Рабочая программа курса дополнительного образования по математике "Решение уравнений и неравенств с параметрами"
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся, но их решение вызывает у них значительные затруднения. Это связано с тем, что каждое уравнение или неравенство с параметром представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Такие задачи довольно часто предлагаются на вступительных экзаменах в вузы.
Решение уравнений и неравенств с параметрами можно считать деятельностью близкой к исследовательской. Это обусловлено тем, что выбор метода решения, процесс решения, запись ответа предполагают определенный уровень сформированности умений наблюдать, сравнивать, анализировать, выдвигать и проверять гипотезу, обобщать полученные результаты. При решении их используются не только типовые алгоритмы, но и нестандартные методы, упрощающие решение. В связи с этим, на первых порах при работе над этой темой ученика предлагаются простые решаемые по алгоритму задачи, с последующим усложнением задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursov_po_matematike_2015.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Колледж сферы услуг №3»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по математике
«Решение уравнений и неравенств с параметрами»
Разработал: Корчагина Ю.С., преподаватель математики
Москва
2015
1. Пояснительная записка
Актуальность
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся, но их решение вызывает у них значительные затруднения. Это связано с тем, что каждое уравнение или неравенство с параметром представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Такие задачи довольно часто предлагаются на вступительных экзаменах в вузы.
Решение уравнений и неравенств с параметрами можно считать деятельностью близкой к исследовательской. Это обусловлено тем, что выбор метода решения, процесс решения, запись ответа предполагают определенный уровень сформированности умений наблюдать, сравнивать, анализировать, выдвигать и проверять гипотезу, обобщать полученные результаты. При решении их используются не только типовые алгоритмы, но и нестандартные методы, упрощающие решение. В связи с этим, на первых порах при работе над этой темой ученика предлагаются простые решаемые по алгоритму задачи, с последующим усложнением задач.
Цели программы:
- сформировать у учащихся представление о задачах с параметрами как о задачах исследовательского характера, показать их многообразие;
- перспективные возможности успешного усвоения курса математики в высших учебных заведениях.
Задачи:
в обучении:
- обучить основным методам решения уравнений и неравенств с параметрами;
- обучить аналитическим и геометрическим приемам решения задач с параметрами;
в развитии:
- развить аналитическое, абстрактное и логическое мышление в результате овладения приемами решения задач с параметрами;
- развить пространственное воображение;
- развить интеллектуальные способности;
в воспитании:
- расширение кругозора в результате знакомства с классом задач с параметрами;
- формирование интеллектуальных умений и навыков самостоятельной математической деятельности;
- умение работать в коллективе.
В основу программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип научности;
- принцип системности и преемственности, обеспечивающий взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы;
- принцип доступности, определяющий соблюдение установок «от простого – к сложному», «от доступного – к трудному»;
- принцип личностно-ориентированного обучения, обеспечивающий взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы;
- принцип развивающего обучения.
Организация образовательного процесса
Образовательная программа «Решение уравнений и неравенств с параметрами» рассчитана на 10 часов обучения, составлена с учетом норм и требований СанПиН 2.4.4. 1251-03.
Основной формой организации занятий является групповая форма. Количество учащихся в группе – 15 человек.
Контингент – учащиеся ОУ СПО разных возрастов, профиля и курсов на основе предварительного собеседования.
В группы обучения принимаются все желающие. Специального отбора не проводится.
Образовательный процесс по программе «Решение уравнений и неравенств с параметрами» предполагает аудиторные занятия.
Аудиторные занятия проводятся в учебном кабинете.
Программа предполагает следующие формы организации аудиторных занятий:
- вводные занятия, которые включают беседы «Правила техники безопасности»;
- учебные занятия;
- итоговые занятия;
- зачет.
Режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа, всего занятий курса – 10 часов.
Механизм реализации программы
Основными направлениями реализации программы являются три взаимосвязанных компонента: обучение, воспитание, развитие.
Образовательный процесс предполагает проведение теоретических и практических занятий.
Формы проведения теоретических занятий: лекции, беседы в сочетании с практической работой.
На теоретических занятиях изучаются приемы, которые будут использоваться в последующей практической работе.
Формы практических занятий:
- выполнение самостоятельных практических заданий;
- самостоятельная работа со специальной литературой.
При проведении учебного процесса используются следующие методы обучения:
- Репродуктивный метод – используется в целях наглядности изучаемого материала;
- Словесный метод – активизирует познавательную и практическую деятельность обучающихся;
- Наглядный метод;
- Метод упражнения – используется на каждом занятии; может использоваться как один из видов самостоятельной работы;
- Метод проблемного обучения – представляет собой создание проблемной ситуации, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и практических действий.
Прогнозируемые результаты
По окончании курса обучения учащиеся будут знать:
- определение уравнения, содержащего параметр;
- принципы решения уравнений и неравенств, содержащих параметр;
- аналитические и графические методы решения задач с параметрами.
По окончании обучения по данной программе учащиеся будут уметь:
- решать линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметрами;
- применять аппарат алгебры и математического анализа для решения прикладных задач.
Механизм выявления результатов
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
- Вводный контроль – проводится в начале каждого занятия и направлен на повторение и закрепление пройденного материала. Формы вводного контроля: устный опрос, выполнение практических заданий;
- Текущий контроль – осуществляется на каждом занятии. Формы текущего контроля: опрос, выполнение практических заданий;
- Итоговый контроль – проводится в конце курса обучения. Форма проведения итогового контроля – письменная проверочная работа.
Механизм оценки полученных знаний
Критериями оценки результата подготовки обучающихся являются:
Теоретические знания:
- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
- свобода восприятия теоретической информации;
- понимание терминологии, осмысленность и свобода использования знаний при изучении специальной литературы;
- понимание условий, при которых возможно применение теоретических знаний.
Практические навыки:
- соответствие уровня развития практических умений программным требованиям.
2. Учебно-тематический план
№п\п | Тема | Количество часов |
1 | Решение линейных уравнений, систем линейных уравнений (с двумя переменными) с параметрами | 2 |
2 | Решение квадратных уравнений с параметрами | 2 |
3 | Решение линейных и квадратных неравенств с параметрами | 2 |
4 | Графический метод решения задач с параметрами | 2 |
5 | Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами. Итоговая проверочная работа | 2 |
3. Содержание программы
Тема 1. Решение линейных уравнений, систем линейных уравнений (с двумя переменными) с параметрами. Решение линейных уравнений с параметрами. Решение уравнений, приводимых к линейным. Решение систем линейных уравнений (с двумя переменными) с параметрами.
Тема 2. Решение квадратных уравнений с параметрами Линейные неравенства с параметрами. Решение квадратных уравнений с параметрами. Использование теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметрами. Решение уравнений с параметрами, приводимых к квадратным. Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра. Нахождение заданного количества решений уравнения.
Тема 3. Решение линейных и квадратных неравенств с параметрами. Решение линейных неравенств с параметрами. Решение линейных неравенств с параметрами с помощью графической интерпретации. Решение квадратных неравенств. Решение неравенств методом интервалов. Нахождение заданного количества решений неравенства.
Тема 4. Графический метод решения задач с параметрами. Графический метод решения задач с параметрами. Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами. Использование симметрии аналитических выражений. Решение относительно параметра.
Тема 5. Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами. Итоговая проверочная работа. Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами. Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами. Итоговая проверочная работа.
4. Список литературы
- Амелькин В.В., Рабцевич И.Л. «Задачи с параметрами», Минск, «Асар».1996г.
- Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С. Шварцбурд С.И. «Алгебра и начала анализа для 10 класса», Москва, «Просвещение», 2006г.
- Г.А. Ястребинецкий «Уравнения и неравенства с параметрами», Москва, «Просвещение», 1972 г.
- Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике 10-11 класс, Москва, «Просвещение».1989 г.
- Шахмейстер А.Х. «Задачи с параметрами в ЕГЭ». С.-Петербург, 2004г.
- Сборники для подготовки к ЕГЭ 2005-2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса дополнительного образования по информатике "Информатика для всех" для учащихся 1-х классов
Рабочая программа составлена на основе программы и учебника-тетради ”Информатика в играх и задачах” 1 класс, А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова и рассчитана на 1 час в неделю....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общекультурное, общеи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Напр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Оформляем индивидуальные проекты» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Оформляем индивидуальные проекты»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направлен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Секреты управления презентацией» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Секреты управления презентацией»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общ...