Методическая разработка открытого урока "Обращение обыкновенной дроби в десятичную"
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Королева Елена Валерьевна

Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина "Обращение обыкновенной дроби в десятичную".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._razrabotka_5_kl.docx53.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов Красносельского района Санкт-Петербурга «Информационно-методический Центр»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Лицей искусств «Санкт-Петербург»

ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНОЙ ДРОБИ НА НАТУРАЛЬНОЕ ЧИСЛО

Методическая разработка урока математики в 5 классе

“Обращение обыкновенной дроби в десятичную”

слушатель курсов

преподаватель математики

Королева Елена Валерьевна

Санкт-Петербург

 2016 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

УМК: учебник Математика для 5 класса общеобразовательных учреждений Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др. – М.: Мнемозина, 2015. 

Тема: «Обращение обыкновенной дроби в десятичную».

Тип урока: урок систематизации, обобщения и сообщения новых знаний.

Цель урока (учителя): закрепить понятие «десятичная дробь», сформировать умения и навыки перевода обыкновенной дроби в десятичную и научить применять полученные знания для решения задач и упражнений.

Цель урока (учащегося): научиться переводить обыкновенную дробь в десятичную.

Задачи:

Содействовать формированию УУД:

  1. Личностных: способствовать формированию полноценного восприятия изучаемого материала, положительного отношения к школе, к изучению математики, уважение к мыслям и настроениям других учащихся, доброжелательное отношение к ним; воспитывать доброту, отзывчивость, стремление прийти на помощь в трудную минуту.
  2. Регулятивных: учить в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, умению выполнять учебные действия в устной и письменной форме, адекватно воспринимать оценку своей работы.
  3. Познавательных: развивать способность к познанию, закрепить понятие «десятичная дробь»; организовать работу учащихся по изучению алгоритма перевода обыкновенных дробей в десятичные; проверять, исправлять действия в предлагаемых заданиях, работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков, понимать и использовать изученные термины; развивать память, мышление, сообразительность.
  4. Коммуникативных: учить детей работать группами, индивидуально; воспринимать мнение других учащихся, понимать необходимость использования правил вежливости, уметь контролировать свои действия в классе.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: знать правило записи и чтения десятичных дробей, уметь правильно записывать и читать десятичные дроби, применять вычислительные навыки для перевода обыкновенной дроби в десятичную при решении математических заданий.
  2. Метапредметные: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
  3. Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи; инициатива, находчивость, активность при решении математических заданий.

Основные термины и понятия темы:

  • значение дробной черты в записи обыкновенной дроби;
  • деление числителя на знаменатель = обращению в десятичную дробь.

Оборудование, материалы, дидактическое обеспечение урока:

  • индивидуальные задания;
  • задания для работы в паре;
  • карточки с ответами в конверте;
  • раздаточный материал для групповой работы;
  • лист самооценки;
  • мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска;
  • презентация PowerPoint.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая. 

Девиз урока: «Недостаточно только получить знания, надо найти им применение».

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Формируемые УУД

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время в мин.

  1. 1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности

Обеспечить организацию учебной деятельности,

выработать уважительное отношение к одноклассникам.

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проводит эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте, ребята!

Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, подарите улыбку своему соседу по парте, поделитесь с ним хорошим настроением.

Прошу занять свои места.

Слушайте меня внимательно,

На вопросы отвечайте,

Всё, ребята, подмечайте,

Ничего не забывайте,

И прошу, не подкачайте.

У вас на партах лежат листы самооценки (Приложение 1), напоминаю, что вы с ними работаете на протяжении всего урока.

Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому, начнём с повторения.

  • Приветствуют учителя,
  • проверяют готовность к уроку,

эмоционально настраиваются на урок.

 

1

  1. 2. Актуализация знаний

Структурирование собственных знаний, контроль и оценка процесса и результа деятельности.

Планирование, определение последовательности действий.

Самоопределение.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

Предлагает учащимся задание для устного счета «Арифметический диктант»

Слайд 2.

Задание 1. Выполните вычисления и выберите ответы из конверта.

Задание 2. Каждое из чисел уменьшите в 10 раз и запишите полученный ответ. Выберите ответы из конверта. (Приложение 2)

Давайте проверим результаты!

Слайд 4.

Оцените свою самостоятельную работу.

 

Открывают тетради, записывают число. Выполняют устно вычисления и записывают в тетради в строчку через «;», затем выбирают ответы из конверта.

Каждый полученный ответ уменьшают в 10 раз и записывают ответы через «;» во вторую строчку, затем выбирают ответы из конверта.

Сравнивают с ответами на слайде. Слайды 2-4.

Оценивают свою самостоятельную работу.

3

  1. 3. Изучение нового материала

Выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений.

Целеполагание, как постановка учебной задачи,

планирование, определение последовательности действий, оценивание способов достижения цели, самоопределение.

Обеспечение мотивации к учению, принятие учащимися цели урока.

Учитель предлагает прочитать числа, представленные на слайде

Слайд 5.

Что вы можете о них сказать?

Что обозначает дробная черта в записи обыкновенной дроби?

Давайте попробуем выполнить деление.

Какая дробь была, а какая стала?

Чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Слайд 6.

Сформулируйте тему урока.

Сформулируйте цель урока.

Слайд 7.

Ученики читают числа и отвечают на вопросы. Выполняют деление в столбик. Читают вывод в учебнике на с. 209.

3

4. Закрепление нового материала

Структурирование знаний; построение логической цепи рассуждений. Учебное сотрудничество. Самоопределение.

Познакомить с заданиями, позволяющими выстроить метапредметную связь, закрепить полученные знания.

Представьте обыкновенные дроби в виде десятичных дробей. Расположите полученные числа в порядке возрастания и прочитайте слово, которое вы получили своему соседу. Слайд 8.

Слово «КВАДРАТ».

Слайд 9.

Если у вашего соседа возникли трудности, помогите ему.

  • А что вы знаете о квадрате?
  •  Где в реальной жизни вы сталкивались с квадратами?
  • Какие интересные факты о квадратах вам известны?

Слайд 10-11.

Приглашает по очереди четырех учащихся с подготовленными докладами.

Слайды 12-15.

Не забывайте помечать о своих достижениях в листах самооценки.

Каждый учащийся самостоятельно переводит обыкновенные дроби в десятичные, затем располагает их в порядке возрастания и составляет слово «квадрат». Учащиеся за партой обмениваются результатом своей работы, определяют уровень своих достижений и отмечают в листах самооценки.

Четверо учащихся представляю свои доклады (один доклад не более 2 минут) по темам:

  • Шахматы. Шахматная доска (Слайд 12)
  • Квадрат Казимира Малевича (Слайд 13)
  • Магический квадрат Альбрехта Дюрера (Слайд 14)
  • Квадрат в индийской культуре (Слайд 15).

13

  1. 5. Физкультминутка

Смена деятельности, обеспечение эмоциональной разгрузки учащихся

Выполняет упражнения вместе с учащимися.

Слайд 16.

Выполняют упражнения. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

1

6. Практическое применение учащимися знаний

Самостоятельное выделение цели, решение проблемы, построение логически обоснованных рассуждений, установление причинно-следственных связей. Планирование способов взаимодействия, самоопределение.

Показать многообразие решаемых задач.

Учитель организует групповую работу учащихся. Предлагает учащимся объединится в группы по 4-5 человек.

Ставит перед учащимися задачу и предлагает коллективно в группе ее решить. Известно, что . Представьте следующие фигуры в виде обыкновенных дробей и переведите их в десятичные.

Слайд 17.

На каждую группу выдается карточка (Приложение 3).

После выполнения задания приглашает по одному представителю от каждой группы на доске написать полученные ответы.

Проверяет результаты групповой работы.

Слайд 18.

Не забывайте помечать о своих достижениях в листах самооценки.

Учащиеся в группах выполняют поставленную перед ними задачу.

Внутри группы выбирают представителя, который на доске пишет ответы.

После проделанной работы

учащиеся самостоятельно отмечают в листах самооценки уровень своих достижений.

5

Отработка алгоритма перевода обыкновенных дробей в десятичные, вычисления с десятичными дробями. Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения,

самоопределение

Предлагает выполнить задание из учебника

с. 211, № 1357 (2-я строка).

Представьте обыкновенную дробь в виде десятичной и выполните действия:

Слайд 19.

Ученики работают самостоятельно в тетрадях. Трое, после того, как выполнили задание в тетради, расписывают его на доске. Остальные сверяются с ответами на доске.

Делают отметку в листах самооценки.  

10

  1. 7. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

С. 213, № 1381, 1384.

По желанию: составить задачу, для решения которой необходимо выполнить обращение обыкновенной дроби в десятичную.

Слайд 20.

Записывают домашнее задание

2

8. Итоги урока. Рефлексия.  

Оценивание степени и способов достижения цели, развитие адекватной самооценки.

Изложение своего мнения с возможной полнотой и точностью.

Дать качественную и количественную оценку работы учащихся.

Предлагает проанализировать и оценить учащимся свои знания. Выставляет отметки учащимся.

Слайд 21.

Вы все молодцы!

Вы все удальцы!

И пусть на года

Любимой всегда

Для вас математика будет!

Урок окончен.

Слайд 22.

Определяют уровень достижений своих результатов, заполняют лист самооценки.

2


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Лист самооценки учащихся

№ п/п

Вид деятельности

Деятельность учащегося

Самооценка

(в баллах от 2 до 5)

1

Самостоятельная работа

2

Работа в паре

3

Работа в группе

4

Работа у доски

5

Выступление с докладом

Итоговая оценка

Лист самооценки учащихся

№ п/п

Вид деятельности

Деятельность учащегося

Самооценка

(в баллах от 2 до 5)

1

Самостоятельная работа

2

Работа в паре

3

Работа в группе

4

Работа у доски

5

Выступление с докладом

Итоговая оценка

Лист самооценки учащихся

№ п/п

Вид деятельности

Деятельность учащегося

Самооценка

(в баллах от 2 до 5)

1

Самостоятельная работа

2

Работа в паре

3

Работа в группе

4

Работа у доски

5

Выступление с докладом

Итоговая оценка

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Арифметический диктант

(ответы для конверта)

Часть 1

11,4

2,5

51,5

0,128

11

9,3

11,2

5,9

Часть 2

1,14

0,25

5,15

0,0128

1,1

0,93

1,12

0,59

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные"

Данный материал содержит конспект и презентацию к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные" по учебнику С.А. Козловой...

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на натуральное число" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на натуральное число" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...

Методическая разработка урока "Доли. Обыкновенные дроби"

Методическая разработка урока математики в 5 классе...