квест-ирг. Буду рада, если эта информация окажется полезной для вас, и вы будите применять её в своей практике.
В качестве примера применения квест-технологии хотелось бы привести урок физической культуры в 11 а классе по теме: «Развитие двигательных качеств», посвященный Всемирному дню здоровья. Занятие является естественным продолжением предыдущих уроков и опирается на теоретические знания и сформированные ранее двигательные умения и навыки. Класс был разделен на 6 команд. Каждая команда получила свой маршрутный лист. Необходимо было пройти 6 станции. На каждой станции обучающиеся получали задания - выполнить определенное количество физических упражнений. Каждый участник команды должен был показать уровень своего физического развития, и если команда справлялась с нормативами, то они получали подсказки, которые помогли им в итоге урока отгадать ключевое слово. Ребята с большим интересом выполняли все задания.
Так же квест - технологию можно применять и во внеурочной деятельноси. Ярким примером тому является спортивный квест «Форд боярд», который проводился в 6а классе. Проведенное мероприятие служило основой для возможности применения двигательных умений и навыков в нестандартных, игровых ситуациях.
Не секрет, что в наше время тяжело привлечь родителей к совместной деятельности. Но с помощью квест-технологии мне это удаётся. К примеру, квест «Наши мамы лучше всех» посвященный «Дню матери», который я организовала в нашей школе. Родители (мамы и папы) совместно с детьми должны были пройти станции с различными заданиями. Которые были подобраны таким образом, чтобы дети и родители включились в коллективную работу (вкторины, загадки, испытания на ловкость, танцы и т.п.). Квест был оценин родителями положительно, они смогли раскрыть свои способности и таланты, проявить смекалку.
Результатом применения квест технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету. Благодаря квест технологиям повысился интерес к урокам физической культуры, мои обучающиеся добиваются высоких результатов в учебе по предмету, наблюдается стабильный уровень успеваемости – 100% и качества знаний – 92%.Ежегодно увеличивается количество обучающихся, которые участвуют во всероссийской школьной и городской олимпиаде, участвуют в городских соревнованиях. В 2018 году моя команда по волейболу заняла III место. 50 обучающихся 1-11 классов активно приняли участие в сдаче норм ГТО на школьном этапе, а сильнейшие приняли участие в городском фестивале ГТО и по результатам сдачи нормативов 23 обучающихся получили отличительные знаки. Выпускники 2018 года успешно выполнили нормы ГТО и получили знаки отличия: 8-золотых, 3-серебрянных, 1- бронзу. Благодаря использованию квест технологии возрос интерес обучающихся к движению «Юнармия». В 2018 году отряд нашей школы принял участие в городском военно-спортивном слете «Юнармейцы, вперед!», который проводился в виде квеста, двое редят стали победителями.
КВЕСТ является одной из форм современных образовательных игр, способных разнообразить учебный процесс и сделать его более живым и увлекательным, в нашей школе квест технологии используют:
- учителя физической культуры,
- педагоги предметники;
- классные руководители;
- дети и родители во внеурочной деятельности.
Опыт моей работы по теме: «Применение квест технологии на уроках физической культуры» был представлен на заседании педагогического совета. Мои методические материалы были представлены на школьных педагогических чтениях по теме: «Системно-деятельностный подход к организации учебно - воспитательного процесса как средство повышения качества образования».
В 2018 году на школьном МО учителей естественнонаучного цикла я провела мастер – класс по теме: «Организация квестов для достижения успешности, обучающихся с разным уровнем развития способностей».
Квест – эффективен в образовании. Это современная и инновационная игра. Увлекательная, интересная, познавательная. Повышает мотивацию, развивает, обучает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фитнес технологии как средство повышение эффективности занятий физической культурой в начальной школе.
В данной работе содержатся основные определения и возможности применения фитнес технологий в начальной школе....
игровые технологии как средство повышения эффективности позновательного процесса
Выступление на методическом семинаре.«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса»...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА
Рекомендации по использованию информационно- коммуникационных технологий на уроках физики ФНовые ИКТ в процессе обучения физике позволяют осуществить следующие задачи: сделать урок сов...
Научно-практический семинар "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования"
Научно-практический семинар по теме «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования»...
Проблемно модульная технология как средство повышения эффективности образования
На современном эттапе выпускник школы, в полной мере овладевший знаниями только в пределах учебной программы, не считается конечной целью образовательного процесса. В центре внимания - способность дет...
"Семинар "Инновационные педагогические технологии как средство повышения качества образования"
Мастер-класс "Прием ФИШБОУН как прием развития критического мышления"....