Рабочая программа по дополнительному образованию по математике 5 класс "Город математиков"
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Морохотова Татьяна Николаевна

Рабочая программа по дополнительному образованию "Город математиков" для 5 класса составлена на основании "Положения о разработке рабочих программ учебных курсов в соответствии с требованиями ФГОС". Программа рассчитана на 1 час в неделю и 35 часов в год. Программа дополнительного образования (модифицированная) «Город математиков» предназначена для детей 11-13 лет, склонных к занятиям математикой, а также  тех, кто желает повысить уровень своих математических способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorod_matematikov_2017-2018.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта

  1. Объединение  - математический кружок «Город математиков».
  2. Педагог –  Морохотова Татьяна Николаевна.
  3. Вид программы – модифицированная.
  4. Направление деятельности – интеллектуально –познавательное.
  5. Продолжительность освоения –  1 год.

Кол-во часов –35часов (1 час в неделю),

  1. Возрастной диапазон – 11-13 лет.
  2. Форма организации – групповая, индивидуальная.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании

  1. Закона РФ от 29 декабря 2012 г.  №  273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации
  2. государственного  образовательного  стандарта   основного  общего  образования »
  3. Фундаментального ядра  содержания  образования
  4.  Примерных программ по математике.

Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.

          Программа дополнительного образования (модифицированная) «Город математиков» предназначена для детей 11-13 лет, склонных к занятиям математикой, а также  тех, кто желает повысить уровень своих математических способностей.

    Данная программа направлена на предоставление возможности попробовать себя и оценить свои силы с точки зрения перспективы дальнейшего изучения математики не только в старшей школе, но и в высших учебных заведениях.

Программа «Город математиков» является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования. Большое внимание уделяется решению логических, олимпиадных задач, задачам на числа, дроби, проценты, уделяется внимание истории развития математики, математическим играм, фокусам, софизмам. Учащиеся знакомятся с биографиями великих математиков, их высказываниями, решают занимательные задачи.

     Цель программы - создание  условий для формирования у обучающихся  творческого мышления,  интереса к предмету и представления о математике как части общечеловеческой культуры.

   Задачи:

   образовательные:

  • обучать  методам и приёмам решения нестандартных задач, требующих  применения высокой логической культуры и развивающих научно- теоретическое и алгоритмическое мышление;
  • обучать школьников применению полученных знаний при решении различных прикладных задач.    

   развивающие:

  • развивать  самостоятельное  и творческое мышление обучающихся, активизацию    мыслительной деятельности в условиях ограниченного времени;        
  • расширять кругозор обучающихся через работу с  дополнительным материалом,   дополнительной литературой и самообразование.                

воспитательные:

  • формировать навыки и интерес к научной и исследовательской деятельности;
  • воспитывать эстетическое  восприятие обучающихся красоте математических преобразований.    

             

Основной формой деятельности на занятиях курса являются занятия в группах постоянного состава. Творческий характер заданий и необязательность домашнего задания для всех обучающихся является здоровьесберегающим условием реализации программы.

Описание места учебного  курса в учебном плане

Программа рассчитана на один год обучения  (35 часов.)                                                                                                                         Для обучающихся 11-13 лет занятия  проходят один раз в неделю по 1 часу.

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Курс является открытым. В него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо разделы другими. Главное, чтобы они были небольшими по объёму, интересными для обучающихся, соответствовали их возможностям.

Планируемые результаты изучения учебного курса.

     В результате освоения программы математического кружка «Город математиков» учащиеся:

      должны приобрести навыки решения логических, олимпиадных задач, задач с элементами комбинаторики; овладеть приемами быстрого счета; научиться использовать свой творческий потенциал; оформлять работы; доказывать свою точку зрения, получить представление об истории возникновения математической науки,

Личностные,  метапредметные  и  предметные  результаты  освоения  учебного предмета

Изучение  математики  на  уровне  основного  общего  образования  дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

 В  личностном направлении:

  • умение  ясно,  точно,  грамотно  излагать  свои  мысли  в  устной  и  письменной речи,  понимать  смысл  поставленной  задачи,  выстраивать  аргументацию,  приводить  примеры и контрпримеры;
  • критичность  мышления,  умение  распознавать  логически  некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление  о  математической  науке  как  сфере  человеческой  деятельности,  об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность  мышления,  инициатива,  находчивость,  активность  при  решении математических задач;

  В метапредметном направлении:

  • умение  видеть  математическую  задачу  в  контексте  проблемной  ситуации  в  других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение  находить  в  различных  источниках  информацию,  необходимую  для  решения математических проблем, представлять ее в понятной форме,
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
  • умение  применять  индуктивные  и  дедуктивные  способы  рассуждений,  видеть различные стратегии решения задач;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение  планировать  и  осуществлять  деятельность,  направленную  на  решение  задач исследовательского характера;

  В предметном направлении:

  • овладение  базовым  понятийным  аппаратом  по  основным  разделам  содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • овладение  символьным  языком  алгебры,  приемами  выполнения  тождественных преобразований  рациональных  выражений,  решения  уравнений,  систем  уравнений, неравенств  и  систем  неравенств,  умение  использовать  идею  координат  на  плоскости  для интерпретации  уравнений,  неравенств,  систем,  умение  применять  алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
  • овладение  основными  способами  представления  и  анализа  статистических  данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире
  • овладение геометрическим языком
  • умения  измерять  длины  отрезков,  величины  углов,  использовать  формулы  для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
  • умение  применять  изученные  понятия,  результаты,  методы  для  решения  задач практического  характера  и  задач  из  смежных  дисциплин  с  использованием  при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

III. Содержание программы:

           1.Задачи на разрезание (6ч).

Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание квадрата, состоящего из 16 клеток, на две равные части. Разрезание прямоугольника 3х4 на две равные части. Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на две равные части. Пентамимо. Фигуры домино, тримино, тетрамино (игру с такими фигурками называют тетрис), пентамимо составляют из двух, трех, четырех, пяти квадратов так, чтобы квадрат имел общую сторону хотя бы с одним квадратом.

Основная цель – развивать комбинаторные навыки (рассмотреть различные способы построения линии разреза фигур, правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения), развивать представления о симметрии.

            2. Логические задачи (12ч). Высказывания. Истинные и ложные высказывания.

Отрицание высказываний. Составление отрицаний высказываний. Двойное отрицание. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливания, и взвешивание.

Основная цель – развивать логическое мышление, умение составлять таблицы, познакомить с некоторыми законами логики, научить использовать их при решении задач. Составление таблиц на переливание и схем на взвещивание.

             3.Дележи в затруднительных обстоятельствах (2ч). Задачи на переливания, задачи на взвешивание и на деление между двумя и тремя.

Основная цель – развивать умение составлять “цепочку рассуждений”, логически мыслить, составлять таблицы для решения задачи.

4.Занимательные задачи на дроби (2ч).

Старинные задачи на дроби. Задачи на совместную работу.

5.Олимпиадные задачи (11ч).

Основная цель – подготовить учащихся к участию в олимпиадах и математических конкурсах, защита мини - проектов учащихся.

6. Числовые множества ( 2 часов)– рассмотреть задачи, решаемые без карандаша и бумаги

к математике.

II. Тематический план

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Задачи на разрезание

6

2

4

2.

Логические задачи

12

3

9

3.

Дележи в затруднительных обстоятельствах

2

1

1

4.

Занимательные задачи на дроби

2

1

1

5.

Олимпиадные задачи

11

2

9

6

Числовые множества

2

3

5

Итого

35

12

29

Календарно-тематическое планирование

Класс: 5

Учитель: Морохотова Татьяна Николаевна

Количество часов:

Всего - 35; в неделю - 1час

Плановых контрольных уроков  - 1 час.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

 Тип урока

Вид контроля

Планируемые результаты

Дата проведения

план

Дата проведения

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

Задачи на разрезание- 6ч

1.

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

Входной

2

 Задачи на разрезание на клетчатой бумаге

1

Текущий

3

Пентамимо

1

Текущий

Умение самостоятельно делать свой выбор и отвечать за этот выбор

4

Фигуры домино

1

Текущий

5

Фигуры тримино

1

Текущий

6

Фигуры тетрамино

1

Рубежный

Логические задачи-12ч

7

Высказывания. Истинные и ложные.

1

Текущий

8

Отрицание высказываний

1

Текущий

9

Двойное отрицание.

1

Текущий

10

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

Текущий

11

Загадки- смекалки

1

Текущий

12

Решение логических задач с помощью отрицания высказываний

1

Текущий

13

Решение логических задач с помощью отрицания высказываний

1

Текущий

14

Задачи, решаемые с конца.

1

Текущий

15

Задачи, решаемые с конца.

1

Текущий

16

«Газета любознательных».

1

Текущий

17

Задачи со спичками.

1

Текущий

18

Задачи со спичками.

1

Рубежный

Дележи в затруднительных обстоятельствах-2ч

19

Задачи на переливание

1

Текущий

20

Задачи на взвешивание

1

Рубежный

Занимательные задачи на дроби-2ч

21

Старинные задачи на дроби.

1

Текущий

22

Задачи на совместную работу.

1

Рубежный

Олимпиадные задачи-11ч

23

Решение олимпиадных задач

1

Текущий

24

Решение задач из Всероссийской олимпиады «Пятерочка»

1

Текущий

25

Решение задач из Всероссийской олимпиады «Пятерочка»

1

Текущий

26

Школьная олимпиада

1

Текущий

27

Школьная олимпиада

1

Текущий

28

Задачи на доказательство

1

Текущий

29

Математические горки.

1

Текущий

30

Решение нестандартных задач.

1

Текущий

31

Знакомьтесь: Пифагор!

1

Текущий

32

Числовые выражения

1

Текущий

33

Конференция:  защита мини - проектов»Значение числа в судьбе человека» и «Четыре действия в математике».

1

Рубежный-

Числовые множества-2ч

34

Угадай число

1

Текущий

35

Итоговая контрольная работа.

1

Итоговый

Учебно-методическое  и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

Для проведения занятий математического объединения необходимо наличие:

  •         кабинета;
  •         ТСО;
  •          компьютера;
  •          мультимедийного проектора;
  • экрана;
  • чертежного инструмента.

Информационные источники:

  1. Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.- 158с.: ил.
  2. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.- 99с.
  3. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 124с.: ил.
  4. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения логических задач [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 66с.: ил.
  5. Фарков, А.В. Готовимся к олимпиадам по математике [Текст]: учеб. – метод. пособие /А.В. Фарков.- М.: Экзамен, 2007.- 157с.
  6. Фарков, А.В. Математические кружки в школе 5-8 классы [Текст] /А.В. Фарков.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 144с.- (Школьные олимпиады).
  7. Фарков, А.В. Математические олимпиады в школе 5-11 классы [Текст] /А.В. Фарков.- 4-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2005.- 176с.: ил.- (Школьные олимпиады).

Результативность обучения отслеживается следующими формами контроля:

  1. тематический контроль (тестовые задания);
  2. проверочная работа обучающего характера;
  3. взаимопроверка;
  4. самостоятельное конструирование задач;
  5. защита творческих работ.

Подведение итогов реализации данной программы будет проходить в виде защиты проекта решения нестандартных задач  (групповая или индивидуальная форма).

     При изучении данного курса предполагается использование различных форм и методов работы, что позволит избежать перегрузки обучающихся, а именно:

  1. мини-лекции;
  2. беседы;
  3. работа с компьютером;
  4. защита проектов;
  5. работа в парах;
  6. работа в группах;
  7. обучающий тренажер;
  8. практикум по решению задач;
  9. самообучение (работа с учебной литературой, задания по образцу);
  10. круглый стол;
  11. саморазвитие (подготовка сообщений на выбранную тему, работа с информационным и методическим материалом).

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников, 
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ.  
  • Итоговые занятия по курсу проводится в форме итоговой контрольной работы  и конференции, на которой будут представлены наиболее интересные и яркие проекты по любому из рассмотренных вопросов по выбору обучающихся, в том числе и электронные презентации, а также сборники интересных задач, созданные при участии детей.


Приложение  к рабочей программе

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                                                                                                                 НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД                                                                                                                                                                             ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ «ГОРОД МАТЕМАТИКОВ»

Учитель: Морохотова Татьяна Николаевна

 Количество часов:

всего 35 часов; в неделю -1 час.

Планирование составлено на основе рабочей программы  по дополнительному образованию «Город математиков» для детей среднего школьного возраста (12-13 лет).                                      

№ п/п

Наименование тем курса

Кол-во часов

УУД

Формы организации занятий

Дата

примечание

план

факт

5 класс

Задачи на разрезание- 6ч

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном

наблюдение

2

 Задачи на разрезание на клетчатой бумаге

1

Познавательные УУД:

Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

исследование

3

Пентамимо

1

Личностные:

Умение самостоятельно делать свой выбор и отвечать за этот выбор

лабораторная работа

4

Фигуры домино

1

Регулятивные ууд Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

лабораторная работа.

5

Фигуры тримино

1

Коммуникативные УУД:

построение речевых высказываний, постановка вопросов

лабораторная работа

6

Фигуры тетрамино

1

Коммуникативные УУД:

Умения взаимодействовать с людьми

исследование

Логические задачи-12ч

7

Высказывания. Истинные и ложные.

1

Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль

в форме сличения способа действия и его результата.

аукцион идей

8

Отрицание высказываний

1

Познавательные УУД:

Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

игра

9

Двойное отрицание.

1

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

состязание

10

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель УД

состязание

11

Загадки- смекалки.

1

Познавательные УУД:

логические – синтез как составление целого из частей

проект

12

Решение логических задач с помощью отрицания высказываний.

1

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других

презентация

13

Решение логических задач с помощью отрицания высказываний

1

Личностные УУД:

воля и настойчивость в достижении цели

тренинг

14

Задачи, решаемые с конца.

1

Регулятивные УУД:

составлять план решения проблем

исследование

15

Задачи, решаемые с конца.

1

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

инсценирование задач

16

«Газета любознательных».

2

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

газета

17

Задачи со спичками.

1

Познавательные УУД:

обобщение и использование полученной информации

проектная деятельность

18

Задачи со спичками.

1

Коммуникативные УУД:

приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

эксперимент

Дележи в затруднительных обстоятельствах-2ч

19

Задачи на переливание

1

Познавательные УУД:

обобщение и использование полученной информации.

исследование

20

Задачи на взвешивание

1

Коммуникативные УУД:

умение общаться

исследование

Занимательные задачи на дроби-2ч

21

Старинные задачи на дроби.

1

Регулятивные УУД:

Работая по плану, сверять свои действия с целью и необходимость исправлять ошибки самостоятельно

проект

22

Задачи на совместную работу.

1

Коммуникативные УУД:

в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы

игра

Олимпиадные задачи-11ч

23

Решение олимпиадных задач

1

Познавательные УУД:

обобщение и использование полученной информации

практикум

24

Решение задач из Всероссийского «Молодежного математического чемпионата»

1

Познавательные УУД:

обобщение и использование полученной информации.

презентация

25

Решение задач из Всероссийского «Молодежного математического чемпионата»

1

Познавательные УУД:

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

творческая работа

26

Школьная олимпиада

1

Познавательные УУД:

логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

практикум

27

Школьная олимпиада

1

Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

практикум

28

Задачи на доказательство

1

Регулятивные ууд Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуацияхсамостоятельно исправлять ошибки

игра

29

Математические горки.

1

Коммуникативные УУД – учитывать разные мнения и

Стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

состязание

30

Решение нестандартных задач.

1

Регулятивные УУД:

Осознавать границы собственных знаний и умений

практикум

31

Знакомьтесь: Пифагор!

1

Познавательные УУД:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

игра

32

Числовые выражения

1

Коммуникативные УУД:

осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами

КВН

33

Конференция:  защита мини - проектов»Значение числа в судьбе человека» и «Четыре действия в математике».

1

Коммуникативные УУД:

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).

игра

Числовые множества-2ч

34

Угадать число.

1

Познавательные ууд Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне

практикум

35

Итоговая контрольная работа.

1

Коммуникативные УУД:

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).

Творческая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для дополнительного образования "Математика для увлеченных"

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и мет...

Рабочая программа курса дополнительного образования по математике "Решение уравнений и неравенств с параметрами"

Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся, но их решение вызывает у них значительные затруднения. Это связано с тем, что каждое ура...

Образовательная программа по дополнительному образованию детей. 6 класс, математика.

Образовательная программа по математике для дополнительного образования 6 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования: «Просто о сложном», математика, 8 класс

В этом разделе представлена рабочая программа курса «Просто о сложном» по предпрофильной подготовке учащихся 8 классов, посвященный основным понятиям  современной математики – ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования: «Просто о сложном», математика, 10 класс

                                          Данный курс по математике " Просто о слож...

Рабочая программа основного общего образования (базовый уровень) по математике для 6 класса

Рабочая программа содержит следующие  разделы:Пояснительную запискуПланируемые результаты освоения учебного предметаСодержание учебного предметаТематическое планирование с указанием количества ча...