Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихсяна уроках химии».
материал по химии на тему
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихсяна уроках химии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта
учителя химии и биологии
филиала МКОУ СОШ №5 г. Алагира в с. Бирагзанг
Габуевой Незы Тотразовны
по теме «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся».
XX век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь невозможно. Мир сегодня нельзя воспринимать не по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, необходимо следовать тезисам ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый план в современном образовании выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
Методика обучения химии, применяемая в настоящее время в средней школе, является еще в определенной степени традиционной. Деятельность учащихся при этом способе обучения направлена, главным образом, на запоминание и воспроизведение учебного материала, выполнение заданий и упражнений. Но на современном этапе главным требованием к уроку химии является использование всех возможностей содержания и методов обучения для проблемного построения учебного процесса как важного условия развития логического мышления учащихся, их творческих способностей, интереса к учению.
Таким образом, актуальность моего педагогического опыта определяется поиском путей из создавшегося противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.
Это противоречие определяет ведущую педагогическую идею моего опыта: создание условий для развития личности учащихся. В своей педагогической деятельности я стремлюсь учить учеников самих организовывать свою деятельность, в том числе и исследовательскую, определять тему, ставить перед собой цели, планировать свою работу, анализировать, видеть проблемы, строить гипотезы, доказывать их или опровергать, применять полученные знания на практике.
Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы или, постигая химию, обогащать и постигать себя, свое место в этом огромном мире?
Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что «… ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…»
Таким образом, целью моего педагогического опыта является использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся.
В соответствие с целью я решаю следующие задачи:
1. Изучение передового педагогического опыта по использованию современных технологий развивающего обучения в рамках классно-урочной системы.
2. Внедрение в педагогический процесс наиболее эффективных технологий, позволяющих сформировать ведущие компетентности учащихся.
3. Ориентация образовательного процесса на развитие личностного потенциала учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.
4. Повышение эффективности учебного процесса и, как следствие, повышение качества обучения по предмету.
5. Подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества, развитие социальной компетенции учащихся.
Новизна опыта заключается в изменении подходов к содержанию, формам, методам обучения, и роли учителя-предметника; в развитии умения учителя управлять познавательной деятельностью учащихся, используя для этого различные средства обучения и стимулирования.
Теоретической базой опыта являются:
1. Теория развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б.Эльконина
В.В.Давыдова.
2. Теория проблемного обучения М.И. Махмутова и И.Я. Лернера.
3. Технология критического мышления И.В.Муштавинской
4. Теория проблемно-интегратированного обучения в химии М. А. Шаталова, Н.Е.Кузнецовой.
Для достижения поставленных целей и соответствующих задач проектирование уроков начинаю с планирования необходимых конечных результатов, которые должны быть достигнуты всеми учащимися при изучении данного учебного материала на разных уровнях. Эти необходимые планируемые результаты представляют собой требования к усвоению учебного материала учащимися. Так, знакомясь с предметом химии в теме «Введение» ученики 8 классов должны не только освоить основные понятия (предмет химии, физическое тело, вещество), но и приобрести навыки поведения и работы в химическом кабинете, освоить основные приемы обращения с лабораторным оборудованием, научиться объяснять роль химии в жизни общества и в своей жизни, научиться применять полученные знания для безопасного обращения с веществами и материалами в быту.
В зависимости от преследуемых целей и требований подбираю формы уроков, включаемых в определенный раздел программы.
Используемые мною уроки можно разделить на следующие типы:
1. Уроки формирования новых знаний.
Формы уроков: уроки-лекции, уроки-конференции, лабораторные работы, уроки-презентации.
2. Уроки обучения умениям и навыкам.
Формы уроков: урок-практикум по отработке конкретно-практических задач, уроки-исследования, практические работы.
3. Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений.
Формы уроков: интегрированные уроки, уроки-семинары, урок дискуссия .
4. Уроки проверки и учета знаний и умений.
Формы уроков: творческий отчет, защита педагогического проекта, общественный смотр знаний, зачет.
5. Комбинированные уроки.
Планируя форму проведения урока, его структуру, определяя содержание и последовательность приемов обучения, в первую очередь учитываю уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, их психолого-педагогические особенности. Так, например, в начале нового учебного года учащимся 9 классов предлагается поделиться на группы по познавательной активности и интересу к предмету. Те ребята, которые в дальнейшем хотят связать свою жизнь с естественными науками, получают возможность изучать дополнительный материал. В старшей школе организуются профильные классы.
Особое внимание при конструировании конкретного урока уделяю целеполаганию. Проектирую цели и задачи урока с конкретным указанием, что должны запомнить, понять, усвоить учащиеся, какие навыки выработать. При отборе содержания учебного материала руководствуюсь следующими принципами: научность и доступность, наглядность, интегративность, учет индивидуальных особенностей, ориентация на развитие мышления и открытый диалог учителя с учащимися.
За основу построения урока беру базовую модель: вызов→ осмысление новых знаний →рефлексия. На стадии вызова использую различные приемы мотивации. Учебный материал обогащаю историческими данными об открытии законов, о жизни и деятельности ученых. Использую на уроках дополнительную литературу, занимательную, познавательную информацию, яркие, интересные примеры из сообщений СМИ, рекламной информации.
В своей работе сочетаю различные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, фронтальные и коллективные (в группах, парах).
Индивидуальная работа. Например, при исследовании свойств веществ учащиеся обычно получают индивидуальные дифференцированные задания позволяющие осуществлять процесс обучения в индивидуальном темпе.
Фронтальная форма. Использую «блиц-опрос», метод «мозгового штурма», эвристическую беседу
При использовании коллективной ученикам предлагается обсудить задачу, наметить путь решения, подойти к решению и, наконец, представить найденный совместно результат.
Работа в парах оптимальна при проведении практических и лабораторных работ.
Выбор методов и приемов обучения, последовательность их применения зависит от уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся.
В работе применяю традиционные методы: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные. Но я думаю, что одним из современных методов, применяемым для повышения познавательного интереса к предмету является проблемный метод. Один из приемов проблемного метода – это создание проблемной ситуации и ее разрешение. На своих уроках я использую различные способы создания проблемных ситуаций
1) Сообщение нового факта, который идет в разрез усвоенных законов и понятий (например, аммиак не содержит в своем строении гидроксильную группу, определяющую свойства оснований. Но в водном растворе он проявляет основные свойства. Почему?).
2) Выявление разных свойств у веществ принадлежащих к одной группе или типу (например: азот и фосфор – элементы одной подгруппы. Почему азот – газ при обычных условиях и не образует аллотропных модификаций, а фосфор в разных аллотропных модификациях твердый?).
7) Выявление сходных свойств у веществ, относящихся к разным группам и классам (например, аммиак, амины и аминокислоты относятся к разным классам веществ. Кроме того аммиак – неорганическое вещество, а амины и аминокислоты – органические. Но все они проявляют основные свойства. Почему?).
3) Показ двойственности свойств у соединений (например: верите ли вы, что вода может быть и кислотой и основанием? ).
4) Предложение решить экспериментальную задачу (например: разбирая реактивы на складе, рабочие обнаружили забытую бутыль с бесцветной жидкостью. Этикетка на бутыли была наполовину оторвана, сохранилось только «…рная кислота». Как определить что за кислота в бутыли?).
5) Решение нестандартных химических задач (на анализ смеси, логические) (например, почему в азотной кислоте степень окисления равна +5, а валентность 4? Быть может это ошибка? Валентность азота равна 5! А дети знают, что валентность азота – 5. И в самом деле, какова валентность азота в азотной кислоте?).
6) Напоминание учащимся о таких жизненных явлениях, которые они не могут объяснить на основе имеющихся у них знаний (например, при обработке раны 3-ным раствором перекиси водорода наблюдается вспенивание. В чем причина этого явления?).
Сделать восприятие учебного материала более доступным, значимым и интересным помогают специфические методы обучения. Прежде всего, химический эксперимент. Химический эксперимент – это основная форма деятельности и познания при изучении химии. Это и лабораторные опыты, и демонстрационный эксперимент, практические работы. Особой формой работы является домашний эксперимент. Я его применяю с целью выявления склонностей учащихся к изучению химии, развития их интереса к науке, совершенствования химического образования, воспитания потребности в самообразовании. Кроме того, при выполнении домашнего эксперимента учащиеся формируют и закрепляют различные экспериментальные умения. Я предлагаю темы для домашнего эксперимента. Многие ребята охотно берутся за их выполнение. Они спешат принести результаты эксперимента в класс, похвастаться и с восхищением рассказать о том, как проводили его. Этот метод как никакой другой способствует повышению интереса к химическому обучению.
Для повышения наглядности и развития творческого и образного мышления учащихся на уроке я обязательно осуществляю деятельность с материальными моделями микрообъектов. Учащиеся сравнивают готовые модели молекул, кристаллических решеток, изготавливают модели молекул из пластилина, проводят манипуляции с моделями молекул, наблюдают и создают модели на электронном носителе). Важна работа со знаковыми моделями: химическими формулами (эмпирическими и структурными) и уравнениями реакций. Умение оперировать этими моделями является основой изучения химии.
Также учу детей работать с задачами, в которых информация представлена графически и схематично. Стараюсь разобрать несколько вариантов решения задач (с использованием формул, рисунков, математически). Применяю контекстные расчетные задачи, проблемный и занимательный эксперимент. Такой подход позволяет развивать разные типы мышления, совершенствовать прикладные умения и навыки, учит ребят воспринимать информацию разного типа и эффективно работать с ней и помогает создать ситуацию успеха на уроке, повышает личностные мотивы школьников в изучении химии.
Способность работать с различными источниками информации формирую так же при организации самостоятельной работы с текстом. Для этого метода эффективны приемы:
- Прием «Инсерт»: по ходу чтения текста (желательно отличного от текста параграфа в учебнике) учащиеся маркируют текст условными знаками: «+» - новое, «v» - уже знал, «-» - думал иначе, «?» -не понял. После прочтения выясняются трудности, помеченные «?». Отвечают те ученики, кто хорошо усвоил данный материал. Эффективен на обобщающих уроках для выявления пробелов в знаниях.
- Прием «Бортовой журнал». При изучении нового материала лекция учителя делиться на смысловые единицы: данные, требующие разъяснения; новая информация, выводы. На каждом этапе учащиеся заполняют соответствующую таблицу.
- Прием «Дневник». Эффективен при организации домашней работы с текстом большого объема. При чтении учащиеся делят текст на смысловые блоки, Составляют названия к ним, записывают комментарии с уравнениями реакций и формулами, формулируют вопросы к учителю.
Большим моим помощником в работе является компьютер! Насколько расширяется доступ к источникам информации! Компьютер на уроке заменяет мне основную часть наглядных пособий и моделей (например, при изучении токсичных веществ можно проводить виртуальный химический эксперимент без риска для здоровья учащихся). Использую видеофрагменты опытов из электронных учебников, если их нельзя провести на уроке в полном объеме ввиду отсутствия необходимого оборудования. Электронные учебники снабжены трёхмерными иллюстрациями, которые развивают пространственное мышление школьников. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым, на уроках экономится время, учебный материал представляется более наглядно. Использую компьютер и при закреплении знаний. Компьютерное тестирование, работа с текстом и анимациями помогают учащимся лучше понять материал, осуществить самоконтроль, эффективно оценить качество образования.
Обязательными в работе являются методы письменного контроля и самоконтроля. Они помогают сделать анализ успешности обучения, глубины и прочности знаний. После изучения каждой большой темы я даю учащимся разнообразные варианты систематизации и классификации изученного материала.
Например:
1. Применение приема «Общее – частное».
2. Использование творческих заданий:
- химических загадок, синквейнов (Например, к уроку «Предмет и задачи химии» синквейн может выглядеть так Химия
Органическая, неорганическая.
Открывает, изучает, превращает.
Очень сложный предмет.
Наука)
3. Использование химических диктантов. Они позволяют активизировать такие формы мышления как умозаключения и совершенствовать основные логические приемы – анализ и синтез.
Например: Запись формул и уравнений на слух, выбор «верного-неверного» утверждения.
4. Применение тестов интеллекта.
Сочетание тестовых заданий разных видов (тестов дополнения, выборочного сличения) позволяет не только развивать умственные и мыслительные умения учащихся, но и не терять интереса к предмету.
При контроле использую оценку независимых экспертиз: тесты системы СтадГрад, Центра тестирования, ЕГЭ.
Развитию личности так же способствует внеурочная деятельность. Это и элективные курсы, и факультативы, и исследовательская деятельность учащихся профильных групп, олимпиады, международные предметные чемпионаты.
Результативность опыта выражается в стабильной активности учащихся на уроке, благоприятной творческой атмосфере, царящей в классном коллективе. На уроках отсутствуют проблемы с дисциплиной, так как ребятам просто некогда шуметь, они занятии делом.
Но основными показателями результативности педагогического опыта являются:
1. Стабильное качество знаний и успешность обучения учащихся химии. На протяжении 4-х учебных лет прослеживается высокое качество знаний учащихся по предметам химия и биология.
2. Положительную динамику так же отражают результаты независимого контроля знаний в 11 классах: результаты диагностических контрольных работ и ЕГЭ. Об эффективности использования приемов и технологий, на мой взгляд, достоверно говорят результаты единого государственного экзамена по химии. Именно они свидетельствуют о наличии прочных и стабильных знаний у выпускников по предмету химия.
Таким образом, можно сделать вывод, что моя система работы позволяет решить задачи:
- повысить мотивацию к изучению химии и биологии:
- повысить интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;
- способствует формированию информационной грамотности: развитию способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;
- создает условия для повышения социальной компетентности.
При этом подходе помимо знаний и умений учащихся важным показателем качества обучения становиться наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности. То есть сформированность того, что мы называем ключевыми компетециями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта учителя химии.
Обобщение педагогического опыта по теме "Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся "....

Работа по обобщению педагогического опыта по теме: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности
Тема моего педагогического опыта: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности. В работе представлены основные методические приёмы тех...

Представление обобщенного педагогического опыта преподавателя химии и биологии
Тема инновационного педагогического опыта «Проектная деятельность на уроках биологии и химии» Современные условия развития общества требуют воспитывать предприимчивых и деловых людей...

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии "Активизация познавательной деятельности на уроках химии и биологии"
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии...
Использование современных педагогических технологий для развития личности учащихся на уроках английского языка.
Использование современных педагогических технологий для развития личности учащихся на уроках английского языка....

Обобщение педагогического опыта учителя химии Козоновой Б.К.
Ведущая педагогическая идея - создание условий для развития личности учащихся. Целью моего педагогического опыта является использование приемов и методов современных образовательных техноло...