Образовательная программа по дополнительному образованию детей. 6 класс, математика.
методическая разработка по математике (6 класс) на тему
Образовательная программа по математике для дополнительного образования 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная программа по дополнительному образованию детей | 45.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №504
«Утверждаю»
Директор ГБОУ Школа №504
_____________Корягин А.М.
«_____» ___________ 2017 года
Образовательная программа
по дополнительному образованию детей
(адаптированная)
«Хочу всё знать»
Направленность: естественнонаучная
Вид деятельности: предметная область математики
Составитель: Цокорова Ирина Валерьевна
педагог дополнительного образования
Возраст детей: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: ознакомительный
Программа принята
Педагогическим советом ГБОУ Школа №504
Протокол №
Пояснительная записка
Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа позволяет осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Программа «Хочу всё знать» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям.
Познавательная деятельность детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Изучение данной программы позволит лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Цель курса:
- формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
- обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
- формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
- обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
Задачи:
- создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
- формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
- расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
- развитие математической культуры при активном применении математической речи и доказательной риторики
Общая характеристика учебного предмета, курса.
В основу программы курса легла современная концепция преподавания математики: составление проектов, игра «Математический бой», другие игровые формы занятий, различные практические занятия, геометрическое конструирование, моделирование, дизайн. В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.
Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа. Программа рассчитана на подростков в возрасте 11 – 12 лет.
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения занятий по математике.
Личностные:
- установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
- построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
- реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;
- нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
Регулятивные:
- определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
- рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;
- выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
- оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
- контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
- формирование умения коллективного взаимодействия.
Познавательные:
- умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
- умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.
Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;
2) в метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Требования к уровню подготовки учащихся.
( Результаты освоения курса)
- Личностные
- знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
- Метапредметные
- умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
- умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
- применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
- Предметные
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;
- знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
- использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
- знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
- понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
- умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
12) вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
13) геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.
14) анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
15) решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;
16) извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;
17) извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;
18) выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;
19) строить речевые конструкции;
20) изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;
21) выполнять вычисления с реальными данными;
- Содержание материала
Вводное занятие. Дидактические игры и занимательные задачи.
Устный счет. Свойства чисел. Некоторые приемы быстрого счета: умножение на 25, 75, 11, 111, 50, 125. Числовые ребусы. Головоломки. Задачи-шутки. Отгадывание чисел. Задачи на размещение и разрезание. Задачи со спичками. Четность, делимость чисел. Логические задачи. Переливание, взвешивание. Задачи на части и отношения. Задачи на проценты. Круги Эйлера. Принцип Дирихле. Задачи, решаемые с помощью графов. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Кратчайшие расстояния. Геометрические игры. Комбинаторные задачи.
- Количество учебных недель блока дополнительного образования: 38 недель в год.
№ занятия | Содержание материала | Форма занятия | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. | Математический кроссворд | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 – 3 | Устный счет. Свойства чисел. | Устный счет | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 – 5 | Числовые ребусы. Головоломки. | Игра – соревнование | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 – 7 | Задачи-шутки. Отгадывание чисел. | Математический театр | 2 | 0,5 | 1,5 |
8 – 9 | Задачи на размещение и разрезание. | Практическое занятие | 2 | 0,5 | 1,5 |
10 – 11 | Задачи со спичками. | Практическое занятие | 2 | 0,5 | 1,5 |
12 – 13 | Четность, делимость чисел. | Работа в группах | 2 | 0,5 | 1,5 |
14 – 16 | Логические задачи. | Инсценировки | 3 | 1 | 2 |
17 – 18 | Переливание, взвешивание. | Практическое занятие | 2 | 0,5 | 1,5 |
19 – 21 | Задачи на части и отношения. | Математический бой | 3 | 1 | 2 |
22– 24 | Методы решения творческих задач | «Мозговой штурм» | 3 | 1 | 2 |
25 – 26 | Круги Эйлера. | Работа в парах | 2 | 0,5 | 1,5 |
26 – 27 | Принцип Дирихле. | Круглый стол | 2 | 0,5 | 1,5 |
28 | Старинные задачи | Игра «Что? Где? Когда?» | 1 | 0,5 | 0,5 |
29– 30 | Его сиятельство «Граф». | Урок - конкурс | 2 | 0,5 | 1,5 |
31 – 35 | Геометрия вокруг нас. | Проекты | 5 | 2 | 3 |
36 – 37 | Проценты в современной жизни | Деловая игра | 2 | 0,5 | 1,5 |
38 | Заключительное занятие. | Математическая олимпиада | 1 | 0 | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации программы имеются мультимедийное оборудование (мультимедийная доска, проектор, компьютер), видеоматериалы, компьютерные программы. Занятия проводятся в кабинете математики.
Литература
1. Агафонова, И.И. Учимся думать: сб.занимательных логических задач, тестов и упражнений [Текст] / И.И.Агафонова-СПб: МиМ-Экспресс, 2011.-189 с
2. Винокурова, Н.Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей. [Текст] / Н.Н.Винокурова – М.: АСТ-ПРЕСС,2010.-175 с.
3. Зайцева, О.В., Карпова Е.В. На досуге: игры в школе, дома, во дворе. [Текст] / О.В.Зайцева, Е.В.Карпова – Ярославль: Академия развития, 2010
4. Козловская, Н.А. Математика. Нестандартные занятия по развитию логического и комбинаторного мышления. 5-6 кл. [Текст] / Н.А.Козловская – М.: ЭНАС, 2007.
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для школьников. [Текст] / З.А.Михайлова – М.: Просвещение, 2007.
6. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. [Текст] / А.Э.Симановский – Я.: Академия развития, 2007.
7. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. [Текст] / Л.Ф.Тихомирова – Ярославль.: Академия развития, 1997.
10. Феоктистов, И.В. Взять в помощники выдумку и смекалку [Текст] / И.В.Феоктистов // Первое сентября. Математика.- 1994. - №19,20
Литература для обучающихся
1. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломки. [Текст] / М.А.Гершензон - М.: Детская литература, 2009.
2. Нестеренко, Ю.В. Лучшие задачи на смекалку. [Текст] / Ю.В.Нестеренко – М.: АСТ – ПРЕСС, 2009.
3. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку, 5-6 классы. [Текст] / И. Ф. Шарыгин – М.: Просвещение, 2009.
4. Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей [Текст] /.- М.: АСТ – ПРЕСС, 2009.
5. 500 задач на сообразительность: книга для детей, учителей и родителей. [Текст] / - М.: АСТ-ПРЕСС, 2009
Аннотация к образовательной программе «Хочу все знать»
1. Полное наименование программы. Образовательная программа по дополнительному образованию детей «Хочу все знать» 6 класс.
2. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы. Образовательная программа «Хочу все знать» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
3. Нормативная основа разработки программы.
Образовательная программа по дополнительному образованию детей «Хочу все знать» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Приложение к письму Депертамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).
- Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373).
4. Количество часов для реализации программы – 34 ч.
- Программа принята Педагогическим советом ГБОУ лицей №504 протокол № 8 от 30.08.2016г.
6. Цель реализации программы. Главная цель программы дополнительного образования – развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.
7. Используемые учебники и пособия.
1. Козловская, Н.А. Математика. Нестандартные занятия по развитию логического и комбинаторного мышления. 5-6 кл. [Текст] / Н.А.Козловская – М.: ЭНАС, 2007.
2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для школьников. [Текст] / З.А.Михайлова – М.: Просвещение, 2007.
8. Используемые технологии.
В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и ИКТ технологии, а так же самостоятельная работа по изучению теоретических вопросов и выполнению практических заданий, компьютерное тестирование, контрольные работы, и т.п.
9. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Предполагается приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
10. Методы и формы оценки результатов освоения.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Входной, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся;
Текущий контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы;
- самооценка и самоконтроль – определение ребёнком границ своего «знания-незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает педагог при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли дети с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей"
Данный материал будет полезен методистам учреждений дополнительного образования детей. Материал содержит описание образовательных технологий нового поколения с учетом применения их в системе доп...
Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей
Краткое описание используемых образовательных технологий в МКОУ ДОД "Центр детского творчества"...
Методическая разработка "Методическое обеспечение образовательного процесса в дополнительном образовании детей"
Описание учебно-методического комплекса как системы методического обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ...
Открытая образовательная среда учреждения дополнительного образования детей
Материал из опыта создания образовательной среды , ориентированной на творческое сотрудничество с образовательными организациями...
Особенности внедрения и реализации общеразвивающих программ нового поколения в образовательном процессе по дополнительному образованию детей.
Актуальные вопросы разработки ДООП. Материал полезен педагогам, методистам образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы....
Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.
Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...
Подходы к диагностике образовательных результатов в дополнительном образовании детей (на примере программ физкультурно-спортивной направленности)
Cтатья посвящена описанию подходов к диагностике результатов реализации дополнительной общеразвивающей программы....