Математический тренажёр по теме: «Задачи на растворы и сплавы»
тренажёр по математике на тему

Метапредметные связи между математикой и химией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenazher-himiya.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметные связи между математикой и химией

Математический тренажёр

по теме: «Задачи на растворы и сплавы»

Данные задания можно использовать как на уроках математики, так и на уроках химии, что доказывает их метапредметную связь.

Задача 1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?

Решение.

Пусть х г – масса первого сплава. Тогда, (200-х)г – масса второго сплава. Дополним последнюю схему этими выражениями. Получим следующую схему:

сплав

концентрация (%)

масса (г)

1-ой

15

х

2-ой

65

200-х

сплав

30

200

Сумма масс меди в двух первых сплавах (то есть слева от знака равенства) равна массе меди в полученном третьем сплаве (справа от знака равенства):

0,15х+0,65(200-х)=0,3х200

0,15х+0,65 х 200-0,65х=0,3х200

0,15х-0,65х+130=60

0,5х=70

х=70:0,5

х=140(г)-масса первого сплава.

200-140=60(г) -масса второго сплава.

Решив это уравнение, получаем х=140. При этом значении х выражение 200-х=60. Это означает, что первого сплава надо взять140г, а второго-60г.

Ответ:140г, 60г.

Задача 2. Сколько нужно добавить воды в сосуд, содержащий 150 г 70% -го раствора уксусной кислоты, чтобы получить 6 % раствор уксусной кислоты?

Решение с помощью «Квадрата Пирсона» (на уроках химии этот метод имеет название «правило креста»)  

70% (а)                                           6(x)

                             6%(с).

 

0%( b)                                            64(у)

Для решения подобных задач удобно пользоваться « квадратом Пирсона». Вот как это делается. Рисуют квадрат и проводят две диагонали. ( рис. 1) В левом верхнем углу проставляют больший показатель крепости исходных веществ (а), а в нижнем углу-второй показатель(b) а на пересечении диагоналей записывают требуемый показатель (с).

Затем производят вычитание по первой диагонали (а - с) и находят количество второй части (у). Из центра производят вычитание по второй диагонали (c - b) и находят количество первой части смеси (x) . Значения x и y записывают по одной линии с показателями. На x частей первого вещества надо взять y частей второго вещества, тогда получится смесь с показателем с.

Решение: 1) 70% раствора надо взять 6 массовых частей, а вода (0%) – 64 массовые части (см. рис.) .

2) Общее число массовых частей равно 6+64=70

3) Масса в граммах одной массовой части: 150: 70=2,14(г)

4) Масса 70% раствора равна 6*2,14=13(г)

5) Масса воды (0%) 64*2,14=137(г)

Ответ: Масса воды равна 137г.

Задачи для самостоятельного решения.

 

  1. Бронза – сплав меди и олова. В древности из бронзы отливали колокола, если в ней содержалось 75% меди. К куску бронзы 500кг и содержащему 72% добавили некоторое количество бронзы, содержащей 80% меди и получили бронзу, необходимую для изготовления колокола. Определите сколько добавили 80% бронзы.

Ответ:300кг.

  1. В лаборатории изготовили 1кг 16% солевого раствора. Через неделю из этого раствора испарилось 200г воды. Какова стала концентрация соли в растворе?

Ответ:20%.

  1. При выплавке стали из чугуна, выжигается углерод. Содержание углерода в чугуне 4%. Сколько тонн углерода нужно выжечь из 245т чугуна, чтобы получилась сталь с содержанием углерода 2%?

Ответ:5т.

  1. Имеется 600г сплава золота и серебра содержащего золото и серебро в отношении 1:5 соответственно. Сколько грамм золота необходимо добавить к этому сплаву чтобы получить новый сплав содержащий 50% серебра.

Ответ:400г.

  1. Слиток сплава меди и цинка массой 36 кг содержит 45% меди. Какую массу меди надо добавить к этому куску, чтобы полученный сплав содержал 60% меди?

Ответ:13,5кг.

  1. После смешивания двух растворов, один из которых содержал 48 г, а другой — 20 г безводного йодистого калия, получилось 200 г нового раствора. Найдите концентрацию каждого из первоначальных растворов, если концентрация первого на 15% больше концентрации второго.

Ответ:40% и 25%.

  1. Имелось два слитка меди. Процент содержания меди в первом слитке на 40% меньше, чем во втором. После того как оба слитка сплавили, получился слиток, содержащий 36% меди. Найдите процентное содержание меди в каждом слитке, если в первом было 6 кг меди, а во втором — 12 кг.

Ответ:20% и 60%

8. Сколько чистого спирта нужно добавить к 735 г 16%-ного раствора йода и спирта, чтобы получить 10%-ный раствор?

Ответ:441г.

9. Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с ее 10%-ным раствором и получили 600 г 15%-ного раствора. Сколько граммов 30 % -ного раствора было взято?

Ответ:150г.

10. В сосуде находится 10%-ный раствор спирта. Из сосуда отлили 1/3 содержимого, а оставшуюся часть долили водой так, что сосуд оказался заполненным на 5/6 первоначального объема. Какое процентное содержание спирта оказалось в сосуде?

Ответ:8%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики на тему "Решение задач на растворы, смеси, сплавы" "

урок решения практико-ориентированных задач для обучающихся 9 класса...

Подготовка к ЕГЭ. Зачет по теме "Задачи на смеси и сплавы".

Представлены 4 варианта для проведение зачета по теме "Задачи на смеси и сплавы"....

Задачи на растворы, смеси, сплавы

Продукт знакомит с системой подготовки учащихся к итоговой аттестации: решение задач «химического» характера математическими методами, что значительно повышает качество подготовки к ГИА по математике ...

Раздаточный материал по теме "Задачи на растворы, смеси и сплавы"

Обобщение и распространение педагогического опыта....

Интегрированный урок по химии и математике "Решение задач на растворы и сплавы при подготовке к ОГЭ"

Интегрированный урок по химии и математике по решению расчетных задач для 9 класса.Цель урока: Рассмотрение   алгоритма  решения  задач  на  смес...

Готовимся к ЕГЭ задачи на растворы и сплавы

Урок посвящен решению задач  типа №11 ЕГЭ математика профильный уровень и №27, №33  ЕГЭ по химии. Неважна, как задача решена- химическим или математическим способом, главное получить правиль...

Тренажёр по решению задач на растворы.

Тренажёр по решению расчётных задач...