Проектная деятельность-эффективный метод развития личности учащегося
статья по математике на тему
Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо,чтобы он сам прошел путь познания.Одним из эффективных способов формирования познавательной деятельности является проектный метод обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya_na_urokah_i_vo_vneurochnoe_vremya.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность-эффективный метод развития личности учащегося
Отличительной особенностью новых образовательных стандартов является их деятельностный характер, главная цель которых заключается в развитии личности учащегося. Упор сделан не на знания, а на ведущую деятельность. Отсюда возникает вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие способности школьников реализовывать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться различным жизненным обстоятельствам. Необходимо вооружить ребенка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе, обеспечивая компетенцию «научить учиться».
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, видеть проблемы и искать пути рационального решения, используя современные технологии.
Сегодня к школе приковано особое внимание, так как государству нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни, труду люди. Именно таких учеников должна выпускать школа.
В последнее время стало наблюдаться снижение познавательной активности учащихся, на уроках преобладает механическое запоминание, работа по образцу, интерес учащихся к изучаемому предмету падает.
Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
- 10% от того, что они читают;
- 26% от того, что они слышат;
- 30% от того, что они видят;
- 50% от того, что они видят и слышат;
- 70% от того, что они обсуждают с другими;
- 80% от того, что основано на личном опыте;
- 90% от того, что они проговаривают в то время, когда решают;
- 95% от того, чему обучаются сами.
Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству образования учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учёбе, в том числе и на уроках математики, с другой стороны, предопределило для меня использования проектной деятельности на уроках математики. Проанализировав ситуацию в классах, где я веду математику, пришла к такому выводу: математика начинается вовсе не со счёта, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у ученика развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он сам прошёл путь познания той или иной темы, почувствовал радость открытия нового для себя. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества
Актуальность и перспективность темы заключается в том, что использование метода проектов позволяет осуществить разностороннее развитие, обучение и воспитание учащихся; развивать их творческие способности и активность; формировать познавательные мотивы учения. Учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который повышает их самооценку и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качеств
В настоящее время изучение математики имеет целый ряд особенностей и трудностей: уменьшение количества уроков в неделю, оторванность математического образования от жизни, сухой мир цифр и чисел мало воздействует на чувства и эмоции.
Одним из эффективных способов формирования свободной познавательной деятельности является проектный метод обучения, который охватывает большинство учащихся школы, позволяя формировать ключевые компетенции, т.к. в процессе работы над проектом учащиеся овладевают креативными навыками: добыванием знаний из окружающей действительности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действиями в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания, т.е. формируются универсальные учебные действия.
Метод проектов – это обучение, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию деятельности;
- самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
- презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
- умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
- практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Проект – это «пять П »:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
В процессе проектной деятельности на уроках математики создаются условия для формирования следующих компетенций
Проектная деятельность может осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и в процессе социально-значимой внеурочной деятельности.
Виды проектной деятельности: групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные,. Межпредметные разрабатываются на стыке нескольких учебных дисциплин и требуют от обучающихся большой эрудиции и интеграции полученных знаний, умений и навыков.
развивающий, личностный характер.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая следующая работа:
- -письменная работа (реферат, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад)
- -художественная творческая работа ( в области литературы, музыки, ИЗО, технологии)
- -материальный объект, макет
- -отчетные материалы, которые могут включать в себя как тексты, так и мультимедийные продукты.
В организации работы по формированию проектных умений можно выделить три этапа:
1.Подготовительный (5 – 6 класс)
2.Развивающий (7 – 9 класс)
3.Учебно – исследовательский (10 – 11 класс)
Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектная деятельность-эффективное средство повышения мотивации учащихся на урока немецкого языка"
Данная работа содержит тнебольшой теоретический материал по применению проектной технологии на уроках немецкого языка на разных ступенях обучения. В этой работе я рассказываю о том,как я работаю над п...
Статья "Исследовательская и проектная деятельность как метод социализации личности"
Применение компетентностного подхода в образовании. Проектная и исследовательская деятельность в основной и старшей школе на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности...
Проектная деятельность как средство развития личности студентов Коломенского политехнического колледжа
Проектная деятельность как средство развития личности студентов Коломенского политехнического колледжа...
Использование проектного обучения в творческом развитии личности.
В наше время наиболее востребованы и успешны люди с активной жизненной позицией, мыслящие, анализирующие, способные самосовершенствоваться, осваивать новые тех...
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихсяна уроках химии».
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихсяна уроках химии»....
«Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития личности учащихся»
Каждый из нас неоднократно задумывался над вопросом: что необходимо сделать мне, как педагогу, чтобы улучшить процесс обучения и воспитания?Какие эффективные формы, методы и технологии приведут к повы...
Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в детском объединении « Творчество природа».
Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в детском объединении « Творчество природа»....