Использование проектного обучения в творческом развитии личности.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему

Угаренкова Лия Тулегеновна

 

          В наше время наиболее востребованы и успешны люди с активной жизненной позицией, мыслящие, анализирующие, способные самосовершенствоваться, осваивать новые технологии и самоопределяться в меняющемся обществе. Необходимо учитывать последствия перемен, развитие и внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности.  Поэтому  мы должны вводить новые средства, методы и формы работы, способные не только передавать знания в определённой учебной области, но и, используя компьютерные и интернет - технологии, формировать у ребёнка культуру работы с информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проектное обучение19.83 КБ
Файл презентация223.38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектного обучения в творческом развитии личности.

Угаренкова Л.Т. учитель ИЗО, МХК, черчения.

В наше время наиболее востребованы и успешны люди с активной жизненной позицией, мыслящие, анализирующие, способные самосовершенствоваться, осваивать новые технологии и самоопределяться в меняющемся обществе. Необходимо учитывать последствия перемен, развитие и внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности. В этой связи и образование перестраивается на новую систему подготовки школьников к жизни в информационной цивилизации.  Поэтому  мы должны вводить новые средства, методы и формы работы, способные не только передавать знания в определённой учебной области, но и, используя компьютерные и интернет - технологии, формировать у ребёнка культуру работы с информацией.

 Для того, чтобы организовать свою работу необходимо:

Во – первых, у учителя искусства должно быть желание изменить свою деятельность с использованием мощного потенциала компьютерных и интернет – технологий.

Во – вторых, необходима компьютерная техника и подключение к Интернету.

В – третьих, учителю необходимы знания и  умения работы с компьютером.

С помощью компьютерной техники учитель может проводить интересные уроки, на которых прямо в классе совершаются виртуальные экскурсии по музеям и выставкам, создаются презентации творческой или исследовательской работы, изучаются в Интернете разнообразные мнения по тому или иному вопросу.

Организация проектирования является на сегодняшний день одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся.

Рекомендации для учителя по применению проектной технологии. В зависимости от педагогической задачи проект может использоваться:
* как вариант проведения итоговых занятий по разделам программы или же по всему курсу;
* как метод освоения крупных тем программы, предполагающих интеграцию знаний из разных предметных областей;
* как большая творческая работа, позволяющая более глубоко освоить предлагаемый программой материал в структуре урочно - внеурочной деятельности.

Проектное обучение  (Джон Дьюи, Эдуард Ли Торндайк и др. ) - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий – проектов. Деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления. Сегодня проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя. Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

  1. Исследовательские - по структуре приближены к подлинному научному познанию;
  2. Информационные - сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки;
  3. Творческие - не имеют детально проработанной структуры, подчиняющиеся жанру конечного результата (газета, фильм), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (макет газеты, сценарий фильма);
  4. Социально  значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой – либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.
  5. Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные (информационные) проекты. Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям, учащимся из разных стран общаться друг с другом.

Можно выделить краткосрочные (2-6 ч), среднесрочные (12-15 ч), долгосрочные (полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.

Стадии разработки проекта:

организационно-подготовительная стадия – разработка проектного задания (выбор);

разработка проекта (планирование);

технологическая стадия;

заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия).

Оценка деятельности (критерии)

владение способами познавательной деятельности;

умение использовать различные источники информации, методы исследования, и т.д.;

умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;

умение ставить цель, составлять и реализовывать план, сопоставлять цель и действие.

При осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1. Погружение в проект. Учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, формулирует проблему проекта. В результате проблематизации, определяют цель и задачи проекта – поиск способа решения проблемы проекта.

2. Организация деятельности. Планирование порядка работ, фиксация результатов(компьютерная обработка данных, видеосъемка и т.д.)

3. Осуществление деятельности. Степень самостоятельности учащихся зависит от их подготовки. В случае не достаточности знаний, каких-то умений, учитель передаёт необходимую информацию.

4. Презентация. Этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Ощущение законченности появляется на презентации. Для учеников момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализа. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем надо доказательно рассказать, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из неё цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать способы её решения и показать преимущество выбранного способа. Демонстрируется главный результат работы над проектом – анализ деятельности и предъявление способа решения проекта. Учитель  обобщает, резюмирует, дает оценку.        

        При проектном обучении возрастает роль информационного обеспечения, возникает необходимость в умении ориентироваться в разных источниках информации, отбирать и анализировать факты, используя при этом различные формы (подготовить репортаж, провести интервью, отредактировать текст, воспользоваться базой данных или подготовить её самому и т.д.). Все эти виды деятельности обладают практической значимостью в насыщенном информацией мире. При этом реализуется задача развития современного школьника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование проектного обучения в творческом развитии личности. Выполнила: Л.Т. Угаренкова , учитель ИЗО, МХК и черчения МОУ «СОШ №12», г. Троицк Челябинской области

Слайд 2

Проектное обучение (Джон Дьюи, Эдуард Ли Торндайк и др. ) - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий – проектов. Деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления. Сегодня проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Слайд 3

В зависимости от педагогической задачи проект может использоваться: * как вариант проведения итоговых занятий по разделам программы или же по всему курсу; * как метод освоения крупных тем программы, предполагающих интеграцию знаний из разных предметных областей; * как большая творческая работа, позволяющая более глубоко освоить предлагаемый программой материал в структуре урочно - внеурочной деятельности.

Слайд 4

Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.

Слайд 5

Исследовательские - по структуре приближены к подлинному научному познанию; Информационные - сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки; Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой – либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы. Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные (информационные) проекты . Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям, учащимся из разных стран общаться друг с другом. Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

Слайд 6

Творческие - не имеют детально проработанной структуры, подчиняющиеся жанру конечного результата (газета, фильм), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (макет газеты, сценарий фильма); Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой – либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы. Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные (информационные) проекты. Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям, учащимся из разных стран общаться друг с другом.

Слайд 7

Стадии разработки проекта: организационно-подготовительная стадия – разработка проектного задания (выбор); разработка проекта (планирование); технологическая стадия; заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия). Оценка деятельности (критерии) владение способами познавательной деятельности; умение использовать различные источники информации, методы исследования, и т.д.; умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовывать план, сопоставлять цель и действие. Можно выделить краткосрочные (2-6 ч), среднесрочные (12-15 ч), долгосрочные (полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.

Слайд 8

1. Погружение в проект. Учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, формулирует проблему проекта. В результате проблематизации, определяют цель и задачи проекта – поиск способа решения проблемы проекта. 2. Организация деятельности. Планирование порядка работ, фиксация результатов(компьютерная обработка данных, видеосъемка и т.д.) 3. Осуществление деятельности. Степень самостоятельности учащихся зависит от их подготовки. В случае не достаточности знаний, каких-то умений, учитель передаёт необходимую информацию. 4. Презентация. Этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Ощущение законченности появляется на презентации. Для учеников момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализа. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем надо доказательно рассказать, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из неё цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать способы её решения и показать преимущество выбранного способа . Демонстрируется главный результат работы над проектом – анализ деятельности и предъявление способа решения проекта . Учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. При осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

Слайд 9

Бисероплетение - Крючкова Н., 10 класс Живопись по стеклу – Кузнецова К., 10 класс Военный кинематограф – Березина И., 8 класс Декоративно прикладное искусство – Кожевина Е., 6 класс Проекты учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Проблема использования народного творчества для духовного и творческого развития личности»

В единый проект интегрируются знания, умения и навыки, получаемые школьниками на уроках истории, литературы,  изобразительного искусства, трудового обучения...

Использование технологии проектного обучения как способ развития информационной культуры школьников в учебной деятельности

Современное информационное общество предъявляет особые требования к системе образования:формирование в обществе высокого уровня информационной культуры (область культуры, связанная с функциониро...

Использование проектных технологий как способов развития творческих способностей учащихся.

      Метод проектов был известен еще в 20-е годы XX века. Его использование дало возможность реализовать личностную деятельность (В.Давыдов, Ш.Амонашвили) и личностно ориентиров...

Статья на тему: "Творческое развитие личности в процессе обучения иностранному языку в учреждениях СПО".

Основная задача педагога в обучении иностранному языку заключается в стимулировании творческого потенциала обучающихся наряду с развитием навыков владения определенными языковыми средствами....

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся - путь творческого развития личности

Основной целью моей работы по данной теме является - создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации, формирование интереса к исследовательской деятель...