«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»
методическая разработка по технологии на тему

«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upz.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»

  1 слайд:    С введением Федерального государственного образовательного стандарта цели и задачи, стоящие перед современным образованием изменились, акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности, на развития личности ребенка, на формирование и развитие универсальных учебных действий.  А это возможно при условии активной деятельности каждого ученика, которая во  многом зависит от того, насколько мотивирована учебная деятельность.  

  2 слайд Ценность  современного качества образования не в освоении системы опорных знаний, не  в способности воспроизвести их в стандартной ситуации, а в  том, чтобы подготовить обучающихся к реальной жизни, умению успешно решать жизненные задачи. Каждый молодой учитель  ищет ответы на вопросы: «Как обучать в новых условиях? Как спроектировать урок? Какие формы, методы и приёмы выбрать в обучении?».

3 слайд Мой предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. В основу обучения положена системная проектно-творческая деятельность обучающихся, в которой основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами работы в сторону сознательного и творческого выбора решения тех или иных задач.

    Один из семинаров нашей районной лаборатории молодых педагогов провела Наталья Александровна Волгина, учитель математики Называевской СОШ №4, на котором поделилась  опытом с молодыми педагогами по созданию учебно-практических и учебно-познавательных задач. Наталья Александровна помогла мне выйти на другой уровень использования УПЗ и УПрЗ на уроках технологии.

  Я поняла, что достижение личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках технологии можно осуществлять именно посредством решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

    Итак, что же такое учебно-познавательная и учебно-практическая задачи? Как же её отличить от учебной или познавательной задачи? Ответы на эти вопросы я получила на семинаре, а затем  изучила ряд методических материалов.

  Учебно-познавательная задача (УПЗ) – задача на поиск и анализ информации, необходимой для решения учебно-практических задач, то есть задача, обеспечивающая сам процесс научения (формирования понятий и способов предметной и метапредметной деятельности).

  Учебно-практическая задача  (УПрЗ) – это такая задача, которая ориентирована на применение  или отработку уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. 

Цели применения УПЗ и УПрЗ:

Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Область применения:

Актуализация знаний, закрепление изученного материала, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока.  Построение учебно-познавательной задачи зависит от особенностей изучаемой  темы, от уровня общего и интеллектуального развития учащихся, от дидактических задач, стоящих перед уроком. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

  Согласно требованиям Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает девять классов  учебно-познавательных и учебно-практических задач:

1. направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний; 

2. направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний;    

3.направленные на формирование и оценку навыка решения проблемных ситуаций;

4. направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества;

 5. направленные на формирование и оценку навыка  коммуникации;

6. направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции; 

7. направленные на формирование и оценку навыка рефлексии;

 8. направленные на формирование ценностно-смысловых установок;

 9. направленные на формирование и оценку ИКТ- компетентности школьников.

Особенность этих задач состоит в том, что каждая их них направлена на формирование и оценку конкретных умений и навыков, необходимых для успешного освоения обучающимися основной общеобразовательной

Применять учебно-познавательные задачи я начала при изучении раздела «Машиноведение». Для девочек эти темы не интересны, но они очень важны при выполнении практических работ.

Например:

Тип УПЗ: задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний.

Тема: «Устройство швейной машинки» в 5 классе.

Планируемые результаты:

Личностные:

-        формирование ответственного отношения к учению;

Познавательные:

-        знать определение понятий: маховое колесо, рукав, иглодержатель и т.д.

-        умение ориентироваться в тексте учебника.

Регулятивные:

-        уметь планировать  пути достижения цели;

-        владеть навыками самооценки, умение оценить другого обучающегося.

Коммуникативные:

-        умение планировать  совместную деятельность с учителем и сверстниками;

-        использовать разные способы коммуникации.

Я спрашиваю детей.

1.Что известно о швейной машинке? Для чего ее используют?

(Они должны зачитать информацию об истории изобретения-это начало параграфа)

2. Содержание задания:

Найти части швейной машинки на рисунке учебника.

Где располагается иглодержатель у швейной машинки.

Что означает данное слово? Какова функция иглодержателя?

Так рассматриваем каждую часть швейной машинки и заполняем таблицу.

(Эта таблица помогает девочкам в короткое время изучить большой параграф, к ней можно возвращаться и в 6, 7 классе при изучения раздела «Машиноведение»)

3. Время выполнения: 20-25 минут.

4. Знакомлю с критериями оценивания (самооценка результатов своей деятельности):

Работу по изучению шв. машинки выполнил самостоятельно: 5б.

В работе были допущены незначительные ошибки: 4б.

Работу выполнил с помощью учителя: 3б.

Или следующий пример :

Тема урока:  «Блюда из круп» в 6 классе.

Тип УПЗ тот же.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению;

Познавательные:

  • умение ориентироваться в тексте учебника.

Регулятивные:

  • планировать  путь достижения цели;
  • владеть навыками самооценки, умение оценить другого обучающегося.

Коммуникативные:

  • умение планировать  совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • использовать разные способы коммуникации.

Учитель: Что вы предпочитаете есть на завтрак?

(Дети отвечают).

Задание: К сожалению, многие из вас предпочитают на завтрак бутерброды. Вместо того чтобы есть кашу, которая очень полезна для здоровья. Да и времени для приготовления каши уйдет не многим больше, чем приготовить бутерброды. Посмотрите фрагмент мультфильма «Богатырская каша» и выполните следующие действия:

1. Объясните, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел?»

2. Назовите полезные свойства каши?

3. Составьте кластер «Виды каш». (задачу на слайд полностью)

(Проговариваем критерии и выполняем работу).

Использование на уроках учебно-познавательных задач способствует получению обратной связи о степени формирования у обучающихся  метапредметных результатов, таких как: анализ информации, систематизация полученных знаний, выделение главного и т.д. При решении ситуационных и проблемных задач учащиеся лучше усваивают изучаемый материал, чем при работе с простыми вопросами, например: «Зачем же человеку нужно знать, например, …виды круп…?».

В развернутом виде учебно – познавательная  задача  должна состоять из семи компонентов.

1. Краткая характеристика задачи – описание личностных, предметных и метапредметных результатов, на формирование которых направлено выполнение этой задачи.

2. Мотивационная часть задания – формирует у ученика желание узнать, открыть, научиться.

3. Содержание задачи:

а) информационная часть (условие задачи);

б) командная часть (вопрос задачи);

в) ответная часть (инструкция по выполнению задачи).

4. Время выполнения задачи.

5. Образец выполнения задачи или описание правильного ответа.

6. Критерии оценивания.

7. Методический комментарий – описание особенностей, форм работы учеников, перечень необходимого оборудования.

Учебно-познавательные задачи позволяют  реализовать системно-деятельностный подход и  достигнуть следующих целей:

- познакомиться с новыми понятиями;

- систематизировать знания;

- развить навыки проектно-исследовательской деятельности;

- самостоятельно приобретать, переносить и интегрировать знания.

Для их достижения предлагаю решение задач на встраивание неизвестного для учащихся объекта в уже известную систему; на сравнение; на рефлексивную оценку деятельности; на организацию совместных действий.

И хотя,  над созданием  учебно-познавательных задач работаю совсем немного,  у меня уже есть небольшой банк этих заданий по предмету «технология», с которыми можно познакомиться на сайте нашей школы.        Представляя свой опыт работы, я хотела показать, что учебно-познавательные и учебно-практические задачи     в структуре современного урока – универсальное средство реализации ФГОС, создаёт условия для достижения всех видов планируемых результатов, подготовки обучающихся к самостоятельной взрослой жизни. Убедившись в том, что учебно-познавательные задачи способствуют вовлечению учащихся в универсальную общеучебную деятельность (целеполагание, планирование, аргументацию, анализ, синтез, сравнение, контроль и самоконтроль), мне  еще  нужно помнить, что ребенок на уроках технологии должен решать и учебно-практические задачи. Важно то, что эти два типа задач необходимо сочетать в определенной наиболее эффективной последовательности. Вот над этой проблемой я и буду работать дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме "Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"

Представлен самоанализ работы по теме "Повышение  мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"...

Повышение мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках математики с помощью учебно-познавательной задачи

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

Повышение мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках математики с помощью учебно-познавательной задачи

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

"Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику"

В современной системе образования особенную остроту приобретает вопрос  оценивания результатов обучения учащихся в рамках внедрения ФГОС: сделать оценку учащихся более содержательной, объективной...

ДОКЛАД на тему «Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику»

Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику...

статья "Развитие мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках географии"

Сегодня перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. А для нынешнего времени важно понять, что, вооруж...