Этап урока
|
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
- Мотивация к коррекционной деятельности
| 1) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: сложение, вычитание, умножение и деление дробей; 2) сформулировать основную образовательную цель урока: тренировать умение использовать алгоритмы арифметических действий с дробями; 3) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в коррекционную деятельность.
| Приветствие. 1. Над какой темой вы работали на предыдущих уроках? 2. Какие действия вы уже изучили? 3. Что вы использовали для сложения и вычитания дробей с разными знаменателями? 4. Что вы использовали для умножения и деления дробей? 5. Где вы использовали алгоритмы арифметических действий с дробями? Сегодня на уроке вам предстоит проверить, насколько хорошо вы овладели данными алгоритмами. Надеюсь, что сегодняшняя работа будет такой же успешной, как и на прошлых уроках. Если у кого-то остались вопросы и проблемы, то вы сможете их сегодня разрешить. Итак, начинаем. По какому плану вы будете работать? |
1. Арифметические действия с обыкновенными дробями. 2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. 3. Алгоритмы сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. 4. Алгоритмы умножения и деления дробей. 5. При нахождении значений числовых выражений, при решении уравнений, при решении текстовых задач.
Формулируют основные пункты плана работы на уроке. |
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
| 1) организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися (определений, алгоритмов, свойств); повторить алгоритмы арифметических действий с дробями; 2) актуализировать соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д.: сравнение, анализ, аналогия, обобщение; 3) организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи; 4) организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках; 5) организовать обобщение актуализированных понятий, правил, способов действий; 6) организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке; 7) мотивировать учащихся к выполнению с. р. № 1 в форме математического лото на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа; 8) организовать выполнение и самопроверку учащимися с. р. № 1 и фиксацию полученных результатов (без исправления ошибок); 9) организовать своих работ по образцу 11) организовать мотивацию учащихся к сопоставлению работ по эталону для самопроверки с целью: а) выявления места и причины затруднения; б) самопроверки хода решения и правильности фиксации используемого эталона.
| 1.Используя равенство из п.1 дайте определение обыкновенной дроби. Замените знаки «?» соответствующими названиями компонентов дроби (слайд 2).Что показывает знаменатель и числитель дроби? Используя рисунок, скажите, какая часть фигуры заштрихована? 2.Дроби разбиты на 2 группы. По какому принципу проведено это деление. Дайте определение правильной и неправильной дроби (слайд 3). Выполните задание на слайде: какие числа нужно подставить вместо *, чтобы дробь была:а)правильной;б)неправильной Выделите целую часть из данных неправильных дробей. - Какое свойство дроби записано в равенстве в п. №3 (слайд 4, часть 1). Сформулируйте его.
Какие действия с обыкновенными дробями можно выполнять, используя основное свойство дроби? Выполни задания на слайде (слайд 4, часть 2) - Допиши формулы (сравни со слайдом 5). Сформулируй соответствующие правила.
- Допиши формулы (сравни со слайдом 6). Сформулируй соответствующие правила.
Самостоятельная работа №1: игра «Математическое лото» .Правила игры (слайд 7): - Решите задание на карте задач и запишите решение в тетрадь.
- Найдите полученное число среди карточек ответов и накройте соответствующее задание ответом вверх.
- Если все задания выполнены верно, то обратные стороны наложенных карточек составят слова, из которых вы составите высказывание известного философа.
Проверим правильность выполнения заданий: из получившихся на оборотной стороне карточек слов необходимо сложить высказывание («Без знания дробей никто не может признаваться знающим математику». Цицерон). (Слайд 8)
| - a : b =
a – делимое – ? b – делитель – ?
2. а) . б) .
3. , n≠0, m≠0.
Сокращение дробей
Приведение дробей к новому знаменателю
4. 5. Вариант 1 | 1. | 2. | 3. | 4. | 6. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если его измерения равны: а=, b=, c= | 5. | Вариант 2 |
|
|
|
| Найдите площадь прямоугольника со сторонами: а=, b=. |
|
Вариант 3 |
|
|
|
| Найдите периметр прямоугольника, если его стороны равны: а=, b=. |
|
|
III Локализация индивидуальных затруднений | 1) организовать выявление учащимися места затруднения; 2) организовать выявление учащимися причины затруднения; 3) организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании. | 1. Кто допустил ошибки в задании №1? а) Что надо было использовать для выполнения этого задания? б)Какие еще могут быть причины получения неправильного ответа? 2. Кто допустил ошибки в задании № 2? а) Что надо было использовать для выполнения этого задания? б) Какие еще могут быть причины получения неправильного ответа? 3. Кто допустил ошибки в задании № 3? Что надо было использовать для выполнения этого задания? 4. Кто допустил ошибки в задании № 4? а) Что надо было использовать для выполнения этого задания? б) Какие еще могут быть причины получения неправильного ответа? 5. Кто допустил ошибки в задании № 5? а) Что надо было использовать для выполнения этого задания? б) Какие еще могут быть причины получения неправильного ответа? 6. Кто допустил ошибки в задании № 6? а) Что надо было использовать для выполнения этого задания? б) Какие еще могут быть причины получения неправильного ответа? 7. Что теперь необходимо сделать? Что поможет вам в работе над ошибками? 8. Поднимите руки, у кого ответы совпали с эталоном для самопроверки? Что вы можете сказать? | 1. а) Алгоритм сложения дробей с разными знаменателями; б) Вычислительные ошибки. 2. а) Алгоритм деления дробей; б) Вычислительные ошибки. 3. Алгоритм вычитания дроби из целого числа (вычитания дроби из смешанного числа); 4. а) Алгоритм умножения дробей; б) Вычислительные ошибки. 5. а) Алгоритмы сложения и вычитания дробей с разными знаменателями; правила нахождения неизвестного компонента. б) Вычислительные ошибки. 6. а) Алгоритмы сложения и умножения дробей с разными знаменателями; формулы для нахождения периметра и площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда. б) Вычислительные ошибки. 7. Определить место ошибки, уточнить способ действия, на который была допущена ошибка, исправить ее, выполнить подобное задание. 8. У нас нет затруднений. |
IV. Коррекция выявленных затруднений, обобщение затруднений во внешней речи. | 1) организовать уточнение учащимися индивидуальных целей будущих действий; 2) на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения этой цели; 3) организовать реализацию согласованного плана действий: для учащихся, допустивших ошибки: а) организовать исправление ошибок с помощью предложенного эталона для самопроверки; б) организовать выполнение учащимися заданий на способы действий, в которых допущены ошибки (выполнение программы на компьютере); для учащихся, не допустивших ошибки: а) организовать выполнение учащимися заданий более высокого уровня сложности по данной теме, требующих построения новых методов решения. 4) организовать обсуждение типовых затруднений; 5)организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение. | 1. Если у вас нет затруднений, что вы будете делать? – слайды 10 и 11. 2. Какую цель ставят для себя те учащиеся, у которых возникли затруднения? 2а. Назовите алгоритмы, в которых были допущены ошибки. 2б. В чём была ваша ошибка? 2в. Сформулируйте алгоритмы, в которых вы допустили ошибки. На данном этапе урока учащиеся самостоятельно работают, используя схему выхода из затруднения, эталоны для самопроверки, находят и исправляют свои ошибки.
| 1. Мы будем выполнять дополнительные задания: а. От ленты длиной 2/3 метра отрежь кусок длиной в полметра, не используя никаких принадлежностей для измерения. б. Как изменится величина дроби, если к числителю прибавить знаменатель? 2. Исправить ошибки, потренироваться в решении аналогичных заданий |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Работа на компьютере)
| Для учащихся, допустивших ошибки: 1) организовать выполнение с. р. № 2 (учебная компьютерная программа); 2) организовать фиксацию преодоления возникшего ранее затруднения и добиться получения положительной отметки. Для учащихся, не допустивших ошибки: организовать самопроверку или взаимопроверку заданий, требующих построения новых методов решения по подробному образцу. | А сейчас ваши знания проверит самый строгий учитель – компьютер. Желаю успеха!(слайд 9). Для тренинга учащимся предлагается выполнить работу на компьютере. По результатам работы с компьютерной программой учащиеся получают отметки. | Учащиеся работают за компьютерами или ноутбуками – учебная программа «Арифметические действия с дробями». По окончании работы оценку выставляет компьютер. |
VI. Рефлексия деятельности на уроке | 1) организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности; 2) организовать вербальную фиксацию причин возникших на уроке затруднений; 3) организовать вербальную фиксацию способа исправления возникших ошибок; 4) организовать фиксацию неразрешенных на уроке затруднений как направление будущей деятельности; 5) организовать оценивание учащимися собственной работы на уроке; 6) организовать обсуждение и запись домашнего задания.
| 1. Какова была цель этого урока? 2. Какую цель поставили перед собой по ходу урока те, кто допустил ошибки при решении самостоятельной работы? 3. Какие задания вызвали затруднения? 4. Поднимите руки, кто достиг поставленной цели? 5.Проведите анализ собственной деятельности (учащиеся заполняют карточку рефлексии). После заполнения можно предложить высказаться некоторым учащимся по плану, который предложен в этой карточке.
6. Домашнее задание: № 1. Вычислите: а) ; б) ; в) ; г) . № 2. Решите уравнение: x –. № 3. Решите задачу:«Одна сторона треугольника равна дм, что на дм больше второй стороны и на дм меньше третьей. Каков периметр этого треугольника?» № 4*. Выполните действия: . | 1. Выяснить, достаточно ли хорошо усвоены алгоритмы сложения (вычитания) дробей с разными знаменателями, умножения (деления) дробей. 2. Найти ошибку; выяснить, в чем она заключается; выполнить работу над ошибками; решить задания, подобные тем, в которых были допущены ошибки. 5. Утверждения | «+» или «-», перечисление ошибок, темы для доработки. | 1) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок |
| 2) Я допустил ошибки в первой самостоятельной работе (перечислить ошибки) |
| 3) Я исправил допущенные ошибки в процессе работы над ними |
| 4) Я без ошибок справился со второй самостоятельной работой (отметка…) |
| 5) Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их) |
| 6) Я выполнил дополнительное задание (перечислить выполненные номера) |
| 7) В дополнительном задании я допустил ошибки (перечислить их) |
| 8) Мне необходимо поработать над… |
|
|