Задачи на растворы, смеси, сплавы
материал по алгебре (11 класс) на тему
Продукт знакомит с системой подготовки учащихся к итоговой аттестации: решение задач «химического» характера математическими методами, что значительно повышает качество подготовки к ГИА по математике выпускников открытой школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_na_rastvory_smesi_splavy.zip | 351.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Всеволожская открытая (сменная) общеобразовательная школа № 2»
Трищенко Наталия Григорьевна, учитель математики
«Решение задач по теме растворы, смеси, сплавы»
( в рамках подготовки выпускников 9-х и 12-х классов к ГИА по математике в открытой школе)
2015
Пояснительная записка
Задачи на концентрацию традиционно являются слабым звеном в подготовке школьников и кажутся многим из них довольно сложными. В таких задачах речь обычно идет о растворах некоторого вещества в другом веществе и об изменении концентрации этого вещества после каких-либо манипуляций. При этом водные растворы, смеси или сплавы играют сходные роли и позволяют лишь несколько разнообразить сюжеты задач без изменения математического содержания. Чтобы решать такие «химические» задачи, нужно вообще решать – уметь работать с условием, уметь составлять математическую модель, находить проценты от числа, составлять схему по условию задачи, иметь хорошую технику решения уравнений (они могут быть очень « устрашающего» вида). А также иметь небольшое представление о том, что такое концентрация вещества: отношение веса (массы) чистого вещества А в смеси (сплаве, растворе) к весу (массе) всей смеси (сплава, раствора). Задачи можно поделить на группы:
- Какова концентрация раствора, полученного в результате соединения А кг р – процентного раствора с В кг n – процентного раствора одной и той же кислоты.
- Сколько килограммов р – процентного раствора надо добавить к А кг n – процентного раствора той же кислоты, чтобы получить k – процентный раствор.
- Каковы концентрация и масса раствора кислоты, который нужно добавить к А кг р – процентного раствора той же кислоты, чтобы получить К килограммов r – процентного раствора.
- Задачи на « сухое» вещество – сушка винограда, абрикосов, грибов, сена (речь о воде и её испарении).
Для повышения качества подготовки выпускников открытой школы к ГИА по математике составлен учебный дидактический материал. Это презентация, в которой представлены основные типы «химических» задач с решениями, и карточки с уровневыми по сложности задачами, что поможет обобщить знания по теме «Проценты» и закрепить умения решать задачи на сплавы, растворы и смеси различными математическими способами. Этот материал могут использовать учащиеся, учителя математики, химии в рамках подготовки к ГИА.
Ресурсы:
- ЕГЭ 2015. Математика. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Под ред. Ященко И.В.
- ЕГЭ 2015. Математика. Самое полное издание типовых вариантов заданий. Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.
- ЕГЭ 2013. Математика. Задача B13. Рабочая тетрадь Шестаков С.А. Гущин Д.Д.
- ЕГЭ 2013. Математика. Самое полное издание типовых вариантов заданий. Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.
- Математика. Подготовка к ЕГЭ-2013. Учебно-тренировочные тесты. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю.
- ГИА 9 классов в новой форме. Математика 2013.Учебное пособие./ А.В. Семёнов, А.С.Трепалин, И.В.Ященко, П.И.Захаров.
- ЕГЭ 2013. Математика.Типовые тестовые задания /И.Р. Высоцкий, П.И.Захаров, В.С.Панферов,С.Е.Посицельский, А.В. Семёнов, А.Л.Семёнов, М.А.Семёнова.
- Алгебра: сб. заданий для подгот. к.ГИА в 9 кл., Л.В. Кузнецова, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович и др.
- Деревянкин А.В.Проценты: методическая разработка для учащихся Заочной школы «Юный математик».
- http://reshuege.ru/
Вариант 1.
1. В сосуд, содержащий 5 литров 12–процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
2.Смешали некоторое количество 15–процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 19–процентного раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
3.Смешали 4 литра 15–процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25–процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
4.Виноград содержит 90% влаги, а изюм — 5%. Сколько килограммов винограда требуется для получения 14 килограммов изюма?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.Имеется два сплава. Первый сплав содержит 10% никеля, второй – 30% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?
6.Первый сплав содержит 10% меди, второй – 40% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.
7.Смешав 30-процентный и 60-процентный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 36-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 41-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 30-процентного раствора использовали для получения смеси?
8.Имеются два сосуда. Первый содержит 30 кг, а второй – 20 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 68% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 70% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?
Вариант 2.
1.В сосуд, содержащий 8 литров 11-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 3 литра воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
2.Смешали некоторое количество 13-процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 19-процентного раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
3.Смешали 8 литров 25-процентного водного раствора некоторого вещества с 12 литрами 20-процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
4.Виноград содержит 90% влаги, а изюм — 5%. Сколько килограммов винограда требуется для получения 62 килограммов изюма?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.Имеется два сплава. Первый сплав содержит 10% никеля, второй – 35% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 225 кг, содержащий 30% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?
6.Первый сплав содержит 5% меди, второй — 14% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 9 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 11% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.
7.Смешав 11-процентный и 72-процентный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 31-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 51-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 11-процентного раствора использовали для получения смеси?
8.Имеются два сосуда. Первый содержит 30 кг, а второй — 15 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 34% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 46% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?
Вариант 3
1.В сосуд, содержащий 8 литров 24-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 4 литра воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
2.Смешали некоторое количество 13-процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 17-процентного раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
3.Смешали 3 литра 35-процентного водного раствора некоторого вещества с 12 литрами 15-процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
4.Влажность свежих грибов 90%, а сухих—15%.Сколько сухих грибов получится из 1,7 кг свежих?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.Имеется два сплава. Первый сплав содержит 10% никеля, второй — 35% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 150 кг, содержащий 30% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?
6.Первый сплав содержит 5% меди, второй — 12% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 9 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 10% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.
7.Смешав 41-процентный и 63-процентный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 49-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 54-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 41-процентного раствора использовали для получения смеси?
8.Имеются два сосуда. Первый содержит 100 кг, а второй — 20 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 67% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 77% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?
Вариант 4
1.В сосуд, содержащий 7 литров 26-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 6 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
2.Смешали некоторое количество 14-процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 18-процентного раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
3.Смешали 3 литра 35-процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 5-процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
4.Влажность свежескошенной травы 60%, сена 20%.Сколько сена получится из 1 т свежескошенной травы?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.Имеется два сплава. Первый сплав содержит 5% никеля, второй — 35% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 225 кг, содержащий 25% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?
6.Первый сплав содержит 5% меди, второй — 13% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 9 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 12% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.
7.Смешав 54-процентный и 61-процентный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 46-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 56-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 54-процентного раствора использовали для получения смеси?
8.Имеются два сосуда. Первый содержит 100 кг, а второй — 60 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 19% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 22% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?
Вариант 5
1. В сосуд, содержащий 5 литров 26-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 5 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
2.Смешали некоторое количество 20-процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 14-процентного раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
3.Смешали 4 литра 20-процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 40-процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Из 22кг свежих грибов получилось 2,5 кг сушёных, которые содержат 12% воды. Каково процентное содержание воды в свежих грибах?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.Имеется два сплава. Первый сплав содержит 5% никеля, второй — 20% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 150 кг, содержащий 15% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?
6.Первый сплав содержит 5% меди, второй — 13% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 11% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.
7.Смешав 14-процентный и 98-процентный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 70-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 74-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 14-процентного раствора использовали для получения смеси?
Имеются два сосуда. Первый содержит 50 кг, а второй — 20 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 14% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 23% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?
Дополнительные задачи
1.Смешав 70% -й и 60%-й растворы кислоты и добавив 2 кг чистой воды, получили 50% -й раствор кислоты. Если бы вместо 2 кг воды добавили 2 кг 90% - го раствора той же кислоты , то получили бы 70% -й раствор кислоты. Сколько килограммов 70% - го раствора использовали для получения смеси?
2.Смешали 25 литров воды и 10 литров 14% - ого раствора соляной кислоты. Сколько процентов составляет концентрация соляной кислоты в получившемся растворе?
3.Два куска латуни имеют суммарную массу 30кг. Первый кусок содержит 5 кг цинка, а второй—4 кг. Процентное содержание цинка в первом куске на 15% меньше, чем во втором. Определите массы кусков.
4.У хозяйки есть 5 кг сахарного сиропа одной концентрации и 7 кг сиропа другой концентрации. Если эти сиропы смешать, то получится сироп, концентрация которого составляет 35%.Если же смешать равные массы этих сиропов , то получится сироп, содержащий 36% сахара. Какова концентрация каждого из двух имеющихся сиропов?
5.При смешивании первого раствора кислоты, концентрация которого 20% , и второго раствора этой же кислоты, концентрация которого 50%, получили раствор, содержащий 30% кислоты. В каком отношении взяты первый и второй растворы?
6.Сколько граммов сахарного сиропа, концентрация которого 25%, надо добавить к 200 г воды, чтобы в полученном растворе содержание сахара составляло 5%.
7.Сколько граммов 75% -ного раствора кислоты надо добавить к 30 г 15% - ного раствора кислоты, чтобы получить 50% - ный раствор кислоты?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Табличный метод решения задач на концентрацию, смеси, сплавы
При решении большинства задач на концентрацию, смеси и сплавы, с моей точки зрения, удобнее использовать таблицу, которая нагляднее и короче обычной записи с пояснениями. Зрительное восприятие о...
урок математики на тему "Решение задач на растворы, смеси, сплавы" "
урок решения практико-ориентированных задач для обучающихся 9 класса...
Решение задач по теме растворы, смеси. сплавы.
Человеку часто приходится смешивать различные жидкости, порошки, вещества или разбавлять что-либо водой. Самый известный и главный сплав в истории цивилизации – это всем известная ст...
Раздаточный материал по теме "Задачи на растворы, смеси и сплавы"
Обобщение и распространение педагогического опыта....
Материалы для проведения проверочной работы "Решение текстовых задач по теме "Смеси, сплавы"
Презентация + карточки с заданиями...
Готовимся к ОГЭ. Задачи на проценты, смеси, сплавы.
Подборка задач на проценты, смеси, сплавы. ОГЭ № 21....
Бинарный урок математики и химии по решению прикладных задач ЕГЭ по теме: «Растворы, смеси, сплавы»
Бинарный урокматематики и химиипо решению прикладных задач ЕГЭ по теме:«Растворы, смеси, сплавы»...