ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА
статья по физике по теме
Рекомендации по использованию информационно- коммуникационных технологий на уроках физики
Ф
Новые ИКТ в процессе обучения физике позволяют осуществить следующие задачи:
- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
- приблизить урок к мировосприятию современного ученика;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
- помочь учителю в проверке полученных знаний учащихся на уроке;
- экономия времени;
- придать оценке ученика более взвешенный и объективный характер;
- возможность эмоционально и образно подать материал.
Использование информационных технологий позволяет сделать урок более насыщенным, ярким, результативным; расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, позволяет осуществить процесс обучения на качественно новом уровне. Восприятие учебного материала происходит активно, повышает внимание, интерес к предмету, улучшает понимание, запоминание и становится более прочным. Чередование различных видов деятельности позволяет избежать утомляемости и однообразия в работе на уроке, стимулирует активность и инициативность учащихся, которые не только воспринимают информацию, преподнесенную учителем, но и сами участвуют в ее создании. Уроки с использованием ИКТ имеет большую эффективность и способны повысить результативность обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravlennaya_statya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникативные технологии как средство повышения эффективности урока
Мешкова Г.Н. учитель физики школы № 436
«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».
Бернард Шоу
В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются требования к системе образования [2]. На каждом уроке появляется новый объем информации, который ученик должен усвоить. Времени на осмысление практические не остается, возникает проблема информационной адаптации ученика. Если у ученика нет достаточных навыков обработки получаемой информации, он испытывает огромные трудности, теряет интерес, как к процессу обучения, так и к самому предмету. Поэтому необходимо организовать процесс обучения так, чтобы ученик активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Физика – наука экспериментальная, и ее преподавание представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Внедрение информационных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, анимации, персональный компьютер. Все это способствует созданию на занятиях наглядных образов на уровне сущности, межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность учащихся, тем самым повышает эффективность урока в целом [4].
Урок будет эффективным, если результат его будет высоким и достигнут в короткие сроки с минимальным усилием учителя и учащихся. Способствует повышению эффективности урока – обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Информационные технологии повышают информативность, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Новые ИКТ в процессе обучения физике позволяют осуществить следующие задачи:
сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
приблизить урок к мировосприятию современного ученика;
установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
помочь учителю в проверке полученных знаний учащихся на уроке;
экономия времени;
придать оценке ученика более взвешенный и объективный характер;
возможность эмоционально и образно подать материал.
Повышение эффективности урока предполагает выбор новых форм и методов.
Способы применения компьютерной техники весьма многообразны. Компьютер может использоваться на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении и обобщении, повторении, контроле; при проведении лабораторных работ и компьютерного эксперимента, через систему самостоятельной творческой деятельности с целью дальнейшей познавательной активности учащихся. При этом для ученика он выполняет разные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды [3].
Анализируя возможности компьютера, при проведении уроков физики использую:
Презентации уроков. Создавая презентацию, в ее содержание необходимо включать основные физические понятия, формулы, выводы по данному уроку, рисунки, таблицы, схемы, различные видеофрагменты физических явлений и демонстраций, необходимых для восприятия темы урока, а также вопросы и задания на повторение и закрепление с целью осуществления быстрого контроля за усвоением учебного материала. Простой интерфейс программы дает возможность использовать ее для разработки презентаций учащимися самостоятельно. Учащиеся 9-11 классов охотно это делают.
Готовые программные продукты: Физика, 7–11 классы «Физикон» [5] и «Уроки Кирилла и Мефодия» [6]. В разделе «Лаборатории» на СD-диске «Физикон» множество моделей. Например, наглядна интерактивная модель дифракционной решетки, в которой изменяя период решетки и длину световой волны (цвет), на экране отображаются изменения дифракционной картины. Также можно виртуально повторить опыты ученого Френеля, которые он представил на заседании Французской академии в 1818 г.: дифракционные картины от различных препятствий.
Модельные эксперименты. Для наглядности можно включать различные модельные эксперименты, их можно найти на СD-дисках серии «Сферы». Так по теме «Магнитное поле» (9 класс) к урокам «Сила Ампера», «Магнитный поток» на компьютерных моделях можно проследить зависимость между физическими величинами и сделать выводы. Компьютерная модель позволяет управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей математической модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Такие модели представляют особую ценность, так как учащиеся испытывают значительные трудности при построении графиков [7].
Ресурсы сети Интернет:
Анимационные ролики и интерактивные модели. Во время урока имеется возможность выйти в Интернет и продемонстрировать наглядно картину происходящего: сложные и опасные эксперименты, явления микромира, быстропротекающие процессы; явления, которые невозможно мысленно представить. Например, невозможно показать атомы и молекулы в 7 классе, рентгеновское излучение и принцип действия камеры Вильсона в 11 классе. На сайте «Анимация физических процессов» размещено большое количество наглядных моделей [8].
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). В коллекции ЦОР можно найти презентации, плакаты, слайды к любому уроку.
Познавательные видеоролики с различных образовательных сайтов: например, при изучении в 8 классе вопроса о прямолинейности света можно проследить в динамике все этапы солнечного и лунного затмения. При изучении темы «Плавание тел» в 7 классе на примере подводной лодки наглядно видны различные случаи поведения тел, погруженных в жидкость [9].
Виртуальные лаборатории. Используются, когда оснащение физического кабинета не позволяет провести программные лабораторные работы или ввести новые работы, требующие сложного оборудования. При проведении их ученик может изменять по своему усмотрению исходные параметры опытов, анализировать увиденное, делать необходимые выводы. Например, по теме «Механические колебания» в 9 и 11 классах можно изучать зависимость периода колебаний пружинного маятника от основных характеристик этой колебательной системы [11].
Теоретический и наглядный материал на сайте для учащихся и преподавателей Физика.ру» и «Эрудит: биографии ученых и изобретателей» [10].
Готовые тестовые задания и Online-тесты – применяются при закреплении изучаемого материала и контроле знаний. Компьютерное тестирование способствует самоконтролю, т.к. на экране можно увидеть допущенные ошибки, получить помощь и подсказку при выполнении задания. В качестве тренировки при подготовке к ЕГЭ можно пройти тестирование на сайте http://beta-ege.ru/. Большое количество интерактивных задач по физике размещено на сайте http://school-collection.edu.ru/.
Опираясь на обширную базу данных в Интернете, учащиеся проводят самостоятельные подборку материалов на разные темы, заполняют таблицы, готовят иллюстративный материал, создают презентации и защищают свои творческие проекты.
При проведении уроков использую готовые мультимедийные лекции. Мультимедийные лекции - изложение учебного материала, в котором часть функций учителя передается компьютеру, что усиливает воздействие на учеников, усвоение идет путем зрительного восприятия. Так, например, урок – лекция в 11 классе по теме «Строение атома. Постулаты Бора» и многие другие. Можно пошагово или в непрерывном режиме (с учетом индивидуальных особенностей учащихся) прорабатывать изучаемый материал [1].
Эффективным средством проверки знаний учащихся являются интегрированные уроки (физика и информатика), на которых учащиеся проходят итоговое тестирование или выполняют творческие задания по созданию моделей приборов или физических явлений, задавая их характеристики. При этом о проделанной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В основе любого творческого задания лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и их применять.
Качественно новый этап в организации учебного процесса начался с появлением интерактивной доски. Это удобный современный инструмент для эффективного проведения учебных занятий, творческих презентаций, семинаров. С ее помощью можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к тексту, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области. Тексты, рисунки, формулы и схемы можно скрывать «шторкой», акцентируя внимание на отдельные вопросы. Например, используя комплект CD-дисков «Сферы» Академического учебника физики для 8-го класса на интерактивной доске можно провести компьютерный эксперимент по теме «Электрические цепи», в который войдет сборка электрической цепи, снятие показаний, запись результатов в таблицу и построение графика [7]. Теоретический материал можно представить в виде схем и таблиц. Постепенное заполнение их на доске с помощью стилуса формирует умение учеников анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли.
Обобщая изложенное, можно отметить, что использование информационных технологий позволяет сделать урок более насыщенным, ярким, результативным; расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, позволяет осуществить процесс обучения на качественно новом уровне. Восприятие учебного материала происходит активно, повышает внимание, интерес к предмету, улучшает понимание, запоминание и становится более прочным. Чередование различных видов деятельности позволяет избежать утомляемости и однообразия в работе на уроке, стимулирует активность и инициативность учащихся, которые не только воспринимают информацию, преподнесенную учителем, но и сами участвуют в ее создании. Уроки с использованием ИКТ имеет большую эффективность и способны повысить результативность обучения.
Литература
1 Манько Н.В. Физика: полный курс,7-11 классы. Мультимедийный репетитор, Спб: Питер,2011, 240с.
2 Сидоров Е.В., Фрадкин В.Е. Информационная компетентность учителя. (Монография)- Спб, ИПО РАО, 2008 – С.126
3 Чирцов А.С. Информационные технологии в обучении физике. «Компьютерные инструменты в образовании», - 1999, № 2, С.3
4 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.
Под ред. Е.С. Полат – М.,2000
5 ЦОР: «Физика. 7 – 11 класс». ООО «Физикон»
6 Виртуальная школа Кирилл и Мефодия, серия «Уроки физики Кирилл и Мефодия»,
7 – 11 классы, 2005
7 Электронное приложение к учебнику В.В.Белаги, И.А.Ломанченкова,
Ю.А. Панебратцева серия « Сферы» Физика 7-9 классы, 2011
8 http://physics.nad.ru/physics.htm
9 http://class-fizika.narod.ru/vid.htm, http://www.youtube.com
10 http://www.fizika.ru и http:erudite.nm.ru
11 www.all-fizika.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе
Данный материал представлен как обобщение опыта над темой самообразования "Информационно-коммуникационные технологии"....
Здоровьесберегающие технологии как средство повышения эффективности урока
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских детей вызывает серьезную тревогу специ...
Применение информационно – коммуникационных технологий с целью повышения эффективности урока
Применение информационно – коммуникационных технологий с целью повышения эффективности урока...
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДОКЛАДна тему:«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНОСТРАНН...
Использование информационно – коммуникационных технологий как средства повышения эффективности логопедической работы в ДОУ
Одним из актуальных направлений информационно-коммуникативных технологий является внедрение в работу учителья-логопеда мультимедийных презентаций, интерактивных программ и сенсорных досок....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО...
Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процессов обучения и воспитания на уроках математики в 5-6 классах по обновлённым ФГОС
В настоящее время для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому....