«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»
методическая разработка по технологии на тему
«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upz.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»
1 слайд: С введением Федерального государственного образовательного стандарта цели и задачи, стоящие перед современным образованием изменились, акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности, на развития личности ребенка, на формирование и развитие универсальных учебных действий. А это возможно при условии активной деятельности каждого ученика, которая во многом зависит от того, насколько мотивирована учебная деятельность.
2 слайд Ценность современного качества образования не в освоении системы опорных знаний, не в способности воспроизвести их в стандартной ситуации, а в том, чтобы подготовить обучающихся к реальной жизни, умению успешно решать жизненные задачи. Каждый молодой учитель ищет ответы на вопросы: «Как обучать в новых условиях? Как спроектировать урок? Какие формы, методы и приёмы выбрать в обучении?».
3 слайд Мой предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. В основу обучения положена системная проектно-творческая деятельность обучающихся, в которой основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами работы в сторону сознательного и творческого выбора решения тех или иных задач.
Один из семинаров нашей районной лаборатории молодых педагогов провела Наталья Александровна Волгина, учитель математики Называевской СОШ №4, на котором поделилась опытом с молодыми педагогами по созданию учебно-практических и учебно-познавательных задач. Наталья Александровна помогла мне выйти на другой уровень использования УПЗ и УПрЗ на уроках технологии.
Я поняла, что достижение личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках технологии можно осуществлять именно посредством решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Итак, что же такое учебно-познавательная и учебно-практическая задачи? Как же её отличить от учебной или познавательной задачи? Ответы на эти вопросы я получила на семинаре, а затем изучила ряд методических материалов.
Учебно-познавательная задача (УПЗ) – задача на поиск и анализ информации, необходимой для решения учебно-практических задач, то есть задача, обеспечивающая сам процесс научения (формирования понятий и способов предметной и метапредметной деятельности).
Учебно-практическая задача (УПрЗ) – это такая задача, которая ориентирована на применение или отработку уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета.
Цели применения УПЗ и УПрЗ:
Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Область применения:
Актуализация знаний, закрепление изученного материала, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока. Построение учебно-познавательной задачи зависит от особенностей изучаемой темы, от уровня общего и интеллектуального развития учащихся, от дидактических задач, стоящих перед уроком. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
Согласно требованиям Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает девять классов учебно-познавательных и учебно-практических задач:
1. направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний;
2. направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний;
3.направленные на формирование и оценку навыка решения проблемных ситуаций;
4. направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества;
5. направленные на формирование и оценку навыка коммуникации;
6. направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции;
7. направленные на формирование и оценку навыка рефлексии;
8. направленные на формирование ценностно-смысловых установок;
9. направленные на формирование и оценку ИКТ- компетентности школьников.
Особенность этих задач состоит в том, что каждая их них направлена на формирование и оценку конкретных умений и навыков, необходимых для успешного освоения обучающимися основной общеобразовательной
Применять учебно-познавательные задачи я начала при изучении раздела «Машиноведение». Для девочек эти темы не интересны, но они очень важны при выполнении практических работ.
Например:
Тип УПЗ: задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний.
Тема: «Устройство швейной машинки» в 5 классе.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению;
Познавательные:
- знать определение понятий: маховое колесо, рукав, иглодержатель и т.д.
- умение ориентироваться в тексте учебника.
Регулятивные:
- уметь планировать пути достижения цели;
- владеть навыками самооценки, умение оценить другого обучающегося.
Коммуникативные:
- умение планировать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- использовать разные способы коммуникации.
Я спрашиваю детей.
1.Что известно о швейной машинке? Для чего ее используют?
(Они должны зачитать информацию об истории изобретения-это начало параграфа)
2. Содержание задания:
Найти части швейной машинки на рисунке учебника.
Где располагается иглодержатель у швейной машинки.
Что означает данное слово? Какова функция иглодержателя?
Так рассматриваем каждую часть швейной машинки и заполняем таблицу.
(Эта таблица помогает девочкам в короткое время изучить большой параграф, к ней можно возвращаться и в 6, 7 классе при изучения раздела «Машиноведение»)
3. Время выполнения: 20-25 минут.
4. Знакомлю с критериями оценивания (самооценка результатов своей деятельности):
Работу по изучению шв. машинки выполнил самостоятельно: 5б.
В работе были допущены незначительные ошибки: 4б.
Работу выполнил с помощью учителя: 3б.
Или следующий пример :
Тема урока: «Блюда из круп» в 6 классе.
Тип УПЗ тот же.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению;
Познавательные:
- умение ориентироваться в тексте учебника.
Регулятивные:
- планировать путь достижения цели;
- владеть навыками самооценки, умение оценить другого обучающегося.
Коммуникативные:
- умение планировать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- использовать разные способы коммуникации.
Учитель: Что вы предпочитаете есть на завтрак?
(Дети отвечают).
Задание: К сожалению, многие из вас предпочитают на завтрак бутерброды. Вместо того чтобы есть кашу, которая очень полезна для здоровья. Да и времени для приготовления каши уйдет не многим больше, чем приготовить бутерброды. Посмотрите фрагмент мультфильма «Богатырская каша» и выполните следующие действия:
1. Объясните, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел?»
2. Назовите полезные свойства каши?
3. Составьте кластер «Виды каш». (задачу на слайд полностью)
(Проговариваем критерии и выполняем работу).
Использование на уроках учебно-познавательных задач способствует получению обратной связи о степени формирования у обучающихся метапредметных результатов, таких как: анализ информации, систематизация полученных знаний, выделение главного и т.д. При решении ситуационных и проблемных задач учащиеся лучше усваивают изучаемый материал, чем при работе с простыми вопросами, например: «Зачем же человеку нужно знать, например, …виды круп…?».
В развернутом виде учебно – познавательная задача должна состоять из семи компонентов.
1. Краткая характеристика задачи – описание личностных, предметных и метапредметных результатов, на формирование которых направлено выполнение этой задачи.
2. Мотивационная часть задания – формирует у ученика желание узнать, открыть, научиться.
3. Содержание задачи:
а) информационная часть (условие задачи);
б) командная часть (вопрос задачи);
в) ответная часть (инструкция по выполнению задачи).
4. Время выполнения задачи.
5. Образец выполнения задачи или описание правильного ответа.
6. Критерии оценивания.
7. Методический комментарий – описание особенностей, форм работы учеников, перечень необходимого оборудования.
Учебно-познавательные задачи позволяют реализовать системно-деятельностный подход и достигнуть следующих целей:
- познакомиться с новыми понятиями;
- систематизировать знания;
- развить навыки проектно-исследовательской деятельности;
- самостоятельно приобретать, переносить и интегрировать знания.
Для их достижения предлагаю решение задач на встраивание неизвестного для учащихся объекта в уже известную систему; на сравнение; на рефлексивную оценку деятельности; на организацию совместных действий.
И хотя, над созданием учебно-познавательных задач работаю совсем немного, у меня уже есть небольшой банк этих заданий по предмету «технология», с которыми можно познакомиться на сайте нашей школы. Представляя свой опыт работы, я хотела показать, что учебно-познавательные и учебно-практические задачи в структуре современного урока – универсальное средство реализации ФГОС, создаёт условия для достижения всех видов планируемых результатов, подготовки обучающихся к самостоятельной взрослой жизни. Убедившись в том, что учебно-познавательные задачи способствуют вовлечению учащихся в универсальную общеучебную деятельность (целеполагание, планирование, аргументацию, анализ, синтез, сравнение, контроль и самоконтроль), мне еще нужно помнить, что ребенок на уроках технологии должен решать и учебно-практические задачи. Важно то, что эти два типа задач необходимо сочетать в определенной наиболее эффективной последовательности. Вот над этой проблемой я и буду работать дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по теме "Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"
Представлен самоанализ работы по теме "Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"...
Повышение мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках математики с помощью учебно-познавательной задачи
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...
Повышение мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках математики с помощью учебно-познавательной задачи
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...
"Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику"
В современной системе образования особенную остроту приобретает вопрос оценивания результатов обучения учащихся в рамках внедрения ФГОС: сделать оценку учащихся более содержательной, объективной...
ДОКЛАД на тему «Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику»
Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику...
Доклад "КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧЕНИКУ"
Доклад на ГМО учителей мтематики, физики и информатики...
статья "Развитие мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках географии"
Сегодня перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. А для нынешнего времени важно понять, что, вооруж...