"Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику"
методическая разработка по математике (6 класс) на тему
В современной системе образования особенную остроту приобретает вопрос оценивания результатов обучения учащихся в рамках внедрения ФГОС: сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. В своей практике для мониторинга сформированности универсальных учебных достижений я применяю критериальную систему оценивания. Для чего же нужно внедрять критериальное оценивание на занятиях? Учителя используют критериальное оценивание для того, чтобы: стимулировать ответственность учащихся за свои результаты; помогать учиться на своих ошибках; помогать понять, что не получается и в какой степени; помогать осознать, что важно и необходимо освоить; определять наличие тех или иных умений; фиксировать неудачи, но не наказывать за них; оценивать продвижение учащихся относительно самих себя; мотивировать учащихся на достижение успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок математики 6 класс | 61.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику
Причины стрессов школьного обучения всем известны – это и неоправданно завышенная учебная нагрузка, и авторитарное поведение учителей, и несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников, субъективное отношение учителя при оценивании ученических работ. Необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ученик теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестанет учиться.
Объективные оценки не вызывают стресс. Поэтому среди различных здоровьесберегающих разработок, сегодня вызывают интерес и те, которые пытаются изменить систему оценивания. Реальным здоровьесберегающим фактором может стать то обстоятельство, что критерии оценки вырабатываются совместно учителем и учащимися во время открытого диалога, между двумя сторонами заключается своеобразный общественный договор.
В последние годы не только в российской, но и в западной педагогике идет процесс переосмысления системы оценки учебных достижений учащихся. Становится очевидным, что одной из задач школы должно стать создание условий, способствующих стремлению к самообразованию, самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха. Одним из достоинств и преимуществ критериального оценивания является здоровьесберегающий потенциал, потенциал для сохранения здоровья учеников и учителей.
Поэтому в последние годы одним из основных направлений моей методической деятельности является внедрение критериального оценивания в учебный процесс. За годы работы по этой системе, я пришла к выводу, что именно она позволит решить многие проблемы современного образования.
В чём преимущества критериального оценивания:
- соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя (способствует повышению объективности оценивания);
- предоставляет чётко сформулированные уровни достижения;
- делает оценивание более “прозрачным” и понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);
- способствует развитию навыков самооценивания;
- воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда;
- способствует росту мотивации к обучению;
- повышает качество образования.
Критериальное оценивание включает в себя два типа оценивания: формирующее и констатирующее.
Формирующее | Констатирующее |
производится в ходе обучения (с помощью небольших самостоятельных работ, тестов и т.д.) | в конце изученной темы или раздела (с помощью контрольной или зачётной работы) |
помогает учащемуся скорректировать свою работу, достичь более высоких результатов | даёт возможность ученикам продемонстрировать свои достижения по изученной теме |
позволяет учителю накапливать информацию об усвоении материала каждым учеником, анализировать ее и планировать дальнейшую работу, то есть осуществлять более качественно процесс обучения | даёт возможность учителю сделать заключительное суждение о достижениях учащихся, выставить итоговые отметки |
Формирующее оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов, так как оценки за них не учитываются при выставлении триместровых (четвертных, полугодовых) оценок. Таким образом, получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу. При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ (критериальных).
Для оценивания достижений учащихся по математике мы применяем четыре критерия. Названия критериев и краткое описание их содержания приводится в таблице:
Обозначение критерия | Название критерия | Краткое описание содержания критерия |
А | Знание и понимание | Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях |
В | Исследование закономерностей | Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними. |
С | Передача информации на математическом языке | Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения |
D | Размышления в математике | Учащийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения |
Обязательное условие при критериальном оценивании – “общественный договор” понятный всем участникам. Необходимо разработать подробные инструкции (рубрикаторы), которые делают процедуру оценивания максимально “прозрачной”. Рубрикатор должен содержать подробное описание уровней достижений учащегося и соответствующее им количество баллов. Такие рубрикаторы составляются для каждого вида оценочной работы, причем наполнение критерия подбирается в зависимости от содержания темы. Важно, чтобы в рубрикаторе давалась характеристика не ученику, а выполненной им работе.
Приведу пример рубрикатора (Приложение 1), разработанного мной для оценивания достижений учащихся по критериям А, В, С и D, при выполнении контрольной работы “Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями” в 6 классе.
Рубрикатор выдается вместе с контрольной работой (Приложение 2).
Наличие рубрикатора для учителя упрощает проверку работы и делает ее более объективной; для ученика – оценка становится аргументированной и, следовательно, понятной; а так же становятся ясны пути корректировки знаний, умений и навыков.
Каким образом я и мои ученики могут понять, насколько хорошо они подготовились к констатирующей работе? В этом поможет проверочный лист (англ. – check-list). Выделяются основные знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся по изученной теме. Основная функция проверочного листа – отслеживание и устранение недостатков, контроль качества на определенных этапах. Проверочный лист являться для ученика планом действий при изучении темы. Приведу пример проверочного листа для контрольной работы в 6 классе (Приложение 3).
Проверочный лист заполняется учеником трижды. Я раздаю детям проверочные листы на уроке в начале изучения темы. Они заполняют первую колонку листа, по мере изучения темы, тем самым демонстрируя первичное знакомство с данным понятием. На уроке повторения и обобщения изученного материала учащиеся заполняют вторую колонку листа, используя знаки: “+” – если учащийся уверен в своих знаниях по этому вопросу; “+” – если знает, но не очень точно; “–” – если вовсе не знает данный материал. Далее ученик берет этот лист домой и использует его для домашней подготовки к контрольной работе. В 5–7-[ классах я рекомендую проверять знания понятий дома родителям и оценивать своего ребёнка самостоятельно, подтверждая оценивание подписью родителей. Последняя третья колонка заполняется на уроке за урок до контрольной работы. Раздел “уметь” оценивается учителем в результате проверки самостоятельных и срезовых работ.
Систематическая работа, с проверочными листами привлекая всех участников образовательного процесса (ученик, учитель, родитель) позволяет повысить мотивацию к учёбе за счёт снижения тревожности, чёткого понимания требований, предъявляемых учителем, повышает прозрачность оценивания (т.е. понимание родителями и учащимися проблем и путей их решения), что приводит к повышению качества знаний.
Приведу ещё один пример контрольной работы в 6 классе по теме: “Уравнения” (Приложение 4).
Итак: опыт работы по методике критериального оценивания позволяет сделать вывод о том, что критериальное оценивание способствует снижению школьной тревожности ученика, а учителя избавляет от бремени “судьи в последней инстанции”, формированию у учащихся навыков: самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда.
Критериальное оценивание
“ЗА”
- Снижение тревожности
- Сравнение собственных достижений с эталоном
- Объективность
- Прозрачность
- Единство требований
- Многогранность
- Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля
“ПРОТИВ”
- Трудоемкость
- Издержки адаптационного периода
При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся. Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки.
Используемая литература:
- Программы по математике для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Математика-6 (учебник для общеобразовательных учреждений), 17-е изд. – М.: Мнемозина, 2009.
Приложение 1
Рубрикатор для оценивания контрольной работы по математике – 6, по теме:
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Дата: ___________
Ф.И.ученика:______________ Класс:___________
Баллы | Критерий А – знание и понимание |
7 - 8 | Студент владеет в полном объёме научной лексикой по теме: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Студент знает основное свойство дроби, что значит сократить дробь, какую дробь называют несократимой, какой множитель называют дополнительным, правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; алгоритмы: приведения дробей к общему знаменателю; нахождения дополнительного множителя; сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями (Возможно не более одной неточности). |
5 – 6 | Студент демонстрирует хорошее владение научной лексикой по теме: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Студент знает основное свойство дроби, что значит сократить дробь, какую дробь называют несократимой, какой множитель называют дополнительным, правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; алгоритмы: приведения дробей к общему знаменателю; нахождения дополнительного множителя; сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями (Допускает 1 ошибку или 2- неточности). |
3 – 4 | Студент демонстрирует достаточное знание и понимание материала по теме: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Студент знает основное свойство дроби, что значит сократить дробь, какую дробь называют несократимой, какой множитель называют дополнительным, правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; алгоритмы: приведения дробей к общему знаменателю; нахождения дополнительного множителя; сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями (Допускает 2-3 ошибки или 3-4 неточности). |
1- 2 | Студент демонстрирует частичное знание и понимание материала по теме: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Студент знает основное свойство дроби, что значит сократить дробь, какую дробь называют несократимой, какой множитель называют дополнительным, правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; алгоритмы: приведения дробей к общему знаменателю; нахождения дополнительного множителя; сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями (Допускает 4-5 ошибок и 5-6 неточности). |
0 | Студент не демонстрирует ни одного из приведённых выше стандартов. |
Баллы | Критерий В – применение и рассуждение |
7 – 8 | Студент творчески применяет знания по теме: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Студент, исследуя нестандартную задачу на применение правил: основное свойство дроби, что значит сократить дробь, правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; алгоритмы: приведения дробей к общему знаменателю; нахождения дополнительного множителя; сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. Описывает их во взаимодействии или по общим законам, приходит к выводам и подкрепляет их доказательствами. Студент, подбирает и применяет наиболее совершенный (рациональный) способ решения. (Допускает не более 1 неточности, не допускает вычислительные ошибки) |
5 – 6 | Студент успешно применяет знания по теме: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Студент, исследуя нестандартную задачу на применение правил: основное свойство дроби, что значит сократить дробь, правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; алгоритмы: приведения дробей к общему знаменателю; нахождения дополнительного множителя; сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. Описывает их во взаимодействии или по общим законам, приходит к выводам и подкрепляет их доказательствами. Студент, подбирает и применяет наиболее совершенный (рациональный) способ решения. (Допускает не более 2 неточностей, вычислительные ошибки крайне редки) |
3 – 4 | Студент демонстрирует осознанность теоретических знаний по теме: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Студент, исследуя нестандартную задачу на применение правил: основное свойство дроби, что значит сократить дробь, правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; алгоритмы: приведения дробей к общему знаменателю; нахождения дополнительного множителя; сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. Опознаёт образцы и структуры, описывает их как отношения или общие правила и выводит заключения. Студент, подбирает и применяет соответствующие навыки и методы решения задач. (Допускает 2-3 неточности, вычислительные ошибки допускает редко) |
1 – 2 | Студент применяет основные методы и демонстрирует некоторые навыки решения задач по теме: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Умеет решать простейшие, стандартные задачи по теме, но часто допускает вычислительные ошибки. |
0 | Студент не достигает стандарта, описанного выше. |
Баллы | Критерий С – сообщение |
5 – 6 | Студент опознаёт в полном объёме и использует математические символы и математический язык по теме: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Студент выбирает и использует наиболее рациональную технологию для изложения математической информации. Представляет математическую информацию ясно и логически. |
3 – 4 | Студент опознаёт и использует математические символы и математический язык по теме: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Студент выбирает и использует наиболее рациональную технологию для изложения математической информации. Представляет математическую информацию ясно и логически. |
1- 2 | Студент опознаёт и использует основные символы и математический язык. Делает попытки в выборе технологий для изложения математической информации. Представляет некоторую математическую информацию ясно. |
0 | Студент не демонстрирует ни одного из приведённых выше стандартов. |
Баллы | Критерий Д – рефлексия и оценка |
5 – 6 | Студент представляет краткое, аргументированное обоснование необходимости выбранного метода. Студент даёт полную оценку значимости своих открытий (умозаключений). |
3 – 4 | Студент представляет осмысленное обоснование необходимости выбранного метода и подкрепляет их оценкой значимости своих находок (умозаключений). |
1 – 2 | Студент обосновывает большую часть используемых методов. Студент оценивает достоверность своих находок. |
0 | Студент не достигает стандарта, описанного выше. |
Итого:
Критерий А | |
Критерий В | |
Критерий С | |
Критерий Д |
Приложение 2
Контрольная работа № 2 по теме:
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Критерий | № задания |
А (8б.) | 1, 2, 3 |
Б (8б.) | 4, 6 |
С (6б.) | 1, 2, 3, 4, 5 |
Д (6б.) | 5 |
Вариант 1
- Сократите дроби: а); б); в); г); д).
- Сравните дроби:
а) и ; б) и ; в) и ; г) и ; д) и .
- Выполните действия:
а) +; б) -; в) +-.
- От ленты длиной м. нужно отрезать м. Как это сделать, не
пользуясь линейкой?
- Найдите две дроби, каждая из которых больше и меньше ?
Ответ объясните: почему и как ты выбрал эти дроби.
- Представьте в виде дроби: +.
Приложение 3
Проверочный лист
Дата: __________
Ф.И.ученика: ___________ Класс:__________
Для того чтобы успешно написать контрольную работу по математике – 6 класс
по теме 2: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Знать: | Фактическое знакомство | Первичное усвоение | Перед к/р |
Основное свойство дроби; | |||
Что называют сокращением дроби; | |||
Какую дробь называют несократимой; | |||
Называют дополнительным множителем; | |||
Алгоритм приведения дробей к общему знаменателю; | |||
Как найти дополнительный множитель; | |||
Алгоритм: а) сравнения; б) сложения; в) вычитания дробей с разными знаменателями; | |||
Уметь: Сокращать дроби, применяя основное свойство дроби; | |||
Приводить дроби к общему знаменателю, применяя основное свойство дроби; | |||
Сравнивать дроби с разными знаменателями, применяя алгоритм сравнения дробей с разными знаменателями; | |||
Складывать дроби с разными знаменателями, применяя алгоритм сложения дробей с разными знаменателями; | |||
Вычитать дроби с разными знаменателями, применяя алгоритм вычитания дробей с разными знаменателями; |
Если бы вы должны были приступить к написанию контрольной работы через 5 минут, какие из перечисленных требований вызвали бы у вас затруднения?
Приложение 4
Критерий А, С и D.
Дата: ___________
Ф.И. ученика: ______________ Класс: __________
Вариант 1
- Продолжи фразу:
а) Если перед скобками стоит знак __________, то при раскрытии скобок знаки слагаемых в скобках сохраняются.
б) Решить уравнение значит_________________________________
_________________________________________________________.
в) Слагаемое можно переносить из одной части уравнения в другую,__________________________________________________.
г) Математическое моделирование включает в себя три этапа: ____
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________.
д) Коэффициент это - _______________________________________
__________________________________________________________.
- Переведи с математического языка на русский язык:
а) а + (в + с) = а + в + с;
б) -5∙( - п + у) = 5п – 5у;
в) – а = -1∙ а;
г) а – (в – с) = а – в - с;
д) 1∙ а = а.
- Проверь правильность и рациональность выполненных действий, оцени и объясни почему:
а) 4х – (3х + (2х – 1)) = 4х – 3х + 2х – 1= 3х - 1;
б) – 1,5а∙(-а)∙2а = 9а;
в) 8х – 9 = -2х + 3;
8х + 2х = 3 + 9;
10х = 12;
х = 12\10;
х =1,2. Ответ: 1,2.
Итого:
Критерий А | |
Критерий С | |
Критерий D |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кабинет - средство мотивации к учебной деятельности
Современное образование находится сейчас не в лучшем состоянии. Изучив результаты исследований, которые проводили зарубежные организации, а также подробно разо...
Мировоззренческие аспекты математики как средство формирования мотивов учебной деятельности в классах с гуманитарным уклоном обучения
В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ и классов различной профильной направленности по-новому встают вопросы о целях, содержании, формах и ме...
«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»
«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»...
ДОКЛАД на тему «Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику»
Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику...
Доклад "КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧЕНИКУ"
Доклад на ГМО учителей мтематики, физики и информатики...
Образовательный квест в математике как средство мотивации самостоятельной познавательной деятельностио бучающихся
Данная статья содержит материалы о проведении урока-игры с учащимися посвященного Дню Всемирного наследия памятников и исторических мест г.Санкт-Петербург....