Технологическая карта урока математики "Графики функций" 9 класс (подготовка к ОГЭ)
план-конспект урока по математике (9 класс)

Григорьева Ирина Николаевна

Тема урока: «Обобщение знаний по теме «Графики функций» (Подготовка к ОГЭ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_9_klass.docx542.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Григорьева Ирина Николаевна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21 с углубленным изучением немецкого языка» (МАОУ «СОШ №21») г.Сыктывкар, Республика Коми

Предмет: математика, класс 9

УМК: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова

Тема урока: «Обобщение знаний по теме «Графики функций» (Подготовка к ОГЭ).

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Графики функций»

Задачи:

        Обучающие – обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Графики функций», показать актуальность изучения графиков функций, ликвидировать возможные пробелы в знаниях учащихся;

        Развивающие – развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, умение давать адекватную самооценку;

        Воспитательные – воспитывать у учащихся интерес к математике, воспитывать культуру решения математических задач и построения графиков, воспитывать культуру речи, культуру общения, воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

Оборудование: проектор, экран, магнитная доска, классная доска, раздаточный материал


Организационная структура урока:

  1. Мотивация:

Действия педагога

Действия учащихся

Формируемые УУД и ЛР

Приветствует учащихся.

Проверка готовности к уроку и наличия раздаточного материала.

На экране Слайд№1.

О них говорят «нужны для»:

  1. Наглядности
  2. Визуального отображения

какого-то процесса

3. Умения переводить с языка

алгебры на язык геометрии

О чем идет речь?

Тема урока: «Обобщение знаний по теме «Графики функций» (Подготовка к ОГЭ).

Зачем изучают графики? Где в жизни применяют графики функций?

На экране появляются слайды №3-6

Для того, чтобы применять графики, надо уметь их строить и читать.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Графики функций».

Настраиваются на работу.

Отвечают: Речь идет о графиках функций.

Открывают тетради, записывают дату и тему.

Работают с презентацией, отвечают на вопросы в физике, химии, медицине, литературе и т.д.

ЛР: Мотивация на учебную деятельность

П: Умение извлекать информацию из текста

К: Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения, умение организовать учебное сотрудничество с учителем и работать в парах и группах. (Развивать умения формулировать тему и цель урока в соответствии с учебной задачей)

  1. Актуализация опорных знаний:

Действия педагога

Действия учащихся

Формируемые УУД и ЛР

Дайте опредение графику функций.

При решении каких заданий на экзамене нам нужны знания по этой теме? Назовите их номера.

Сколько баллов нам дают эти задания, и какой их уровень сложности.

Отвечают на вопрос.

Отвечают: №10 и 23

№10 – базовый уровень, 1 балл

№23 – высокий уровень, 2 балла

Каждый подписывает оценочный лист.

П: излагать полученную ранее  информацию.

ЛР: готовность к общению и сотрудничеству с учителем в процессе образовательной деятельности.

К: владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения.

  1. Обобщение и систематизация знаний:

Перед вами оценочный лист. Подпишите его.

На экране слайд №9.

На экране слайд №10. Проверяем свои ответы.

Все ли справились с заданием?

На этом слайде были все функции, которые мы проходили. Давайте вспомним по порядку:

  1. Линейная функция. Что мы о ней знаем?

На экране слайд №11.

На экране слайд №12. Проверяем свои ответы.

  1. Какая функция называется квадратичной?

На экране слайд №13.

На экране слайд №14. Проверяем свои ответы.

На доске слайд №15.

На экране слайд №16. Проверяем свои ответы.

На доске слайд №17.

Что необходимо знать, чтобы правильно ответить на вопрос.

Все ли мы вспомнили про квадратичную функцию?

На доске слайд №18.

Установите соответствие между графиками и функциями, которые их задают.

На экране слайд №19. Проверяем свои ответы.

  1. Какая функция называется обратной пропорциональностью?

Слайд №20.

На экране слайд №21. Проверяем свои ответы.

Взяли оценочный лист, посчитали, сколько минусов и плюсов за все задания, поставили себе оценку, оценочные листы передали учителю.

Заполняют первую таблицу в оценочном листе, устанавливая соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.

Проверяют, ставят «+» и «-».

Линейная функция y = kx + b, где k и b – некоторые числа, x – независимая переменная, графиком функции является прямая. Строим по двум точкам. k – угловой коэффициент, определяющий угол наклона прямой к оси х; b – свободный член, определяющий точку пересечения с осью y.

Заполняют вторую таблицу в оценочном листе, устанавливая соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.

Проверяют, ставят «+» и «-».

Дети отвечают: функция, заданная формулой y =  + bx + c, где a,b,c – некоторые числа, x – независимая переменная, a – не равно 0, называется квадратичной функцией.

График функции – парабола (a>0), ветви вверх; (a<0), ветви вниз.

0

a>1 – происходит растяжение графика вдоль оси y.

Коэффициент c отвечает за пересечение графика с осью y.

Заполняют третью таблицу в оценочном листе, устанавливая соответствие между графиками и знаками коэффициентов a и c.

Проверяют, ставят «+» и «-».

Заполняют четвертую таблицу в оценочном листе, устанавливая соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.

Проверяют, ставят «+» и «-».

Указывают номер правильного рисунка в оценочном листе. Проверяют, ставят «+» и «-».

Один работает у доски, показывает правильное решение.

Необходимо знать формулу вершины параболы.

Мы не вспомнили перемещение параболы вдоль оси х и вдоль оси у.

y =  + n  - параллельный перенос графика по оси у вверх или вниз.

y = a  – параллельный перенос вдоль оси х влево или вправо.

Заполняют таблицу №6 в оценочном листе.

Проверяют, ставят «+» и «-».

Обратная пропорциональность – функция вида      y = , x не равно 0. График – гипербола (k>0), в первой, третьей четверти, (k<0), во второй и четвертой четверти.

Заполняют седьмую таблицу в оценочном листе, устанавливая соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.

Проверяют, ставят «+» и «-».

Сдают оценочные листы.

П: устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей.

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

К: Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения.

К:Слушать и понимать собеседника, быть толерантным к позициям, отличным от собственной. Координировать позиции в сотрудничестве с учетом различных мнений, уметь разрешать конфликты.

Р: планировать действия в соответствии с поставленной задачей, выбирая наиболее эффектные способы и пути достижения цели.

П: излагать полученную ранее информацию.

Р: оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации.

К: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

Умение сравнивать разные точки зрения.

Умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий сверстника.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция:

Действия педагога

Действия учащихся

Формируемые УУД и ЛР

Самостоятельная работа (приложение №3).

А теперь каждый самостоятельно, не производя вычисления и построений, сопоставьте каждому графику функций формулу, с помощью которой эта функция может быть задана, и заполните таблицу.

Работу закончили, поменялись листочками друг с другом. Проверяем ответы (таблички и критерии оценок на доске).

Критерии:

9 правильных ответов – 5

7-8 правильных ответов – 4

5-6 правильных ответов – 3

Обменялись листочками. У кого какие вопросы? Если вопросов нет, листочки передали мне.

Заполняют таблицу (время 3-5 минут).

Проверяют друг у друга правильность ответов, по критериям выставляют оценки.

Выставляют оценки, задают вопросы.

 К: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем, владение диалогической формой речи.

Р: умение самостоятельно определять цели учебной деятельности (УД), задачи УД, определять последовательность действий, соотносить свои полученные результаты и способы действий с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей УД, вносить изменения в свои действия с целью устранения выявленных проблем, умение оценивать правильность выполнения задания.

П: умение работать с разными видами текста, умение проводить причинно-следственные связи, применять и преобразовывать знаки и символы, проводить анализ.

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации:

Действия педагога

Действия учащихся

Формируемые УУД и ЛР

Читать умеем. Посмотрим, как умеем строить.

Решение задачи №23 из ОГЭ: Построить график функции y =   и определить, при каких значениях m прямая y = m имеет с графиком функции только одну общую точку.

Разбирают план решения задания:

  1. ООФ
  2. Числитель разложить на множители (биквадратное уравнение)
  3. Выполнить сокращение, раскрытие скобок
  4. Построить параболу с учетом ООФ («выколотые» точки)
  5. Определить, как выглядит прямая y = m
  6. Ответить на вопрос задачи

Приложение задание №23

Р: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей. Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

К: корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

К: сотрудничество с учителем и сверстниками, владение устной речью.

П: выстраивать логическую цепочку, применять на практике полученные знания, называть способы  решения уравнений, находить неизвестные компоненты, применять на практике, полученные выводы.

6. Подведение итогов. Домашнее задание.

Действия педагога

Действия учащихся

Формируемые УУД и ЛР

Подводит учащихся к выводу о достижении цели, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Домашнее задание: Кто считает, что у него есть пробелы в первой части, находит для себя задание из первой части ОГЭ, остальные находят задание №23 и решают вариант 52.

Закончить сегодняшний урок хотелось бы следующей фразой: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед» (А.Нивин).

Называют основные позиции, определяют причины успеха или неуспеха, делают выводы о том, как они готовы по этой теме на ОГЭ.

Р: самостоятельно  определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода их ситуаций неуспеха.

К: делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

П: рефлексировать опыт разработки и реализации теоретического материала на основе поставленной цели.

Литература:

  1. Учебник «Алгебра 9». Авторы: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова.
  2. «ОГЭ: 3000 задач с ответами по математике». Под редакцией И. В. Ященко.
  3. «Математика 9 класс. ОГЭ 2018». Под редакцией Д. А. Мальцева.
  4. Интернет ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

технологическая карта урока в 11 классе (подготовка к ЕГЭ)

технологическая карта урока в 11 классе по подготовке к устной части ЕГЭ...

Технологическая карта урока по ФГОС лыжная подготовка

Технологическая карта урока по ФГОС лыжная подготовка 1а класс 2019 год...

Технологическая карта урока английского языка. Тема: "Подготовка к ЕГЭ. Письменная часть. Задание \'\'Лексика\'\'».

Урок направлен на ознакомление учащихся с современными стратегиями выполнения экзаменационных заданий; на формирование способности к самостоятельной   работе и работе в группе, на развитие...

Технологическая карта урока физической культуры «Лыжная подготовка. Повороты на лыжах на месте переступанием вокруг носков и пяток, повороты «упором».

Технологическая карта урока физической культуры «Лыжная подготовка. Повороты на лыжах на месте переступанием вокруг носков и пяток, повороты «упором»....

Технологическая карта урока физической культуры "Кроссовая подготовка" 6 класс

Данный материал содержит технологическую карту урока физической культуры в 6 классе по теме "Кроссовая подготовка. Бег по пересеченной местности. Равномерный бег. Бег с горы. Бег в гору"...

Технологическая карта урока .Алгебра 9 класс. Тема " Подготовка к ОГЭ"

Технологическая карта урока по алгебре 9 класса. Подготовка к ОГЭ с использованием на уроке ЦОР....