игровые технологии как средство повышения эффективности позновательного процесса
материал по теме
Выступление на методическом семинаре.
«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_metodicheskom_seminare.docx | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом семинаре
«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса»
Всемирно известный драматург Джордж Бернард Шоу сказал, что «мы перестаем играть не потому, что становимся старше, - мы становимся старше потому, что перестаем играть».
Игра – пример универсальной деятельности детей, т.к. впитывает в себя многие качества разных видов деятельности. Ребята в играх участвуют чаще всего, на добровольных началах, без принуждения.
Игровые технологии – одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Это технологии, в основу которых положена педагогическая игра. В настоящее время педагоги дополнительного образования должны использовать современные образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей, на их максимальную самореализацию, на мотивирование познавательной деятельности.
Об игровом обучении говорил ещё К.Д. Ушинский. В XX веке игре уделяли внимание многие педагоги и психологи (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.)
Мне бы хотелось обратить внимание на возможности применения игры во внеурочной деятельности, игры, которая будет направлена не на выявление знаний в какой-то области, а на их приобретение. Существует ряд игр, в которых участников заранее настраивают на то, что им придется через определенный и довольно короткий промежуток времени ответить на вопрос, который они никогда не слышали и ни по одному предмету не изучали, то есть продемонстрировать, что они именно «приобрели» знания.
Сегодня я хочу предложить вам поиграть игру «Что? Где? Когда?».
«Что? Где? Когда?» — интеллектуальная игра, наиболее распространённая в русскоязычной среде. Была создана в 1975 г. телеведущим Владимиром Ворошиловом.
Нам нужны 4 команды из 4 человек, 15 вопросов, которые носят не репродуктивный характер и не принадлежат к тем или иным учебным предметам, одна минута на обсуждение, возможность досрочного ответа. Ведущий зачитывает вопрос и дает команду «Время», после этого игроки имеют право на 60 секунд обсуждения. За 10 секунд до окончания времени ведущий сообщает об этом и команда должна написать ответ на бланке и сдать его «ласточке», человеку который собирает заполненные бланки. После сбора всех бланков ведущий зачитывает правильный ответ и преступает к чтению следующего вопроса.
Вопросы, предложенные участникам семинара:
Вопрос 1: Героиня романа Стига Ларссона — сильная молодая девушка, выросшая без родителей, "трудный ребенок". Она неформально одевается, не признаёт авторитет старших, так и не закончила школу и не любит, когда ее сравнивают... С кем именно?
Ответ: Пеппи Длинныйчулок.
Комментарий: Стиг Ларссон однажды задумался, как обернулась бы жизнь Пеппи, если бы она была настоящей девочкой в настоящем мире. Так появилась Лизбет Саландерс.
Автор: Ольга Ярославцева (Торонто)
Вопрос 2: [Ведущему: в случае необходимости можно повторить звучание японских слов, в любом случае необходимо обеспечить, чтобы команды расслышали их верно.]
"Девять" по-японски — "кю", "три" по-японски — "сан". Что означает в японском СМС-сленге число 39?
Ответ: "Спасибо".
Зачёт: Благодарность, "благодарю", thank you и т.п. по смыслу.
Комментарий: "Сан-кю" звучит похоже на англ. thank you.
Автор: Дмитрий Борок (Самара — Москва)
Вопрос 3: Герой Чарльза Фрэзера говорит героине, что та была очень красивой, но тут же понимает, что ОНО было ошибкой. Назовите ЕГО двумя словами.
Ответ: Прошедшее время.
Комментарий: Как минимум это невежливо.
Автор: Александр Коробейников (Санкт-Петербург)
Вопрос 4: Во время съемок фильма "Дерсу Узала", которые проходили в Советском Союзе, Акира Куросава никак не мог понять, как ЭТО может продолжаться не несколько минут, а полдня. Назовите ЭТО.
Ответ: Перекур.
Автор: Алексей Уланов (Баку)
Вопрос 5: Во французской киноверсии "Трех мушкетеров" 1953 года д'Артаньян после схватки у монастыря ДешО несет на шпаге несколько одинаковых предметов. Автор вопроса при просмотре этого эпизода вспомнил спортивный термин. Какой?
Ответ: Хет-трик.
Комментарий: Д'Артаньян нанизал на шпагу три шляпы побежденных гвардейцев. Остальные три шляпы достались шпаге Портоса. Hat-trick означает "трюк со шляпой", но употребляется при трех забитых одним игроком голах. Так что и шляпа, и цифра "три" с ним связана.
Автор: Марк Ленивкер (Дортмунд)
Вопрос 6: В одной юмористической миниатюре рассказывается, как Сталин победил Троцкого, а в другой миниатюре — как победил контрреволюцию. Полный цикл этих миниатюр представляет собой описание ИХ Сталина. Назовите ИХ двумя словами.
Ответ: Двенадцать подвигов.
Комментарий: В первом подвиге Сталин побеждает Троцкого Льва, а во втором — контрреволюционную Гидру. Аллюзия на подвиги Геракла, победившего в первых двух подвигах немейского льва и лернейскую гидру.
Автор: Алексей Трефилов (Калуга)
Вопрос 7: В Интернете советуют сделать из НЕГО, например, плащ-накидку для ребенка. А Джеральд Даррелл сравнивал с НИМ отдыхающую летучую мышь. Назовите ЕГО двумя словами.
Ответ: Сломанный зонтик.
Зачёт: Испортившийся зонтик, испорченный зонтик и т.д. по смыслу.
Комментарий: Действительно, похоже.
Автор: Даниил Маргулис (Иерусалим)
Вопрос 8: [Ведущему: не упоминать, что слово "Провас" пишется слитно!]
Кулинарная книга Ники Белоцерковской называется "Про вино. Про еду. Провас". Напишите букву, которую мы пропустили в этом вопросе.
Ответ: Н.
Комментарий: Книга называется "Про еду. Про вино. Прованс".
Автор: Ольга Ярославцева (Торонто)
Вопрос 9: Мы достоверно знаем вес самого большого колокола Свято-Вознесенского Кафедрального собора. Напишите этот вес совершенно точно.
Ответ: 100 пудов.
Зачёт: 1600 кг, 1638 кг.
Комментарий: Сленговое выражение "сто пудов" означает "достоверно", "гарантированно", "совершенно точно".
Автор: Евгений Миротин (Минск)
Вопрос 10: В одном из слов этого вопроса мы заменили четыре буквы.
Карл Антан с рождения был инвалидом, однако это не помешало ему стать довольно известным скрипачом. Свою автобиографию он с иронией назвал "манускриптом". Какое слово мы изменили?
Ответ: Педискрипт.
Зачёт: Педоскрипт, педаскрипт, педескрипт.
Комментарий: Антан родился безруким, поэтому играть на скрипке и писать он мог только ногами.
Автор: Сергей Белов (Казань)
Вопрос 11: По ходу экранизации 1945 года дворецкий спрашивает, сколько человек будет к ужину, и по понятным причинам не получает ответа. Назовите экранизированный роман.
Ответ: "Десять негритят".
Зачёт: "Десять маленьких индейцев", "И не осталось никого", "И никого не стало".
Комментарий: В отличие от советской экранизации, в фильме Рене Клера "И не осталось никого" детектив разбавлен элементами комедии. Дворецкий не получает ответа, потому что никто не знает, сколько человек останется в живых к ужину.
Автор: Евгений Рубашкин (Санкт-Петербург)
Вопрос 12: Согласно китайской легенде, приводимой Борхесом, в древние времена произошла война между людьми и духами, желавшими захватить мир. Последние были побеждены и, подвергнутые заточению, были обречены во всем подражать людям. Данная информация нашла отражение в статье "Какую тайну хранят в себе ОНИ?". Назовите ИХ.
Ответ: Зеркала.
Комментарий: Духи утратили собственный облик. "Нашла отражение" — это такая подсказка. :-)
Автор: Алексей Гноевых (Москва)
Вопрос 13: В своих трудах русский естествоиспытатель XIX века Николай Данилевский сравнивал национальные обычаи и характеры разных народов. Отмечая крайний индивидуализм англичан, он приводил в пример развлечение, которым англичане занимаются вдвоем, в то время как русские — чаще группой. А как это занятие называлось у англичан?
Ответ: Бокс.
Комментарий: А русские для развлечения дрались стенка на стенку.
Автор: Дмитрий Жарков (Новосибирск)
Вопрос 14: Согласно одной шутке, в НЕЙ всё не как у людей. ОНА была основана в 1714 году. Назовите ЕЕ словом немецкого происхождения.
Ответ: Кунсткамера.
Автор: Александр Ведехин (Таллин)
Вопрос 15: Назовите полное имя и фамилию ребенка, которому принадлежали эти игрушки.
Ответ: Кристофер Робин Милн.
Комментарий: Это те самые Винни-Пух, Пятачок, Кенга, Тигра и Иа-Иа, про которых Алан Милн сочинял сказки для своего сына. Ныне игрушки хранятся в Нью-Йоркской публичной библиотеке.
Автор: Андрей Волыхов
Вопрос 16: "Месяц ты, месяцович, серебряные рожки, золотые ножки. Сойди ты, месяц, утешь мою боль, унеси ты лихую под небеса, моя скорбь не мала, не тяжка, а твоя сила могуча." Ведущий турнира делал сейчас именно это. Назовите это действие двумя словами, начинающимися с одной и той же буквы.
Ответ: Заговаривал зубы.
Зачёт: Заговаривать зубы. По решению АЖ — зачитал заговор.
Комментарий: Один из вариантов заговора зубной боли. Мы желаем вам крепкого здоровья!
Автор: Борис Шойхет (Франкфурт-на-Майне)
Вопрос 17:
По мнению пятилетней Даши, ИКС — это человек, который фотографирует автомобили. Назовите ИКС.
Ответ: Автограф.
Комментарий:
— Даша, ты знаешь, что такое автограф?
— Человек, который фотографирует автомобили.
Перед вами своего рода автограф редактора пакета.
Авторы: Дмитрий Гевель (Северодвинск), Мишель Матвеев (Санкт-Петербург)
Вопрос 18: Стивен Спилберг в фильме "Спасти рядового Райана" хотел показать войну жестокой. Для съемок некоторых сцен были приглашены настоящие бандиты. Какое слово мы заменили в тексте вопроса?
Ответ: Однорукие.
Комментарий: Для съемок сцен, где солдатам отрывает руки и ноги, были приглашены настоящие инвалиды, в том числе однорукие.
Автор: Кирилл Мальцев (Киров)
Вопрос 19: Ее мать и сестра умерли от лейкемии в возрасте, соответственно, 66 и 58 лет, а сама она прожила 102 года и написала биографический очерк о матери, за который получила Национальную литературную премию. Назовите имя и фамилию ее отца.
Ответ: Пьер Кюри.
Комментарий: Речь идет о Еве Кюри, дочери Пьера и Марии Кюри, сестре Ирен Жолио-Кюри, в отличие от родителей и старшей сестры исследованиями радиации не занимавшейся; лейкемия зачастую является следствием радиоактивного облучения.
Автор: Михаил Журавский (Харьков)
Вопрос 20: Приверженцы ТАКОЙ геологии считают, что большая часть осадочных пород земной коры отложилась в один момент. В христианской традиции существуют ТАКИЕ песни. Назовите слово, с которым рифмуется слово "Европа" в одной из ТАКИХ песен.
Ответ: Потопа.
Зачёт: Потоп.
Комментарий: ТАКОЙ — потопный. Согласно этому положению, осадочные породы с останками животных и растений отложились во время Всемирного потопа.
Автор: Григорий Смыслов (Зеленоград)
Вопрос 21: В вагоны поезда на участке ГолмУд-ЛхАса подается... Ответьте одним словом: что?
Ответ: Кислород.
Комментарий: Участок расположен на высоте 4 км над уровнем моря, поэтому в пассажирские вагоны принудительно подается кислород, как через систему кондиционирования, так и индивидуально к каждому месту.
Автор: Сергей Ефимов (Волгоград — Москва)
Вопрос 22: В фильме 1983 года "Военные игры" компьютер, пытаясь просчитать оптимальную стратегию в глобальной термоядерной войне, приходит к выводу, что если участвуют два сильных соперника, ни в одном из сценариев в такой войне нет победителя. Причем всё это сравнивается с некой простой игрой. Назовите эту игру.
Ответ: Крестики-нолики.
Комментарий: Известно, что если в крестики-нолики играют два сильных соперника, которые не допускают явных промахов, такая игра всегда будет заканчиваться вничью. В термоядерной войне тоже участвуют два сильных соперника, и она вряд ли закончится чьей-то победой.
Автор: Денис Карпенко (Москва)
Вопрос 23: По словам героя повести "А зори здесь тихие..." граната, после потери запала, уступает по эффективности этому "оружию". В чьих руках находится это оружие в произведении 1927 года?
Ответ: Пролетарий.
Комментарий: Граната без запала стала менее эффективной, чем булыжник.
Автор: Денис Рыбачук (Брест)
Вопрос 24: В 1924 году в Иваново-Вознесенске начала работу пошивочная мастерская. На ее основе сейчас функционирует завод "Полет". Что является основной продукцией этого завода?
Ответ: Парашюты.
Комментарий: Завод называется "Полет", в основе — швейное производство.
Автор: Михаил Петренко (Санкт-Петербург)
Вопрос 25: Вскоре после смерти была опубликована фотография ЕЕ, лежащей в гробу в дорогом наряде с бриллиантовыми украшениями. В результате, по замечанию журналиста, даже после смерти ЕЙ потребовался ОН. Назовите и ЕЕ, и ЕГО.
Ответ: [Уитни] Хьюстон, телохранитель.
Комментарий: Известен фильм "Телохранитель" с участием Уитни Хьюстон.
Автор: Михаил Подгорбунских (Екатеринбург)
Вопрос 26: Исландия лежит на Срединно-Атлантическом хребте — зоне, где расходятся две океанические литосферные плиты, причем со скоростью меньше обычного. Поэтому в одной статье Исландия сравнивается с ЭТИМ. Многие используют ЭТО в качестве помощника. Назовите ЭТО.
Ответ: Скрепка.
Комментарий: Исландия как бы скрепляет эти плиты, препятствуя их расхождению. Скрепка является помощником по умолчанию в Microsoft Office.
Автор: Мишель Матвеев (Санкт-Петербург)
Вопрос 27: В одной постановке Железный Дровосек, отговаривая Страшилу, произносит название произведения. Назовите это произведение.
Ответ: "Горе от ума".
Комментарий: Он говорит, что ум Страшиле ни к чему, и от него бывает множество неприятностей.
Автор: Дмитрий Стрильчук (Львов — Дубно)
Вопрос 28: В английском языке есть слово, которое можно дословно перевести как "хребет сельди". Слово обозначает способ, которым можно как подниматься, так и класть. Смысловым переводом этого слова на русский можно назвать героиню музыкального произведения. Назовите эту героиню.
Ответ: Елочка.
Комментарий: Имеется в виду структура "елочкой", которую напоминает хребет сельди. Елочкой поднимаются на лыжах, когда дорога идет вверх, елочкой кладут паркет.
Автор: Борис Шойхет (Франкфурт)
Вопрос 29: Название розданной вам фотографии Дмитрия Войцеховича состоит из двух слов, начинающихся на одну и ту же букву. Воспроизведите его.
Ответ: "Пущинские просторы".
Автор: Иван Стариков (Санкт-Петербург)
Вопрос 30: Согласно соннику, если вам снится, что у вас ОНА, это значит, что у вас много забот, не дающих вам покоя. Балтийское слово "немИга" означает ЕЕ. Назовите ЕЕ.
Ответ: Бессонница.
Комментарий: Забавно, что сонник дает толкование ситуации, когда во сне кому-то снится бессонница.
Авторы: Кирилл Мальцев (Киров), Сергей Ефимов (Волгоград — Москва)
Далее я предлагаю вам принять участие в мульти играх: «Верю - не верю», «Составь цепочку из слов».
Подведение итогов. Награждение команд.
Игра «Верю – не верю»
№ | Вопрос | Верю | Не верю |
1 | В Калифорнии разрешается ставить мышеловки только тем, кто имеет охотничий билет? | * | |
2 | В пассажирских поездах Италии запрещается петь? | * | |
3 | В Луисвилле (штат Кентукки) запрещен ловить рыбу с помощью лука и стрел? | * | |
4 | В трамвай города Гери, штат Индиана, запрещено входить, если прошло менее суток с того момента, как пассажир ел чеснок? | * | |
5 | Если в Саудовской Аравии муж не дал жене кофе, она вправе требовать развод? | * | |
6 | В Финляндии запрещены комиксы с утенком Даком из-за аморальности? | * | |
7 | В американском штате Канзас есть специальное постановление, разрешающее ловить рыбу голыми руками? | * | |
8 | Реп – это аббревиатура | * | |
9 | В японском языке у месяцев нет названий, вместо этого они обозначаются порядковыми номерами | * | |
10 | В биологии различают мужские и женские шишки | * | |
11 | У А.С. Пушкина прадед родился в Гане | * | |
12 | Морская звезда может вывернуть свой желудок наизнанку | * | |
13 | Пингвин умеет летать | * | |
14 | Английский бульдог имеет длинный хвост | * | |
15 | Тома и Джери в ранних версиях мультфильмов звали, Джек и Джонс | * |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности познавательного процесса
Вопрос о повышении учебной мотивации стоит сейчас очень остро. Каждый учитель старается соответствовать современным требованиям преподавания своего предмета....
Игры и игровые приёмы как средство повышения эффективности урока иностранного языка (из опыта работы)
Игра занимает особое положение в педагогическом процессе и даёт возможность детям проявить свою активность и самостоятельность, воображение, реализует представления об окружающем....
Презентация "Соревновательно-игровой метод- как средство повышения эффективности уроков физической культуры "
Применение соревновательно-игрового метода в подготовительной,основной, заключительной части урока, на занятиях ВУД, подкрепленное фотографиями...
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса
Дифференцированный подход на уроках русского языка...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ БЕРЕЖЛИВОГО КОЛЛЕДЖА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. Технология проблемного обучения включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, и ориентирована не на интеграцию фактиче...
Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процессов обучения и воспитания на уроках математики в 5-6 классах по обновлённым ФГОС
В настоящее время для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому....